Решение кооперативных задач
Культурные отличия очевидны не только в степени уважения и сотрудничестве, предоставляемыми другими людьми, но также и в процессе решения кооперативных задач. Филардо, например, сделал видеозапись того, как американские восьмиклассники европейского и африканского происхождения участвовали в общей игре, включавшей групповое принятие решений. Эти записи кодировались ассистентами, которые отмечали, что происходило и как взаимодействовали участники. Результаты показали, что в целом афроамериканцы были активнее, чем участники европейского происхождения, и чаще вели себя, «не учитывая точку зрения слушателя или представления о том, что стороны имеют не равные права по отношению друг к другу, или не видели возможности уступить». Евроамериканцы чаще коротко выражали согласие со словами другого члена группы или его действиями. В то время как исследование, по-видимому, показывает, что коллективистские культуры более склонны к конформизму и направлены на подчинение, они в то же время придают больше значения сотрудничеству. Кросс-культурное исследование должно будет изучить и то, как конформизм и подчинение, с одной стороны, и сотрудничество, с другой стороны, сосуществуют в тонком балансе в культуре и обществе, и специфические контексты, в которых это поведение встречается. Мне представляется, что конформизм или сотрудничество возникают в контексте признания возможных последствий нонконформизма и отсутствия сотрудничества. Может оказаться, учитывая эквивалентные последствия, что конформизм или сотрудничество в разных культурах будут в большей степени схожи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Люди - это социальные животные. От природы мы связаны с другими, живем с ними, работаем и играем. Вся наша жизнь проходит во взаимодействии или взаимоотношениях с другими людьми. Не имеет значения, как мы к этому относимся, мы не можем игнорировать тот факт, что мы связаны с другими. Наше поведение, мысли, чувства - все подвержено влиянию других людей, и мы, в свою очередь, влияем на тех, кто рядом с нами.
По мере нашего роста в собственной культуре и обществе, мы начинаем вести себя определенным образом, взаимодействовать, чувствовать и интерпретировать свое поведение в связи с окружающим нас миром. К тому моменту, когда мы становимся взрослыми, мы уже приобретаем такую богатую практику, что не думаем о том, как и почему мы делаем то, что делаем. Наши атрибуции, межличностные и романтические отношения и поведение в группе подвержены сильному влиянию культуры, в которой мы живем. Исследования, которые рассматривались в этой главе, - поведение в группе своих и группе чужих, восприятие человека, близкие взаимоотношения, атрибуции, конформизм и подчинение - подчеркивали большое и устойчивое влияние культуры. Нам нужно признать, что культура играет большую роль в формировании нашего поведения в отношении других людей. И нам нужно понять, что то, что верно для нас в нашем собственном социальном поведении, может оказаться совсем не так для людей из других культур. В то время как мы можем с недовольством относиться к конформизму в групповых нормах или подчинению власти, многие культуры видят в них позитивные аспекты социального поведения. Хотя мы можем верить, что наш успех связан с нашими способностями, а неудача - с внешними факторами, люди из других культур могут в равной степени приписывать успехи и неудачи самим себе. Хотя мы можем одобрять и даже поощрять выражение негативных чувств по отношению к группе своих, люди из других культур могут счесть такие выражения предосудительными или даже опасными.
Завершая эту главу, я не могу удержаться от чувства, что несмотря на большие кросс-культурные отличия, в социальном поведении людей есть и существенные сходства. Как я уже предполагал в конце раздела об атрибуциях, должна существовать основная ценность или психологический принцип, действующий во всех нас, который помогает нам расширить наше понимание «Я» или достичь наших психологических или культурных целей. Культура приводит к различиям в нашем определении этих целей и их проявлении в поведении. Однако самое главное, пожалуй, - это понимание того, что мы все действуем как человеческие существа. Проведенный Амиром и Шароном обзор кросс-культурной валидности социально-психологических законов подтверждает мою точку зрения. Этот обзор, рассматривающий социально-психологические принципы в разных культурах, показал, что если первоначальные данные часто статистически повторяются, т. е. это говорит об общих чертах в разных культурах. Так или иначе, кросс-культурная психология и исследования должны попытаться дальше развить эту тему и найти сходство и различия на различных уровнях нашей жизни. ГЛОССАРИЙ Агрессия - любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психологически. Атрибуции - выводы, которые люди делают о причинах событий, своем и чужом поведении. Взаимоотношения в группе своих - взаимоотношения, характеризующиеся некоторой степенью близости, интимности и доверия. Мы чувствуем близость к окружающим людям, которые, как кажется, составляют нашу группу своих. Взаимоотношения внутри группы своих развиваются с помощью связей, объединяющих группу вместе в общей дружбе, отношениях в достижении рбщих целей. Взаимоотношения в группе чужих - взаимоотношения, которым недостает близости, интимности и доверия, характерных для взаимоотношений в группе своих. Восприятие личности -процесс формирования впечатления о других людях. Гипотеза взаимности -гипотеза о любовных отношениях, которая предполагает, что люди, как правило, любят тех, кто любит их. Гипотеза пары - гипотеза о любовных взаимоотношениях, которая предполагает, что люди с приблизительно одинаковыми физическими характеристиками чаще выбирают друг друга в партнеры.
Гипотеза сходства - гипотеза, описывающая любовные взаимоотношения, которая предполагает, что, как правило, близкие взаимоотношения складываются между людьми схожего возраста, расы, религии, социального класса, образования, интеллекта. У людей со схожими установками и физической привлекательностью, как правило, формируют близкие взаимоотношения. Дружеская любовь - любовь, которая включает теплые, доверительные и терпимые отношения к другому человеку, жизнь которого тесно переплелась с нашей собственной жизнью. Защитные атрибуции -тенденция обвинять жертву в ее несчастьях. Когнитивные схемы - концептуальные структуры, использующиеся людьми для осмысления мира и окружающих людей. Консенсус - как считается, один из параметров, влияющий на природу атрибуций; он характеризует аналогичное поведение других людей в той же ситуации. Конформизм - поведение, выражающееся в реальном или воображаемом социальном давлении. Отличительные черты -один из параметров, влияющих на природу атрибуций; он характеризует то, будет ли поведение человека особенным в отношении конкретного объекта поведения. Подчинение - форма уступчивости, которая проявляется, когда люди следуют прямым командам, как правило, исходящим от кого-то авторитетного. Последовательность - один из параметров, который, как считается, влияет на природу атрибуций; он характеризует сходство поведения человека в одной и той же ситуации в разное время. Пристрастие в пользу своего «Я» - тенденция приписывать наши успехи личным факторам, а неудачи - ситуации. Совершенная любовь -любовь, характеризующаяся страстной любовью, близостью и преданностью. Сотрудничество - способность людей вместе работать для достижения общих целей. Социальные схемы - группы идей о категориях социальных событий и людях, которые, как доказано, влияют на восприятие человека.
Страстная любовь - любовь, которая включает поглощение другого человека, сексуальное чувство и интенсивную эмоцию. Уступчивость - уступка человека социальному давлению в публичном поведении, при этом собственные убеждения человека не изменяются. Фундаментальная ошибка атрибуции - предубеждение, основанное на объяснении поведения других людей при помощи внутренних атрибуций, а своего собственного поведения при помощи внешних атрибуций. Культура и организация Большую часть жизни мы проводим в различных организациях. Те компании, в которых мы работаем, являются организациями. Большая часть занятий, которым мы посвящаем свой досуг, тоже связана с теми или иными организациями. Другие организации обеспечивают наличие структуры и предоставляют услуги, как, например, правительство, учебные заведения и больницы. В прошлые времена, возможно, было проще изучать организации в относительной изоляции от вопросов культуры. Прежде рабочая сила была менее разнообразна в расовом, этническом и культурном отношении, чем теперь. В таких условиях при меньшем культурном разнообразии и ожидания членов любой организации были более-менее одинаковы. Коммуникации, линии власти и иерархическая структура формировались без осознания подобных различий. Члены организации обладали имплицитным, подразумеваемым знанием того, как вести себя по отношению друг к другу, как вместе работать, потому что все они вышли из относительно сходной культурной среды, Организации были в большей степени удалены от вопросов культуры, хотя и несколько иначе, поскольку большинство компаний в недавнем прошлом имели исключительно или преимущественно внутринациональный характер. Большая часть связанных с производством проблем, с которыми сталкивались такие компании, касались конкретных стран и их культуры. В такой же степени и большинство компаний, которые конкурировали или кооперировались между собой, принадлежали к одной стране и одной культуре. Подобная мононациональная рабочая среда теперь уже канула в прошлое. В наше время не только рабочая сила стала значительно более разнородной в культурном плане, но и многие компании вышли на международную арену. В экономике теперь существует беспрецедентное число мультинацнональных и транснациональных корпораций - производственных организаций, которые обладают вспомогательными отделениями и филиалами, а также структурными подразделениями более чем в одной стране. Таким компаниям приходится все чаще и чаще иметь дело с людьми различных и весьма разнообразных культурных традиций. В наше время переход из одного подразделения в другое в пределах одной компании часто означает переезд из одной страны в другую. Ясно, что подобная интернационализация бизнеса влечет за собой и значительное число межкультурных проблем.
Даже компаниям, которые действуют на внутреннем рынке и не обладают мультинациональной структурой, приходится сталкиваться с вызовом интернационализации и свойственными ему вопросами межкультурного взаимодействия. Новое торговое законодательство и международные договоры столкнули между собой многих конкурентов из различных удаленных друг от друга культур, в равной степени увеличив возможности открытия рынков для других стран и культур. Отчасти решение возникающих перед компаниями и отдельным людьми задач облегчает успехи в сфере коммуникации и транспорта, позволяя им успешно работать, несмотря на огромные физические и культурные пространства, их разделяющие. Технологические изменения в системах коммуникации - телефон, факсимильные аппараты, видеотелеконференции и электронная почта, - все это вывело проблемы культуры на первый план. Деловой мир превратился в своего рода глобальную деревню, в которой обмен товарами, услугами и ресурсами не признает почти никаких границ. Жизнь в такой глобальной деревне ставит перед нами проблемы не только в пределах одной страны, но и проблемы, далеко выходящие за национальные границы. Многие из таких проблем носят культурный характер. Наша способность решать подобные проблемы, в условиях постоянно меняющегося делового мира и определяет успешность или неуспешность почти любого бизнеса. Хотя в мире существует великое множество различных типов организаций, в данной главе мы сконцентрируемся преимущественно на одном типе - производственных организациях, поскольку они уже послужили предметом многих кросс-культурных исследований и могут задать определенный контекст нашим познаниям относительно воздействия культуры на организации. Информация, которую мы сможем получить, изучая взаимоотношения культуры и производственных организаций, может оказаться полезной также и для понимания всех прочих типов организаций. В этой главе мы начнем с определения организационной культуры в отличие от климата в организации, а кроме того, поговорим о кросс-культурных исследованиях. При этом сначала мы проанализируем организационную культуру с позиций структуры организации, затем - сквозь призму связанных с производством ценностей, используя при этом четыре основных измерения культуры Хофстеде. И, наконец, мы рассмотрим кросс-культурные исследования ряда связанных с производством типов поведения, включая сюда мотивацию и производительность, лидерство и менеджмент, принятие решений и межкультурные аспекты бизнеса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|