Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

До появления квантовой теории

ДЖАНЕР ТАСЛАМАН

КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ и БОГ

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

 

Введение

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.

ДО ПОЯВЛЕНИЯ КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ

Аннотация к разделу

Первые взгляды на микроуровень: атомизм

Физика Аристотеля и изменения, связанные с именами Коперника, Кеплера и Галилея

Господство физики Ньютона

Первые научные модели атома

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ВВЕДЕНИЕ В КВАНТОВУЮ ТЕОРИЮ И ЕЕ ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация к разделу

Появление квантовой теории поля и эксперимент с двумя щелями

Атомная модель Бора и принцип дополнительности

Философская и теологическая интерпретация с точки зрения принципа дополнительности

Интерпретации квантовой теории:

1. Научный реализм

2. Инструментализм

3. Критический реализм

Критический реализм и взаимоотношения науки и религии

Принцип неопределенности Гейзенберга и способы его интерпретации.

1. Неопределенность, связанная с нашим невежеством

2. Неопределенность, связанная экспериментальными и концептуальными ограничениями

3. Неопределенность как объективный индетерминизм

Объективный индетерминизм и метафизические предпочтения

Холизм и ЭПР-парадокс

Теорема Белла, нелокальность и эксперименты Аспе

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БОГА И КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ

Аннотация к разделу

Виды Божьей деятельности:

1. Акт Божьего творения из небытия

2. Принцип божественной защиты

3. Реализация Божьей деятельности

4. Божественное воплощение чуда

Деятельность Бога в разрешении квантового индетерминизма

Квантовые пробелы и деятельность Бога

Нэнси Мерфи и «Буриданов осел»

Теория хаоса, Джон Полкинхорн и деятельность Бога

 

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

ЧУДЕСА, ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ

 

Аннотация к разделу

Проблема чуда и Дэвид Юм

Определение верного подхода к решению вопроса чудес

Механическая Вселенная и чудеса

Различные философские подходы, направленные на изучение законов природы.

1. Системный подход

2. Инструментальный подход

3. Детерминистский подход

4. Вероятностный подход

Первоначальное вмешательство и чудеса

Сотворение чуда путем разрешения квантовой неопределенности

Теологический агностицизм и ошибочность создания онтологии из методологии

 

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

ПРОБЛЕМА ЗЛА, ВОПРОС О СВОБОДЕ ВОЛИ И КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ

 

Аннотация к разделу

Соотношение проблемы зла и вопроса о свободе воли

Проблема зла и онтология

Детерминизм и свобода воли.

1. Жесткий детерминизм

2. Умеренный детерминизм

3. Либертарианский подход

Объяснение свободной воли посредством дуализма и эмерджентизма

Различные подходы к квантовой теории и свобода воли

Божье знание и свобода воли

Некоторые причины неразрешимости вопроса свободы воли

Роль наблюдателя, принцип дополнительности и свобода воли

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ПРЕДИСЛОВИЕ

Вся наша Вселенная создана из атомов, которые, в свою очередь, состоят из более мелких частиц. В современной науке мир на уровне атомных частиц объясняет квантовая теория. Эта теория подтверждает незаменимую роль таких изобретений, как компьютерные технологии, лазер и атомная электростанция, без которых уже невозможно представить нашу жизнь. Квантовая теория не может отказаться от принципов современной науки, и даже в том случае, если бы ее применение не было бы так успешно при разработке технологий, необходимо признать, что она включает в себя элементы противоречий в очень важных вопросах других естественнонаучных теорий. Невозможно представить другую естественнонаучную теорию, озвучивающую и включающую в себя такие важные с точки зрения онтологии принципы как, индетерминизм и «удаленное влияние». Квантовая теория также показывает, что господствующие в методологии естественных наук принципы редукционизма и «пассивного наблюдателя в опыте» несостоятельны для микромира.

В нашем представлении о Вселенной, онтологии и эпистемологии квантовая теория является причиной появления новаторских суждений подобно тому, как это происходит в традиционной философии. Именно поэтому в данной книге в качестве дополнительной темы эта теория рассмотрена с точки зрения философско-религиозной проблематики. Начиная с XVII в. и вплоть до окончания XX в. взгляды на вопросы деятельности Бога, чудес, понятий зла и свободы воли воспринимались исключительно с точки зрения априорного принятия «детерминистической» структуры Вселенной. Сторонников такого подхода, чьи взгляды уже сформировались, достаточно и в наши дни. Квантовая теория позволяет утверждать о Вселенной с точки зрения «объективного индетерминизма», и требуется анализ тех вопросов, которые ранее рассматривались в свете детерминизма. В представленном труде рассмотрено, каким образом квантовая теория вступает в многовековую полемику с противоречащими ей мнениями. Кроме того, мы исследуем преувеличение значимости различных подходов к изучению квантовой теории, уделим внимание интерпретациям квантовой теории и ее достижениям с философской и теологической точек зрения.

В первом разделе книге, предваряя описание самой квантовой теории, рассмотрены наиболее важные события истории философии и научной мысли, которые имеют отношение к квантовой теории. Во втором разделе квантовая теория рассмотрена с научной и философской точек зрения, а также затрагиваются вопросы философии религии. Первые две части готовят читателя к тем религиозно-философским проблемам, которые уже более подробно рассмотрены в третьем разделе. Третий раздел посвящен Божьей деятельности, четвертый – понятию чуда, пятый – проблематике понятия зла и свободы воли таким образом, чтобы значимость квантовой теории оценивалась объективно. Кроме того, мы также представили свои взгляды на вопросы, которые напрямую могут быть не связаны непосредственно с квантовой теорией.

В подготовке этой книги приняло участие большое количество людей: те, кто принимал участие в спорах, вычитывал текст и предлагал свои идеи. В первую очередь я хочу поблагодарить своих дорогих друзей Эмре Дормана, Рахима Аджара, Меджита Демира и Али Энгина Уйгура. Моя искренняя благодарность Горкему Озтюрку, владельцу рекламного агентства R2R2, которое занималось художественным оформлением обложки. Также хочу выразить отдельную благодарность Институту им. Фарадея Кембриджского университета, который принимал активное участие в работе над темой книги, предоставлял необходимые источники и оказывал помощь в работе. Я хочу поблагодарить вас, мои читатели, за проявленный интерес к книге. Я прошу вас направлять ваши критические замечания, мнения и предложения на указанный на обороте адрес электронной почты.


ВВЕДЕНИЕ

 

Многие придерживаются такого мнения, что конфликт религии и науки[1] неизбежен. Сколько угодно можно ссылаться на Тертуллиана, говорившего «Верю, ибо абсурдно»[2] – и если сторонники такого подхода во имя религии в целом приняли эту позицию, то этого нельзя сказать про атеистов. Родоначальник позитивизма Огюст Конт рассматривал теологические и метафизические верования как продукт сознания не завершивших эволюционный процесс обществ. Он утверждал, что эти общества займут свое место в науке в процессе исторической эволюции[3]. Предсказания Конта об «эволюции истории» оказались верными, но если бы они не подтвердились, современные атеисты, подобно самому известному из них – Ричарду Докинзу, в борьбе за замену религии наукой осуществили бы мечту самого Конта[4].

Из многих научных дискуссий и трудов мы знаем, что в результате противостояния религии и науки сформировалось «два противоположных лагеря» – во имя религии и во имя науки. Однако существуют и противоположные этой точке зрения мнения, которые утверждают, что, несмотря на изначальное различие в религиозной и научной сфере, бессмысленные противоречия между ними могут быть остановлены. Те, кто придерживаются данных взглядов, полагают, что наука имеет прямое отношение к экспериментальной сфере, а религия указывает нам смысл и цели жизни. Таким образом, эти два независимых поля только дополняют друг друга[5]. С другой стороны, многие полагают, что между наукой, изучающей созданную Господом Вселенную, и посланной Им же религией не может быть противоречий. И, так как они происходят из одного источника, то между ними не может не быть связи. Согласно мнению одного из важнейших мыслителей исламского мира, жившего в XII в. Ибн Рушда, религия и наука – это молочные братья[6]. Современный христианский ученый и теолог Джон Полкинхорн утверждает, что отношения на уровне «религия – наука» подобны родственным отношениям между двоюродными братьями.[7]

С точки зрения философии религии вопрос установления научно-религиозных взаимоотношений имеет особое значение. В последние 10-20 лет было предложено несколько вариантов классификации возможных отношений между этими двумя полями. Джон Хот предложил четырех-, Тэд Петерс – восьми-, Виллем Дрес – девяти-, а Ян Барбур – четырехступенчатую классификацию[8]. Эти классификации необходимы для упрощения исследования взаимоотношений меду религией и наукой в междисциплинарных сферах, а также в научной биологии, в различных областях физики, философии физики, философии науки, философии религии и комплексно в теологии. С другой стороны, эти классификации могут стать причиной серьезных ошибок при изучении комплекса очень сложных проблем религии и науки. В самом начале работы над вопросами религии и науки эти классификации могут оказаться полезными, однако при углублении в проблему они вряд ли будут иметь принципиальное значение.

При упоминании любого конфликта между религией и наукой в первую очередь необходимо ответить на вопрос: «Какая религия и какая наука имеются в виду?» Не стоит забывать, что под общими понятиями «наука» или «религия» зачастую могут скрываться обманчивые определения. Например, главной темой данной книги является квантовая теория, самая главная из всех современных научных теорий, посредством которой были реализованы изобретения и развитие многих технологических продуктов и научный успех которой невозможно отрицать. Однако, как мы увидим на последующих страницах, многие из тех, кто внес значительный вклад в развитие этой теории, не могут прийти к единому мнению относительно того, как ее необходимо понимать. Таким же образом мы наблюдаем и за теологическими разногласиями между течениями и различными мнениями внутри одной религии. Например, в монотеистических религиях по-разному подходят к вопросу свободы воли. Согласно вышеупомянутым различным подходам, у человека либо нет свободы воли, либо существуют постоянные противоречия между свободой воли и детерминизмом (договорной/умеренный детерминизм). С точки зрения индетерминизма квантовая теория, которая является основной темой книги, будет в меньшей степени заинтересована либертарианским подходом к вопросу свободы воли, имеющим сходство с богословскими подходами. И поэтому индетерминистический подход к религии не должен становиться отрицательным приговором, так как в теологии монотеистических религий на эту тему существует большое количество взглядов. В виду этих причин, мы рекомендуем использовать термины «наука» и «религия» с осторожностью.

Мы полагаем, что начиная исследовать любую научную теорию самостоятельно, необходимо постараться избежать обобщения всех научных заключений относительно данной теории и исследовать ее с точки зрения науки и философии науки. Кроме того, выяснив взаимоотношения данной теории с религией, следует найти их различия между собой. Подобный метод работы подходит для любого исследования в сфере взаимоотношений науки и религии. Однако если мы говорим о квантовой теории, то данный метод будет иметь еще большее значение. Так как известные научные деятели и исследователи, принявшие формулы квантовой теории и доказавшие ее значимость, трактуют ее различными способами.

Довольно часто приходится встречаться с тем, что одна и та же научная теория по-разному рассматривается с философской и теологической точек зрения. Но можно с легкостью сказать, что, по сравнению с другими теориями, научные аспекты квантовой теории подвергались наиболее противоречивому толкованию.

Факт наличия различных толкований вопросов, одним из которых является то, находится ли Вселенная во власти детерминизма или нет, с точки зрения философии имеют принципиальное значение. Есть те, кто высказывается против интерпретации квантовой теории, подобно Эйнштейну, выступающему за ее совместимость с детерминизмом, и те, кто подобно Гейзенбергу утверждает, что во Вселенной квантовой теории присутствует «онтологический индетерминизм». Исследующим квантовую теорию, а также ее взаимоотношения с религией, необходимо знать о существующих в ее толковании различиях. Те, кто не принял детерминистический взгляд на Вселенную с философской и теологической точки зрения, считают себя последователями Эйнштейна в квантовой теории. Напротив, сторонники индетерминизма больше склоняются к точке зрения Гейзенберга. Именно это доказывает важность постановки вышеуказанного вопроса о том, «какая наука и какая религия имеется в виду». Разнообразие ответов на данный вопрос будет свидетельствовать о возможности рассмотрения взаимоотношений квантовой теории и религии с различных позиций.

Сторонники подхода Гейзенберга (хотя необходимо отметить, что данный подход больше принят в физике) будут выступать в поддержку научного индетерминизма. Поэтому с точки зрения данного подхода, на вопрос «какая наука» будет получен следующий ответ: «наука, доказывающая существование индетерминизма во Вселенной». Взгляды же последователей Эйнштейна на взаимоотношения квантовой теории и религиозной сферы будут значительно отличаться. Не стоит забывать, что нам придется сталкиваться со всевозможными противоречиями в научной и теологической сфере различных религий, где нет единства во многих вопросах. Рассмотрение такого аспекта науки и религии, как герменевтика[9], является одной из задач данной работы[10].

Мы полагаем, что необходимо рассматривать отношения науки и религии исходя из особенностей каждой сферы, не придерживаясь какой-либо определенной классификации. Данная книга и была написана согласно этим принципам. Здесь мы не придерживались какой-либо определенной классификации, наоборот, считаем, что любые классификации возводят глухую стену между религией и наукой, что само по себе является ошибочным. Кроме того, подход «критического реализма», отрицающий научные теории и учения о Боге, считающийся квинтэссенцией крайнего скептицизма и чистого некритического реализма, по нашему мнению, является самым рациональным подходом к исследованию вопроса религии и науки. В сущности, рассматривать область религии и науки независимым путем возможно. Ученые, которые изучают движение Сатурна, или способы передачи информации между муравьями, или особенности различных кислот и служители культа, рассуждающие о способах молитвы, борьбе с ложью и снисходительности, работают независимо друг от друга. С другой стороны, религия и наука имеют одинаковые суждения о Вселенной. Так как вера в «божественное сотворение мира» является основной в религии, то при рассмотрении научных теорий о происхождении Вселенной и всего живого, предметом исследования становится «деятельность Бога». Поэтому утверждать, что между религией и наукой не существует связи и они разделены непроходимой стеной – неверно. Некоторые, как Витгенштейн, вдохновленные «языковыми играми»[11], утверждают, что язык религии и язык науки принадлежат к разным мирам. Однако, несмотря на это, они все-таки признают, что между религией и наукой есть какая-то связь. Тем не менее, мы воспринимаем мир как единое целое и говорим об одном и том же мире на языке религии и языке науки. Поэтому суждения, утверждающие, что межу ними не существует никакой связи, можно считать ошибочными. Современная психология показывает, что человеческое сознание является единым целым, посему понятия религии и науки уже заложены в сознание человека. Именно поэтому просто невозможно и предположить, что «религия отдельно, наука отдельно»[12].

Основной целью этой книги является исследование квантовой теории с точки зрения философии и, в особенности, с точки зрения философии религии. Именно поэтому научная сторона квантовой теории рассмотрена в той степени, в какой это необходимо относительно нашей темы, в особенности, относительно философии науки. В самом начале книги, после рассмотрения данного вопроса, мы приступим к определению степени воздействия таких понятий, как «деятельность Бога», «чудо», «свобода воли» на взгляды о квантовой теории. В этой книге вы не найдете информацию об исследовании электронных орбит в рамках квантовой теории или математические вычисления относительно света лазерного луча, как в любых других трудах по физике. Нет здесь и идей применения квантовой теории в качестве подтверждения религиозных взглядов на мир. Напротив, тезисно рассмотрев квантовую теорию, мы старались в первую очередь уделить внимание таким важным философским вопросам, как деятельность Бога, чудо, свобода воли, а также возможность понимания этой теории или даже новые перспективы и мысли относительно этих вопросов. Нашей задачей не является создание «естественного богословия» с помощью решения вышеуказанных проблем. Не станем мы также приводить «доказательства» некоторых богословских суждений, чтобы приблизиться к пониманию квантовой теории[13].

Была сделана попытка дать ответ на критику введенного в оборот Яном Барбуром понятия «естественное богословие» (theology of nature)[14], новых взглядов на многовековые теологические споры, научных методов, соответствующих видению природы некоторых теологических подходов и использование науки против религии в атеизме.

Для того чтобы в теологии получить результаты, которые бы могли поддерживать ранее высказанные богословские аргументы, равно как и в естественной теологии, не следует питать интерес к науке. Напротив, необходимо создать соответствующую науке теологию. Ведь на протяжении всей истории развития теологии различные ее идеи называют совместимыми с наукой и считают, что они должны быть в интересах богословия. С одной стороны, время не властно над религиями, но с другой – научные знания кажутся сильнее за счет их комплексности.

Так, в наши дни выпускник средней школы может утверждать, что осведомлен в физике лучше Галилея. Постоянные изменения, которые происходят в науках и которых лишены религии, могут являться причиной равнодушного отношения к наукам. И это справедливо, ведь если мы откажемся от теологического или научного знания, то и философия станет несовместимой с данными многих наук о нашей Вселенной. К возможности осуществления научных прогнозов необходимо подходить с осторожностью, поэтому в данной работе мы старались максимально уделить внимание различным трактовкам квантовой теории. Однако не стоит забывать, что человек, который действительно находится в поиске истины, будет стучаться в двери и философии, и теологии. Несмотря на то что эти области отличаются методами исследования и объектами изучения, они сходятся в одной идеальной общей точке достижения истины[15], подходить к которой нужно очень деликатно и осторожно. Потребностью человеческой психологии является достижение понимания точек соприкосновения науки и религии. Не стоит искать решение данного вопроса в теологии, это бессмысленно, так как сама теология же и отвергает вышеупомянутую потребность.

Перед тем как читатель возьмет в руки эту книгу, ему необходимо вспомнить, что квантовая теория является самой значимой современной теорией о микромире. Теория, затрагивающая область макроуровней, теория относительности, которая оспаривает важность и значимость квантовой теории, также является продуктом ХХ в. Теория относительности произвела поразительный эффект, показав, что все будет происходить так, как предполагается. Однако никакая другая научная теория, включая и теорию относительности, не вмешивалась в понятие разума, как это сделала квантовая теория. Многие, кто вопреки здравому смыслу изначально были против этой теории, впоследствии, после проведенных наблюдений стали ее ярыми сторонниками. Одним из родоначальников квантовой теории считается знаменитый физик Нильс Бор, которому принадлежит фраза: «Тот, кто не испытал шока от квантовой теории, не понял ее»[16].

Если у вас не было каких-либо знаний о квантовой теории перед началом чтения этой книги, то тогда, опираясь на самую значимую теорию физики о субатомном мире и результатах исследований, вы получите возможность узнать о многих взглядах, которые идут вразрез с понятиями науки и суеверия. Например, теория о том, что одна частица может оказаться одновременно и «тут», и «там». Попытки понять теорию, которая периодически может граничить с понятиями здравого смысла, могут вызвать некоторые трудности. После того как наш разум, насколько это возможно, приблизится к состоянию «tabula rasa» («чистого листа»), чтение литературы о квантовой теории станет разумным.

Пол Дэвис говорит, что тот, кто в процессе изучения квантовой теории не может принять ее по причине появления парадоксальных идей, не должен печалиться. Ведь и Эйнштейн также сталкивался с подобными трудностями[17]. Наличие большого количества информации, которая выступает против принятых квантовой теорией положений, затруднит процесс понимания и познания этой теории. Но мы считаем, что эта особенность, наоборот, способствует раскрытию философской стороны квантовой теории. Многие известные философы, такие как Спиноза, Лейбниц, Кант и Маркс, смогли перевернуть механико-детерминистическое понимание о Вселенной, под влиянием которого сами находились в процессе создания собственных философских направлений. Данной особенности вполне достаточно для того, чтобы привлечь внимание к исследованию квантовой теории. Мы считаем, что философы нашей страны[18] не отнеслись с должным интересом к теории, которая заняла столь важное место в физике и смогла выступить в качестве оппонента многим теориям и идеям. Кроме того, также можно отметить, что в нашей стране вопрос взаимоотношений между религией и наукой не встретил должного отклика в «академической научной среде». В турецкой научной литературе работы, посвященные философской и религиозной сторонам квантовой теории, имеются в весьма небольшом количестве. Мы считаем, что одна из важнейших теорий физики, квантовая теория, которая привнесла большое количество изменений в понятия о нашей Вселенной, должна быть также исследована с точки зрения философии религии. Считаем необходимым показать ее «взгляд» на вопросы Божественного вмешательства, чуда и свободы воли. При написании данной работы мы преследовали именно эти цели.

Сторонникам сравнительных подходов в процессе изучения данных современной науки и религиозной сферы не стоит забывать, что наука и религия являются совершенно разными областями. Таким образом, «компаративисты» могут проводить исследования в области религии и науки по отдельности. Однако если они будут способны поддерживать сравнительный метод после получения знаний из этих областей, то в этом случае можно будет произнести слово защиты в пользу рационального метода. Мы не являемся сторонниками сравнительного подхода, но, тем не менее, не стоит думать, что все усилия в данной работе прилагаются к тому, чтобы установить положительную связь между религией и наукой. Например, мы не согласны с теми, кто проводит бессмысленные аналогии между теологическими убеждениями и религиозными верованиями с точки зрения квантовой теории, а также теми, кто считает, что данная теория поддерживает необерклианские подходы к исследованию.

Квантовая теория является одной из обсуждаемых и противоречивых теорий. То есть, с научной точки зрения, согласно данным любой теории, мы должны признать, что сами являемся создателями философии. С другой стороны, с точки зрения современной науки данная теория имеет, несомненно, неоспоримое значение. Идеи, выдвинутые благодаря этой теории, нашли свое подтверждение экспериментальным путем и оказались невероятно успешными при создании технологий. Именно поэтому того, кто занят этой теорией, не заинтересует вопрос взаимоотношения между религией и наукой. Таким образом, в любом случае у нас нет другого выхода, кроме как создавать философию на «скользкой почве».

Как жаль, что, подобно Декарту, у нас нет возможности начинать работу с нуля, перечеркнув наши прежние знания, и написать книгу, отражающую то, на чем базируются все наши знания. Поэтому все принятые в данной работе теории и идеи должны быть научны: например, если в качестве одной из основных тем мы выберем деятельность Бога, то принимаем одно из основных положений теизма о существовании Бога и его активной позиции (источником первоначально принятых точек зрений может быть рациональная теория, фидеизм или экзистенциализм, но эти вопросы не входят в рамки нашего исследования). Хотя мы стремились показать различные точки зрения в области теологии, лишь некоторые подходы к исследованию нами были приняты в качестве основных. Кроме того, в данной работе мы уделили особое внимание философской и теологической точкам зрения на микромир квантовой теории. Мы считаем, что в вопросе о происхождении Вселенной в первую очередь необходимо дать определение «квантовой космологии».

В данной работе мы столкнулись с новыми философскими вопросами, которые возникали по мере нашего взаимодействия с квантовой теорией. Мы постараемся показать, каким образом возникли споры относительно этих новых философских вопросов, ведь предшествующие им вопросы все еще не были решены. Мы также определим, какой из методов исследования – философский или теологический – предпочтителен при изучении квантовой теории. Еще одним важным вопросом станет вопрос о том, как данные современной науки, связанные с данными, полученными еще ньютоновской физикой, противостоят понятиям свободной воли, чуда и научным теориям. Также мы постараемся показать субъективную и объективную стороны религии и науки. Одной из основных задач данной работы является рассмотрение квантовой теории, «не переоценивая и не умаляя» ее значения. В связи с данной темой мы изложим свою точку зрения не только на вопросы чуда, зла и свободной воли, но и вопросы, выходящие за рамки квантовой теории.

В процессе работы над этой книгой мы старались найти источники происхождения ошибочных выводов, сделанных в философской и религиозной сфере. Отдельно хотелось бы рассмотреть такие вопросы, как вопрос чуда, зла и свободы воли, исследование которых стало возможно отчасти и благодаря квантовой теории, а также подчеркнуть их важность с точки зрения философии религии. Мы полагаем, что изменения во взглядах о происхождении Вселенной, которые принесла квантовая теория, будут иметь значение до той поры, пока эта теория занимает лидирующие позиции.


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ДО ПОЯВЛЕНИЯ КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ

Аннотация к разделу

Научный прогресс и философские споры не могут быть стерты с общего исторического фона. Поэтому в этом разделе мы постараемся в первую очередь рассмотреть историю философии и науки до появления квантовой теории, а также важные, с нашей точки зрения, взгляды и значительные изменения относительно исследуемого вопроса.

В этом разделе мы постарались дать ответ на следующие вопросы: Каков взгляд на Вселенную у древнегреческих философов-атомистов, заявлявших о существовании невидимых взгляду организмов, появляющихся из микромира? Какие изменения в научный мир привнесли Кеплер, Галилей и Ньютон? Какие известные ученые придерживались реалистического взгляда на науку? Как Ньютон смотрел на создание Вселенной, и каким образом философия и теология оказали влияние на его теорию? Кто и как придумал первую модель атома?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...