Регистрация данных анкетирования
Регистрация данных анкетирования 1. Дословная запись. При этом желательно знание стенографии. Сегодня для этого используются технические устройства (диктофоны и пр. ). 2. Запись по памяти. Если вопросы касаются очень острых или интимных тем, то сам факт какой-либо фиксации ответов может вызвать у респондента чрезмерную скованность. В таких случаях психологу рекомендуется записывать ответы по окончании интервью. У этого способа есть довольно серьезные недостатки, так как в данном случае интервьюер может сделать свой акцент на ответах, которые кажутся ему значимыми или, наоборот, несущественными в силу тех или иных его личных предпочтений. Запись по памяти влечет значительную потерю информации. Нередко первый и второй способы регистрации применяются в сочетании: запись ответов на один вопрос производится в ходе интервью, запись на другие вопросы — по памяти. Психолог, внимательно наблюдающий за опрашиваемым, может распознать признаки его беспокойства, вызванные вопросами, и прекратить дословную запись. 3. Видео и звукозапись (скрытая или открытая). Весь ход интервью может записываться с помощью видеокамеры. Но по этическим соображениям в случае открытой записи необходимо согласие респондента. Следует объяснить целесообразность этого способа регистрации ответов (как и магнитофонной записи). Такая форма регистрации позволяет с большей обоснованностью судить о данных интервью не одному компетентному человеку, а нескольким экспертам. На первых этапах апробации вопросника это дает возможность анализировать методику проведения опроса самим интервьюером. 4. Квалификация и квантификация. Эти способы фиксации данных рекомендуют практиковать лишь тогда, когда исследователь очень хорошо знаком с изучаемым предметом и число оцениваемых аспектов является сравнительно небольшим. Интервьюер должен быть обеспечен специальным бланком, в котором приведены образцы возможных оценок. Он не записывает ответов, но на их основе, исходя из имеющихся образцов, дает оценку тех переменных, которые подвергаются исследованию. Отнесение к тому или иному разряду обычно основано на серии вопросов или на всем интервью в целом. Недостатком данного способа регистрации считается его подверженность личным предпочтениям интервьюера. Многие исследователи полагают, что более адекватной оценки можно добиться, если поручить последующую классификацию событий или ответов не интервьюерам, а другим специалистам, производящим оценку по окончании опроса на основе подробных отчетов об интервью.
5. Кодировка. Этот способ отличается от предыдущего тем, что Нередко с целью ослабить влияние предубеждений интервьюеров на результаты исследования кодирование ответов на вопросы производится другими специалистами по окончании массового опроса. Для этого необходимо иметь дословные протоколы интервью. Данный прием обычно практикуется при открытых вопросах. Недостатки его состоят в значительной утрате данных интервьюеров о наблюдении за опрашиваемыми. Выбор какого-либо способа регистрации ответов зависит от задач исследования, квалификации интервьюеров и чисто технических причин. Специфика анкетирования (заочного опроса) При составлении анкеты необходимо учитывать специфические особенности заочной формы опроса. На первой странице анкеты указывается организация, проводящая опрос. Далее идет вступление —
обращение к опрашиваемому. Здесь называются цели исследования, объясняется, почему опрашиваемый должен ответить на вопросы анкеты (можно, например, подчеркнуть важное общественное или научное значение изучаемой проблемы). Иногда желательно дать некоторое разъяснение по заполнению анкеты (здесь возможны примеры). Следует также обязательно заверить опрашиваемого в анонимности полученных ответов. Вступление должно быть лаконичным и вежливым. В конце анкетного бланка всегда выражается благодарность опрашиваемому. Еще на стадии построения вопросника необходимо учитывать требования, обусловленные использованием компьютерной техники с целью обработки анкет. В одних анкетах на каждой странице отводится колонка для шифровки ответов, которая производится по окончании опроса. В других анкетах место для шифра на полях анкеты не оставляется, а в конце ее помещается специальная шифровальная таблица. Возможны также анкеты, в которых вообще не предусмотрено место для шифра ответов. В этих случаях шифровальная таблица печатается на отдельном бланке, который не попадает в руки опрашиваемого. Составляя макет анкеты, необходимо иметь в виду, что структура вопросов и технология обработки ответов тесно взаимосвязаны. Внешний вид анкеты имеет очень большое значение, поскольку он может оказать как благоприятное, так и неблагоприятное психологическое воздействие на опрашиваемых. Здесь важно и качество бумаги, и полиграфическое оформление анкеты в целом. Довольно широко используется в психологии опрос посредством анкет, вручаемых анкетером лично каждому опрашиваемому. При этом иногда анкеты заполняются сразу же в присутствии анкетера, иногда они оставляются у опрашиваемых, чтобы те ответили на вопросы в удобное для себя время и возвратили бланки к назначенному сроку. Этот способ опроса имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. Так, возврат анкет здесь может доходить почти до 100%. Имеется ряд способов контроля надежности первичных данных, получаемых путем опросов: в любом вопроснике предусматривается серия основных и контрольных (обычно косвенных) вопросов для повышения достоверности ответов. Контроль ее достоверности возможен следующими способами: соответствующей отработкой системы основных и контрольных, прямых и косвенных вопросов, с помощью техники шкалирования вариантов ответа в нескольких измерениях, повторными опросами в панельном исследовании, путем сравнения с другими сообщениями или объективными данными, которые касаются рассматриваемых факторов (наблюдение, анализ продуктов деятельности, эксперимент и т. д. ).
Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового опроса большого количества лиц. Другое немаловажное значение имеет более доверительное отношение респондентов к этому способу опроса и искренность в ответах, так как, по их мнению, анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью. Выбор между методиками интервью и анкеты зависит от уровня изученности проблематики, целей исследования и его программы в целом. Анкетирование нельзя проводить, не имея определенных рабочих гипотез. Метод интервью менее требователен в этом отношении. Он может быть эффективным даже при недостаточно четко сформулированных гипотезах исследователя. Преимущество нестандартизи-рованного интервью — получение более глубокой информации, гибкость опроса. Недостаток — сравнительная узость охвата опрашиваемых. Массовый стандартизированный опрос путем анкеты дает репрезентативные результаты, но в более узкой сфере проблем. Сочетание анкетирования и интервью является одной из наиболее плодотворных методик опроса, так как наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получать материал и для глубокого анализа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|