Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.6. Гипотеза исследования




5. 6. Гипотеза исследования

Гипотеза — это не только догадка, но и логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономер­ностях динамики явления (как протекает процесс? ) и т. д.

Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а раз­вернутое — в описании проблемы и программы исследования, кото­рая должна логически вытекать из проведенного теоретического ана­лиза проблемы.

Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза:

♦ не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы, т. е. не «операционализированы»;

♦ не должна содержать ценностных суждений;

♦ не должна включать в себя слишком много ограничений и допу­щений;

♦ должна быть проверяемой.


)


Пример 4

Неправильная формулировка:

«Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что положи­тельным влиянием на обучение навыкам конструктивного разреше­ния конфликта будет обладать эмпатическое понимание партнера».

Правильная формулирока:

«В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития у индивида эмпатии и изби­раемой им стратегией поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии, тем чаще избирается стратегия сотрудничества».

5. 7. Методы исследования

Все исследовательские методы можно разделить на: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ продуктов че­ловеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т. д. ) и методы теоретические. От этих двух групп научных методов следует отличать методы обработки полученных данных (качественные и коли­чественные, среди последних — специальные методы математичес­кой статистики).

Обоснованный выбор методов опирается прежде всего на пони­мание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конк­ретные приемы и техники (в психологии их часто называют «методи­ками») определяются поставленными задачами и условиями проведе­ния исследования. Обоснование выбора методов исследования приводится в программе исследования.

6. Как пишется теоретическая глава?

*

— Никто ведь ничего не понимает,

но каждый делает вид, что понимает все. —

Тут она критически взглянула на Петропавла. —

Вам трудно сделать вид, что ли?

Е. В. Клюев. «Между двух стульев»

Существующие нормы научной деятельности предполагают, что, прежде чем заявлять о своем желании сделать вклад в науку, автор должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него. Наиболее прямой способ демонстрации этого — полный литера­турный обзор в избранной предметной области «своей» науки, а так­же в смежных областях других наук. Выполнение этой сложной и серь­езной задачи невозможно без умения ориентироваться в огромном море современной научной информации, без умения работать с науч­ной литературой. Хорошим пособием для этих целей может послужить книга Ю. Эхо «Письменные работы в ВУЗах» [1997, с. 23-50].


Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Однако логическое постро­ение предпочтительнее. Тогда структура текста может быть примерно такой [Куликов, 1994, с. И]:

1. Феноменологическое описание предмета изучения: область про­явлений, их частота, временные параметры или признаки интенсив­ности и другие качественные характеристики.

2. Место изучаемого явления среди других, т. е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.

3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления.

4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определе­ния данного явления; разнообразие в его понимании.

5. Закономерности, которым подчиняется явление.

6. Прикладное использование явления (свойства или функции).

Обнаруженные вами в ходе такого анализа малоизученные вопро­сы, противоречивость теоретических представлений различных авто­ров, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т. п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обосно­вания целей эмпирического исследования.

Правила цитирования:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грам­матической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением осо­бенностей авторского написания. Обязательно указание номеров стра­ниц в источнике.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокра­щения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск вто­ростепенных слов обозначается многоточием. Если вы, приводя цита­ту, выделяете в ней какие-то слова, важные для вашего текста, то после выделения вы сообщаете в скобках об этом вмешательстве: (кур­сив мой. — И. И. ), (подчеркнуто мною. — К. Л. ), (разрядка наша. — М. Э., Е. Г. ). Инициалы при этом означают первую букву вашего имени и первую букву вашей фамилии.

3. Оптимальное количество цитат в тексте — не более двух на стра­нице.

Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, биб­лиографическое описание которого приводится в соответствии с тре­бованиями библиографических стандартов. В современной научной литературе используются три варианта:

♦ Библиографический указатель в конце работы (список литерату­ры) оформляется как нумерованный список источников по алфавиту фамилий авторов. После приведенной в тексте цитаты в квадратных


24-6187


скобках указывается номер цитируемого источника в данном списке и через точку с запятой — номер страницы. Например: [14; 236].

♦ Список литературы составляется по тому же алфавитному прин­ципу, но не нумеруется. Он включает также названия сборников, же­лательно с указанием, под чьей редакцией вышло издание. После цитаты в тексте в круглых скобках указывается фамилия автора, год издания цитируемой работы и номер страницы. Например: (Карвасар-ский, 1978, с. 175). В случае когда в вашем списке приводятся работы разных авторов с одинаковыми фамилиями, приводится фамилия с инициалами: (Фрейд 3., 1921, с. 18). Если в одном году вышло не­сколько работ одного автора, то они помечаются строчными буква­ми: 2001а, 20016, в порядке их алфавитного следования в списке.

♦ Наличие сноски внизу страницы с указанием полных библиогра­фических данных литературного источника и страницы.

Последний вариант в основном применяется в научно-популяр­ных изданиях. Для дипломной работы предпочтителен один из первых двух вариантов, но один и тот же на протяжении всего текста.

7. Что включает в себя эмпирическая глава?

Эмпирическая глава вашего текста представляет собой отчет о проделанной работе по сбору и анализу эмпирических данных. Струк­тура этой главы может содержать четыре параграфа (но не менее):

1. Программа эмпирического исследования.

2. Результаты.

3. Обсуждение результатов. 4 Выводы

7. 1. Программа эмпирического исследования

В программе эмпирического исследования уточняются его цель и задачи, производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Часто этот процесс называют операционализацией. Он включает обо­снование методик.

Характеризуется выбор базы исследования (место и условия прове­дения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т. д. ). Обосновывается связь методов и методик (как «техник» сбора эмпирических данных).

Подробно описываются этапы и процедуры исследования. Упоми­наются все обстоятельства, могущие предположительно повлиять на полученные данные. Это необходимо для того, чтобы, опираясь на Ваше описание, любой желающий смог бы в точности повторить его и, следовательно, прийти к тем же результатам.


Указываются способы обработки первичных данных. Количествен­ная обработка данных предполагает обоснование в выборе математи­ческой статистики.

Большие, сложные таблицы и таблицы, содержащие промежу­точные данные вычислений, лучше поместить в «Приложения».

7. 2. Результаты и их обсуждение

Обсуждение полученных данных начинается с их описания. Опи­сание должно быть предельно строгим, т. е. содержать в себе только факты с их качественными (есть — нет) или количественными харак­теристиками (сколько, как часто и пр. ). Наиболее удобный вид их представления — таблицы, каждая из которых должна иметь свой но­мер и название. Частные данные, а также промежуточные расчеты при­водятся в «Приложениях». Кроме того, в них помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т. п.

Кроме табличной формы представления количественных данных вы можете использовать также: а) диаграммы; б) графики для пред­ставления характера функциональной зависимости между величина­ми (переменными); в) корреляционные плеяды для отображения корре­ляционных связей между выделенными параметрами и т. д.

Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схе­мы и т. п. ) помещаются внизу, т. е. под ними, и содержат не только название, но и необходимые пояснения, например расшифровку ус­ловных обозначений.

В разделе «Результаты» помещаются все варианты анализа до тео­ретической их интерпретации, приводится собственно анализ полу­ченных данных. В «Обсуждении результатов» следует раскрытие значе­ния полученных фактов с точки зрения теории. Ваши размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения постав­ленной проблемы, включают теперь научные понятия и категории, а также сопоставление выявленных закономерностей с представленны­ми в литературе данными подходами.

7. 3. Выводы

Выводы являются наиболее важной частью работы. Они подводят итог вашего эмпирического исследования, показывая, насколько вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обоб­щения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Общее число выводов не должно превышать 5—7. Они должны, во-первых, соответствовать поставленным задачам, а во-вторых, отра­жать результаты проверки первоначально высказанных гипотез.

В случае прикладного характера исследования выводы дополняют­ся практическими рекомендациями, они должны быть адресными


24'


(т. е. предназначаться конкретным специалистам в той или иной обла­сти общественной практики).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...