Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность Бога и квантовая теория

Аннотация к разделу

Тысячелетиями философы и теологи вели споры о существовании Божьей деятельности. Но когда в XVII в. получил распространение детерминистский взгляд на Вселенную в областях философии и науки, эти споры перешли на совершенно новый уровень. Тема Божьей деятельности исследовалась философами и богословами в рамках господствующей веры с точки зрения детерминистической структуры Вселенной. Детерминизм являлся господствующей парадигмой в области естественных наук на протяжении нескольких столетий. В научном мире в рамках одной из самых важных современных научных теорий, квантовой теории, впервые произошел отказ от идей детерминизма, что стало причиной формирования новых методов исследования темы Божьей деятельности. В данном разделе мы в первую очередь рассмотрим понятие Божьей деятельности и ее виды, а также постараемся определить место деятельности Бога в рамках новых понятий квантовой теории. Кроме того, мы рассмотрим основные принципы еще одной значимой теории современности – теории хаоса. Нам также предстоит исследовать сферу взаимоотношений Божьей деятельности и квантовой теории. Кроме того, в данном разделе мы затронем немаловажный вопрос «чуда», с которым мы еще не раз встретимся на последующих страницах книги.

Вот лишь некоторые из вопросов, которые мы рассмотрим этом разделе: каковы разновидности Божьей деятельности? Какова связь пробелов в квантовой теории и Божьей деятельности? Как деятельность Бога воплощается во Вселенной в рамках определенных законов? Возможно ли использовать понятие Божьей деятельности для определения квантовых пробелов? Кто из мыслителей первым объяснил деятельность Бога с помощью принципов квантовых неопределенностей? Почему подход Нэнси Мерфи к изучению Божьей деятельности считается наиболее успешным? Кто же прав: те, кто связывает квантовую теорию и деятельность Бога, или же те, кто находит связь между теорией хаоса и Божьей деятельностью? В чем важность взаимоотношений двух теорий: теории хаоса и квантовой теории, с точки зрения вопроса Божьей деятельности?

Виды Божьей деятельности

Монотеистические религии характеризуются верой в Бога, создавшего Вселенную и все сущее в ней, ниспославшего религии и дающего ответы на мольбы верующих. Главной особенностью монотеистических религий является активная позиция Бога. Сторонники материалистических взглядов не принимают существование бытия вне материи и, соответственно, отрицают существование Бога. Таким образом, с материалистической точки зрения и существование Божьей деятельности также считается невозможным. Начиная с XVII в. в распространившемся деизме деятельность Бога допускалась лишь на начальном этапе сотворения мира. Данная точка зрения исключает дальнейшее участие Бога в людских судьбах, создании религии и в ответах на мольбы верующих. Возникновение вопросов об определении границ между теизмом и деизмом и характере отношений Бога с законами природы (онтологический статус законов природы будет подробно рассмотрен в разделе, посвященном вопросам чуда) привело к возрождению темы Божьей деятельности.

Как правило, во многих работах вопрос Божьей деятельности рассматривается в двух аспектах: общая деятельность Бога (General Divine Action) и особая деятельность Бога (Special Divine Action). Здесь термин «общая деятельность Бога» применяется для описания первоначального сотворения мира и законов Вселенной Богом. Понятие «особая деятельность Бога» применимо для описания действий Бога в определенном месте и определенное время. Общее понятие чудес, ответы на мольбы верующих и религиозный опыт являются частью этого понятия[169]. Мы придерживаемся мнения, что использование четырех категорий для объяснения понятия Божьей деятельности является наиболее приемлемым. Некоторые мыслители старались объединить общую Божью деятельность и особую Божью деятельность[170] путем создания единого истолкования нижеописанных четырех категорий. Но нам хотелось бы подчеркнуть, что данная классификация, разделяющая деяние Бога на четыре вида, не может быть обобщена с помощью единого истолкования. Хотя Божью деятельность саму по себе можно назвать единой и неделимой, многие теисты опровергают данную точку зрения, говоря о том, что деятельность Бога не может быть единой и равнозначной, к примеру, при сотворении мира, взращивании дерева и предопределении судеб верующих. Мы считаем, что приведенная нами классификация, позволяющая исследовать четыре формы Божьей деятельности, является наиболее верной. Необходимо отметить, что хотя данная классификация не создана для выявления онтологических различий в категориях Божьей деятельности, она, как нам думается, станет полезна в практическом применении к изучению вопроса. Далее мы постараемся проиллюстрировать четыре формы Божьей деятельности на примере дождя.

 

1. Акт Божьего творения из небытия

Из названия становится понятно, что речь пойдет о сотворении Вселенной и ее законов Богом из небытия. Согласно этой концепции, Бог создал энергию и материю, которая привела к концентрации атомов, что в свою очередь, повлекло за собой образование дождя. Здесь же немаловажную роль играют законы физики и химии.

Доказательства данной формы Божьей деятельности собирали по крупицам на протяжении всей истории человечества[171]. Но даже сейчас, в современном мире, данная тема является предметом споров в различных научных областях, особенно в отношении с теорией Большого взрыва и законами энтропии. Никто не оспаривает возникновение всего сущего, живущего по законам природы, на атомном уровне (связь с квантовой теорией). Но представители монотеистических религий все же настаивают на том, что все сущее является актом творения Богом из небытия. На данном этапе можно проследить связь между божественным актом творения и квантовой теорией.

Однако основной темой данной книги является не само сотворение Вселенной, а скорее действия Бога, следовавшие за ее зарождением. Поэтому давайте проследуем к последующим категориям Божьей деятельности.

 

2. Принцип божественной защиты

Данная категория связана с нерушимостью материи и законов, сотворенных Богом, на протяжении многих веков. Согласно данному принципу, по причине того, что Бог не дает исчезнуть материи и созданным законам Вселенной, выпадение осадков в виде дождя возможно и 15 миллиардов лет спустя после сотворения Вселенной[172].

Этот принцип Божьей деятельности важен для понимания различий между теизмом и деизмом. Согласно положениям деизма, Бог изначально сотворил материю и законы, подобные законам квантовой теории, после чего он дал возможность Вселенной развиваться без его вмешательства. Напротив, концепция теизма заключается в том, что Бог является не только создателем Вселенной и ее законов, но и обеспечивает сохранность всего сущего по сей день. Поэтому любые осадки, в данном случае дождь, имеют прямое отношение к Божьей деятельности. Для философов, которые, подобно Суинберну, пытались доказать существование Бога, исходя из законов Вселенной, существование человечества, природных явлений и технологических изобретений представляет интерес в качестве «свидетельств творения»[173]. Так как в этой книге мы взялись за рассмотрение вопросов Божьей деятельности, породившей квантовые законы, то останавливаться подробно на процессе реализации этой деятельности и ее философских и теологических результатах в данном пункте мы не станем[174].

 

3. Реализация Божьей деятельности

Данная категория связана с реализацией явлений и действий Бога в рамках Вселенной и посредством законов, сотворенных самим Богом. На первый взгляд читателю может показаться, что форма Божьей деятельности, приведенная в данном пункте, и принцип сохранности деяний Бога в предыдущем пункте, являются идентичными категориями. Однако разница, несомненно, присутствует. Второй пункт данной классификации связан с понятием «необходимости» (necessity). Пункт третий, посвященный реализации влияния Бога, связан с так называемой «случайностью» (chance)[175]. Другими словами, в рамках созданных Богом законов существует вероятность реализации одной из множества возможностей. Конечно, Богу под силу создание и сохранение Вселенной и ее законов в первозданной форме, однако существует вероятность, что Земля с тем расстоянием до Солнца, какое мы имеем сейчас, с имеющейся водой, атмосферой и возможностью выпадения осадков могла бы и вовсе не существовать. А упомянутую нами во втором пункте возможность выпадения осадков в виде дождя через 15 миллиардов лет, следуя данной логике, можно связать с сохраненными законами природы и материей. Но, согласно исследуемым в данном пункте понятиям, выпадение осадков должно произойти в определенном месте и в определенное время.

Квантовая теория построена на целом ряде вероятностей. Некоторые философы и теологи отстаивают точку зрения, что Божья воля реализуется вследствие «объективных вероятностей»[176], Бог присутствует на квантовом уровне, т. е. потенциально Он существует во Вселенной, но и оставшиеся без Его влияния феномены могут существовать независимо от законов природы. Считается, что эта точка зрения способна объяснить происхождение большого количества явлений, доказывающих присутствие Бога во Вселенной и на Земле. Соединение квантовой теории с описанным в данном пункте понятием Божьей деятельности является основной задачей настоящего исследования. Далее мы остановимся на данном вопросе подробнее.

4. Божественное воплощение чуда

Здесь мы будем говорить о том, что Бог способен нарушить природные законы в некоторых особых случаях и позволяет происходить необычным событиям в определенном месте и в определенное время. Без отказа от законов природы вероятность осуществления чего-либо необычного резко падает. Представление о Божьей деятельности, данное в этом пункте, весьма близко к понятию Божьей деятельности, о которой рассказывается в предыдущем пункте настоящей главы. Согласно этому видению, Бог может ниспослать дождь в ответ на искренние молитвы верующих даже в тех местах, где не бывает ни облаков, ни осадков.

Понятие чуда занимает важное место в философии религии. Данное понятие необходимо рассматривать в совокупности с такими вопросами, как: нарушает ли Бог законы природы с позиций теологии, и что мы должны понять с помощью природы с точки зрения философии науки. Эти вопросы, а также понятие категории «чуда» в связи с темой квантовой теории мы рассмотрим подробнее в следующем разделе. В данном же разделе мы исследуем общее понятие Божьей деятельности в совокупности с понятиями квантовой теории, а также принадлежность понятия «чуда» к формам Божьей деятельности. Этот раздел станет для нас своеобразным введением в последующие главы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...