На остальное из 50-го псалма, и о покаянии 2 глава
услышь молитву мою ". " Помилуй меня ", прости мне мои преступления разбойничьи. Как судья ты предо мною на возвышении; как осужденный я вишу на древе. " Помилуй меня ". Я сказал: " помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! " (Лк.23:42). " Услышь молитву мою ". Затем, увидев, что и тварь сострадает Создателю, и весь мир потрясается как один дом (так как Страдало основание, то и здание страдало с ним вместе, и когда висел домостроитель, разрушалось его создание), когда небо и земля восстали на убийц Господа, и они не тронулись всем этим, тогда разбойник укоряет их: " сыны человеческие! Доколе вы (будете) упорны? " Пусть так: четверодневного Лазаря увидев (восставшим) из гроба, вы не уверовали; поверьте хотя теперь, когда гробы распались и многодневные мертвецы, услышав. голос распятого, восстали из гробов. Мертвых пробудило землетрясение, а вы погружены в неверие. " Доколе вы (будете) упорны? " Камни распадаются как паутина, а вы не поражены страхом? " Доколе вы (будете) упорны? " И почему – " упорны "? Потому, во-первых, что не тронулись чудесами, а во-вторых, потому, что по своему безумию тяжко гневались на Бога. Об этом свидетельствует Писание: " тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих " (Притч.27:3). " Тяжел камень ", но он поддается силе множества рук и как перо поднимается в воздухе. " Весок и песок ", но он перевозится по морю в лодке. " Гнев глупца " – еврейского народа – " тяжелее их обоих ", потому что не только не смягчается вразумлениями, но даже при виде чудес превращается в ярость. " Зачем любите суету ", предпочитая Варавву Христу, убийцу – Жизнодавцу? " Зачем любите суету ", предпочитая царство Кесарево царству небесному? Зачем вы оставили источник живой, вода которого сделала самарянку не имеющей жажды (во веки) (Ин. 4:9), и выкопали " водоемы разбитые " (Иер.2:13)? " Зачем любите суету "? Вы последовали ученику-предателю и замыслили зло против учителя. " Зачем любите суету ", и сверх того – " ищете лжи ", отвергаясь истины? Когда они искали лжи? Когда выставляли против Господа наемных лжесвидетелей, когда оплачивали клеветников. Об этом свидетельствует евангелист Марк: " первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти " (Мк.14:55). " И ищете лжи ". " И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю " (Лк.23:2). Но как возбранял Он, учивший: " отдавайте кесарево кесарю " (Мф.22:21)? " И ищете лжи ". " Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди " (Лк.23:5). " И ищете лжи ". " Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе " (Ин.18:30). Что же худого Он сделал? Что исцелял болезни, изгонял бесов, воскрешал мертвых, что пятью хлебами напитал столько же тысяч народа? Еще пища в горле, а ложь на языке. " И ищете лжи ". Возлюбленные, будем избегать лжи. Ложь – это меч для души, " клевещущие уста убивают душу " (Прем. Сол.1:11), – душу не того, кто терпит клевету, а самого клеветника. Не столько волосы для варвара и плащ для воина, сколько для христианина – верным признаком служит воздержание от лжи.
И как на войне для различения своих и чужих дается лозунг, так и в круговороте человеческих дел друзья Бога отличаются стоянием в правде и воздержанием от лжи, а лжецы поражаются собственным языком как мечом. Уста, не знающие лжи и клятв, скоро преклоняют Бога своей молитвой. Если слугу или друга нелживого мы уважаем и не отказываем им в их просьбах, тем более Бог из благоволения к нелгущему доставляет ему все блага, потому что, видя язык, любящий истину, чистым и незапятнанным, Он принимает его слова, как угощение на блюде. Ложь так дурна, что и сами лжецы ненавидят того, кто лжет. Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от своих уст; как огонь в спальне, погашай на языке своемложную клятву. Если загорится дом, погибнет дерево и тело, а ложная клятва, воспламеняясь, и душу и тело губит в геенне. Если я скажу: "не бранись", ты ссылаешься на гнев; если я скажу: "дай денег бедным", ты представляешь бедность и кормление детей. А не клясться или не лгать – это не то, что тратить деньги из кармана. Эта добродетель не требует издержек. Почему же нам не приобрести ее? Царю не так приличны порфира и венец, как христианину воздержание от лжи. За это его уважают и родственники, и друзья, и соседи, и знакомые. Такого христианина боятся бесы, а ангелы любят его и с радостью открывают ему двери царства небесного, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.
Псалом Давида о дне восьмом Восьмым Писание называет день, следующий за седмицей настоящей жизни, и новую жизнь, которую предзнаменовало восьмидневное обрезание. О восьмом и мудрый Соломон внушает, в словах: " давай часть семи и даже восьми " (Еккл.11:2), как бы так говоря: в этом веке тысячелетней седмицы подумай о части благой, восьмой, о жизни вечной, грядущей и пребывающей. Посмотрим начало самого псалма. " Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня " (Пс.6:2). Знаю, Господи, что меня ожидает ужасное и страшное судилище пред лицом ангелов и всей твари, (когда) Судия воссядет на страшном и возвышенном престоле и обнаружит и откроет все соделанные грехи, знаю, и не смею от лица многих моих грехов принести Тебе, Господи, мое исповедание. Грех мой больше того, что может быть мне оставлено, я согрешил пред Тобою тяжче всякого человека, я оскорбил Твое имя выше меры, я жил распутнее блудного (сына), я должен Тебе больше того, который был должен тысячу талантов. Хуже мытаря обобрал меня злобный враг, злее разбойника умертвил меня человекоубийца и разбойник. Я превзошел блудницу в блуде, глубже ниневитян погряз в грехе без покаяния, злее хананеянки (согрешил). " Беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне. Пострадал я и согнулся до конца " (Пс.37:5,7). Святое имя Твое я оскорбил, заповеди Твои преслушал, богатство Твое зло расточил, сокровище твое дурно растратил. Залог, данный Тобою, я прожил с врагами Твоими; голоса заповедей Твоих не соблюл; одежду, которою Ты облачил меня, осквернил; светильник, приготовленный Тобою для меня, я потушил своим нерадением; лицо мое, которое Ты просветил, я потемнил своими грехами; очи мои, которым Ты дал свет, я опять ослепил; губы мои, которые Ты освятил, я опять осквернил. И я знаю, что Ты все равно обличишь содеянное мною; от этого я никуда не скроюсь, но во всяком случае буду обличен. Но, " Господи! Не в ярости Твоей обличай меня ". (Я не говорю: не обличай меня). Это невозможно, но: " не в ярости Твоей обличай меня ". Только Ты, единый Человеколюбец, можешь даровать мне это (снисхождение). Ты Сам знаешь точно все мои тайные падения, но " не в ярости Твоей обличай меня ". Не объявляй их, не обнаруживай пред всеми ангелами и людьми в мое посрамление. " Господи! Не в ярости Твоей обличай меня ". Если никто не может снести гнева смертного царя, то тем более, какое создание устоит пред гневом Божиим? " И не во гневе Твоем наказывай меня ". Я не прошу: не наказывай. Я снесу вразумление и наказание, но, вразумляя, да не " не во гневе Твоем наказывай меня ". Знаю я, что разбойник просил и получил от Тебя прощение. Знаю, что блудница припала к Тебе всей душой, и получила прощение. Знаю, что мытарь плакал пред Тобою из глубины сердца, и был оправдан. Но я не таков, как они. Я не имею достаточно слез, не имею истинного исповедания, не имею стенаний из глубины сердца, не имею чистой души, не имею поста нелицемерного, не имею любви к брату, не имею духовной бедности, не имею сострадания, чтобы быть достойным сострадания, не имею целомудрия по плоти, не имею чистоты помыслов, не имею воли богоприличной. С каким, наконец, лицом или по какому праву я буду просить о прощении? Господи, не раз обещал я Тебе покаяться, и нарушал свои обещания. Не раз припадал я к Тебе в церкви, и тотчас, выйдя оттуда, погрязал в грехе. Много раз ты миловал меня, и я отвергался. Сколько ты долготерпел, и я не обращался? Сколько раз Ты поднимал меня, и я опять падал? Сколько раз Ты ободрял меня, и я оставался неблагодарным Тебе? Сколько раз я был услышан Тобой, но не слушал Тебя? Сколько раз Ты сострадал мне, а я ничем не послужил Тебе? Сколько чести ты оказал мне, и я не хотел почтить Тебя? Сколько раз согрешившего Ты призывал меня как Отец, с любовью принимал как сына и как дитя звал, раскрывая объятия? Падшему Ты сказал мне: " встань, спящий " (Еф.5:14). Приди ко Мне, я, не преследую тебя, не накажу тебя, не посрамлю, не прокляну своего создания, не отвергну, не ожесточу Своего сердца к Своему чаду. Я не хочу ненавидеть Мой образ, обратившийся ко Мне, не захочу отвергнуть человека, которого Я образовал Своею рукою, которого Я создал, которого носил, за которого Себя уничижил, за которого кровь Свою пролил. Как же Я не приму его, обращающегося ко Мне и припадающего? Итак, имея неисчерпаемую и беспредельную бездну человеколюбия и море долготерпения, " не в ярости Твоей обличай меня ", Господи, " и не во гневе Твоем наказывай меня ", но еще и еще потерпи мне, не спеши исторгнуть меня из этой жизни незрелым, не торопись посечь меня как бесплодную смоковницу, но, как добрый и человеколюбивый хозяин, дай мне вместе со всеми и это лето на покаяние, не пренебреги снести мое нерадение и не восхить меня от- сюда неготовым. Не возьми меня не имеющим брачной одежды; не выставляй обнаженной души на позор у Твоего престола. Не возьми меня, наконец, не имеющего что принести Тебе, но долготерпи на мне, но будь человеколюбив, но окажи сострадание мне, бедному, нерадивому, беспечному, жалкому, неимущему, блудному, оскверненному, распутному, неблагодарному, бессердечному, бесчувственному, унылому, погрязшему, омраченному и безответному, недостойному никакого человеколюбия, недостойному неба, достойному всякого прещения, геенны и наказания. Но, " Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен " (ст. 3). Немощна моя совесть, немощен мой разум. Дни мои прошли в суете, и уже приближается конец течения. Но отверзи мне, Господи, недостойному, стучащему, и не затвори двери милости Твоей, но открой мне дверь и протяни руку твою валяющемуся в бездне похотей, и не затвори предо мною. Если Ты не успеешь, кто успеет? И если Ты не поспешишь, кто нам поможет? Совершенно никто. Но Ты, человеколюбивый по природе, дай нам время жизни, дай нам время обращения. Победи мое окаменение и достигни моего исправления. Дай мне еще немного времени и укажи мне способ спасения. Ведь, если Ты не поможешь, сколько бы я ни старался, все будет бесполезно и бессмысленно. Господи, не покидай совсем, но предупреди свое создание. Ты сказал: " без Меня не можете делать ничего " (Ин.15:5). Ускори же обращение души моей и течение моей жизни. Я рабствую природе, но еще более рабствую моей скверной привычке. " Помилуй меня, Господи, ибо я немощен ". Изнурил меня враг мой, враги мои попрали меня, довели до слабости и изнеможения. А слабый и изнемогший не может исцелить сам себя, немощный не может поднять самого себя, не может помочь сам себе, не может укрепить себя. Наконец: " помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои " (Пс.6:3). Сокрушены и разбиты все кости души моей. А с разбитыми костями не может человек искать врача, не может бежать и защититься от врагов. Но сам Ты, о, Господи, найди меня, Ты, пришедший взыскать погибшее. Впадшего вторично в разбойники Ты возьми и спаси. Не полумертвым оставили они меня, но совершенно мертвым. Но " исцели меня, Господи, и исцелен буду " (Иер.17:14). Исцели меня, Господи, потому что коварный змей всего меня сделал бессильным и гнилым. Немощный и гнилой весь, я лежу на земле, весь изъязвлен, бессильный труп, (который) только голосом зовет врача, только взывает и ищет спасающего, едва открывает глаза и осматривается, когда придет, когда окажет помощь Тот, Кто укрепляет расслабленных, спасает отчаявшихся и ободряет сокрушенных. " Исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои. И душа моя возмущена сильно " (ст. 3,4). Телесно и душевно объяло, говорит, меня, Господи, смятение, плотские страсти мною овладели, тело и душу сделали игралищем демонов. " Исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои ", связывающие и скрепляющие моего внутреннего человека. Какие это кости? Вера, разумение, надежда, любовь, целомудрие, благочестие, кротость, смирение. Вот какие кости у меня сокрушены. " Исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои. И душа моя возмущена сильно ". Вижу я – красота души моей уже увядает, конец приближается, старость входить в силу, склоняется лето мое к концу, проходит; мой жнец спешит, показывает серп, несет секиру, угрожает мне посечением; вот обнаруживается мое бесплодие, и меня ввергают в огонь. " И душа моя возмущена сильно ". Я уже вижу вора: он приближается и торопится похитить меня, пресечь дни моей жизни. " И душа моя возмущена сильно ". Вижу долгую и трудную дорогу из этой жизни, к той и не имею для нее запасов. " И душа моя возмущена сильно ". Вижу, приближается заимодавец и схватывает меня как добычу. " И душа моя возмущена сильно ". Вижу, докладчик (λογοθέτης) потрясает рукописанием моих грехов, и узники скрежещут зубами. " И душа моя возмущена сильно ". Вижу я (вокруг себя) многих обвинителей и ни одного защитника. " И душа моя возмущена сильно ". Страшусь и томлюсь, дрожу и трепещу, и не знаю, что делать. Просить (продлить) срок жизни? Но, боюсь, наделаю новых грехов в добавок к прежним. Тогда какими глазами я буду смотреть на Судию? Я теряюсь в беспомощности, потому что вижу себя в последней крайности. А лукавый не перестает меня преследовать, свойственное плоти смятение не перестает смущать меня, враги не прекращают своей войны против меня, лукавые мои помыслы никак не успокаиваются. " И Ты, Господи, доколе (не явишь мне помощи)? " (ст. 4)? Почему Он не дает знака? Почему не скажет? В крайнем унынии и тесноте пророк хотел сказать Богу что-нибудь ужасное и дерзкое, и вот, обращаясь к Нему, говорить: " и Ты, Господи, доколе "? Ведь Ты видишь, Господи, в каком я жалком и беспомощном положении? Ты видишь нападения на меня, силу врага, телесный пламень, войну помыслов, краткость времени и мое изнеможение? Доколе же, наконец, Ты не оказываешь сострадания? Доколе не защищаешь? Доколе не обращаешь внимания? Доколе не долготерпишь? Доколе не избавляешь? Доколе не наказываешь? Доколе не умилосердишься? Ведь, хотя я и достоин совершенного отвержения, но по милости твоей надеюсь получить прощение. Такие и подобные мысли внушало ему уныние, но он сдерживается и, чтобы не показаться воюющим, от них переходит уже к молитве и говорит: " обратись, Господи: избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей " (ст. 5). Не ради моих дел, потому что они злы, не ради моих трудов, потому что я слаб, но " по милости Твоей ". О, Владыка, если Ты хочешь судиться со мной, я сам произнесу над собой приговор и исповедую, что я достоин смерти, но Ты – " спаси меня по милости Твоей ". Я всецело полагаюсь на Твою милость и ничего своего не имею. Я прошу милостыни, так не требуй же от меня за нее платы. Никто не покупает милостыни, все получают ее даром. Так и Ты " спаси меня по милости Твоей ". Вспомни Твои слова, сказанные Тобою в Твоих святых Писаниях. Вспомни, Господи, что " помышление сердца человеческого – зло от юности его " (Быт.8:21). Вспомни, Господи, что созданный Тобою прах воспламеняется и имеет кровь. Вспомни, Господи, что " человек подобен суете " (Пс.143:4), что " не оправдается пред Тобою никто из живущих " (Пс.142:2). Вспомни, Владыко, что " если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит? " (Пс.129:3). Вспомни, Владыко, что " как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его " (Иов.25:4,5). Вспомни, Господи, что " вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя " (Пс.50:7). Вспомни, Владыко, что и самое небо, и даже силы ангельские не чисты пред Тобою, если уж и с неба ниспали некоторые из них за свой грех. Поэтому, " спаси меня по милости Твоей ", меня, просящего у Тебя милости. Ведь нисколько не будет удивительно, если Ты помилуешь достойного; не будет ничего странного, если Ты помилуешь праведного, потому что он достоин этого. И если усердного прославишь, ничего не будет особенного: это будет делом простой справедливости. А вот на мне недостойном яви Ты свои удивительные милости, чтобы на мне прославлено было Твое человеколюбие. Так и врач тогда считается искусным, прославляется и восхваляется, когда излечивает неизлечимые и безнадежные болезни; и царь тогда считается добрым, когда дарует жизнь недостойным. Как Творец, Ты знаешь слабость нашей природы; Ты знаешь ее и как восприявший и спасший ее. Поэтому и теперь " спаси меня по милости Твоей "; пусть моя злоба не победит Твоего благоутробия, пусть мое нерадение не истощит Твоего неистощимого человеколюбия. За сколько благодеяний должен быть признателен я твоей незреченной благости! Ты произвел меня из небытия в бытие, умножил, возвеличил и все покорил под ноги мои (Пс.8:8). Потом заблудшегося и умерщвленного Ты искупил собственною кровью, обнаженного прикрыл, обнищавшего обогатил; сделал Ты меня и сыном, и братом, и наследником, и сонаследником. И какой ответ дам я за все это – недоумеваю. Поэтому – " не войди в суд с рабом Твоим " (Пс.142:2) и не обращай на грехи мои своих угроз, но " отврати лице Твое от грехов моих " (Пс.50:11). Не устанавливай весов по строгой справедливости, но будь человеколюбив, склони их с той стороны на эту, от моей тяжести в сторону Своего милосердия; оставь без внимания тяжесть моих беззаконий, пройди молчанием множество моих грехов и " спаси меня по милости Твоей ", которою получили спасение все спасенные. Назову ли я Моисея, – и он не безгрешен, по свидетельству Писания; вспомню ли Аарона или даже самого Петра, верховного и великого, – и они не безгрешны и не беспорочны. Поэтому верою я хочу спастись, верою, а не делами, чтобы и мне сказал Человеколюбец: " вера твоя спасла тебя; иди с миром " (Лк.8:48). Кому ты ни прощал грехи, никому не сказал: "твои дела спасли тебя", – потому что пред Ним всякая правда человеческая как рубище кровоточивой. Поэтому опять повторю: " спаси меня по милости Твоей ". И: " милость Твоя последует за мною во все дни жизни моей " (Пс.22:6). " Милость Твоя последует за мною ", злобно убегающего от Тебя и постоянно спешащего ко греху. " Милость Твоя " меня и удержит, в наморднике и узде приведет меня, уклоняющегося от Тебя, потому что Ты – Бог, " единый творящий чудеса " (Пс.71:18). Поэтому, " яви дивно милости Твои, спасая уповающих на Тебя " (Пс.16:7). Ты исполняешь наши надежды и упования, – неужели же не исполнишь наших просьб о милости? Должен был Тебе некто десять тысяч талантов и пришел к Тебе просить еще небольшой отсрочки; а Ты, Человеколюбец, хотел совершенно простить ему все десять тысяч, если бы он не обидел после этого своего брата. Возвратился к Тебе некогда распутный сын, желая быть одним из наемников Твоих, а Ты сделал его сыном и наследником. Просил Тебя разбойник только вспомнить о нем в царствии Твоем, а Ты удостоил его и самого рая. Пришла к Тебе блудница только с плачем без всякой просьбы, и получила от Тебя то, на что надеялась и чего искала. Плакал Петр, прося прощения, а ты сделал его ключником царства и церкви. Такова Твоя воля о впадших в крайнее отчаяние, потерявших всякую надежду, опережающих грех до самого дна ада. Покажи на них величие Твоего человеколюбия. Поэтому опять говорю и не перестану говорить: " спаси меня по милости Твоей. Ибо никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в аду кто исповедает Тебя? " (ст. 6). Из-за этого я тороплюсь, этого боюсь, этим буду томиться, зная твердо, что если неожиданно застигнет меня конец моей жизни, то из ада я уже не буду в состоянии принести Тебе мое исповедание. Во аде нет покаяния, нет избавления от смерти, нет никакой надежды на облегчение. Наша жизнь есть торжище; когда оно закрыто, никто уже не может торговать. Когда состязание окончилось, никто уже не может состязаться и получить венец. С наступлением ночи, прекращается собрание и (получение) прибыли. Послушай, что говорит Писание о всяком человеке, окончившем жизнь: " на что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? " (Иов. 3:23). Итак, если Бог затворил, какое уже там может быть покаяние во грехе? Эта жизнь – для трудов, а та предназначена для венцов. В этой жизни (действует) человеколюбие (Божие), а в той – истинный праведный суд. Поэтому – " спаси меня по милости Твоей. Ибо никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в аду кто исповедает Тебя? ". Кто? Никто! Пророк, постоянно вспоминая о том ужасном дне и часе, имел непреодолимый страх, томился непрестанной душевною болью, печалился и проводил ночи в плаче. Поэтому он и говорит: " утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою " (ст. 7), твердо зная, что сеющие слезами с радостью пожнут колосья небесной (жизни). " Уходящие уходили и плакали, бросая семена свои, а приходящие придут с радостью ", – в воскресении, " собирая снопы свои " (Пс.125:5,6). Как водою и Духом (мы крестимся), так и, крестясь водою слез и огнем горячей душевной боли, мы получаем очищение. Как крещение, так и истинное слезное сокрушение не даются никогда без Святого Духа. " Помутилось от гнева око мое, обветшал я среди всех врагов моих " (ст. 8), т.е. погряз, возрос и состарился в грехах. Вот что значат слова: " обветшал я среди всех врагов моих ". Но обрати внимание: закоснев и состарившись во грехах, сжившись с ними, пророк не отчаялся в самом себе, не потерял надежды на милость Божию, но был спасен сокрушением, очистился слезами и с решительностью говорить своим врагам: " отступите от меня все, делающие беззаконие " (ст. 9). Перестаньте, постыдитесь, отступите. " Услышал Господь " в старости " моление мое ", " Господь принял молитву мою " (ст. 10). " Да постыдятся и смятутся все враги мои, да обратятся вспять и постыдятся весьма скоро " (ст. 11). Видел ты силу слез? Видел плод покаяния? Видел обновление и возрождение после одряхления во всех грехах? Так не говори же: я стар, немощен, закоснел во всяком грехе и уже не имею силы исполнять заповеди Христовы. Ничего подобного не можешь ты сказать теперь, не можешь отговариваться различными греховными предлогами. А если и станешь оправдываться, я тотчас докажу тебе, что если только захочешь, то и в старости даже можешь соблюсти заповеди Христовы лучше, чем в юности. Только на мои вопросы отвечай по правде, " Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное " (Мф.5:3). Когда же более склонен к смирению дух человека – в старости или в юности? Очевидно, в старости. А юности как бы прирождена гордость. " Блаженны плачущие, ибо они утешатся " (Мф.5: 4). Скажи мне только: кто податливее на слезы и плач – юность или старость? Во всяком случае, старость. " Блаженны кроткие " (Мф.5:5). Разве не все согласны, что в юности более сильны и горячи всякие движения души, а старость преимущественно пред юностью склонна ко всякой услуге и божественной заповеди. В самом деле, в юности и телесная любовь возгорается, и пламень сребролюбия воюет, и весьма много других страстей, каковы – тщеславие, чревоугодие и злопамятство. В старости же совершенно не то: здесь слезы сокрушения, по- рождаемые у нас страхом Божиим, и мысли о смерти и наказании. А если мы пребудем в них и потрудимся, то достигнем и слез духовных, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь.
Собеседование на псалом 13 1. Когда оскорбляется господин, добрый раб, из чувства преданности ему, негодует. Точно также, когда отвергается Бог, пророк Божий вразумляет безумного, говоря то, что ты слышал: " Сказал безумный в сердце своем: нет Бога ". Как раб, преданный господину, узнав, что сорабы его отвергают своего господина, по чувству преданности спешит уладить дело и или собственными руками наказывает дерзкого, или бесславит его, делая для всех ненавистным, или для вразумления и устрашения других доносит господину и старается, чтобы он понес жесточайшее наказание, одним словом – вооружается против возмутителя, как против настоящего врага, так и пророк, узнав, что Создатель бесчестится тварью, что горшечник оскорбляется брением и Бог отвергается безбожным, и, будучи поражен в самое сердце, от нестерпимой боли восклицает, " Сказал безумный в сердце своем: нет Бога ". Посмотри, какое строгое соответствие с предыдущим псалмом. После того как там с неудовольствием говорил (псалмопевец): " доколе, Господи, будешь забывать меня до конца? " (Пс.12:2), и не много спустя: " доколе будет возноситься надо мною враг мой? " (3), – враг, т.е. безумный, утверждающей, что нет Бога (потому что возносящийся пред Богом, тем более будет возноситься пред пророками Божиими, и гордящийся пред Господом будет гордиться и пред сорабами своими), – будучи спрошен: почему он терпит болезни в сердце своем днем и ночью? он отвечает следующими словами: почему я болею сердцем? потому, что " сказал безумный в сердце своем: нет Бога ". Самое общение с безбожником я принимаю за отвращение от меня Бога. Мне приходится жить с безбожником, и я считаю это знаком того, что Бог забыл меня, – потому что нечестие безбожных есть огорчение и мучение для святого. Так и о Павле сказано: " В ожидании их в Афинах " (Тимофея и спутников его) " Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов " (Деян.17:16). " Почему беззаконные живут " (Иов.21:7)? Исторически же известно, что этот псалом произнесен Давидом о Сауле – по поводу его чревовещательства, равно как псалом пятьдесят второй – с тем же самым содержанием – относится к Доику. Сказал безумный Саул: " сыщите мне женщину волшебницу " (1Цар.28:7). Он делается вторым Адамом, обольщаем женщиной. И говорит ей: " поворожи мне " (ст. 8); оставив пророчество, он низвергается к прорицанию. " Сказал безумный в сердце своем: нет Бога ". Будем остерегаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безумному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами: называя Его благим и милостивым, но, не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому. Что можно отрицать Бога не только словами, но и делами, и нося имя христианина, говорить точно так же, как и безумный: нет Бога ", об этом свидетельствует апостол, говоря: " они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются " (Тит.1:16). Насколько дела сильнее слов в отношении убедительности, настолько тяжелее – отвергаться Бога на деле, чем отрицать Его устами или в сердце. " Сказал безумный ". А говорящий устами: возлюблю Тебя, Господи, и в сердце ненавидящий брата своего, как он любит Бога, оказываясь ослушником Его слов: " и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими, и люби ближнего твоего, как самого себя " (Второз.6:5; Лев.19:18)? Господь говорит: " кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое " (Ин.14:23). Значит, кто не соблюдает, тот не любит. Устами называет Бога, а в сердце говорить: нет Бога ". Свидетель Господь, говорящий: " приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня " (Ис.19:13). " Сказал безумный в сердце своем: нет Бога ". Что тот, кто ненавидит брата своего, и Бога ненавидит, хотя бы устами взывал и кричал, что любит Бога, об этом говорит евангелист Иоанн в послании: " кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? " (1Ин.4:20)? Итак, когда такой человек признает Бога на словах, не отрекаясь явно, он кует нечестие в сердце. " Сказал безумный в сердце своем: нет Бога ". Подтверждая эту мысль, пророк ниже говорит: " неужели не вразумятся все делающие беззаконие ", исповедающие Бога на словах и отрицающие его делами своими, " поедающие народ Мой, как едят хлеб? Господа они не призывали " (ст. 4). Бога исповедают и признают, но так как делами отвергались Его, то, призывая, не призвали. Сам Господь сказал: что Меня зовете: " Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? " (Лк.6:46)? " Всякий согрешающий не видел Его " (1Ин.3:6), говорит Иоанн.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|