Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы составления анкеты




Правила составления вопросов для интервью и анкеты во многом являются общими. Однако специфика формы опроса — личное взаи­модействие участников интервью или заполнение анкеты самим оп­рашиваемым, — конечно, должна учитываться при построении во-


просника. Эта специфика может обусловливать форму и содержание вопросов, последовательность пунктов опросника.

Основные этапы работы исследователя по построению вопросника для анкеты или стандартизированного интервью предполагают следующее.

1. Любая анкета имеет цель; ответы, на какие вопросы хочет полу­чить психолог, определяют характер информации, которую необхо­димо получить от испытуемых, или респондентов.

2. Составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы в анкете и интервью, предшествует конечной форме оп­росника или анкеты как пробного вопросника.

3. Проверка анкеты в пилотажном исследовании.

4. Исправление пробного вопросника (если исправления существен­ны, необходима еще одна пробная проверка) и его окончательное редактирование.

5. Основное исследование с использованием конечной формы ан­кеты (как результата пилотажного исследования).

Этапы построения вопросника. Ранее упоминалось о том, что не­обходимо отличать опрос и вопросники (анкеты), которые использу­ются для получения первичной информации, от опросников как тес­тов, которые применяются в психодиагностических целях. С какими бы целями ни использовался опрос, психолог всегда руководствуется оп­ределенным планом, или вопросником*. Исключением в этом смысле является лишь ненаправленное интервью, когда опрашиваемому сообща­ется проблема исследования и позволяется ему самому выбрать тему разговора. Анкета может иметь разную степень структурированности в зависимости от цели и способа построения. Степень структурирован­ности анкеты варьируется в широких пределах — от свободного опро­са по меняющимся пунктам до жестко стандартизированного вопрос­ника с разработанными заранее вариантами ответов.

План нестандартизированного интервью представляет собой пере­чень ряда пунктов или основных (первичных) вопросов. Это вопросы, вводящие новую тему. Кроме них, задаются зондирующие (или вторич­ные) вопросы, которые предназначены для того, чтобы расширить или уточнить информацию, полученную в ответ на основной вопрос. Зонди­рующие (а нередко и первичные) вопросы в ходе нестандартизирован­ного интервью формулируются самим интервьюером.

Полная противоположность данному виду интервью — стандар­тизированное, план которого представляет собой детально разрабо­танный вопросник, т. е. имеет строго стандартизованную форму. План интервью по существу мало чем отличается от перечня вопросов ан-

* Как уже говорилось, перечень вопросов для получения первичных данных далее нами будет называться анкетой, хотя в психологической литературе не ме­нее часто употребляется название опросник или вопросник.


кеты, если есть согласованность между текстом и подтекстом; если же подтекст опроса лишь направляет содержание задаваемых респонден­ту вопросов, а сами они могут варьировать, то план структурирует последовательность тем (подтекстов).

Правила формулирования вопросов. Содержание вопросов обуслов­лено программой исследования. При этом важно, чтобы исследова­тель (или интервьюер) был уверен, что опрашиваемые поймут его вопросы именно так, как это требуют задачи исследования. При фор­мулировании вопросов рекомендуется учитывать следующее.

1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным. В утвержде­
нии респондент должен оценивать каждую составляющую, а не давать
ответ на сложноподчиненное предложение, поскольку тогда может
остаться неясным, с какой его частью он выразил согласие или не­
согласие.

Так, рассмотрим утверждение, имеющее структуру сложнопод­чиненного предложения.

Пример Г. «Я считаю, что большинство людей проголосует за канди­дата А, а не Б потому, что он демократ».

Ответ на такой вопрос включает две составляющие темы: 1) за кого, как считает респондент, будут отданы голоса и 2) почему они будут отданы за кандидата А.

Пример 2. «Я охотно заменил бы своего начальника, чтобы доказать всем, что я могу справиться с трудным делом лучше других».

В этом предложении существует подтекст: 1) Я охотно заменил бы своего начальника, так как уверен, что могу справиться с труд­ным делом лучше; 2) Я рискую заменить начальника, чтобы доказать свои возможности. В первом случае согласие означает уверенность в своих силах, а во втором — желание рисковать.

2. Следует избегать малораспространенных иностранных слов, уз­коспециальных терминов и слов с двойным значением. Например, у преподавателя хотят узнать, импульсивен ли данный ученик, и ему задают вопрос: «Импульсивен ли данный ребенок? » Отвечая, он мо­жет вложить в понятие импульсивности совсем другой смысл, чем тот, который имел в виду психолог. И в разных психологических кон­цепциях понятие имульсивность может быть представлено в разных значениях. Поэтому предпочтительнее спрашивать о конкретных осо­бенностях поведения, характерных для проявления импульсивности.

3. Нельзя задавать слишком длинных вопросов, в предложении не должно быть, как правило, более 16 слов. Особенно это касается ин­тервью, так как опрашиваемый может не запомнить всего вопроса и ответить только на его часть или же вообще отказаться от ответа.

4. Если опрос касается предмета, с которым опрашиваемый недо­
статочно знаком или для суждений о котором он не имеет необходимого


запаса специальных терминов, иногда желательно сделать предисловие к соответствующим вопросам (это более осуществимо в интервью). Та­кое предисловие может включать соответствующее пояснение или при­мер. Тогда вопросы сами по себе будут по-прежнему оставаться краткими.

5. Каждый вопрос должен быть конкретным, насколько это воз­можно. Часто предпочтительнее касаться отдельных случаев, а не ка­ких-либо обобщений. Вопрос: «Чем Вы руководствовались, когда вы­бирали этого кандидата? » — ставит респондента в затруднительное положение. Можно было бы задать более конкретный вопрос: «Вы выбрали кандидата А, потому что он... ».

6. Следует подробно указывать все возможные варианты ответов либо не указывать ни одного. Рекомендуется также уравновешивать число возможных вариантов ответа «за» и «против», так как их пере­вес с той или другой стороны может повлиять на ответ.

7. Необходимо предлагать опрашиваемому только такие варианты ответа, каждый из которых может быть приемлем в равной степени. Опрашиваемый не должен считать, что выбор того или иного вариан­та означал бы потерю его престижа.

8. Вопрос не должен иметь внушающего характера. Совершенно недопустимы такие формы: «Не согласны ли вы с тем, что... », «Не считаете ли вы... ».

Пример 3: Установочным, т. е. «внушающим», будет вопрос: «Не ка­жется ли вам, что преподавание в вашем институте имеет свои недо­статки? »

Установки, или предубеждения, чаще всего актуализируются оце­ночным подтекстом вопроса.

Открытые и закрытые вопросы. Все вопросы, используемые в ин­тервью и анкетах, можно разделить на открытые (неструктурные) и закрытые (структурные). Первые не дают опрашиваемому никакого руководства ни в отношении формы, ни в отношении содержания его ответов; вторые — предлагают сделать выбор лишь из числа указанных вариантов ответа. При этом любая стандартизация возможных ответов должна исчерпывать объем вопроса, включая, согласно смыслу, по­зитивные и негативные варианты ответов и ответы типа «не знаю», «затрудняюсь сказать».

Все закрытые вопросы можно подразделить на: 1) вопросы с дихо­томическим ответом и 2) вопросы с множественным выбором. Дихото­мический вопрос включает в себя два исключающих друг друга вариан­та ответа: «да» или «нет», но возможен вариант ответа, расширяющий «пространство для маневра» у опрашиваемого: «не могу сказать».

Пример 4: «Как вы считаете, объективно или необъективно освеща­ются события, происходящие в нашей стране, журналистами? »

В дихотомической шкале вариантами ответа будут: 1) да, объек­тивно; 2) нет, не объективно. Но более простой для понимания была


бы такая формулировка: «Считаете ли вы, что журналисты в нашей стране освещают события: 1) объективно; 2) не объективно? »

Дихотомические вопросы наиболее удобны для табулирования и статистической обработки. В вопросе с множественным выбором оп­рашиваемому предлагается серия возможных вариантов ответа.

Например: «Вы согласны с утверждением, что события, происхо­дящие в нашей стране, освещаются журналистами объективно? »

а) согласен;

б) полностью согласен;

в) не согласен;

г) совершенно не согласен;

д) не могу сказать.

Этот вариант позволяет более точно определить мнение, чем ди­хотомические вопросы.

Вопрос с множественным выбором может быть составлен таким образом, что респондент вправе указать не один, а несколько вариан­тов ответа.

Пример 5: «Какими основными качествами должен обладать журна­лист? »

а) быть объективным; б) эрудированным; в) грамотным; г) не подкупным; д) не предвзятым; е) честным; ж) добрым.

Отвечая на этот вопрос, можно выбрать от одного до трех вариан­тов ответа. Однако та или иная последовательность вариантов ответа оказывает заметное влияние на их выбор. Варианты, стоящие в начале предложенного перечня, по сравнению с теми же суждениями, но помещенными в конце, получают в среднем значительно больше го­лосов. Чтобы нейтрализовать влияние эффектов последовательности, рекомендуется предъявлять половине опрашиваемых один порядок пос­ледовательности, а второй половине — другой порядок.

Главное преимущество закрытых вопросов — единообразие отве­тов, легко поддающееся ручной и особенно компьютерной обработке.

Открытые вопросы в интервью часто выглядят более естествен­ными, позволяет создавать благоприятную атмосферу для интервьюи­рования. Другое достоинство открытых вопросов состоит в возможно­сти получения более обдуманных ответов.

Во многих интервью и анкетах используются одновременно и от­крытые, и закрытые вопросы. Выбор между ними зависит от целей ис­следования, времени и средств, имеющихся в распоряжении, и самое главное — от уровня знания исследователем тех психологических явле­ний, которые он должен изучить. Как правило, открытые вопросы чаще применяются в интервью, нежели в анкете, потому что людям обычно легче рассказать о чем-либо, чем изложить это в письменной форме.

Последовательность вопросов. Существуют правила расположения вопросов при анкетировании и интервьюировании. Авторы известно-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...