Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На остальное из 50-го псалма, и о покаянии 2 глава

услышь молитву мою ". " Помилуй меня ", прости мне мои преступления разбойничьи. Как судья ты предо мною на возвышении; как осужден­ный я вишу на древе. " Помилуй меня ". Я сказал: " помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! " (Лк.23:42). " Услышь молитву мою ". За­тем, увидев, что и тварь сострадает Создателю, и весь мир потря­сается как один дом (так как Страдало основание, то и здание страдало с ним вместе, и когда висел домостроитель, разрушалось его создание), когда небо и земля восстали на убийц Господа, и они не тронулись всем этим, тогда разбойник укоряет их: " сыны человеческие! Доколе вы (будете) упорны? " Пусть так: четверодневного Лазаря увидев (восставшим) из гроба, вы не уверовали; поверьте хотя те­перь, когда гробы распались и многодневные мертвецы, услышав. голос распятого, восстали из гробов. Мертвых пробудило землетря­сение, а вы погружены в неверие. " Доколе вы (будете) упорны? " Камни распа­даются как паутина, а вы не поражены страхом? " Доколе вы (будете) упорны? " И почему – " упорны "? Потому, во-первых, что не тронулись чудесами, а во-вторых, потому, что по своему безумию тяжко гнева­лись на Бога. Об этом свидетельствует Писание: " тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих " (Притч.27:3). " Тяжел камень ", но он поддается силе множества рук и как перо поднимается в воздухе. " Весок и песок ", но он перевозится по морю в лодке. " Гнев глупца " – еврейского народа – " тяжелее их обоих ", потому что не только не смягчается вразумлениями, но даже при виде чудес превращается в ярость. " Зачем любите суету ", предпочитая Варавву Христу, убийцу – Жизнодавцу? " Зачем любите суету ", предпочитая царство Кесарево царству небесному? Зачем вы оставили источник живой, вода которого сделала самарянку не имеющей жажды (во веки) (Ин. 4:9), и выкопали " водоемы разбитые " (Иер.2:13)? " Зачем любите суету "? Вы последовали ученику-предателю и замыслили зло против учителя. " Зачем любите суету ", и сверх того – " ищете лжи ", отвергаясь истины? Когда они искали лжи? Когда выставляли против Господа наемных лжесвидетелей, когда оплачивали клеветников. Об этом свидетельствует евангелист Марк: " первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти " (Мк.14:55). " И ищете лжи ". " И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю " (Лк.23:2). Но как возбранял Он, учивший: " отдавайте кесарево кесарю " (Мф.22:21)? " И ищете лжи ". " Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди " (Лк.23:5). " И ищете лжи ". " Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе " (Ин.18:30). Что же худого Он сделал? Что исцелял болезни, изгонял бесов, воскрешал мертвых, что пятью хлебами напитал столько же тысяч народа? Еще пища в горле, а ложь на языке. " И ищете лжи ". Возлюбленные, будем избегать лжи. Ложь – это меч для души, " клевещущие уста убивают душу " (Прем. Сол.1:11), – душу не того, кто терпит клевету, а самого клеветника. Не столько волосы для варвара и плащ для воина, сколько для христианина – верным признаком служит воздержание от лжи.

И как на войне для различения своих и чужих дается лозунг, так и в круговороте человеческих дел друзья Бога отличаются стоянием в правде и воздержанием от лжи, а лжецы поражаются собственным языком как мечом. Уста, не знающие лжи и клятв, скоро прекло­няют Бога своей молитвой. Если слугу или друга нелживого мы ува­жаем и не отказываем им в их просьбах, тем более Бог из благоволения к нелгущему доставляет ему все блага, потому что, видя язык, любящий истину, чистым и незапятнанным, Он принимает его слова, как угощение на блюде. Ложь так дурна, что и сами лжецы ненавидят того, кто лжет. Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от своих уст; как огонь в спальне, погашай на языке своемложную клятву. Если загорится дом, погибнет дерево и тело, а лож­ная клятва, воспламеняясь, и душу и тело губит в геенне. Если я скажу: "не бранись", ты ссылаешься на гнев; если я скажу: "дай денег бедным", ты представляешь бедность и кормление детей. А не клясться или не лгать – это не то, что тратить деньги из кармана. Эта добродетель не требует издержек. Почему же нам не приобрести ее? Царю не так приличны порфира и венец, как христианину воздержание от лжи. За это его уважают и родственники, и друзья, и соседи, и знакомые. Такого христианина боятся бесы, а ангелы любят его и с радостью открывают ему двери царства не­бесного, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

 

 

Псалом Да­вида о дне восьмом

Восьмым Писание называет день, следующий за седмицей на­стоящей жизни, и новую жизнь, которую предзнаменовало восьмиднев­ное обрезание. О восьмом и мудрый Соломон внушает, в словах: " давай часть семи и даже восьми " (Еккл.11:2), как бы так говоря: в этом веке тысячелетней седмицы подумай о части благой, восьмой, о жизни вечной, грядущей и пребывающей. Посмотрим начало самого псалма. " Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня " (Пс.6:2). Знаю, Господи, что меня ожидает ужасное и страшное судилище пред ли­цом ангелов и всей твари, (когда) Судия воссядет на страшном и возвышенном престоле и обнаружит и откроет все соделанные грехи, знаю, и не смею от лица многих моих грехов принести Тебе, Господи, мое исповедание. Грех мой больше того, что может быть мне оставлено, я согрешил пред Тобою тяжче всякого человека, я оскорбил Твое имя выше меры, я жил распутнее блудного (сына), я должен Тебе больше того, который был должен тысячу талантов. Хуже мытаря обобрал меня злобный враг, злее разбой­ника умертвил меня человекоубийца и разбойник. Я превзошел блудницу в блуде, глубже ниневитян погряз в грехе без покаяния, злее хананеянки (согрешил). " Беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне. Пострадал я и согнулся до конца " (Пс.37:5,7). Святое имя Твое я оскорбил, заповеди Твои преслушал, богатство Твое зло расточил, сокровище твое дурно растратил. Залог, данный Тобою, я прожил с врагами Твоими; голоса заповедей Твоих не соблюл; одежду, ко­торою Ты облачил меня, осквернил; светильник, приготовленный Тобою для меня, я потушил своим нерадением; лицо мое, которое Ты просветил, я потемнил своими грехами; очи мои, которым Ты дал свет, я опять ослепил; губы мои, которые Ты освятил, я опять осквернил. И я знаю, что Ты все равно обличишь содеянное мною; от этого я никуда не скроюсь, но во всяком случае буду обличен. Но, " Господи! Не в ярости Твоей обличай меня ". (Я не го­ворю: не обличай меня). Это невозможно, но: " не в ярости Твоей обличай меня ". Только Ты, единый Человеколюбец, можешь даровать мне это (снисхождение). Ты Сам знаешь точно все мои тайные паде­ния, но " не в ярости Твоей обличай меня ". Не объявляй их, не обнаруживай пред всеми ангелами и людьми в мое посрамление. " Господи! Не в ярости Твоей обличай меня ". Если никто не может снести гнева смертного царя, то тем более, какое создание устоит пред гневом Божиим? " И не во гневе Твоем наказывай меня ". Я не прошу: не наказывай. Я снесу вразумление и наказание, но, вразумляя, да не " не во гневе Твоем наказывай меня ". Знаю я, что разбойник просил и получил от Тебя прощение. Знаю, что блудница припала к Тебе всей душой, и получила прощение. Знаю, что мытарь плакал пред Тобою из глубины сердца, и был оправдан. Но я не таков, как они. Я не имею достаточно слез, не имею истинного исповедания, не имею стенаний из глубины сердца, не имею чистой души, не имею поста нелицемерного, не имею любви к брату, не имею духовной бед­ности, не имею сострадания, чтобы быть достойным сострадания, не имею целомудрия по плоти, не имею чистоты помыслов, не имею воли богоприличной. С каким, наконец, лицом или по какому праву я буду просить о прощении? Господи, не раз обещал я Тебе покаяться, и нарушал свои обещания. Не раз припадал я к Тебе в церкви, и тотчас, выйдя оттуда, погрязал в грехе. Много раз ты миловал меня, и я отвергался. Сколько ты долго­терпел, и я не обращался? Сколько раз Ты поднимал меня, и я опять падал? Сколько раз Ты ободрял меня, и я оставался не­благодарным Тебе? Сколько раз я был услышан Тобой, но не слу­шал Тебя? Сколько раз Ты сострадал мне, а я ничем не послу­жил Тебе? Сколько чести ты оказал мне, и я не хотел почтить Тебя? Сколько раз согрешившего Ты призывал меня как Отец, с любовью принимал как сына и как дитя звал, раскрывая объятия? Падшему Ты сказал мне: " встань, спящий " (Еф.5:14). Приди ко Мне, я, не преследую тебя, не накажу тебя, не посрамлю, не прокляну сво­его создания, не отвергну, не ожесточу Своего сердца к Своему чаду. Я не хочу ненавидеть Мой образ, обратившийся ко Мне, не захочу отвергнуть человека, которого Я образовал Своею рукою, которого Я создал, которого носил, за которого Себя уничижил, за которого кровь Свою пролил. Как же Я не приму его, обращающегося ко Мне и припадающего? Итак, имея неисчерпаемую и беспредельную бездну человеколюбия и море долготерпения, " не в ярости Твоей обличай меня ", Господи, " и не во гневе Твоем наказывай меня ", но еще и еще потерпи мне, не спеши исторгнуть меня из этой жизни незрелым, не торопись посечь меня как бесплодную смоковницу, но, как добрый и человеколюбивый хозяин, дай мне вместе со всеми и это лето на покаяние, не пренебреги снести мое нерадение и не восхить меня от- сюда неготовым. Не возьми меня не имеющим брачной одежды; не выставляй обнаженной души на позор у Твоего престола. Не возьми меня, наконец, не имеющего что принести Тебе, но долготерпи на мне, но будь человеколюбив, но окажи сострадание мне, бедному, не­радивому, беспечному, жалкому, неимущему, блудному, оскверненному, распутному, неблагодарному, бессердечному, бесчувственному, унылому, погрязшему, омраченному и безответному, недостойному никакого чело­веколюбия, недостойному неба, достойному всякого прещения, геенны и наказания. Но, " Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен " (ст. 3). Немощна моя совесть, немощен мой разум. Дни мои прошли в суете, и уже приближается конец течения. Но отверзи мне, Господи, недостойному, стучащему, и не затвори двери милости Твоей, но открой мне дверь и протяни руку твою валяющемуся в бездне похотей, и не затвори предо мною. Если Ты не успеешь, кто успеет? И если Ты не поспешишь, кто нам поможет? Совершенно никто. Но Ты, человеко­любивый по природе, дай нам время жизни, дай нам время обраще­ния. Победи мое окаменение и достигни моего исправления. Дай мне еще немного времени и укажи мне способ спасения. Ведь, если Ты не по­можешь, сколько бы я ни старался, все будет бесполезно и бессмы­сленно. Господи, не покидай совсем, но предупреди свое создание. Ты сказал: " без Меня не можете делать ничего " (Ин.15:5). Ускори же обращение души моей и течение моей жизни. Я рабствую при­роде, но еще более рабствую моей скверной привычке. " Помилуй меня, Господи, ибо я немощен ". Изнурил меня враг мой, враги мои по­прали меня, довели до слабости и изнеможения. А слабый и изне­могший не может исцелить сам себя, немощный не может поднять самого себя, не может помочь сам себе, не может укрепить себя. Наконец: " помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои " (Пс.6:3). Сокрушены и разбиты все кости души моей. А с разбитыми костями не может человек искать врача, не может бежать и защититься от врагов. Но сам Ты, о, Господи, найди меня, Ты, пришедший взыскать погибшее. Впадшего вторично в разбойники Ты возьми и спаси. Не полумертвым оставили они меня, но совершенно мертвым. Но " исцели меня, Господи, и исцелен буду " (Иер.17:14). Исцели меня, Господи, потому что коварный змей всего меня сделал бессильным и гнилым. Немощный и гнилой весь, я лежу на земле, весь изъязвлен, бессильный труп, (который) только голосом зовет врача, только взывает и ищет спасающего, едва открывает глаза и осматривается, когда придет, когда окажет помощь Тот, Кто укрепляет расслабленных, спасает отчаявшихся и ободряет со­крушенных. " Исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои. И душа моя возмущена сильно " (ст. 3,4). Телесно и душевно объяло, говорит, меня, Господи, смятение, плотские страсти мною овладели, тело и душу сде­лали игралищем демонов. " Исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои ", связывающие и скрепляющие моего внутреннего человека. Какие это кости? Вера, разумение, надежда, любовь, целомудрие, благочестие, кротость, смирение. Вот какие кости у меня сокрушены. " Исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои. И душа моя возмущена сильно ". Вижу я – красота души моей уже увядает, конец приближается, старость входить в силу, склоняется лето мое к концу, проходит; мой жнец спешит, показывает серп, несет секиру, угрожает мне по­сечением; вот обнаруживается мое бесплодие, и меня ввергают в огонь. " И душа моя возмущена сильно ". Я уже вижу вора: он приближается и торопится похитить меня, пресечь дни моей жизни. " И душа моя возмущена сильно ". Вижу долгую и трудную дорогу из этой жизни, к той и не имею для нее запасов. " И душа моя возмущена сильно ". Вижу, при­ближается заимодавец и схватывает меня как добычу. " И душа моя возмущена сильно ". Вижу, докладчик (λογοθέτης) потрясает рукописанием моих грехов, и узники скрежещут зубами. " И душа моя возмущена сильно ". Вижу я (вокруг себя) многих обвинителей и ни одного защитника. " И душа моя возмущена сильно ". Страшусь и томлюсь, дрожу и трепещу, и не знаю, что делать. Просить (продлить) срок жизни? Но, боюсь, на­делаю новых грехов в добавок к прежним. Тогда какими гла­зами я буду смотреть на Судию? Я теряюсь в беспомощности, потому что вижу себя в последней крайности. А лукавый не перестает меня преследовать, свойственное плоти смятение не перестает смущать меня, враги не прекращают своей войны против меня, лукавые мои по­мыслы никак не успокаиваются. " И Ты, Господи, доколе (не явишь мне помощи)? " (ст. 4)? По­чему Он не дает знака? Почему не скажет? В крайнем унынии и тесноте пророк хотел сказать Богу что-нибудь ужасное и дерзкое, и вот, обращаясь к Нему, говорить: " и Ты, Господи, доколе "? Ведь Ты видишь, Господи, в каком я жалком и беспомощном положении? Ты видишь нападения на меня, силу врага, телесный пламень, войну помыслов, краткость времени и мое изнеможение? Доколе же, нако­нец, Ты не оказываешь сострадания? Доколе не защищаешь? Доколе не обращаешь внимания? Доколе не долготерпишь? Доколе не избав­ляешь? Доколе не наказываешь? Доколе не умилосердишься? Ведь, хотя я и достоин совершенного отвержения, но по милости твоей на­деюсь получить прощение. Такие и подобные мысли внушало ему уны­ние, но он сдерживается и, чтобы не показаться воюющим, от них переходит уже к молитве и говорит: " обратись, Господи: избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей " (ст. 5). Не ради моих дел, потому что они злы, не ради моих трудов, потому что я слаб, но " по милости Твоей ". О, Владыка, если Ты хочешь судиться со мной, я сам произнесу над собой приговор и исповедую, что я достоин смерти, но Ты – " спаси меня по милости Твоей ". Я всецело полагаюсь на Твою милость и ничего своего не имею. Я прошу милостыни, так не требуй же от меня за нее платы. Никто не покупает милостыни, все получают ее даром. Так и Ты " спаси меня по милости Твоей ". Вспомни Твои слова, сказанные Тобою в Твоих святых Пи­саниях. Вспомни, Господи, что " помышление сердца человеческого – зло от юности его " (Быт.8:21). Вспомни, Господи, что созданный Тобою прах воспламеняется и имеет кровь. Вспомни, Гос­поди, что " человек подобен суете " (Пс.143:4), что " не оправдается пред Тобою никто из живущих " (Пс.142:2). Вспомни, Владыко, что " если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит? " (Пс.129:3). Вспомни, Вла­дыко, что " как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его " (Иов.25:4,5). Вспомни, Господи, что " вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя " (Пс.50:7). Вспомни, Вла­дыко, что и самое небо, и даже силы ангельские не чисты пред То­бою, если уж и с неба ниспали некоторые из них за свой грех. Поэтому, " спаси меня по милости Твоей ", меня, просящего у Тебя ми­лости. Ведь нисколько не будет удивительно, если Ты помилуешь достойного; не будет ничего странного, если Ты помилуешь правед­ного, потому что он достоин этого. И если усердного прославишь, ничего не будет особенного: это будет делом простой справедливости. А вот на мне недостойном яви Ты свои удивительные милости, чтобы на мне прославлено было Твое человеколюбие. Так и врач тогда счи­тается искусным, прославляется и восхваляется, когда излечивает неизлечимые и безнадежные болезни; и царь тогда считается добрым, когда дарует жизнь недостойным. Как Творец, Ты знаешь слабость нашей природы; Ты знаешь ее и как восприявший и спасший ее. По­этому и теперь " спаси меня по милости Твоей "; пусть моя злоба не по­бедит Твоего благоутробия, пусть мое нерадение не истощит Твоего неистощимого человеколюбия. За сколько благодеяний должен быть признателен я твоей незреченной благости! Ты произвел меня из небытия в бытие, умножил, возвеличил и все покорил под ноги мои (Пс.8:8). Потом заблудшегося и умерщвленного Ты искупил собственною кровью, обнаженного прикрыл, обнищавшего обогатил; сделал Ты меня и сыном, и братом, и наследником, и сонаслед­ником. И какой ответ дам я за все это – недоумеваю. Поэтому – " не войди в суд с рабом Твоим " (Пс.142:2) и не обращай на грехи мои своих угроз, но " отврати лице Твое от грехов моих " (Пс.50:11). Не устанавливай весов по строгой справедливости, но будь человеко­любив, склони их с той стороны на эту, от моей тяжести в сто­рону Своего милосердия; оставь без внимания тяжесть моих беззаконий, пройди молчанием множество моих грехов и " спаси меня по милости Твоей ", которою получили спасение все спасенные. Назову ли я Моисея, – и он не безгрешен, по свидетельству Писания; вспомню ли Аарона или даже самого Петра, верховного и великого, – и они не безгрешны и не беспорочны. Поэтому верою я хочу спастись, верою, а не делами, чтобы и мне сказал Человеколюбец: " вера твоя спасла тебя; иди с миром " (Лк.8:48). Кому ты ни прощал грехи, никому не сказал: "твои дела спасли тебя", – потому что пред Ним всякая правда чело­веческая как рубище кровоточивой. Поэтому опять повторю: " спаси меня по милости Твоей ". И: " милость Твоя последует за мною во все дни жизни моей " (Пс.22:6). " Милость Твоя последует за мною ", злобно убегающего от Тебя и постоянно спешащего ко греху. " Милость Твоя " меня и удержит, в наморднике и узде приведет меня, уклоняющегося от Тебя, потому что Ты – Бог, " единый творящий чудеса " (Пс.71:18). По­этому, " яви дивно милости Твои, спасая уповающих на Тебя " (Пс.16:7). Ты исполняешь наши надежды и упования, – неужели же не исполнишь наших просьб о милости? Должен был Тебе некто десять тысяч талантов и пришел к Тебе просить еще небольшой отсрочки; а Ты, Человеколюбец, хотел совершенно простить ему все десять тысяч, если бы он не обидел после этого своего брата. Воз­вратился к Тебе некогда распутный сын, желая быть одним из наемников Твоих, а Ты сделал его сыном и наследником. Про­сил Тебя разбойник только вспомнить о нем в царствии Твоем, а Ты удостоил его и самого рая. Пришла к Тебе блудница только с плачем без всякой просьбы, и получила от Тебя то, на что надея­лась и чего искала. Плакал Петр, прося прощения, а ты сделал его ключником царства и церкви. Такова Твоя воля о впадших в крайнее отчаяние, потерявших всякую надежду, опережающих грех до самого дна ада. Покажи на них величие Твоего человеколюбия. Поэтому опять говорю и не перестану говорить: " спаси меня по милости Твоей. Ибо никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в аду кто исповедает Тебя? " (ст. 6). Из-за этого я тороплюсь, этого боюсь, этим буду томиться, зная твердо, что если неожиданно застигнет меня конец моей жизни, то из ада я уже не буду в состоянии принести Тебе мое исповедание. Во аде нет покаяния, нет избавления от смерти, нет никакой на­дежды на облегчение. Наша жизнь есть торжище; когда оно закрыто, никто уже не может торговать. Когда состязание окончилось, никто уже не может состязаться и получить венец. С наступлением ночи, прекращается собрание и (получение) прибыли. Послушай, что говорит Писание о всяком человеке, окончившем жизнь: " на что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? " (Иов. 3:23). Итак, если Бог затворил, какое уже там может быть по­каяние во грехе? Эта жизнь – для трудов, а та предназначена для вен­цов. В этой жизни (действует) человеколюбие (Божие), а в той – истинный праведный суд. Поэтому – " спаси меня по милости Твоей. Ибо никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в аду кто исповедает Тебя? ". Кто? Никто! Пророк, постоянно вспоминая о том ужасном дне и часе, имел непреодолимый страх, томился непрестанной душевною болью, печалился и проводил ночи в плаче. Поэтому он и говорит: " утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою " (ст. 7), твердо зная, что сеющие слезами с радостью пожнут колосья небесной (жизни). " Уходящие уходили и плакали, бросая семена свои, а приходящие придут с радостью ", – в воскресении, " собирая снопы свои " (Пс.125:5,6). Как водою и Духом (мы кре­стимся), так и, крестясь водою слез и огнем горячей душевной боли, мы получаем очищение. Как крещение, так и истинное слезное сокрушение не даются никогда без Святого Духа. " Помутилось от гнева око мое, обветшал я среди всех врагов моих " (ст. 8), т.е. погряз, возрос и состарился в грехах. Вот что значат слова: " обветшал я среди всех врагов моих ". Но обрати внимание: закоснев и состарившись во гре­хах, сжившись с ними, пророк не отчаялся в самом себе, не по­терял надежды на милость Божию, но был спасен сокрушением, очистился слезами и с решительностью говорить своим врагам: " отступите от меня все, делающие беззаконие " (ст. 9). Перестаньте, по­стыдитесь, отступите. " Услышал Господь " в старости " моление мое ", " Господь принял молитву мою " (ст. 10). " Да постыдятся и смятутся все враги мои, да обратятся вспять и постыдятся весьма скоро " (ст. 11). Видел ты силу слез? Видел плод покаяния? Видел обновление и возрож­дение после одряхления во всех грехах? Так не говори же: я стар, немощен, закоснел во всяком грехе и уже не имею силы исполнять заповеди Христовы. Ничего подобного не можешь ты сказать теперь, не можешь отговариваться различными греховными предлогами. А если и станешь оправдываться, я тотчас докажу тебе, что если только за­хочешь, то и в старости даже можешь соблюсти заповеди Христовы лучше, чем в юности. Только на мои вопросы отвечай по правде, " Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное " (Мф.5:3). Когда же более склонен к смирению дух человека – в старости или в юности? Очевидно, в старости. А юности как бы прирождена гордость. " Блаженны плачущие, ибо они утешатся " (Мф.5: 4). Скажи мне только: кто податливее на слезы и плач – юность или старость? Во всяком случае, старость. " Блаженны кроткие " (Мф.5:5). Разве не все согласны, что в юности более сильны и горячи всякие движения души, а старость преимущественно пред юностью склонна ко всякой услуге и божественной заповеди. В самом деле, в юности и те­лесная любовь возгорается, и пламень сребролюбия воюет, и весьма много других страстей, каковы – тщеславие, чревоугодие и злопамят­ство. В старости же совершенно не то: здесь слезы сокрушения, по- рождаемые у нас страхом Божиим, и мысли о смерти и наказании. А если мы пребудем в них и потрудимся, то достигнем и слез духовных, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь.

 

 

Собеседование на псалом 13
Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога» (ст.1)

1. Когда оскорбляется господин, добрый раб, из чувства пре­данности ему, негодует. Точно также, когда отвергается Бог, про­рок Божий вразумляет безумного, говоря то, что ты слышал: " Сказал безумный в сердце своем: нет Бога ". Как раб, преданный госпо­дину, узнав, что сорабы его отвергают своего господина, по чувству преданности спешит уладить дело и или собственными руками нака­зывает дерзкого, или бесславит его, делая для всех ненавистным, или для вразумления и устрашения других доносит господину и ста­рается, чтобы он понес жесточайшее наказание, одним словом – вооружается против возмутителя, как против настоящего врага, так и пророк, узнав, что Создатель бесчестится тварью, что гор­шечник оскорбляется брением и Бог отвергается безбожным, и, будучи поражен в самое сердце, от нестерпимой боли восклицает, " Сказал безумный в сердце своем: нет Бога ". Посмотри, какое строгое соответствие с предыдущим псалмом. После того как там с не­удовольствием говорил (псалмопевец): " доколе, Господи, будешь забывать меня до конца? " (Пс.12:2), и не много спустя: " доколе будет возноситься надо мною враг мой? " (3), – враг, т.е. безумный, утверждающей, что нет Бога (по­тому что возносящийся пред Богом, тем более будет возноситься пред пророками Божиими, и гордящийся пред Господом будет гор­диться и пред сорабами своими), – будучи спрошен: почему он тер­пит болезни в сердце своем днем и ночью? он отвечает сле­дующими словами: почему я болею сердцем? потому, что " сказал безумный в сердце своем: нет Бога ".

Самое общение с безбожником я принимаю за отвращение от меня Бога. Мне приходится жить с безбожником, и я считаю это зна­ком того, что Бог забыл меня, – потому что нечестие безбожных есть огорчение и мучение для святого. Так и о Павле сказано: " В ожидании их в Афинах " (Тимофея и спутников его) " Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов " (Деян.17:16). " Почему беззаконные живут " (Иов.21:7)? Исторически же известно, что этот псалом произнесен Давидом о Сауле – по поводу его чревовещательства, равно как псалом пятьдесят второй – с тем же самым содержанием – относится к Доику. Сказал безумный Саул: " сыщите мне женщину волшебницу " (1Цар.28:7). Он делается вторым Адамом, обольщаем женщиной. И говорит ей: " поворожи мне " (ст. 8); оставив пророчество, он низвергается к прорицанию. " Сказал безумный в сердце своем: нет Бога ". Будем осте­регаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безум­ному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами: называя Его благим и милостивым, но, не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому. Что можно отрицать Бога не только сло­вами, но и делами, и нося имя христианина, говорить точно так же, как и безумный: нет Бога ", об этом свидетельствует апостол, говоря: " они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются " (Тит.1:16). Насколько дела сильнее слов в отношении убедительности, настолько тяжелее – отвергаться Бога на деле, чем отрицать Его устами или в сердце. " Сказал безумный ". А говорящий устами: возлюблю Тебя, Господи, и в сердце ненавидящий брата своего, как он любит Бога, оказываясь ослушником Его слов: " и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими, и люби ближнего твоего, как самого себя " (Второз.6:5; Лев.19:18)? Господь говорит: " кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое " (Ин.14:23). Значит, кто не соблюдает, тот не любит. Устами называет Бога, а в сердце говорить: нет Бога ". Свидетель Господь, говоря­щий: " приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня " (Ис.19:13). " Сказал безумный в сердце своем: нет Бога ". Что тот, кто ненавидит брата своего, и Бога ненави­дит, хотя бы устами взывал и кричал, что любит Бога, об этом говорит евангелист Иоанн в послании: " кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? " (1Ин.4:20)? Итак, когда такой человек признает Бога на словах, не отре­каясь явно, он кует нечестие в сердце. " Сказал безумный в сердце своем: нет Бога ". Подтверждая эту мысль, пророк ниже говорит: " неужели не вразумятся все делающие беззаконие ", исповедающие Бога на словах и отрицающие его делами своими, " поедающие народ Мой, как едят хлеб? Господа они не призывали " (ст. 4). Бога исповедают и при­знают, но так как делами отвергались Его, то, призывая, не при­звали. Сам Господь сказал: что Меня зовете: " Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? " (Лк.6:46)? " Всякий согрешающий не видел Его " (1Ин.3:6), говорит Иоанн.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...