Кросс-культурные отличия в агрессии
Многие исследования документально подтверждают кросс-культурные отличия в агрессии. Например, Терав и Келтикангас исследовали оправдание агрессивности и уход от нее в Финляндии и Эстонии. Участникам дали описание двух повседневных социальных проблем, список стратегий их разрешения и попросили придумать оправдание каждой стратегии. Результаты показали, что эстонские участники чаще выбирали инструментальное оправдание для своего агрессивного поведения, считая, что агрессия была средством к достижению цели. Финские участники эксперимента, однако, чаще указывали, что агрессия просто их забавляла. Авторы сделали вывод, что агрессия считается более ненормальным поведением в Финляндии, чем в Эстонии. Культурные отличия не только подстегивают агрессию; по-видимому, существуют такие различия и среди объектов агрессии. Харрис, например, определил переживания как цель и стимул агрессии среди студентов английского и испанского происхождения. Английские студенты, как показывают данные, значительно чаще становятся объектами агрессии или агрессорами, чем участники эксперимента испанского происхождения. Бонд и его соавторы изучили агрессивные оскорбления и критику в Гонконге и США. Они предположили, что такие оскорбления и оскорбления начальником подчиненного будут в Гонконге считаться менее агрессивными, потому что, в соответствии с измерениями Хофстеде, в этой культуре дистанция власти существенно выше, чем в США, следовательно, агрессивное поведение будет более приемлемым во взаимоотношениях, где статус и власть не равны. Полученные данные действительно показали, что китайцы воспринимали такие оскорбления как более законные и видели меньше причин недолюбливать руководителей, которые наносили такие оскорбления.
Культурные различия в агрессии появляются не только в разных странах, но и в рамках одной страны. Коэн, Нисбетт, Боудл и Шварц провели три эксперимента и сравнили белых мужчин, родившихся в северной и в южной частях США. Помощник в эксперименте оскорблял участников, реакцию которых записывали на видеопленку. Северяне внешне не реагировали на оскорбление, и оно их не задевало. Южане, однако, воспринимали оскорбления как угрозу своей мужской репутации; они больше расстраивались, больше физиологически и когнитивно были готовы к агрессии и чаще переходили к агрессивному и доминирующему поведению. У испытуемых оценивался уровень кортизола и тестостерона, и то и другое оказались выше у южан. Авторы объяснили такие результаты понятием «чести» в южной культуре, проявлявшемся в представлениях, эмоциях и поведении южан, и незаметным у северян. Агрессия в группах Как предполагают некоторые исследования, группы оказываются агрессивнее, чем отдельные люди. Яффе и Йинон показали, что группы израильских участников чаще стремились нанести удары электротока испытуемым в эксперименте, чем отдельные участники. Другие исследования, однако, предполагают, что пребывание в группе не обязательно усиливает агрессию. Скорее, люди в группах более уверены в себе. Если культурные нормы в группе благоприятствуют агрессии, то проявления агрессивного поведения становятся вероятнее. Однако если культурные групповые нормы не благоприятствуют агрессии, то тогда поведение будет, скорее всего, сдержанным. Агрессия и воспитание детей Ряд исследований указывает, что культурные различия в проявлении агрессии видны уже в раннем возрасте. Остерман и его коллеги, например, зафиксировали различия в восприятии агрессии среди 8-летних детей в двух выборках из Финляндии, двух из США и одной из Польши. Еще одно исследование определило различия среди 4-летних детей в США, Швеции, Германии и Индонезии. В этом исследовании дети рассказали две истории, используя игрушки. Рассказы американских детей были существенно более агрессивного содержания, в них были агрессивные слова, недружелюбные персонажи, в ситуациях, описанных ими, было больше агрессии, чем в ситуациях, описанных детьми из других трех культур. Занн-Вакслер и его помощники зафиксировали сходные тенденции, когда сравнили 4-летних американских и японских детей. Они обнаружили, что американские дети чаще проявляли гнев, агрессивное вербальное и невербальное поведение, хуже регулировали эмоции, чем японские дети.
Некоторые ученые стремятся найти источники культурных отличий агрессивности в обучении и окружающей среде. Ямагучи и Ли, например, исследовали взаимосвязь между агрессивными мотивами и условиями воспитания детей среди студентов колледжей японцев и китайцев. Они обнаружили, что практика в воспитании детей была действительно взаимосвязана с агрессией, хотя и несколько по-разному в этих двух выборках. В еще одном исследовании Остервелл и Нагано-Накамура спрашивали у японских и израильских матерей детей-дошкольников о драках и ссорах. Психологи обнаружили, что существуют значительные отличия в восприятии матерей, которые, конечно, должны воздействовать на установки детей по отношению к агрессии в процессе социализации и приобщения к культуре. Японские матери считали агрессию естественной - это факт жизни, как с позитивными, так и с негативными элементами, но его надо держать под контролем, чтобы не причинить вреда другим людям. Израильские матери считали агрессию опасной как для агрессора, так и для того, против кого она направлена. Так, японцы считали агрессию нормальной и необходимой составляющей развития, тогда как израильтяне считали, что агрессия оправданна как самозащита и выражение негативных эмоциональных состояний. Культурные сходства Тем не менее не все кросс-культурные исследования демонстрируют отличия в тенденциях или установках по отношению к агрессии. Некоторые работы показывают также и культурное сходство. Томада и Шнейдер, например, изучали школьников начальных классов в Италии и сравнили эти результаты с данными, полученными ранее в США. Американские исследования показали, что открытая физическая и вербальная агрессия больше распространена среди мальчиков, а скрытая агрессия чаще встречается в межличностных отношениях между девочками. Хотя данные не полностью подтверждают это различие в итальянской выборке, авторы сделали вывод, что разграничение открытой и скрытой агрессии полезно делать, когда описываются гендерные отличия в агрессии между разными культурами.
В несколько ином ключе Рамирес изучал степень одобрения различных форм агрессивного поведения в четырех районах Испании. Эти четыре района не только были удивительно похожи в своих установках одобрения агрессии, но полученные результаты практически совпали с данными, собранными в Финляндии и Польше. На основании этого можно сделать вывод о вероятном кросс-культурном или универсальном аспекте в установках по отношению к агрессии. Резюме Кросс-культурные исследования показывают, что агрессивные тенденции, установки и нормы в разных культурах отличаются и что эти различия прочно устанавливаются в относительно раннем возрасте. Имеющиеся доказательства также указывают на аспекты воспитания детей и родительские ценности и установки как на возможные источники культурных отличий в агрессии. В то же время существуют данные о том, что по крайней мере отчасти такие аспекты агрессии, как гендерные отличия и установки одобрения в разных культурах, могут быть похожи. На данном этапе мы не знаем, какие аспекты агрессии похожи в разных культурах и какие отличаются. Мы не знаем, какие конкретные источники обучения - воспитание детей, взгляд родителей на агрессию или какие-то другие - усиливают агрессивность в поведении, и не понимаем, какую роль играют психологические факторы по сравнению с биологическими и генетическими. На эти вопросы еще предстоит ответить в дальнейших исследованиях и выйти за рамки простой фиксации культурных сходств и различий в агрессии, чтобы детальнее изучить, как и почему эти сходства и различия возникают.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|