Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение кооперативных задач




Культурные отличия очевидны не только в степе­ни уважения и сотрудничестве, предоставляемы­ми другими людьми, но также и в процессе реше­ния кооперативных задач. Филардо, например, сделал видеозапись того, как американ­ские восьмиклассники европейского и африкан­ского происхождения участвовали в общей игре, включавшей групповое принятие решений. Эти записи кодировались ассистентами, которые отме­чали, что происходило и как взаимодействовали участники.

Результаты показали, что в целом афроамериканцы были активнее, чем участники европейско­го происхождения, и чаще вели себя, «не учиты­вая точку зрения слушателя или представления о том, что стороны имеют не равные права по отно­шению друг к другу, или не видели возможности уступить». Евроамериканцы чаще коротко выражали согласие со словами дру­гого члена группы или его действиями.

В то время как исследование, по-видимому, показывает, что коллективистские культуры более склонны к конформизму и направлены на подчи­нение, они в то же время придают больше значе­ния сотрудничеству. Кросс-культурное исследова­ние должно будет изучить и то, как конформизм и подчинение, с одной стороны, и сотрудничество, с другой стороны, сосуществуют в тонком балан­се в культуре и обществе, и специфические кон­тексты, в которых это поведение встречается. Мне представляется, что конформизм или сотрудни­чество возникают в контексте признания возмож­ных последствий нонконформизма и отсутствия сотрудничества. Может оказаться, учитывая эк­вивалентные последствия, что конформизм или сотрудничество в разных культурах будут в боль­шей степени схожи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Люди - это социальные животные. От природы мы связаны с другими, живем с ними, работаем и играем. Вся наша жизнь проходит во взаимодей­ствии или взаимоотношениях с другими людьми. Не имеет значения, как мы к этому относимся, мы не можем игнорировать тот факт, что мы связаны с другими. Наше поведение, мысли, чувства - все подвержено влиянию других людей, и мы, в свою очередь, влияем на тех, кто рядом с нами.

По мере нашего роста в собственной культуре и обществе, мы начинаем вести себя определенным образом, взаимодействовать, чувствовать и интер­претировать свое поведение в связи с окружающим нас миром. К тому моменту, когда мы становимся взрослыми, мы уже приобретаем такую богатую практику, что не думаем о том, как и почему мы делаем то, что делаем. Наши атрибуции, межлич­ностные и романтические отношения и поведение в группе подвержены сильному влиянию культу­ры, в которой мы живем. Исследования, которые рассматривались в этой главе, - поведение в груп­пе своих и группе чужих, восприятие человека, близкие взаимоотношения, атрибуции, конфор­мизм и подчинение - подчеркивали большое и устойчивое влияние культуры.

Нам нужно признать, что культура играет большую роль в формировании нашего поведения в отношении других людей. И нам нужно понять, что то, что верно для нас в нашем собственном со­циальном поведении, может оказаться совсем не так для людей из других культур. В то время как мы можем с недовольством относиться к конфор­мизму в групповых нормах или подчинению вла­сти, многие культуры видят в них позитивные аспекты социального поведения. Хотя мы можем верить, что наш успех связан с нашими способ­ностями, а неудача - с внешними факторами, люди из других культур могут в равной степени приписывать успехи и неудачи самим себе. Хотя мы можем одобрять и даже поощрять выражение негативных чувств по отношению к группе сво­их, люди из других культур могут счесть такие выражения предосудительными или даже опас­ными.

Завершая эту главу, я не могу удержаться от чувства, что несмотря на большие кросс-культур­ные отличия, в социальном поведении людей есть и существенные сходства. Как я уже предполагал в конце раздела об атрибуциях, должна существо­вать основная ценность или психологический принцип, действующий во всех нас, который по­могает нам расширить наше понимание «Я» или достичь наших психологических или культурных целей. Культура приводит к различиям в нашем оп­ределении этих целей и их проявлении в поведе­нии. Однако самое главное, пожалуй, - это пони­мание того, что мы все действуем как человеческие существа. Проведенный Амиром и Шароном обзор кросс-культурной валидности социально-психологических законов подтвер­ждает мою точку зрения. Этот обзор, рассматри­вающий социально-психологические принципы в разных культурах, показал, что если первоначаль­ные данные часто статистически повторяются, т. е. это говорит об общих чертах в разных культу­рах. Так или иначе, кросс-культурная психология и исследования должны попытаться дальше раз­вить эту тему и найти сходство и различия на раз­личных уровнях нашей жизни.

ГЛОССАРИЙ

Агрессия - любой поступок или по­ведение, которое причиняет боль другому челове­ку физически или психологически.

Атрибуции - выводы, которые люди делают о причинах событий, своем и чужом поведении.

Взаимоотношения в группе своих - взаимоотношения, характеризую­щиеся некоторой степенью близости, интимности и доверия. Мы чувствуем близость к окружающим людям, которые, как кажется, составляют нашу группу своих. Взаимоотношения внутри группы своих развиваются с помощью связей, объединя­ющих группу вместе в общей дружбе, отношениях в достижении рбщих целей.

Взаимоотношения в группе чужих - взаимоотношения, которым недо­стает близости, интимности и доверия, характер­ных для взаимоотношений в группе своих.

Восприятие личности -процесс формирования впечатления о других людях.

Гипотеза взаимности -гипотеза о любовных отношениях, которая пред­полагает, что люди, как правило, любят тех, кто любит их.

Гипотеза пары - гипо­теза о любовных взаимоотношениях, которая пред­полагает, что люди с приблизительно одинаковы­ми физическими характеристиками чаще выбира­ют друг друга в партнеры.

Гипотеза сходства - ги­потеза, описывающая любовные взаимоотношения, которая предполагает, что, как правило, близкие вза­имоотношения складываются между людьми схоже­го возраста, расы, религии, социального класса, обра­зования, интеллекта. У людей со схожими установка­ми и физической привлекательностью, как правило, формируют близкие взаимоотношения.

Дружеская любовь - лю­бовь, которая включает теплые, доверительные и терпимые отношения к другому человеку, жизнь которого тесно переплелась с нашей собственной жизнью.

Защитные атрибуции -тенденция обвинять жертву в ее несчастьях.

Когнитивные схемы - кон­цептуальные структуры, использующиеся людьми для осмысления мира и окружающих людей.

Консенсус - как считается, один из параметров, влияющий на природу атрибуций; он характеризует аналогичное поведение других людей в той же ситуации.

Конформизм - поведение, выра­жающееся в реальном или воображаемом социаль­ном давлении.

Отличительные черты -один из параметров, влияющих на природу атри­буций; он характеризует то, будет ли поведение человека особенным в отношении конкретного объекта поведения.

Подчинение - форма уступчиво­сти, которая проявляется, когда люди следуют пря­мым командам, как правило, исходящим от кого-то авторитетного.

Последовательность - один из параметров, который, как считается, влияет на при­роду атрибуций; он характеризует сходство пове­дения человека в одной и той же ситуации в раз­ное время.

Пристрастие в пользу своего «Я» - тенденция приписывать наши успехи лич­ным факторам, а неудачи - ситуации.

Совершенная любовь -любовь, характеризующаяся страстной любовью, близостью и преданностью.

Сотрудничество - способность людей вместе работать для достижения общих це­лей.

Социальные схемы - груп­пы идей о категориях социальных событий и лю­дях, которые, как доказано, влияют на восприятие человека.

Страстная любовь - любовь, которая включает поглощение другого человека, сексуальное чувство и интенсивную эмоцию.

Уступчивость - уступка челове­ка социальному давлению в публичном поведении, при этом собственные убеждения человека не из­меняются.

Фундаментальная ошибка атрибуции - предубеждение, ос­нованное на объяснении поведения других лю­дей при помощи внутренних атрибуций, а своего собственного поведения при помощи внешних ат­рибуций.

Культура и организация

Большую часть жизни мы проводим в различных организациях. Те компании, в которых мы работа­ем, являются организациями. Большая часть заня­тий, которым мы посвящаем свой досуг, тоже свя­зана с теми или иными организациями. Другие организации обеспечивают наличие структуры и предоставляют услуги, как, например, правитель­ство, учебные заведения и больницы.

В прошлые времена, возможно, было проще изучать организации в относительной изоляции от вопросов культуры. Прежде рабочая сила была менее разнообразна в расовом, этническом и куль­турном отношении, чем теперь. В таких условиях при меньшем культурном разнообразии и ожида­ния членов любой организации были более-менее одинаковы. Коммуникации, линии власти и иерар­хическая структура формировались без осознания подобных различий. Члены организации облада­ли имплицитным, подразумеваемым знанием того, как вести себя по отношению друг к другу, как вме­сте работать, потому что все они вышли из отно­сительно сходной культурной среды,

Организации были в большей степени удале­ны от вопросов культуры, хотя и несколько иначе, поскольку большинство компаний в недавнем про­шлом имели исключительно или преимуществен­но внутринациональный характер. Большая часть связанных с производством проблем, с которыми сталкивались такие компании, касались конкрет­ных стран и их культуры. В такой же степени и большинство компаний, которые конкурировали или кооперировались между собой, принадлежа­ли к одной стране и одной культуре. Подобная мононациональная рабочая среда теперь уже канула в прошлое. В наше время не только рабочая сила стала значительно более разнородной в культур­ном плане, но и многие компании вышли на меж­дународную арену.

В экономике теперь существует беспрецедент­ное число мультинацнональных и транснацио­нальных корпораций - производственных органи­заций, которые обладают вспомогательными отде­лениями и филиалами, а также структурными подразделениями более чем в одной стране. Таким компаниям приходится все чаще и чаще иметь дело с людьми различных и весьма разнообразных куль­турных традиций. В наше время переход из одно­го подразделения в другое в пределах одной ком­пании часто означает переезд из одной страны в другую. Ясно, что подобная интернационализация бизнеса влечет за собой и значительное число меж­культурных проблем.

Даже компаниям, которые действуют на внут­реннем рынке и не обладают мультинациональной структурой, приходится сталкиваться с вызовом интернационализации и свойственными ему во­просами межкультурного взаимодействия. Новое торговое законодательство и международные до­говоры столкнули между собой многих конкурен­тов из различных удаленных друг от друга куль­тур, в равной степени увеличив возможности от­крытия рынков для других стран и культур. Отчасти решение возникающих перед компания­ми и отдельным людьми задач облегчает успехи в сфере коммуникации и транспорта, позволяя им успешно работать, несмотря на огромные физиче­ские и культурные пространства, их разделяющие.

Технологические изменения в системах комму­никации - телефон, факсимильные аппараты, видеотелеконференции и электронная почта, - все это вывело проблемы культуры на первый план. Деловой мир превратился в своего рода глобаль­ную деревню, в которой обмен товарами, услуга­ми и ресурсами не признает почти никаких границ. Жизнь в такой глобальной деревне ставит перед нами проблемы не только в пределах одной стра­ны, но и проблемы, далеко выходящие за нацио­нальные границы. Многие из таких проблем носят культурный характер. Наша способность решать подобные проблемы, в условиях постоянно меня­ющегося делового мира и определяет успешность или неуспешность почти любого бизнеса.

Хотя в мире существует великое множество различных типов организаций, в данной главе мы сконцентрируемся преимущественно на одном типе - производственных организациях, посколь­ку они уже послужили предметом многих кросс-культурных исследований и могут задать опреде­ленный контекст нашим познаниям относительно воздействия культуры на организации. Информа­ция, которую мы сможем получить, изучая взаи­моотношения культуры и производственных орга­низаций, может оказаться полезной также и для понимания всех прочих типов организаций.

В этой главе мы начнем с определения органи­зационной культуры в отличие от климата в орга­низации, а кроме того, поговорим о кросс-культур­ных исследованиях. При этом сначала мы проана­лизируем организационную культуру с позиций структуры организации, затем - сквозь призму связанных с производством ценностей, используя при этом четыре основных измерения культуры Хофстеде. И, наконец, мы рассмотрим кросс-куль­турные исследования ряда связанных с производ­ством типов поведения, включая сюда мотивацию и производительность, лидерство и менеджмент, принятие решений и межкультурные аспекты биз­неса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...