Процесс анкетирования
22-6187 го на Западе учебника «Методы социального исследования» В. Гуд и ГГ. Хэтт считают, что последовательность вопросов интервью должна отвечать перечисленным ниже требованиям. ♦ По мере развития опроса интерес опрашиваемого должен расти. Необходимо, чтобы первый вопрос по возможности приковывал внимание, заинтересовывал опрашиваемого, но не был дискуссионным. В противном случае процент лиц, отказывающихся отвечать, гораздо больше, чем тогда, когда дискуссионный вопрос поставлен в середине интервью. ♦ Более сложные вопросы должны следовать за более простыми. Чем далее опрашиваемый вовлекается в интервью, тем труднее ему отказаться от продолжения ответов на вопросы. Поэтому, если некоторые вопросы требуют размышления, их не рекомендуется ставить слишком рано. Но они не должны идти и слишком поздно, ибо опрашиваемый утомляется. Как правило, утомление наступает в пределах 15—25 мин. ♦ Нельзя слишком поспешно задавать опрашиваемому сугубо интимных вопросов. Лучше приберечь их к концу интервью, когда между участниками уже установлен известный контакт. ♦ В смысловом отношении вопросы должны спокойно следовать один за другим так, чтобы последующие вопросы уточняли предыдущие. Правило воронки. Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки. Его применение позволяет респонденту постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой роли. В середине опроса располагаются наиболее важные, с точки зрения исследователя, и трудные для опрашиваемых вопросы. Здесь же задаются вопросы, носящие наиболее личностный и деликатный характер. В конце ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения внимания, воображения, памяти и т. п.
Практика применения социологических опросов показывает, что некоторые опрашиваемые, не желая показать свою неосведомленность, высказывают то или иное мнение о фактах, совершенно им неизвестных. Поэтому рекомендуется сначала задавать так называемый информационный вопрос, чтобы установить, имеет ли опрашиваемый вообще какие-либо сведения по данному предмету. Лишь тем опрашиваемым, которые располагают достаточной (с точки зрения интервьюера) информацией, задается далее вопрос на отношение. Выяснение таких фактических данных о личности опрашиваемого, как возраст, образование, семейное положение и т. д., должно приходиться на конец анкетирования. Процесс анкетирования Установление контакта с опрашиваемым. Интервьюер должен стремиться к созданию ситуации, в которой опрашиваемый побуждался бы к искренним ответам. Первое условие успешного интервьюирования — создание дружеской атмосферы. Некоторые исследователи считают, что метод интервью уже несет в себе большую потенциальную возможность для создания доброжелательных отношений, так как опрашиваемый принимает во внимание тот факт, что кто-то позаботился лично поговорить с ним. Вступительные слова психолога должны быть краткими, обоснованными и уверенными. Во вступлении он четко излагает цели исследования, используя понятную для опрашиваемого терминологию, заверяет его в анонимности ответов. Многословные вступления лишь рассеивают внимание опрашиваемого и утомляют его. Интервьюеру следует перейти к вопросам интервью как можно быстрее. Однако он обязан ответить на любые законные вопросы опрашиваемого (например, почему именно его выбрали для интервью). В случае отказов опрашиваемых от интервью задача психолога состоит в том, чтобы добиться согласия. Если опрашиваемый ссылается на свою некомпетентность, нужно объяснить ему, что в интервью не может быть ни «правильных», ни «неправильных» ответов и мнение каждого заслуживает внимания. При ссылках опрашиваемого на отсутствие времени для интервью необходимо постараться убедить его, что материалы исследования будут неполными, если не беседовать с такими занятыми людьми, как он.
Большую роль в установлении контакта с опрашиваемым играют вступительные слова интервьюера и его первые вопросы. Они должны вызывать у опрашиваемого интерес и желание дать интервью. Создавая атмосферу дружелюбия, интервьюеру, тем не менее, рекомендуется всегда сохранять известную степень деловой официальности. Не следует впадать также в другую крайность и принимать менторский тон. Основная фаза интервью. Хотя интервьюеру принадлежит более активная роль, чем опрашиваемому, не рекомендуется злоупотреблять ею. Интервью — это скорее «псевдобеседа», так как один из собеседников должен постоянно помнить, что он исследователь, не упускать из виду плана беседы. Оставаясь доброжелательным и внимательным к словам партнера, он должен твердо вести беседу по нужному руслу, чтобы собеседнику порой казалось, что он сам предлагает этот путь разговора. При умелой тактике интервьюера его контакт с опрашиваемым должен укрепляться по мере развития интервью. Важно, чтобы интервьюер сохранял нейтральную позицию в процессе опроса. Нельзя ни в коем случае обнаруживать своего собственного отношения к предмету исследования, например показывать свое удивление или неодобрение по поводу ответов респондента, а также одобрение. Однако нейтральность интервьюера не следует понимать как абсо- 22* лютную бесстрастность. Необходимо всеми способами проявлять внимание и интерес к личности опрашиваемого: смеяться в ответ на шутки, делать одобрительные, поддерживающие разговор замечания. Важно, чтобы в процессе опроса не было неловких пауз. Предпочтительнее задавать вопросы по памяти, чем зачитывать их по плану. Это требование, разработанное социологами, однако, часто противоречит организации опроса в психологическом исследовании, где более важным может оказаться не фактор формы опроса, а точности формулировок и стандартизации взаимодействия с испытуемым.
Интервью, как и анкетирование, по мнению многих исследователей, не должно превышать 20—30 мин. Это — тот срок, который позволяет респонденту одновременно и высказаться, и не переутомиться. Интервьюирование в быстром темпе целесообразно для тех вопросов, которые могут встретить эмоциональное противодействие со стороны опрашиваемого, а в большинстве интервью предпочтительнее предоставить опрашиваемому достаточно времени для обдумывания ответа. Завершение интервью. После того как интервьюер задал опрашиваемому все необходимые вопросы, он должен обязательно поблагодарить последнего, извиниться за беспокойство. Иногда рекомендуют не спешить с уходом от опрашиваемого. Дело в том, что, когда интервью закончено и известное напряжение, которое испытывал опрашиваемый, значительно ослабло, он может ненароком сказать об очень важных, с точки зрения исследователя, вещах. Он думал о них в ходе интервью, но они казались ему неприемлемыми или слишком тривиальными для такого разговора. Кроме того, учет плана отношений респондента к ситуации очень важен в психологическом исследовании, и проявиться он может именно после завершения опроса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|