5.6. Гипотеза исследования
5. 6. Гипотеза исследования Гипотеза — это не только догадка, но и логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явления (как протекает процесс? ) и т. д. Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а развернутое — в описании проблемы и программы исследования, которая должна логически вытекать из проведенного теоретического анализа проблемы. Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза: ♦ не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы, т. е. не «операционализированы»; ♦ не должна содержать ценностных суждений; ♦ не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений; ♦ должна быть проверяемой. ) Пример 4 Неправильная формулировка: «Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что положительным влиянием на обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта будет обладать эмпатическое понимание партнера». Правильная формулирока: «В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития у индивида эмпатии и избираемой им стратегией поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии, тем чаще избирается стратегия сотрудничества». 5. 7. Методы исследования Все исследовательские методы можно разделить на: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т. д. ) и методы теоретические. От этих двух групп научных методов следует отличать методы обработки полученных данных (качественные и количественные, среди последних — специальные методы математической статистики).
Обоснованный выбор методов опирается прежде всего на понимание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конкретные приемы и техники (в психологии их часто называют «методиками») определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования. Обоснование выбора методов исследования приводится в программе исследования. 6. Как пишется теоретическая глава? * — Никто ведь ничего не понимает, но каждый делает вид, что понимает все. — Тут она критически взглянула на Петропавла. — Вам трудно сделать вид, что ли? Е. В. Клюев. «Между двух стульев» Существующие нормы научной деятельности предполагают, что, прежде чем заявлять о своем желании сделать вклад в науку, автор должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него. Наиболее прямой способ демонстрации этого — полный литературный обзор в избранной предметной области «своей» науки, а также в смежных областях других наук. Выполнение этой сложной и серьезной задачи невозможно без умения ориентироваться в огромном море современной научной информации, без умения работать с научной литературой. Хорошим пособием для этих целей может послужить книга Ю. Эхо «Письменные работы в ВУЗах» [1997, с. 23-50]. Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Однако логическое построение предпочтительнее. Тогда структура текста может быть примерно такой [Куликов, 1994, с. И]: 1. Феноменологическое описание предмета изучения: область проявлений, их частота, временные параметры или признаки интенсивности и другие качественные характеристики.
2. Место изучаемого явления среди других, т. е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие. 3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления. 4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления; разнообразие в его понимании. 5. Закономерности, которым подчиняется явление. 6. Прикладное использование явления (свойства или функции). Обнаруженные вами в ходе такого анализа малоизученные вопросы, противоречивость теоретических представлений различных авторов, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т. п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обоснования целей эмпирического исследования. Правила цитирования: 1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Обязательно указание номеров страниц в источнике. 2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов обозначается многоточием. Если вы, приводя цитату, выделяете в ней какие-то слова, важные для вашего текста, то после выделения вы сообщаете в скобках об этом вмешательстве: (курсив мой. — И. И. ), (подчеркнуто мною. — К. Л. ), (разрядка наша. — М. Э., Е. Г. ). Инициалы при этом означают первую букву вашего имени и первую букву вашей фамилии. 3. Оптимальное количество цитат в тексте — не более двух на странице. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с требованиями библиографических стандартов. В современной научной литературе используются три варианта: ♦ Библиографический указатель в конце работы (список литературы) оформляется как нумерованный список источников по алфавиту фамилий авторов. После приведенной в тексте цитаты в квадратных 24-6187 скобках указывается номер цитируемого источника в данном списке и через точку с запятой — номер страницы. Например: [14; 236]. ♦ Список литературы составляется по тому же алфавитному принципу, но не нумеруется. Он включает также названия сборников, желательно с указанием, под чьей редакцией вышло издание. После цитаты в тексте в круглых скобках указывается фамилия автора, год издания цитируемой работы и номер страницы. Например: (Карвасар-ский, 1978, с. 175). В случае когда в вашем списке приводятся работы разных авторов с одинаковыми фамилиями, приводится фамилия с инициалами: (Фрейд 3., 1921, с. 18). Если в одном году вышло несколько работ одного автора, то они помечаются строчными буквами: 2001а, 20016, в порядке их алфавитного следования в списке.
♦ Наличие сноски внизу страницы с указанием полных библиографических данных литературного источника и страницы. Последний вариант в основном применяется в научно-популярных изданиях. Для дипломной работы предпочтителен один из первых двух вариантов, но один и тот же на протяжении всего текста. 7. Что включает в себя эмпирическая глава? Эмпирическая глава вашего текста представляет собой отчет о проделанной работе по сбору и анализу эмпирических данных. Структура этой главы может содержать четыре параграфа (но не менее): 1. Программа эмпирического исследования. 2. Результаты. 3. Обсуждение результатов. 4 Выводы 7. 1. Программа эмпирического исследования В программе эмпирического исследования уточняются его цель и задачи, производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Часто этот процесс называют операционализацией. Он включает обоснование методик. Характеризуется выбор базы исследования (место и условия проведения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т. д. ). Обосновывается связь методов и методик (как «техник» сбора эмпирических данных). Подробно описываются этапы и процедуры исследования. Упоминаются все обстоятельства, могущие предположительно повлиять на полученные данные. Это необходимо для того, чтобы, опираясь на Ваше описание, любой желающий смог бы в точности повторить его и, следовательно, прийти к тем же результатам.
Указываются способы обработки первичных данных. Количественная обработка данных предполагает обоснование в выборе математической статистики. Большие, сложные таблицы и таблицы, содержащие промежуточные данные вычислений, лучше поместить в «Приложения». 7. 2. Результаты и их обсуждение Обсуждение полученных данных начинается с их описания. Описание должно быть предельно строгим, т. е. содержать в себе только факты с их качественными (есть — нет) или количественными характеристиками (сколько, как часто и пр. ). Наиболее удобный вид их представления — таблицы, каждая из которых должна иметь свой номер и название. Частные данные, а также промежуточные расчеты приводятся в «Приложениях». Кроме того, в них помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т. п. Кроме табличной формы представления количественных данных вы можете использовать также: а) диаграммы; б) графики для представления характера функциональной зависимости между величинами (переменными); в) корреляционные плеяды для отображения корреляционных связей между выделенными параметрами и т. д. Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схемы и т. п. ) помещаются внизу, т. е. под ними, и содержат не только название, но и необходимые пояснения, например расшифровку условных обозначений. В разделе «Результаты» помещаются все варианты анализа до теоретической их интерпретации, приводится собственно анализ полученных данных. В «Обсуждении результатов» следует раскрытие значения полученных фактов с точки зрения теории. Ваши размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения поставленной проблемы, включают теперь научные понятия и категории, а также сопоставление выявленных закономерностей с представленными в литературе данными подходами. 7. 3. Выводы Выводы являются наиболее важной частью работы. Они подводят итог вашего эмпирического исследования, показывая, насколько вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Общее число выводов не должно превышать 5—7. Они должны, во-первых, соответствовать поставленным задачам, а во-вторых, отражать результаты проверки первоначально высказанных гипотез. В случае прикладного характера исследования выводы дополняются практическими рекомендациями, они должны быть адресными 24' (т. е. предназначаться конкретным специалистам в той или иной области общественной практики).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|