Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример 2. 5.2. Актуальность. 5.3. Объект исследования. «Таким образом, можно констатировать противоречие между име­ющимися в литературе эмпирическими данными, подтверждающими альтернативные точки зрения, а именно




Пример 2

Неправильная формулировка:

«Таким образом, можно констатировать противоречие между на­сущной необходимостью решения поставленных вопросов и их малой разработанностью в литературе».

Правильная формулировка:

«Таким образом, можно констатировать противоречие между име­ющимися в литературе эмпирическими данными, подтверждающими альтернативные точки зрения, а именно... »


5. 2. Актуальность

Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо дан­ное исследование, вы тем самым освещаете его актуальность. Акту­альность может быть теоретической, т. е. обнаруженная проблема на­ходится на переднем крае науки, разрабатывается современными уче­ными и т. п., или практической, т. е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где вы прово­дите свое прикладное исследование. Основными аспектами актуаль­ности психологического исследования могут быть:

♦ необходимость дополнения теоретических построений, относя­щихся к изучаемому явлению;

♦ потребность в новых фактах, которые позволят расширить тео­рию и сферу ее применения;

♦ потребность в более эффективных психодиагностических и иссле­довательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

♦ потребность в разработке методов (технологиий), имеющих бо­лее широкие возможности (эффективности психологического воздей­ствия, обучения, тренировки, реабилитации и т. д. );

♦ потребность в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологи­ческих знаний.

Все, что предпринимается в вашем исследовании впервые, харак­теризует его новизну. Научная новизна фундаментального исследования означает вклад в науку, открывающий новые исследовательские пер­спективы.

Практическая значимость как фундаментального, так и прикладно­го исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, кото­рую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практи­ческой деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов. Примеры его формулировок:

«Апробированный в работе комплекс психодиагностических ме­тодик может быть использован при изучении особенностей личност­ного самоопределения лиц пожилого возраста».

«Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной деза­даптации».

5. 3. Объект исследования

Объект исследования— это фрагмент, часть реальности, на кото­рую направлен научный поиск. В психологических исследованиях объек­том могут выступать индивиды как носители психики (группы лю­дей) или сами психические явления. Наиболее часто ошибки в опре-


 




     



делении объекта исследования связаны с представлением в качестве такового конкретных испытуемых (а это — эмпирическая база исследо­вания, которую вы опишите в эмпирической главе) или некого про­цесса, связи между явлениями, характеристик какого-либо явления (а вот это вполне может стать предметом вашей работы).

Пример 3

Неправильные формулировки:

«В качестве объекта нашего исследования выступали воспитанни­ки средней группы детского сада № 12 г. Воронежа».

«Объектом нашего исследования было влияние рок-музыки на уровень интеллектуального развития студенческой молодежи».

Правильные формулировки:

«В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)».

«Объект исследования — молодежная субкультура».

Стоит иметь в виду, что объект и предмет исследования определя­ются еще и его типом: фундаментальным или прикладным. Напомним их отличия. В системе современного научного знания различают не­сколько основных типов исследования. Одна из классификаций стро­ится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования можно разделить на фундаментальные и приклад­ные [Андреева, 1999, с. 318-336].

В самом общем виде различие между ними сводится к тому, что фундаментальное исследование отчетливо ориентировано на раскры­тие законов развития изучаемого предмета, в то время как приклад­ное — на способы применения знания об этих законах на практике.

Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт.

Цель всякого прикладного исследования— непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон матери­альной или духовной деятельности общества.

5. 4. Предмет исследования

Предмет исследования — сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы. Соотношение между проблемой, объектом и предметом научного исследования наглядно можно представить сле­дующим образом:


Рис. 38. Соотношение понятий «проблема», «объект», «предмет» (по В. А. Ядову, 1979).

Напомним, что предмет познания невозможно выделить и опи­сать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотноситель­но к субъекту познания. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, част­ный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.

В качестве предмета психологического исследования могут высту­пить любые аспекты психологической реальности: психические свой­ства, состояния, процессы, функции, виды поведения и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики от­дельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т. д.

5. 5. Цель и задачи исследования

-ВРЭ! ГГЭ8 ОТ

3 NMN  Иной раз спросишь себя: «Старик! Чего ты хочешь? » —

и сам себе ответишь: «Не знаю, старик».

Е. В. Клюев. «Между двух стульев»

Цель исследования — ожидаемый результат вашей работы, кото­рый позволит разрешить обозначенную проблему. Возможными целя­ми психологического исследования могут быть:

Определение характеристики изучаемого явления. Основанием для постановки такой цели могут быть обнаруженная в литературном об­зоре неполнота описания психического явления либо противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена и при попытке составить целостную картину явления, опираясь на выбранную методологию. Следует подумать о том, какие именно характеристики вы будете изучать. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или несколь­ким аспектам изучаемого явления. Желательно указать также, какое значение имеет его изучение: теоретическое, методическое, практи­ческое, прикладное.


Выявление взаимосвязи психических явлений. Следует подчеркнуть, что установления самого факта существования связи недостаточно, поскольку положение о единстве психики давно принято в психоло­гии и не нуждается в дополнительных доказательствах. Исследование взаимосвязей предполагает определение их особенностей: тесноты, направленности, устойчивости, общей структуры и т. п.

Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики все­гда имело огромное теоретическое и практическое значение. Проведе­ние исследований, ориентированных на переменную «возраст», но­сит специфический характер и предполагает использование двух ос­новных методов: возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.

Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, про­верки гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что был ожи­даем, а может быть замечен внимательным, вдумчивым исследовате­лем при решении иных задач. Задачами исследования при достижении такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования эффекта, разнообразия проявлений, их ус­тойчивости, теоретическое объяснение феномена.

Открытие новой (другой) природы явления. Исследователь очерчи­вает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущ­ности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Начинающего исследователя часто подстерегает заблуж­дение на пути создания нового объяснения. Заблуждение это встреча­ется в тех случаях, когда автор пересказывает своими словами уже опубликованное, употребляя при этом не новые термины, а лишь новые синонимы или перенося акценты на феномены, которым ра­нее было отведено рядовое, подчиненное положение.

Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает прежде всего поиск и обоснование критериев классифи­кации, очерчивание области явлений, охватываемых классификаци­ей, которая в свою очередь должна быть ясно соотнесена с опреде­ленной теорией.

Создание психологической методики. Необходимость разработки но­вой методики может быть обусловлена многими причинами. Несомнен­ную научную или прикладную ценность данная работа может иметь для обоснования самой возможности измерения параметров изучаемого явле­ния, повышения точности и надежности измерений, сокращения вре­мени обследования и т. п. Рекомендовать же созданную методику к ши­рокому применению можно лишь в том случае, за редким исключени­ем, если осуществлены все эти этапы опробирования ее. Как правило, это относится и к задаче адаптации зарубежных методик, для чего не-


обходим комплекс психометрических проверок, а не просто перевод на русский язык стимульного материала и текстов интерпретации.

Доказательство эффективности разработанной психокоррекцион-
ной методики.
Такая цель достижима лишь в экспериментальной про­
цедуре с использованием контрольной группы и при соблюдении дру­
гих требований к обоснованности выводов из полученных результатов.
Необходимо, как минимум, доказать, что именно данное коррекци-
онное вмешательство является фактором, обусловливающим ожидае­
мые изменения, и что эти изменения действительно отражают улуч­
шение в той или иной области психических процессов.

Целевая организация любой деятельности, в том числе научно-исследовательской, предполагает выработку определенной последо­вательности действий — шагов для достижения поставленной цели, каждый из которых имеет свою собственную цель, или «подцель», по отношению к общей цели исследования.

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспе­чат нахождение новых фактов, так и те, которые помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний.

Часто встречающаяся ошибка студентов возникает вследствие не­умения различать задачи исследования и этапы его организации. Ко­нечно, они взаимосвязаны, но, формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпири­ческих данных, их анализ, формулирование выводов и т. п. ), а рас­крывать, для чего Вы осуществляете каждое из этих действий и как это способствует достижению общей цели исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...