Литература: 11; 44; 45. Опрос как этап, включенный. в психологическое исследование при использовании разных методических схем
Литература: 11; 44; 45 Опрос как этап, включенный
в психологическое исследование при использовании разных методических схем Опрос с целью выделения переменных, отражающих условия жизни Опрос, предваряющий проведение других психологических методик, позволяет выделять переменные, отражающие условия жизни человека, например ребенка и его семьи. Для выделения переменных необходима как минимум квалификация полученных в результате опроса эмпирических данных. Простейшим ее вариантом является построение классификационной шкалы, или выделение типов показателей, по отношению к которым могут быть распределены в установленные классы (группы) все полученные сведения. Такой опрос может иметь место и в рамках социологического, и в рамках психологического исследования. Отличие будет связано с теми способами последующего анализа данных, которые могут существенно различаться в рамках разных дисциплин. В психологических исследованиях результаты опроса так или иначе рассматриваются в контексте проверки психологических гипотез. Одним из вариантов может служить установление закономерностей влияния социального окружения на развитие личности, в частности подростка. Приведем пример из статьи [Смирнов, Корнилова, Григоренко, 2002], посвященной обследованию групп риска среди подростков в России в 1998 г. Целью работы стало проведение эпидемиологического обследования подростков для выявления эффектов влияния социальных факторов развития в условиях нестабильности, характеризующих движение российских подростков в «зону риска». Были обследованы три группы подростков, или три выборки, общей численностью 258 человек. В них вошли подростки в возрасте от 14 до 17 лет, они составили три группы, называемые далее группами: 1 — «нормы», 2 — «риска делинквентного поведения» и 3 — «психиатрическую». В первую группу вошли учащиеся обычных образовательных школ. В «группу риска», выбранную по внешнему критерию «поведенческих расстройств», попадали и правонарушители, и подростки, не совершившие противоправных действий, но оказавшиеся в детском приемнике-распределителе (например, за бродяжничество) или закрытом спецучреждении (для детей с поведенческими расстройствами). В третью группу вошли подростки, находившиеся в ситуации обычного или принудительного лечения в психиатрической клинике (примерно поровну число лиц, характеризующихся и не характеризующихся «расстройствами поведения»).
Применявшиеся методики — полуструктурированное интервью и опросы в виде «листов наблюдений» — позволили выявить те психологические показатели, по которым подростки трех обследованных групп значимо различались. Но авторами был поставлен и другой вопрос, а именно: от каких условий жизни зависели эти различия? В частности, были выделены факторы «семейной экологии». В качестве воздействующих на психологические профили авторы рассмотрели эффекты влияний, построенных по результатам бесед качественных переменных: отношение подростка к учебе и школе, отношения со сверстниками, отношения в семье, факты приводов в милицию (правонарушений со стороны подростка), алкоголизации в семье (пьет мать, отец, отчим, все члены семьи), количество детей в семье, образование и работа матери и отца. Анализ параметров «семейной экологии» позволил установить, что сам факт попадания подростка в ту или иную группу зависел, например, от образовательного уровня и работы родителей. Эти параметры — образование матери и отца и их работа — были получены в ходе предварительного опроса. Продемонстрируем полученные эффекты.
. Анализ влияния переменных В цитированном эпидемиологическом исследовании эффекты влияний выделенных качественных переменных устанавливались с помощью процедуры дисперсионного анализа. Но необходимые для этого 344 уровня факторы определялись при построении частотных распределений. Рассмотрим два из них. Квалификация по переменной «образование» родителей предполагала выделение следующих групп данных: 0 — сведений нет (не были получены в ходе опроса); 1 — подросток не знает об образовании, полученном матерью или отцом; 2 — родитель имеет неполное среднее образование; 3 — среднее образование; 4 — среднее специальное; 5 — незаконченное высшее; 6 — высшее образование (окончил вуз). Табл. 1 дает представление об образовательном уровне родителей в обследованных группах подростков. В группе «нормы» образование обоих родителей выше, чем в двух других группах; причем самый высокий процент высшего образования именно у матерей. Именно «образование матери», но не «работа матери», значимо влияло на психологические особенности подростков. Этот эффект, как и обсуждаемые ниже, был выявлен на основе использования дисперсионного анализа, в схеме которого «образование» выступило уровнями предположительно воздействующего фактора. Для построенной переменной «образование отца» эффект влияния на психологические профили групп не достиг необходимого уровня значимости, но значимым оказался фактор «работа отца». Для построения переменной «работа» были выделены следующие группы ответов: 0 — сведений нет; 1 — ребенок не знает, кем работает мать или отец; 2 — родитель безработный; 3 — выполняет неквалифицированную работу (грузчик, дворник, скотник, прачка, няня, сви-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|