Опрос в структуре «листов наблюдения»
Опрос может быть средством, включенным как способ сбора данных в другие методики. Часто опрос нацелен на характеристику поведения другого человека, т. е. заменяет результаты внешнего наблюдения. Тогда пункт анкеты строго определен, а главное, фокусирует в ответах респондента его мнения по очень конкретным проявлениям поведения другого человека. Результатом такого опроса должно быть получение не мнения, а ретроспективных обобщений наблюдения, поставляющего первичные эмпирические данные. Эти данные потом анализируются психологом с целью установления данные вторичных — например, балла по шкале, отражающей уже не отдельный аспект, а целостный спектр поведенческих проявлений. Соответствующие методические средства называются chec-list — «листы наблюдений». Рассмотрим в качестве примера построения таких методических средств анкету, называемую опросником Т. Ахенбаха (по имени автора). В отличие от опросников как средств личностной или интеллектуальной психодиагностики, подобный chec-list отражает мнения испытуемого не о нем самом и не результаты его познавательных действий, а ретроспективный отчет — в стандартизованной форме — о результатах предшествующего нецеленаправленного наблюдения. Другая особенность такой анкеты, как chec-list, — это опрос сразу нескольких человек (часто с последующим подсчетом корреляций между наблюдателями-респондентами). Одним из респондентов является часто и тот человек, поведение, свойства или эмоции которого будет обсуждать психолог. Так, анкета Ахенбаха может заполняться родителем, учителем в школе, психологом, наблюдавшим ребенка в том или ином учреждении, а также со слов самого ребенка. Полностью анкета (под названием «опросник Ахенбаха») представлена в Приложении. Обсудим две шкалы этой анкеты, имеющие аналоги в другом варианте сбора данных — полуструктурированного интервью.
В отличие от стандартизованного анкетирования, полуструктурированное интервью выглядит как более развернутый, а главное двуплано-вый текст, в котором указываются как те вопросы, на которые проводящий обследование психолог хочет получить ответы, так и те перечни вопросов, которые он для этого должен задать (ребенку или подростку). Отличие методик заключается в том, что первая — интервью K-SADS* — ориентирована на симптоматику, выявляемую согласно * K-SADS (Kiddie-SADS — Schedule for Affective Disorders and Schizophrenia for School Aged Children) — опросник для выявления аффективных нарушений и шизофрении у детей школьного возраста. психиатрическим критериям американсого руководства ДСМ-4 (Diagnostic and Statistic Manual of Mental Disorders), т. е. на клинические аспекты проявления синдромов тех или иных нарушений, в то время как вторая методика (Т. Ахенбаха) построена в ориентировке на охват вариабельности сходных симптомов в норме. Это важно подчеркнуть: психолог иногда использует как психологические методики, так и те варианты опроса, которые (как в случае K-SADS) разработаны в других областях или в междисциплинарных исследованиях. Так, проблемы отклоняющегося (или делинквентного поведения) являются предметом изучения как в психологии, так и в психиатрии. При цели обследования подростков «групп риска» психолог должен иметь полноту картины проявлений соответствующих симптомов. Это необходимо, в частности, и для того, чтобы понять, где психологическое неблагополучие переходит рамки «нормы» и соответствующие случаи требуют участия уже другого специалиста (например, психиатра). Применение полуструктурированного интервью K-SADS, разработанного с целью обследования детей и подростков с психиатрической симптоматикой (эмоциональные и поведенческие расстройства) в возрасте 6—18 лет, включало следующие процедурные этапы:
1) беседу с ребенком или неструктурированное вводное интервью для выявления демографических сведений, данных об условиях жизни подростка, фактах жестокого обращения, положения дел в школе и т. д.; 2) проведение основного диагностического интервью, согласно которому получались индексы по указанным ниже 21 шкалам; 3) использование опросников-дополнений, если в основном интервью был проставлен максимальный балл. Итак, по K-SADS могут быть получены количественные индексы по 21 шкале, для двух из которых — СДВГ (шкала XIV) и поведенческие расстройства (шкала XVI) — ниже приводятся тексты интервью, а в Приложении — форма фиксации ответов. По Приложениям в тексте видно, что в одних случаях информация может быть получена как от ребенка, так и от наблюдавшего его взрослого респондента, в других случаях — от самого подростка, в третьих — от обоих респондентов (подросток и наблюдавший за его поведением взрослый — родители, учитель, психолог в специализированном учреждении).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|