Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регистрация данных анкетирования




Регистрация данных анкетирования

1. Дословная запись. При этом желательно знание стенографии. Сегодня для этого используются технические устройства (диктофо­ны и пр. ).

2. Запись по памяти. Если вопросы касаются очень острых или интимных тем, то сам факт какой-либо фиксации ответов может выз­вать у респондента чрезмерную скованность. В таких случаях психологу рекомендуется записывать ответы по окончании интервью. У этого способа есть довольно серьезные недостатки, так как в данном случае интервьюер может сделать свой акцент на ответах, которые кажутся ему значимыми или, наоборот, несущественными в силу тех или иных его личных предпочтений. Запись по памяти влечет значительную по­терю информации.

Нередко первый и второй способы регистрации применяются в сочетании: запись ответов на один вопрос производится в ходе интер­вью, запись на другие вопросы — по памяти. Психолог, внимательно


наблюдающий за опрашиваемым, может распознать признаки его бес­покойства, вызванные вопросами, и прекратить дословную запись.

3. Видео и звукозапись (скрытая или открытая). Весь ход интервью может записываться с помощью видеокамеры. Но по этическим сооб­ражениям в случае открытой записи необходимо согласие респонден­та. Следует объяснить целесообразность этого способа регистрации ответов (как и магнитофонной записи). Такая форма регистрации по­зволяет с большей обоснованностью судить о данных интервью не одному компетентному человеку, а нескольким экспертам. На первых этапах апробации вопросника это дает возможность анализировать методику проведения опроса самим интервьюером.

4. Квалификация и квантификация. Эти способы фиксации данных рекомендуют практиковать лишь тогда, когда исследователь очень хо­рошо знаком с изучаемым предметом и число оцениваемых аспектов является сравнительно небольшим. Интервьюер должен быть обеспе­чен специальным бланком, в котором приведены образцы возможных оценок. Он не записывает ответов, но на их основе, исходя из имею­щихся образцов, дает оценку тех переменных, которые подвергаются исследованию. Отнесение к тому или иному разряду обычно основано на серии вопросов или на всем интервью в целом. Недостатком данно­го способа регистрации считается его подверженность личным пред­почтениям интервьюера. Многие исследователи полагают, что более адекватной оценки можно добиться, если поручить последующую классификацию событий или ответов не интервьюерам, а другим спе­циалистам, производящим оценку по окончании опроса на основе подробных отчетов об интервью.

5. Кодировка. Этот способ отличается от предыдущего тем, что
психолог не делает суммарных суждений относительно той или иной
серии ответов опрашиваемого, а в ходе интервью кодирует ответы
опрашиваемых на определенные вопросы, исходя из заранее предус­
мотренных категорий. Такой способ особенно хорошо подходит для
закрытых вопросов.

Нередко с целью ослабить влияние предубеждений интервьюеров на результаты исследования кодирование ответов на вопросы произ­водится другими специалистами по окончании массового опроса. Для этого необходимо иметь дословные протоколы интервью. Данный прием обычно практикуется при открытых вопросах. Недостатки его состоят в значи­тельной утрате данных интервьюеров о наблюдении за опрашиваемыми. Выбор какого-либо способа регистрации ответов зависит от задач ис­следования, квалификации интервьюеров и чисто технических причин.

Специфика анкетирования (заочного опроса)

При составлении анкеты необходимо учитывать специфические особенности заочной формы опроса. На первой странице анкеты ука­зывается организация, проводящая опрос. Далее идет вступление —


обращение к опрашиваемому. Здесь называются цели исследования, объясняется, почему опрашиваемый должен ответить на вопросы ан­кеты (можно, например, подчеркнуть важное общественное или на­учное значение изучаемой проблемы). Иногда желательно дать неко­торое разъяснение по заполнению анкеты (здесь возможны примеры). Следует также обязательно заверить опрашиваемого в анонимности полученных ответов. Вступление должно быть лаконичным и вежли­вым. В конце анкетного бланка всегда выражается благодарность опра­шиваемому.

Еще на стадии построения вопросника необходимо учитывать тре­бования, обусловленные использованием компьютерной техники с целью обработки анкет. В одних анкетах на каждой странице отводится колонка для шифровки ответов, которая производится по окончании опроса. В других анкетах место для шифра на полях анкеты не оставля­ется, а в конце ее помещается специальная шифровальная таблица. Возможны также анкеты, в которых вообще не предусмотрено место для шифра ответов. В этих случаях шифровальная таблица печатается на отдельном бланке, который не попадает в руки опрашиваемого. Составляя макет анкеты, необходимо иметь в виду, что структура во­просов и технология обработки ответов тесно взаимосвязаны.

Внешний вид анкеты имеет очень большое значение, поскольку он может оказать как благоприятное, так и неблагоприятное психо­логическое воздействие на опрашиваемых. Здесь важно и качество бу­маги, и полиграфическое оформление анкеты в целом.

Довольно широко используется в психологии опрос посредством анкет, вручаемых анкетером лично каждому опрашиваемому. При этом иногда анкеты заполняются сразу же в присутствии анкетера, иногда они оставляются у опрашиваемых, чтобы те ответили на вопросы в удобное для себя время и возвратили бланки к назначенному сроку. Этот способ опроса имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. Так, возврат анкет здесь может доходить почти до 100%.

Имеется ряд способов контроля надежности первичных данных, получаемых путем опросов: в любом вопроснике предусматривается серия основных и контрольных (обычно косвенных) вопросов для повышения достоверности ответов. Контроль ее достоверности возмо­жен следующими способами: соответствующей отработкой системы основных и контрольных, прямых и косвенных вопросов, с помощью техники шкалирования вариантов ответа в нескольких измерениях, повторными опросами в панельном исследовании, путем сравнения с другими сообщениями или объективными данными, которые каса­ются рассматриваемых факторов (наблюдение, анализ продуктов дея­тельности, эксперимент и т. д. ).

Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового опроса большого количества лиц. Другое немаловажное зна­чение имеет более доверительное отношение респондентов к этому


способу опроса и искренность в ответах, так как, по их мнению, анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью.

Выбор между методиками интервью и анкеты зависит от уровня изученности проблематики, целей исследования и его программы в целом. Анкетирование нельзя проводить, не имея определенных рабо­чих гипотез. Метод интервью менее требователен в этом отношении. Он может быть эффективным даже при недостаточно четко сформу­лированных гипотезах исследователя. Преимущество нестандартизи-рованного интервью — получение более глубокой информации, гиб­кость опроса. Недостаток — сравнительная узость охвата опрашивае­мых. Массовый стандартизированный опрос путем анкеты дает репрезентативные результаты, но в более узкой сфере проблем. Соче­тание анкетирования и интервью является одной из наиболее плодо­творных методик опроса, так как наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получать ма­териал и для глубокого анализа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...