Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нэнси Мерфи и «Буриданов осел»

 

Мы можем с уверенностью назвать Нэнси Мерфи очень успешным философом, с особой осторожностью подходящим к исследованию различных толкований квантовой теории и связи этой теории с Божьей деятельностью. Кроме того, по ее мнению, деятельность Бога может существовать совместно с квантовыми неопределенностями без нарушения законов природы. Подобно Гейму и Полларду, Мерфи считала, что все квантовые пробелы восполняет деятельность Бога[196]. Понятие активного Бога, с точки зрения Мерфи, является неотъемлемой частью теологии. Кроме того, она, как и Пикок, считает, что квантовые неопределенности не могут быть непознанными Богом. С другой стороны, не стоит думать, что понятие, восполняющее квантовые пробелы, относится к сфере окказионализма (англ. occasionalism), так как в окказионализме бытие является всего лишь средством Божьей деятельности и отсутствует как нечто реальное[197].

Мерфи, будучи сторонником противоположного деизму направления пантеизма, обращает внимание на неустойчивость вопросов зла в пантеизме[198] и окказионализме[199]. Поэтому Мерфи подчеркивает, что Бог при сотворении даже самой мельчайшей частицы, к примеру, электрона, наделяет свое творение определенной степенью независимости и свойственной только этой частице природой. Взгляд Мерфи отличается от взгляда пантеистов. По ее мнению, все на земле обладает особым духом, не созданным Богом и существующим независимо от него. Этот дух является обязательным свойством всего сущего. Наличие определенных свойств на квантовом уровне она относит к «естественным правам» всего сущего (natural rights). Мерфи считает, что Бог воплощается совместно со всеми доминирующими явлениями на этом уровне и не влияет на свойства всего сущего (естественные права)[200]. Таким образом, Бог ведает обо всех квантовых пробелах и ни в коем случае не влияет на присущие электронам, протонам и всему сущему свойства. Таким же образом Бог дает возможность человеку реализовать свое право на свободу воли. Все «естественные права» всего сущего остаются неприкосновенными. Вместе с тем Мерфи поддерживает идею о том, что ничто не может воплотиться без участия Бога. У созданных форм существования есть свои, присущие им свойства, однако они становятся актуальными только благодаря Богу[201]. Мы считаем, что в связи с тем, что Мерфи поддерживает понятие активной Божьей деятельности, ее метод исследования схож с методом Полларда, и не противоречит учениям монотеистических религий. Но все же ее метод исследования предполагает более деликатный подход к вопросам свободы воли и зла, чего мы не наблюдаем у Полларда[202].

Несмотря на то что Мерфи, как и многие другие философы, пыталась объединить квантовую теорию с понятием Божьей деятельности, спорное понятие «Бог пробелов» ею рассмотрено не было. Индетерминизм рассматривался ею в качестве онтологического состояния природы. Что касается вышеупомянутых пробелов, они также являются онтологическими и, как считал Эйнштейн, не имеют связи с эпистемологической недостаточностью. Позиция Мерфи в данном вопросе схожа с позициями Барбура, Трейси и многих других мыслителей. Подобно Бому, Мерфи считает, что нет смысла искать «тайные переменные» на атомном уровне, так как, «проще говоря, Бог сам является скрытой переменной»[203]. Мерфи и другие сторонники подобного подхода к толкованию квантовой теории относят квантовые неопределенности, которые атеисты называют «случайностью», к области Божьей деятельности. Однако существование этой деятельности, не нарушающей ни одного научного закона, невозможно ни доказать, ни опровергнуть с научной точки зрения[204].

Одной из важнейших особенностей подхода Мерфи является описание Божьей деятельности при помощи принципа «снизу вверх» (bottom-up). Если деятельность Бога будет носить активный характер во всех событиях, то она должна быть активной даже в самых простых природных явлениях. Современная наука описывает эту особенность при помощи квантовой теории[205]. Мерфи сформировала подход исследования свободы воли, связав ее с характеристиками человеческого разума[206]. Насколько нам известно, Джордж Эллис, который совместно с Мерфи выполнил немало работ, также обратил внимание на значимость уровня разума в квантовой теории и объединил этот подход исследования с категорией Божьей деятельности. Эллис поддерживал тот факт, что равно как реализуются мысли и чувства, на которые оказали влияния квантовые события, подобным же образом реализуется откровение и религиозный опыт. По мнению Эллиса, вместе с изменениями в сознании происходят изменения в теле, а посредством изменений в теле происходят макроизменения во Вселенной (воздействие сверху вниз)[207].

Взаимоотношения между квантовыми событиями и разумом могут быть сформированы различными способами: во-первых, можно, подобно Эллису, полагать, что квантовые пробелы разума будут восполнены Богом, не нарушающим законов природы. Этот способ связан с понятием откровения и религиозного опыта. Во-вторых, посредством свободной воли человека возможно сделать выбор из различных вариантов (важно для либертарианского понятия свободы воли), основываясь на факте наличия «объективных возможностей» в сознании (эта тема более подробно будет рассмотрена в пятом разделе). В-третьих, как нами было описано ранее, данные, свидетельствующие о том, что ограничения квантовой теории не могут существовать, используются для того, чтобы доказать точку зрения о безграничности разума (вопросу безграничности разума особое внимание уделяла Мерфи). Подходы, берущие за основу человеческий разум, имеют важное значение для формирования взаимоотношений на уровне «Бог – человек».

Рассел полагает, что подход исследования Мерфи, утверждающий об определении Богом всех квантовых пробелов, соответствует принципу «достаточного основания» (the principle of sufficient reason) и, с точки зрения философии, является более предпочтительным, чем подход Трейси, не соответствующий этому принципу[208]. Причина этого заключается в том, что Мерфи говорит о возможности определения всех пробелов без исключения, а Трейси утверждает о существовании и неопределяемых пробелов. Вышеприведенное мнение Рассела подтверждает идею Трейси о том, что Бог создал Вселенную, не соответствующую «принципу достаточного основания». Как бы то ни было, соответствие данному принципу, по мнению Лейбница, является выгодным для философии и очень важным, с позиции Мерфи, для решения подобных сложных вопросов.    Мерфи приводит в пример философский парадокс «Буриданов осел» (Buridan’s ass) и утверждает, что у каждого явления должно быть «достаточное основание». Поэтому наиболее верным подходом является следование «онтологическому индетерминизму», утверждающему, что Бог определяет все квантовые пробелы[209]. В приведенном Жаном Буриданом примере осел, находящийся на одинаковом расстоянии между двумя стогами сена, умрет от голода, так как для совершения выбора у него нет «достаточного основания»[210]. По аналогии с данным примером, Мерфи говорит о том, что связанные с квантовой неопределенностью явления напоминают «Буриданова осла» и не могут самостоятельно реализоваться. Поэтому наиболее предпочтительным вариантом в данной ситуации является соединение квантовой теории с Божьей деятельностью и следование точке зрения о том, что Бог восполняет все квантовые пробелы. Подобные «достаточные основания» помогают материализоваться квантовым явлениям: так в примере с ослом осел выберет один из стогов и не умрет. Мерфи комментирует вопрос о реализации Божьей деятельности без нарушения «естественных прав» всего сущего в микромире и пример с ослом следующим образом: ожидание определения посредством Божьей деятельности, какой же стог все-таки выберет «Буриданов осел», является естественным. Однако в отношении любого другого осла это ожидание не может быть естественным. Такой подход Мерфи поможет в объяснении вопроса, почему некоторые мольбы верующих реализуются, а некоторые нет[211]. Как бы то ни было, идеи Мерфи нельзя назвать однозначными. Однако, по нашему мнению, предложенная Мерфи модель является успешной и может составить конкуренцию соответствующей современной науке модели «Божьей деятельности, не нарушающей законы природы», и объяснить, как нам необходимо понимать Божью деятельность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...