Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс анкетирования




22-6187


го на Западе учебника «Методы социального исследования» В. Гуд и ГГ. Хэтт считают, что последовательность вопросов интервью должна отвечать перечисленным ниже требованиям.

♦ По мере развития опроса интерес опрашиваемого должен расти. Необходимо, чтобы первый вопрос по возможности приковывал вни­мание, заинтересовывал опрашиваемого, но не был дискуссионным. В противном случае процент лиц, отказывающихся отвечать, гораздо больше, чем тогда, когда дискуссионный вопрос поставлен в середи­не интервью.

♦ Более сложные вопросы должны следовать за более простыми. Чем далее опрашиваемый вовлекается в интервью, тем труднее ему отказаться от продолжения ответов на вопросы. Поэтому, если неко­торые вопросы требуют размышления, их не рекомендуется ставить слишком рано. Но они не должны идти и слишком поздно, ибо опра­шиваемый утомляется. Как правило, утомление наступает в пределах 15—25 мин.

♦ Нельзя слишком поспешно задавать опрашиваемому сугубо ин­тимных вопросов. Лучше приберечь их к концу интервью, когда между участниками уже установлен известный контакт.

♦ В смысловом отношении вопросы должны спокойно следовать один за другим так, чтобы последующие вопросы уточняли предыду­щие.

Правило воронки. Переход от простых к сложным вопросам полу­чил название правила воронки. Его применение позволяет респонденту постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой роли. В середине опроса располагаются наиболее важные, с точ­ки зрения исследователя, и трудные для опрашиваемых вопросы. Здесь же задаются вопросы, носящие наиболее личностный и деликатный характер. В конце ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения внимания, воображения, памяти и т. п.

Практика применения социологических опросов показывает, что некоторые опрашиваемые, не желая показать свою неосведомленность, высказывают то или иное мнение о фактах, совершенно им неизвест­ных. Поэтому рекомендуется сначала задавать так называемый инфор­мационный вопрос, чтобы установить, имеет ли опрашиваемый во­обще какие-либо сведения по данному предмету. Лишь тем опрашива­емым, которые располагают достаточной (с точки зрения интервьюера) информацией, задается далее вопрос на отношение.

Выяснение таких фактических данных о личности опрашиваемо­го, как возраст, образование, семейное положение и т. д., должно приходиться на конец анкетирования.


Процесс анкетирования

Установление контакта с опрашиваемым. Интервьюер должен стре­миться к созданию ситуации, в которой опрашиваемый побуждался бы к искренним ответам. Первое условие успешного интервьюирова­ния — создание дружеской атмосферы. Некоторые исследователи счи­тают, что метод интервью уже несет в себе большую потенциальную возможность для создания доброжелательных отношений, так как опрашиваемый принимает во внимание тот факт, что кто-то позабо­тился лично поговорить с ним.

Вступительные слова психолога должны быть краткими, обосно­ванными и уверенными. Во вступлении он четко излагает цели исследо­вания, используя понятную для опрашиваемого терминологию, заве­ряет его в анонимности ответов. Многословные вступления лишь рассе­ивают внимание опрашиваемого и утомляют его. Интервьюеру следует перейти к вопросам интервью как можно быстрее. Однако он обязан ответить на любые законные вопросы опрашиваемого (например, поче­му именно его выбрали для интервью). В случае отказов опрашиваемых от интервью задача психолога состоит в том, чтобы добиться согласия. Если опрашиваемый ссылается на свою некомпетентность, нужно объяс­нить ему, что в интервью не может быть ни «правильных», ни «непра­вильных» ответов и мнение каждого заслуживает внимания. При ссыл­ках опрашиваемого на отсутствие времени для интервью необходимо постараться убедить его, что материалы исследования будут неполны­ми, если не беседовать с такими занятыми людьми, как он.

Большую роль в установлении контакта с опрашиваемым играют вступительные слова интервьюера и его первые вопросы. Они должны вызывать у опрашиваемого интерес и желание дать интервью.

Создавая атмосферу дружелюбия, интервьюеру, тем не менее, рекомендуется всегда сохранять известную степень деловой офици­альности. Не следует впадать также в другую крайность и принимать менторский тон.

Основная фаза интервью. Хотя интервьюеру принадлежит более активная роль, чем опрашиваемому, не рекомендуется злоупотреб­лять ею. Интервью — это скорее «псевдобеседа», так как один из собе­седников должен постоянно помнить, что он исследователь, не упус­кать из виду плана беседы. Оставаясь доброжелательным и вниматель­ным к словам партнера, он должен твердо вести беседу по нужному руслу, чтобы собеседнику порой казалось, что он сам предлагает этот путь разговора. При умелой тактике интервьюера его контакт с опра­шиваемым должен укрепляться по мере развития интервью. Важно, чтобы интервьюер сохранял нейтральную позицию в процессе опроса. Нельзя ни в коем случае обнаруживать своего собственного отноше­ния к предмету исследования, например показывать свое удивление или неодобрение по поводу ответов респондента, а также одобрение. Однако нейтральность интервьюера не следует понимать как абсо-


22*


лютную бесстрастность. Необходимо всеми способами проявлять вни­мание и интерес к личности опрашиваемого: смеяться в ответ на шут­ки, делать одобрительные, поддерживающие разговор замечания.

Важно, чтобы в процессе опроса не было неловких пауз. Предпоч­тительнее задавать вопросы по памяти, чем зачитывать их по плану. Это требование, разработанное социологами, однако, часто противо­речит организации опроса в психологическом исследовании, где бо­лее важным может оказаться не фактор формы опроса, а точности формулировок и стандартизации взаимодействия с испытуемым.

Интервью, как и анкетирование, по мнению многих исследовате­лей, не должно превышать 20—30 мин. Это — тот срок, который позво­ляет респонденту одновременно и высказаться, и не переутомиться.

Интервьюирование в быстром темпе целесообразно для тех во­просов, которые могут встретить эмоциональное противодействие со стороны опрашиваемого, а в большинстве интервью предпочтитель­нее предоставить опрашиваемому достаточно времени для обдумыва­ния ответа.

Завершение интервью. После того как интервьюер задал опраши­ваемому все необходимые вопросы, он должен обязательно поблаго­дарить последнего, извиниться за беспокойство. Иногда рекомендуют не спешить с уходом от опрашиваемого. Дело в том, что, когда интер­вью закончено и известное напряжение, которое испытывал опраши­ваемый, значительно ослабло, он может ненароком сказать об очень важных, с точки зрения исследователя, вещах. Он думал о них в ходе интервью, но они казались ему неприемлемыми или слишком триви­альными для такого разговора. Кроме того, учет плана отношений респондента к ситуации очень важен в психологическом исследова­нии, и проявиться он может именно после завершения опроса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...