Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литература: 11; 44; 45. Опрос как этап, включенный. в психологическое исследование при использовании разных методических схем




Литература: 11; 44; 45

Опрос как этап, включенный

§47

в психологическое исследование при использовании разных методических схем

Опрос с целью выделения переменных, отражающих условия жизни

Опрос, предваряющий проведение других психологических мето­дик, позволяет выделять переменные, отражающие условия жизни человека, например ребенка и его семьи. Для выделения переменных необходима как минимум квалификация полученных в результате оп­роса эмпирических данных. Простейшим ее вариантом является пост­роение классификационной шкалы, или выделение типов показате­лей, по отношению к которым могут быть распределены в установ­ленные классы (группы) все полученные сведения.

Такой опрос может иметь место и в рамках социологического, и в рамках психологического исследования. Отличие будет связано с теми способами последующего анализа данных, которые могут существен­но различаться в рамках разных дисциплин. В психологических иссле­дованиях результаты опроса так или иначе рассматриваются в контек­сте проверки психологических гипотез. Одним из вариантов может служить установление закономерностей влияния социального окру­жения на развитие личности, в частности подростка.


Приведем пример из статьи [Смирнов, Корнилова, Григоренко, 2002], посвященной обследованию групп риска среди подростков в России в 1998 г.

Целью работы стало проведение эпидемиологического обследова­ния подростков для выявления эффектов влияния социальных факто­ров развития в условиях нестабильности, характеризующих движение российских подростков в «зону риска».

Были обследованы три группы подростков, или три выборки, об­щей численностью 258 человек. В них вошли подростки в возрасте от 14 до 17 лет, они составили три группы, называемые далее группами: 1 — «нормы», 2 — «риска делинквентного поведения» и 3 — «психи­атрическую». В первую группу вошли учащиеся обычных образователь­ных школ. В «группу риска», выбранную по внешнему критерию «по­веденческих расстройств», попадали и правонарушители, и подрост­ки, не совершившие противоправных действий, но оказавшиеся в детском приемнике-распределителе (например, за бродяжничество) или закрытом спецучреждении (для детей с поведенческими расстрой­ствами). В третью группу вошли подростки, находившиеся в ситуации обычного или принудительного лечения в психиатрической клинике (примерно поровну число лиц, характеризующихся и не характеризу­ющихся «расстройствами поведения»).

Применявшиеся методики — полуструктурированное интервью и опросы в виде «листов наблюдений» — позволили выявить те психо­логические показатели, по которым подростки трех обследованных групп значимо различались. Но авторами был поставлен и другой воп­рос, а именно: от каких условий жизни зависели эти различия? В час­тности, были выделены факторы «семейной экологии».

В качестве воздействующих на психологические профили авторы рассмотрели эффекты влияний, построенных по результатам бесед качественных переменных: отношение подростка к учебе и школе, отношения со сверстниками, отношения в семье, факты приводов в милицию (правонарушений со стороны подростка), алкоголизации в семье (пьет мать, отец, отчим, все члены семьи), количество детей в семье, образование и работа матери и отца.

Анализ параметров «семейной экологии» позволил установить, что сам факт попадания подростка в ту или иную группу зависел, напри­мер, от образовательного уровня и работы родителей. Эти парамет­ры — образование матери и отца и их работа — были получены в ходе предварительного опроса. Продемонстрируем полученные эффекты.

. Анализ влияния переменных

В цитированном эпидемиологическом исследовании эффекты вли­яний выделенных качественных переменных устанавливались с помо­щью процедуры дисперсионного анализа. Но необходимые для этого 344


уровня факторы определялись при построении частотных распределе­ний. Рассмотрим два из них.

Квалификация по переменной «образование» родителей предпо­лагала выделение следующих групп данных: 0 — сведений нет (не были получены в ходе опроса); 1 — подросток не знает об образова­нии, полученном матерью или отцом; 2 — родитель имеет неполное среднее образование; 3 — среднее образование; 4 — среднее специ­альное; 5 — незаконченное высшее; 6 — высшее образование (окон­чил вуз).

Табл. 1 дает представление об образовательном уровне родителей в обследованных группах подростков. В группе «нормы» образование обоих родителей выше, чем в двух других группах; причем самый высокий процент высшего образования именно у матерей. Именно «образова­ние матери», но не «работа матери», значимо влияло на психологи­ческие особенности подростков. Этот эффект, как и обсуждаемые ниже, был выявлен на основе использования дисперсионного анализа, в схеме которого «образование» выступило уровнями предположитель­но воздействующего фактора.

Для построенной переменной «образование отца» эффект влия­ния на психологические профили групп не достиг необходимого уровня значимости, но значимым оказался фактор «работа отца».

Для построения переменной «работа» были выделены следующие группы ответов: 0 — сведений нет; 1 — ребенок не знает, кем работа­ет мать или отец; 2 — родитель безработный; 3 — выполняет неквали­фицированную работу (грузчик, дворник, скотник, прачка, няня, сви-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...