Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критический реализм и взаимоотношения науки и религии

Понятия квантовой теории наподобие понятия «влияние наблюдателя» часто использовались для того, чтобы поддержать точку зрения критического реализма. С точки зрения взаимоотношений религии и науки, применение критического реализма в изучении научных теорий приносит свои плоды[113]. В первую очередь отказ от господствующих подходов, утверждающих, что наука полностью описана в объективной реальности, и подходов, критикующих провозглашающую невмешательство человека в процессы науку, облегчит формирование такого способа исследования, который не будет прибегать к утверждающим о постоянном противостоянии религии и науки подходам. Кроме того, с помощью максимально приближенного к истинности научных теорий подхода – при условии его абсолютной осторожности – можно разрушить стену между областью современной науки и областью естественного богословия.

Мы считаем, что за пределами научных теорий критический реализм и религия могут прийти к согласию[114]. Здесь не идет речь об аналогии между наукой и религией, напротив, мы утверждаем, что этот подход должен быть создан внутри самой религии. Критический элемент в религии должен формироваться с учетом понимающих в религии людей и априори принятых социальных условий и предрассудков, а также ограничений в связи с отсутствием способностей. Это все несет с собой попытки найти объяснение неясным вещам в откровении Бога, которое составляет основу религии и имеет отношение к межконфессиональному разделению. Невозможность человека постичь «суть откровения» не принимается с точки зрения теологии, так как религии – это системы, посланные человеку для жизни, которые содержат практические советы и указания, принятые тремя монотеистическими религиями. Это обстоятельство и привело к образованию реалистического подхода в религии и соединению с аспектом «критический», а также к образованию «критического реализма» в религиозной сфере.

В том случае, если подход «критического реализма» подойдет и для исследования науки, и для религии, если разум (связанный с научным продуктом софистики) столкнется с откровением, то уход от конкретного ответа на древнейшие вопросы споров, отдать ли предпочтение данным разума или данным откровения Бога, «или это, или то», откроет нам большие возможности[115]. В случае противостояния между религией и наукой стоит учитывать, что в каждой из областей присутствует человеческий фактор, ибо не должно быть противостояния между «самой природой» и «самим откровением». Однако в связи с тем, что мы не понимаем природу и откровение должным образом, и возникают существующие уже вопросы. Вопросы, которые являются предметом исследования, касаются не посланного Богом откровения, а неправильной его интерпретации людьми. Упомянутый здесь «критический» элемент ни в коем случае не должен принести вреда понятию религии, так как необходимо критиковать не «посланное Богом откровение», а «понимание откровения человеком». При таком подходе в ситуации противостояния двух областей, тем, кто ищет проблемные вопросы только лишь в одной из областей вместо рассмотрения проблемных вопросов каждой стороны, потребуется последующее изучение проблемы, и возникнут дополнительные трудности.

Те, кто пользуется данным подходом, сталкиваются с проблемами, связанными с недостаточностью реальных знаний в области философии, религии и науки. Это актуально особенно для настоящего времени, когда увеличение знаний в области науки и распространение сравнительного метода исследования взаимоотношений между религией и наукой порождает дополнительные сложности. Несмотря на это, мы уверены в том, что можно создать наиболее подходящую основу для разрешения всех этих вопросов. Совместно с данным методом необходимо помнить, что «природа, созданная Богом, не может противостоять посланной им же религии, однако наука, описывающая усилия человека в попытках понять природу, и вышедшая из «посланной Богом религии» теология, могут иметь противоречия». И в том случае, если такая проблема продолжает существовать, то ее источником является недостаточное знание человека о природе или религии, или об этих обеих областях».

Принимая во внимание взаимоотношения религии и квантовой теории, которая является основной темой нашего исследования, самым рациональным способом исследования теологий различных религий и этой теории будет подход «критического реализма». Например, представим, что мы исследуем вопрос взаимоотношений квантовой теории и свободы воли (этот вопрос подробно представлен в пятом разделе). С одной стороны, мы имеем вопросы из области науки и различные ответы, данные самой наукой на эти вопросы. Например, «не доказывает ли квантовая теория наличие объективного индетерминизма во Вселенной?» С другой стороны, мы имеем вопросы из области теологии о том, как относится религия к вопросу свободы воли, а также имеем различные ответы, которые нам дает теология. «Критический» метод исследования занимается двумя сторонами, как оценивая степень успешности квантовой теории для Вселенной, так и решая, какая из религий оказалась наиболее продвинутой в вопросах свободы воли. Несмотря на видимые трудности в получении результатов, в итоге все эти вопросы будут с успехом решены. Таким образом, все эпистемологические и онтологические подходы к научным теориям и теологиям считают вопросы религиозно-научных отношений, в особенности в связи с квантовой теорией, одними из наиболее значимых.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...