Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опрос в структуре «листов наблюдения»




Опрос может быть средством, включенным как способ сбора дан­ных в другие методики. Часто опрос нацелен на характеристику пове­дения другого человека, т. е. заменяет результаты внешнего наблюде­ния. Тогда пункт анкеты строго определен, а главное, фокусирует в ответах респондента его мнения по очень конкретным проявлениям поведения другого человека. Результатом такого опроса должно быть получение не мнения, а ретроспективных обобщений наблюдения, поставляющего первичные эмпирические данные. Эти данные потом анализируются психологом с целью установления данные вторичных — например, балла по шкале, отражающей уже не отдельный аспект, а целостный спектр поведенческих проявлений. Соответствующие ме­тодические средства называются chec-list — «листы наблюдений». Рас­смотрим в качестве примера построения таких методических средств анкету, называемую опросником Т. Ахенбаха (по имени автора). В от­личие от опросников как средств личностной или интеллектуальной психодиагностики, подобный chec-list отражает мнения испытуемого не о нем самом и не результаты его познавательных действий, а ре­троспективный отчет — в стандартизованной форме — о результатах предшествующего нецеленаправленного наблюдения.

Другая особенность такой анкеты, как chec-list, — это опрос сра­зу нескольких человек (часто с последующим подсчетом корреляций между наблюдателями-респондентами). Одним из респондентов явля­ется часто и тот человек, поведение, свойства или эмоции которого будет обсуждать психолог. Так, анкета Ахенбаха может заполняться родителем, учителем в школе, психологом, наблюдавшим ребенка в том или ином учреждении, а также со слов самого ребенка. Полнос­тью анкета (под названием «опросник Ахенбаха») представлена в Приложении. Обсудим две шкалы этой анкеты, имеющие аналоги в другом варианте сбора данных — полуструктурированного интервью.

В отличие от стандартизованного анкетирования, полуструктуриро­ванное интервью выглядит как более развернутый, а главное двуплано-вый текст, в котором указываются как те вопросы, на которые прово­дящий обследование психолог хочет получить ответы, так и те перечни вопросов, которые он для этого должен задать (ребенку или подростку).

Отличие методик заключается в том, что первая — интервью K-SADS* — ориентирована на симптоматику, выявляемую согласно

* K-SADS (Kiddie-SADS — Schedule for Affective Disorders and Schizophrenia for School Aged Children) — опросник для выявления аффективных нарушений и шизофрении у детей школьного возраста.


психиатрическим критериям американсого руководства ДСМ-4 (Diagnostic and Statistic Manual of Mental Disorders), т. е. на клиничес­кие аспекты проявления синдромов тех или иных нарушений, в то вре­мя как вторая методика (Т. Ахенбаха) построена в ориентировке на охват вариабельности сходных симптомов в норме. Это важно подчерк­нуть: психолог иногда использует как психологические методики, так и те варианты опроса, которые (как в случае K-SADS) разработаны в других областях или в междисциплинарных исследованиях. Так, пробле­мы отклоняющегося (или делинквентного поведения) являются пред­метом изучения как в психологии, так и в психиатрии. При цели обсле­дования подростков «групп риска» психолог должен иметь полноту картины проявлений соответствующих симптомов. Это необходимо, в частности, и для того, чтобы понять, где психологическое неблаго­получие переходит рамки «нормы» и соответствующие случаи требу­ют участия уже другого специалиста (например, психиатра).

Применение полуструктурированного интервью K-SADS, разра­ботанного с целью обследования детей и подростков с психиатричес­кой симптоматикой (эмоциональные и поведенческие расстройства) в возрасте 6—18 лет, включало следующие процедурные этапы:

1) беседу с ребенком или неструктурированное вводное интервью для выявления демографических сведений, данных об условиях жиз­ни подростка, фактах жестокого обращения, положения дел в школе и т. д.;

2) проведение основного диагностического интервью, согласно которому получались индексы по указанным ниже 21 шкалам;

3) использование опросников-дополнений, если в основном ин­тервью был проставлен максимальный балл.

Итак, по K-SADS могут быть получены количественные индексы по 21 шкале, для двух из которых — СДВГ (шкала XIV) и поведенчес­кие расстройства (шкала XVI) — ниже приводятся тексты интервью, а в Приложении — форма фиксации ответов. По Приложениям в тек­сте видно, что в одних случаях информация может быть получена как от ребенка, так и от наблюдавшего его взрослого респондента, в дру­гих случаях — от самого подростка, в третьих — от обоих респонден­тов (подросток и наблюдавший за его поведением взрослый — роди­тели, учитель, психолог в специализированном учреждении).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...