Исследования атрибуций в других областях
Ограничиваются ли результаты атрибуций, представленных столь широко, только областью академического обучения, либо они представляют более глобальный способ, которым люди во всем мире интерпретируют текущие события? Кросс-культурные исследования в последнее десятилетие продемонстрировали, что культурные различия в атрибутивных стилях не ограничиваются только обучением, но существуют в разных других жизненных ситуациях. Обзор избранных кросс-культурных исследований, рассматривающих атрибутивные процессы в неакадемических успехах и результатах деятельности. Подробный анализ этих исследований также указывает на широко распространенные различия в характере атрибуций во всем мире. Например, Могаддам, Дитто и Тэйлор исследовали атрибутивные процессы среди краснокожих женщин-иммигранток в Канаде в состоянии слабой и высокой степени дистресса, в зависимости от их приспособленности к жизни в Канаде. Они обнаружили, что индианки чаще приписывали как успехи, так и неудачи внутренним причинам. Американское исследование, пожалуй, предположило бы, как обычно, что испытуемые припишут успехи только внутренним причинам, а неудачи - внешним факторам из-за предубеждения в пользу своего «Я». Форгас, Фэрнэм и Фрей документально подтвердили, что существуют большие межнациональные отличия в значении разных типов конкретных атрибуций благосостояния. Их исследование включает 558 испытуемых из Великобритании, Австралии и ФРГ. Англичане считали, что к самым важным факторам, обусловливающими благосостояние, относятся статус семьи и удачливость. Немцы также считали положение семьи самым важным фактором. Австралийцы, однако, считали индивидуальные качества самыми важными детерминантами благосостояния.
Ромеро и Гарца писали о различной атрибуции испанских и английских женщин в области профессионального успеха и неудачи. В этом исследовании студентки университета, мексиканки и англоамериканского происхождения, давали атрибуцию успехов и неудач в преподавательской работе англичанок, чернокожих и мексиканок. Исследователи обнаружили, что мексиканки чаще приписывали успех или неудачу везению, этническому происхождению или гендеру. Когда респонденты делали атрибуции неудач, то англичанки чаще указывали на недостаточную компетенцию обсуждаемого лица, чем женщины мексиканского происхождения. Культурные различия в природе атрибутивного процесса существуют в самых разных сферах, так как представители разных культур формируют разные атрибуции результатов профессиональной деятельности, благосостояния, экономического успеха, спортивных достижений, нравственного и аморального поведения, физических и психических расстройств. В целом эти исследования указывают вполне убедительно, что тип атрибуций в значительной степени варьирует в разных культурах и что они не совпадают с теми атрибутивными предубеждениями, которые знакомы нам по исследованиям американцев. Атрибуция как культурный стиль Как указывает часть исследований, в том числе исследования детей, культурные отличия в стилеатрибуций могут составлять естественную часть социализации и приобщения к культуре, так как с раннего возраста дети приобщаются к этому культурному стилю. Борнштейн и его сотрудники, например, исследовали атрибуции матерей 20-месячных детей в Аргентине, Бельгии, Франции, Израиле, Италии, Японии и США в зависимости от успехов и неудач в воспитании. Они обнаружили мало кросс-культурных сходств, но много отличий, в особенности в атрибуциях, связанных со степенью компетенции и удовлетворенностью воспитанием. Возраст ребенка не был решающим фактором, поскольку он контролировался в исследовании, и гендер ребенка, как оказывается, также не влиял на результаты. Такого типа данные предоставляют нам идеи о том, как и почему родители передают ценную культурную информацию своим детям и это приводит к специфическим типам атрибуции (а также дает много других психологических эффектов).
Исследование Чандлера и Спайса В еще одном исследовании Чандлер и Спайс исследовали культурные отличия в рейтинге 11 атрибуций успеха в семи странах. Оценивались такие атрибуции, как предубеждение, помощь, удача, способности, компетенция, усилия, задача, шанс, знание, навыки и настроение. Исследователи предложили для оценки следующие параметры: внешний - внутренний, глобальный - конкретный, контролируемый и неконтролируемый, стабильный и нестабильный, предсказуемый и непредсказуемый. Как показали результаты, в семи странах существуют культурные отличия в 9-11 атрибутах, так что можно предположить, что различные культуры приписывают разный психологический смысл разным атрибутивным составляющим. Такие данные в свою очередь помогают нам понять, как и почему те или иные атрибуции можно использовать в определенных странах и культурах, в зависимости от тех или иных культурных ценностей и нравов. РЕЗЮМЕ Как показывают эти исследования, стиль атрибуций варьируется в разных культурах. Но нам нужно выйти за рамки констатации различий, чтобы выяснить, почему они возникают. Исследование в будущем должно не просто изучить различия, но и выяснить, как и почему эти различия возникают. Потребуется еще много исследований, чтобы изучить процессы развития, связанные с культурными отличиями в атрибуциях; также нужны новые исследования, чтобы изучить возможных посредников в культурных отличиях стиля атрибуции. В будущем ученые выяснят связь между культурой на индивидуальном уровне и стилем атрибуции, меньше принимая во внимание страну в целом как культурное единство и стереотипное восприятие культуры этой страны. В то же время потребуются теоретические разработки о самой природе атрибутивного процесса и его значении для отдельных людей и культур. Например, хотя исследование, приводящееся здесь, вполне убедительно доказывает культурные различия в стиле атрибуции, мне кажется, что существует базовое межкультурное сходство в основных ценностях, лежащих в основе атрибутивных различий. То есть все культуры могут поощрять атрибутивный стиль, суть которого «расширение "Я"», и оно считается основной ценностью. Если, например, человек усиливает самоощущение своих способностей и усилий, то это расширяет представление о его «Я», как отмечалось в американском исследовании, посвященном успешным событиям, затем этот атрибутивный стиль может активизировать «расширение "Я"». Однако в другой культуре укрепление собственной ценности человеком может оказаться губительным для его «Я»; в такой культуре ограниченность воздействия таких атрибуций на самом деле усиливает ценность «саморасширения», хотя внешние проявления такой атрибуции не отражает такой ее сути. Так, люди из разных культур, по-видимому, отличаются по своему атрибутивному стилю на одном уровне, а на другом уровне их ценности и принципы могут полностью совпадать. Потребуется еще исследование, которое примет в расчет эти возможности и более подробно изучит природу атрибуций, особенно значение атрибутивного стиля для отдельного человека и культуры в целом.
Тем не менее культурные отличия в атрибуциях особенно важны для более полного понимания межкультурных взаимодействий. Последствия неверных атрибуций крайне серьезны. Для успеха любых социальных взаимодействий важно правильно интерпретировать причины поведения, особенно когда это касается намерений и благожелательности, существенных для любого типа социального взаимодействия. Межкультурные взаимодействия не исключение. Мы не должны слишком поспешно приписывать поведение другого человека его злой воле или негативным чувствам, когда это поведение в действительности может корениться в культурной динамике, которая благоприятствует поведению без злых намерений. Если мы учтем возможность влияния культурных факторов, когда интерпретируем поведение других людей и наше собственное, то мы сделаем существенный шаг к тому, чтобы улучшить межкультурное понимание и отношения.
КУЛЬТУРА И АГРЕССИЯ Агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически. Хотя некоторые исследования показывают, что тенденция к агрессии в человеке имеет биологическую и даже генетическую основу, большинство психологов признают, что в агрессии всегда присутствует существенный компонент научения и окружающей среды. То есть человек становится агрессивнее в процессе социализации и приобщения к обществу и культуре. Наиболее распространенные модели агрессии предполагают, что агрессия возникает, когда провокация того или иного типа ведет к негативным эмоциям, вынуждающим человека или драться или убегать. Какую реакцию предпочтет человек, зависит от генетики и биологической предрасположенности, усвоенных ранее и специфических качеств контекста и ситуации. Культура может повлиять на тенденцию к агрессии. Многие кросс-культурные психологи и антропологи исследовали такие культуры, как яномами в Венесуэле и Бразилии, - эта культурная группа хорошо известна своими агрессивными тенденциями как в самой группе, так и к аутсайдерам, и ее часто описывают термином «свирепые люди». Ландау сравнил уровни стресса, системы социальной поддержки и рейтинги убийств и других преступлений в 13 странах и обнаружил корреляцию между этими переменными. Роббинс, Девольт и Пельто показали, что в странах с более жарким и влажным климатом выше уровень убийств, и эта тенденция также подтверждается для США.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|