Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кросс-культурные отличия в агрессии




Многие исследования документально подтвержда­ют кросс-культурные отличия в агрессии. Напри­мер, Терав и Келтикангас исследовали оправдание агрессивности и уход от нее в Финляндии и Эстонии. Участникам дали описание двух повседневных социальных проблем, список стратегий их разрешения и попро­сили придумать оправдание каждой стратегии. Результаты показали, что эстонские участники чаще выбирали инструментальное оправдание для своего агрессивного поведения, считая, что агрес­сия была средством к достижению цели. Финские участники эксперимента, однако, чаще указывали, что агрессия просто их забавляла. Авторы сдела­ли вывод, что агрессия считается более ненормаль­ным поведением в Финляндии, чем в Эстонии.

Культурные отличия не только подстегивают агрессию; по-видимому, существуют такие различия и среди объектов агрессии. Харрис, например, определил переживания как цель и сти­мул агрессии среди студентов английского и испан­ского происхождения. Английские студенты, как показывают данные, значительно чаще становятся объектами агрессии или агрессорами, чем участни­ки эксперимента испанского происхождения.

Бонд и его соавторы изучи­ли агрессивные оскорбления и критику в Гонкон­ге и США. Они предположили, что такие оскорб­ления и оскорбления начальником подчиненного будут в Гонконге считаться менее агрессивными, потому что, в соответствии с измерениями Хофстеде, в этой культуре дистанция власти существенно выше, чем в США, следова­тельно, агрессивное поведение будет более прием­лемым во взаимоотношениях, где статус и власть не равны. Полученные данные действительно по­казали, что китайцы воспринимали такие оскорб­ления как более законные и видели меньше при­чин недолюбливать руководителей, которые нано­сили такие оскорбления.

Культурные различия в агрессии появляются не только в разных странах, но и в рамках одной страны. Коэн, Нисбетт, Боудл и Шварц провели три эк­сперимента и сравнили белых мужчин, родивших­ся в северной и в южной частях США. Помощник в эксперименте оскорблял участников, реакцию которых записывали на видеопленку. Северяне внешне не реагировали на оскорбление, и оно их не задевало. Южане, однако, воспринимали оскор­бления как угрозу своей мужской репутации; они больше расстраивались, больше физиологически и когнитивно были готовы к агрессии и чаще пе­реходили к агрессивному и доминирующему по­ведению. У испытуемых оценивался уровень кортизола и тестостерона, и то и другое оказались выше у южан. Авторы объяснили такие результа­ты понятием «чести» в южной культуре, проявляв­шемся в представлениях, эмоциях и поведении южан, и незаметным у северян.

Агрессия в группах

Как предполагают некоторые исследования, груп­пы оказываются агрессивнее, чем отдельные люди. Яффе и Йинон показали, что группы израильских участников чаще стремились нанести удары электротока испытуемым в экспери­менте, чем отдельные участники. Другие исследо­вания, однако, предполагают, что пребывание в группе не обязательно усиливает агрессию. Скорее, люди в группах более уверены в себе. Если куль­турные нормы в группе благоприятствуют агрессии, то проявления агрессивного поведения становятся вероятнее. Однако если культурные групповые нор­мы не благоприятствуют агрессии, то тогда поведе­ние будет, скорее всего, сдержанным.

Агрессия и воспитание детей

Ряд исследований указывает, что культурные раз­личия в проявлении агрессии видны уже в раннем возрасте. Остерман и его коллеги, например, зафиксировали различия в вос­приятии агрессии среди 8-летних детей в двух вы­борках из Финляндии, двух из США и одной из Польши. Еще одно исследование определило различия среди 4-летних детей в США, Швеции, Германии и Индонезии. В этом исследовании дети рассказали две истории, ис­пользуя игрушки. Рассказы американских детей были существенно более агрессивного содержания, в них были агрессивные слова, недружелюбные персонажи, в ситуациях, описанных ими, было больше агрессии, чем в ситуациях, описанных деть­ми из других трех культур. Занн-Вакслер и его по­мощники зафиксировали сходные тенденции, когда сравнили 4-летних аме­риканских и японских детей. Они обнаружили, что американские дети чаще проявляли гнев, агрессив­ное вербальное и невербальное поведение, хуже ре­гулировали эмоции, чем японские дети.

Некоторые ученые стремятся найти источники культурных отличий агрессивности в обучении и окружающей среде. Ямагучи и Ли, например, исследовали взаимосвязь между агрессивными мотивами и условиями воспитания детей среди студентов колледжей японцев и китай­цев. Они обнаружили, что практика в воспитании детей была действительно взаимосвязана с агрес­сией, хотя и несколько по-разному в этих двух вы­борках. В еще одном исследовании Остервелл и Нагано-Накамура спрашивали у японских и израильских мате­рей детей-дошкольников о драках и ссорах. Психо­логи обнаружили, что существуют значительные отличия в восприятии матерей, которые, конечно, должны воздействовать на установки детей по от­ношению к агрессии в процессе социализации и приобщения к культуре. Японские матери считали агрессию естественной - это факт жизни, как с по­зитивными, так и с негативными элементами, но его надо держать под контролем, чтобы не причинить вреда другим людям. Израильские матери считали агрессию опасной как для агрессора, так и для того, против кого она направлена. Так, японцы считали агрессию нормальной и необходимой составляю­щей развития, тогда как израильтяне считали, что агрессия оправданна как самозащита и выражение негативных эмоциональных состояний.

Культурные сходства

Тем не менее не все кросс-культурные исследова­ния демонстрируют отличия в тенденциях или установках по отношению к агрессии. Некоторые работы показывают также и культурное сходство. Томада и Шнейдер, например, изучали школьников начальных классов в Италии и сравнили эти результаты с данными, полученными ранее в США. Американские иссле­дования показали, что открытая физическая и вер­бальная агрессия больше распространена среди мальчиков, а скрытая агрессия чаще встречается в межличностных отношениях между девочками. Хотя данные не полностью подтверждают это раз­личие в итальянской выборке, авторы сделали вы­вод, что разграничение открытой и скрытой агрессии полезно делать, когда описываются гендерные отличия в агрессии между разными культурами.

В несколько ином ключе Рамирес изучал степень одобрения различных форм агрессивного поведения в четырех районах Испа­нии. Эти четыре района не только были удивитель­но похожи в своих установках одобрения агрессии, но полученные результаты практически совпали с данными, собранными в Финляндии и Польше. На основании этого можно сделать вывод о вероятном кросс-культурном или универсальном аспекте в установках по отношению к агрессии.

Резюме

Кросс-культурные исследования показывают, что агрессивные тенденции, установки и нормы в раз­ных культурах отличаются и что эти различия прочно устанавливаются в относительно раннем возрасте. Имеющиеся доказательства также ука­зывают на аспекты воспитания детей и родитель­ские ценности и установки как на возможные ис­точники культурных отличий в агрессии. В то же время существуют данные о том, что по крайней мере отчасти такие аспекты агрессии, как гендер­ные отличия и установки одобрения в разных культурах, могут быть похожи. На данном этапе мы не знаем, какие аспекты агрессии похожи в разных культурах и какие отличаются. Мы не зна­ем, какие конкретные источники обучения - вос­питание детей, взгляд родителей на агрессию или какие-то другие - усиливают агрессивность в по­ведении, и не понимаем, какую роль играют пси­хологические факторы по сравнению с биологи­ческими и генетическими. На эти вопросы еще предстоит ответить в дальнейших исследовани­ях и выйти за рамки простой фиксации культур­ных сходств и различий в агрессии, чтобы деталь­нее изучить, как и почему эти сходства и разли­чия возникают.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...