1. Распределение испытуемых по образовательномуцензу семьи
2. Распределение испытуемых по характеру работы родителей
нарка, доярка, пастух, почтальон, кочегар, санитар); 4 — работа требует минимального обучения (продавец, тракторист, птичница, шофер, маляр, плотник, моторист, повар, токарь, сварщик, каменщик), 5 — квалифицированный труд, не требующий высшего образования (медсестра, воспитатель, пчеловод, преподаватель музыки, оператор, товаровед, бухгалтер, механизатор, электрик); 6 — труд, предполагающий высшее образование (экономист, конструктор). Понятно, что эта классификация выступила в определенной степени и как ранжировка социального статуса семьи, родители в которой не только отличаются образовательным цензом или экономическим статусом, но в первую очередь уровнем социальных ступеней, которые ассоциируются с тем или иным видом трудовой деятельности, указывающей также на общие социокультурные условия жизни семьи.
Табл. 2 демонстрирует распределение подростков в группах по полученной в результате опроса переменной «работы» родителей, которое свидетельствует об очевидных сдвигах в сторону классов 2 и 3 (безработные, неквалифицированный труд) в группах «риска» и «психиатрической». Итак, рассмотрим более подробно, как эти факторы влияли на психологические показатели, значимо отличающие группы обследованных подростков. Показатели депрессии и злоупотребления курением, а также поведенческие расстройства увеличиваются с падением образовательного уровня матери; в ту же сторону изменяются сопряженные показатели делинквентности и агрессии (по методике Т. Ахенбаха). Именно последние два показателя связаны и с движением подростка по уровням 346 «работа матери». У матерей с более высоким образовательным уровнем и работой, которая обеспечивает определенный социокультурный уровень, а значит и образ жизни семьи, существенно реже дети попадают в указанные группы «риска» и «психиатрическую выборку». Рассмотрим теперь данные о том, как выглядел вклад в образ жизни семьи со стороны установленных в результате предварительного опроса переменных «образования» и «работы» отца. Следует учесть, что именно в этом звене неблагополучие семьи обусловлено, особенно в группе «риска», отсутствием родного отца; в этом случае фиксировались данные отчима, если он воспитывает ребенка. Снижение образовательного уровня отца определяло те же нарушения поведения и эмоциональные расстройства, что и образование матери, но к ним добавился показатель синдрома дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ. Работа отца определила значимые изменения также по шкалам депрессии, тревожности в связи с боязнью быть покинутым, оппозиционного поведения и злоупотребления курением. К ним добавился показатель психопатии (по методике П. Фрика), а также весь спектр сопутствующих делинквентности нарушений социализации, эмоциональной сферы (тревожность, агрессия) и уже указанный в связи с эффектом «образования отца» СДВГ (согласно методике Т. Ахенбаха).
По данным литературы, у детей с синдромом гиперактивности и расстройств внимания по сравнению с контрольной выборкой (без такого диагноза) чаще устанавливаются симптомы поведенческих расстройств, а также сопутствующие аффективные расстройства (депрессия, тревожность) [Frick, 1999]. Это позволяет ряду авторов, в частности, считать, что СДВГ вместе с расстройствами поведения образует единую психологическую реальность, передаваемую в семьях из поколения в поколение. Из полученных в рассматриваемой работе данных следует правдоподобность этой связи, но с поправкой на тот вклад, который вносится со стороны отца, причем именно в контексте нарушений социального благополучия семьи. Итак, шкалы делинквентного поведения (в указанной работе подростки обследовались двумя методиками, содержащими показатель делинквентности) испытывают эффекты влияний со стороны снижения образовательного и социокультурного уровня семьи, причем в связи с появлением также поведенческих и эмоциональных расстройств. Это свидетельствует о том, что нарушения «семейной экологии» в первую очередь выступают факторами риска делинквентного поведения и отражают соответствующий риск попадания подростков в группу правонарушителей. В рассмотренной схеме исследования не данные опроса, а данные, полученные по ряду других психологических методик, выступили теми качественными и количественными показателями, по которым сравнивались психологические профили трех обследованных групп подростков. Но результаты предварительного опроса позволили построить новые шкалы, отражающие условия «семейной экологии». И именно благодаря этим данным опроса можно было расширить поле проверяемых психологических гипотез, включив в них переменные образовательного и социокультурного уровня жизни семьи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|