Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Распределение испытуемых по образовательномуцензу семьи




 

 

Группа

Образование матери

 
Частота, % 2 14, 3 0 0 1 1, 9 10 18, 9 18 28, 6 2 50, 0 42 68, 9
Частота, % 64, 3 5 55, 6 21 38, 9 22 41, 5 29 46, 0 1 25, 0 10 16, 4
Частота, % 3 21, 4 4 44, 4 32 59, 3 21 39, 6 25, 4 25, 0 9 14, 8

Образование отца

Частота, % 21, 7 0 0 0 0 33, 3 22 45, 8 0 0 25 49, 0
Частота, % 34 56, 7 4 44, 4 33, 3 37, 8 16 33, 3 0 0 21, 6
Частота, % 13 21, 7 5 55, 6 30 66, 7 13 28, 9 10 20, 8 0 0 15 29, 4

2. Распределение испытуемых по характеру работы родителей

 

 

Группа

Работа матери

 
Частота, % 3 15, 8 0 0 5 12, 2 5 8, 6 14 29, 8 15 40, 5 33 64, 7
Частота, % 10 52, 6 2 50, 0 46, 3 26 44, 8 16 34, 0 13 35, 1 21, 6
Частота, % 6 31, 6 2 50, 0 17 41, 5 27 46, 6 17 36, 2 24, 3 7 13, 7

Работа отца

Частота, % 15 22, 4 0 0 0 0 4 10, 3 26 39, 4 7 35, 0 23 56, 1
Частота, % 34 50, 7 4 30, 8 8 66, 7 30, 8 23 34, 8 55, 0 5 12, 2
Частота, % 18 26, 9 9 69, 2 4 33, 3 23 59, 0 17 25, 8 2 10, 0 13 31, 7

нарка, доярка, пастух, почтальон, кочегар, санитар); 4 — работа тре­бует минимального обучения (продавец, тракторист, птичница, шо­фер, маляр, плотник, моторист, повар, токарь, сварщик, каменщик), 5 — квалифицированный труд, не требующий высшего образования (медсестра, воспитатель, пчеловод, преподаватель музыки, оператор, товаровед, бухгалтер, механизатор, электрик); 6 — труд, предполага­ющий высшее образование (экономист, конструктор). Понятно, что эта классификация выступила в определенной степени и как ранжи­ровка социального статуса семьи, родители в которой не только отли­чаются образовательным цензом или экономическим статусом, но в первую очередь уровнем социальных ступеней, которые ассоцииру­ются с тем или иным видом трудовой деятельности, указывающей также на общие социокультурные условия жизни семьи.

Табл. 2 демонстрирует распределение подростков в группах по по­лученной в результате опроса переменной «работы» родителей, кото­рое свидетельствует об очевидных сдвигах в сторону классов 2 и 3 (безработные, неквалифицированный труд) в группах «риска» и «пси­хиатрической». Итак, рассмотрим более подробно, как эти факторы влияли на психологические показатели, значимо отличающие группы обследованных подростков.

Показатели депрессии и злоупотребления курением, а также пове­денческие расстройства увеличиваются с падением образовательного уровня матери; в ту же сторону изменяются сопряженные показатели делинквентности и агрессии (по методике Т. Ахенбаха). Именно послед­ние два показателя связаны и с движением подростка по уровням 346


«работа матери». У матерей с более высоким образовательным уров­нем и работой, которая обеспечивает определенный социокультур­ный уровень, а значит и образ жизни семьи, существенно реже дети попадают в указанные группы «риска» и «психиатрическую выборку». Рассмотрим теперь данные о том, как выглядел вклад в образ жизни семьи со стороны установленных в результате предварительного оп­роса переменных «образования» и «работы» отца. Следует учесть, что именно в этом звене неблагополучие семьи обусловлено, особенно в группе «риска», отсутствием родного отца; в этом случае фиксирова­лись данные отчима, если он воспитывает ребенка.

Снижение образовательного уровня отца определяло те же наруше­ния поведения и эмоциональные расстройства, что и образование ма­тери, но к ним добавился показатель синдрома дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ. Работа отца определила значимые изменения также по шкалам депрессии, тревожности в связи с боязнью быть поки­нутым, оппозиционного поведения и злоупотребления курением. К ним добавился показатель психопатии (по методике П. Фрика), а также весь спектр сопутствующих делинквентности нарушений социализации, эмо­циональной сферы (тревожность, агрессия) и уже указанный в связи с эффектом «образования отца» СДВГ (согласно методике Т. Ахенбаха).

По данным литературы, у детей с синдромом гиперактивности и расстройств внимания по сравнению с контрольной выборкой (без такого диагноза) чаще устанавливаются симптомы поведенческих рас­стройств, а также сопутствующие аффективные расстройства (де­прессия, тревожность) [Frick, 1999]. Это позволяет ряду авторов, в частности, считать, что СДВГ вместе с расстройствами поведения об­разует единую психологическую реальность, передаваемую в семьях из поколения в поколение. Из полученных в рассматриваемой работе данных следует правдоподобность этой связи, но с поправкой на тот вклад, который вносится со стороны отца, причем именно в контек­сте нарушений социального благополучия семьи.

Итак, шкалы делинквентного поведения (в указанной работе подростки обследовались двумя методиками, содержащими показатель делинквент­ности) испытывают эффекты влияний со стороны снижения образова­тельного и социокультурного уровня семьи, причем в связи с появлением также поведенческих и эмоциональных расстройств. Это свидетельству­ет о том, что нарушения «семейной экологии» в первую очередь высту­пают факторами риска делинквентного поведения и отражают соответ­ствующий риск попадания подростков в группу правонарушителей.

В рассмотренной схеме исследования не данные опроса, а дан­ные, полученные по ряду других психологических методик, выступи­ли теми качественными и количественными показателями, по кото­рым сравнивались психологические профили трех обследованных групп подростков. Но результаты предварительного опроса позволили пост­роить новые шкалы, отражающие условия «семейной экологии».


И именно благодаря этим данным опроса можно было расширить поле проверяемых психологических гипотез, включив в них переменные образовательного и социокультурного уровня жизни семьи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...