Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 финансы в здравоохранении 5 глава

1.8.5. Управление проектами - актуальная составляющая процесса управления

Любой процесс управления начинается прежде всего с постановки цели и целеполагания. Данный этап процесса управления был подробно рассмотрен выше. Здесь же рассмотрим составляющую этого этапа - управление проектами (УП).

УП - сравнительно молодая дисциплина, формирующаяся на стыке практического менеджмента, теории управления, экономики, системного анализа, социологии, психологии. Компоновка элементов столь различных дисциплин относится к типу метазнаний, т.е. знаний о знаниях.

Востребование УП вызвано:

• объективной нуждой в эффективных методах практической деятельности;

• развитием на Западе дисциплины Project Management, проникновением в Россию в процессе глобализации западных корпораций, менеджеров и литературы, распространением в России методологического инструментария.

Сегодня УП становится одной из рядовых дисциплин в курсе подготовки управленцев, в то время как ей следовало бы быть основой любого высшего основного и дополнительного образования, в которое остальные предметы включаются в логике проектирования.

Методологический инструментарий не получил в свое время широкого распространения в СССР, как это ни странно, в силу своей высокой эффективности. Так, практикуемые с 1979 г. организационно-деятельностные игры применительно к советским условиям зачастую вскрывали неэффективность заказывавших их организаций и делали невозможным дальнейшее существование последних в прежнем виде.

Западная деловая культура имеет давние традиции. Предприниматель, следуя устоявшимся правилам, регулярно публикуемым прогнозам и статистическим справкам, в промежутках между кризисами с достаточной для практики вероятностью получает расчетную прибыль. В постсоциалистической реальности такой путь неприемлем даже на сравнительно коротких временных интервалах. Отечественная экономико- политико- социокультурная среда гораздо динамичнее, а главное, она до последнего времени демонстрировала структурную неустойчивость. Поэтому прямое использование западных методик в современной российской практике не может быть безоговорочно рекомендовано. В отечественной версии дисциплины УП больший вес имеют качественные методы, имеющие целью предсказать точки бифуркаций в пространстве развития конкретного проекта. Бифуркации, понимаемые здесь как изменения характера развития, происходят под влиянием колебаний мировой и местной хозяйственно-экономической конъюнктуры, проявлений динамики социума и личностной динамики команды проекта.

Западная литература по УП разделяется на две категории. Это, во-первых, предельно операционализированные руководства для менеджеров младшего звена и, во-вторых, узкоспециализированная литература для высоких профессионалов. Редкое исключение составляют в ней дженералистские работы.

Необходимость разворачивания эффективного инструментария УП следует не только из планов государственного развития, но и из футурологических прогнозов, предрекающих, что уже в ближайшие десятилетия частота колебаний параметров техногенной среды превысит адаптационные способности человеческого организма. Предвестником такого развития ситуации является ощущаемое всеми повышение уровня стрессов повседневной жизни. Выходом могло бы служить ответственное ведение технических, социальных и прочих общественно значимых проектов на всем протяжении их существования.

Включение методов психологии в теорию и практику УП вызвано не только опасностью стрессов, но и расширением кругозора и соответственно области оперирования современного практика до границ интегрального мира, включающего как внешний мир человека, так и его внутренний мириндивидуальное сознание и личностное бессознательное. До сих пор человек направлял до 5% активности на работу со своим внутренним миром, остальная активность была нацелена на мир внешний. Но, как известно, «насилие человека над природой уравновешивается ее насилием над ним»... В организационной психологии наработан объемный материал по изучению взаимодействия человека и его окружения. Человек перед лицом своего внутреннего мира рассматривается, как известно, в общей психологии.

С развитием демократических преобразований и усложнением системы социокультурных институтов в мире социологический контур оказывает все более заметное влияние на разворачивание любого проекта, необходимо включающего в свой состав как материальные, так и человеческие ресурсы. Соответствующие аспекты взаимодействия человека с его окружением являются темой исследования как собственно социологии, так и социальной психологии.

В то же время постепенно становится понятным, что проектирование (как и инженерия или централизованное управление) имеет свои границы, что не все может быть спроектировано, что попытки проектировать социокульурные образования часто обращаются против культуры, что сегодня для проектного сознания характерен своеобразный «проектный фетишизм». Кажется (и в этом особенность подобного фетишизма), что если нечто задумано и затем воспроизведено в форме проекта, то оно уже может существовать, быть созданным в натуре, органично войти в жизнь. Но это не так.

Цель проектирования - положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Наряду с традиционными, появились совершенно различные по своему содержанию виды проектирования:

1) проектирование как процесс разработки не отдельных предметов, а целых систем (аэропорты, транспорт, супермаркеты, радиопрограммы, программы обучения, банковские системы, компьютеры);

2) проектирование как соучастие, как включение общества в процесс принятия решения;

3) проектирование как творчество, потенциально присущее каждому;

4) проектирование как учебная дисциплина, синтезирующая искусство и науку и, возможно, идущая дальше, чем то и другое порознь;

5) проектирование без объекта как процесс или образ самой жизни.

В зависимости от сферы деятельности, в которой осуществляется проект, различают: технический проект, организационный, экономический, социальный, а также все их возможные комбинации (смешанные проекты). Таким образом, объем понятия проектирования растет.

Кардинальное расширение понятия проекта в сравнении с ранее существовавшими представлениями связано с привнесением экологической идеологией осознания степени укорененности проекта в практике и необходимости учета его отдаленных последствий, а также с диктуемой практикой необходимостью все более полного контроля процессов, связанных с «жизнью» собственно проекта, а следовательно, с необходимостью управления проектом.

В наиболее общем значении проектирование есть создание продукта мышления, перенос его из действительности мышления в окружающую реальность и сопровождение до стадии завершения включительно (рис. 33).

Современное состояние культуры проектирования нельзя считать удовлетворительным. В современной медицинской, социальной и деловой практике общеприняты редуцированные проекты, лишенные одной или даже двух указанных в приведенном выше определении составляющих. Например, как только проект перестает приносить прибыль или государственное финансирование его прекращается, прекращается и его сопровождение, он оставляется на произвол судьбы, и его отдаленные последствия оказываются неприятными сюрпризами или даже техногенными, а то и социальными катастрофами.

Развивая сказанное выше, можно заключить, что проект есть система, включающая процесс (или их совокупность), а также обеспечивающие его структуры и совокупность функциональных связей между элементами этих структур.

 

 

Рис. 33 Основные компоненты процесса проектирования

На 1-м этапе жизни проекта ведущими оказываются креативные и когнитивные процессы.

На 2-м этапе роль креативности снижается. Ведущим процессом проекта становится перенесение продукта или совокупности продуктов мышления из мыслительной действительности в реальность.

На 3-м этапе жизни проекта ведущими становятся мониторинг группового взаимодействия по поводу проекта, а также реакции заказчика и потребителя.

Концептуальное проектирование регламентации есть на сегодняшний день предельное логическое развитие концептуальной поддержки деятельности проектирования, фундаментальное, но труднореализуемое в силу как своей трудоемкости, так и трудности формализации качеств человека, входящего в контур проектирования. Поэтому современное общество идет по пути институционализации систем управления проектами (в частности, в рамках организаций), о чем пойдет речь ниже.

Исследованию организаций посвящена обширная литература. Что касается организации, порождающей проекты, то она также представляет собой систему. Обычно жизненный цикл организации намного превышает жизненный цикл проекта.

С точки зрения организационной психологии организация рассматривается прежде всего как противоречивый процесс взаимодействия людей, обладающих различными, а порой и противоречивыми целями, интересами, потребностями и взглядами.

УП в организации каждого типа обладает своими особенностями. Иерархическая организация способна быстро и эффективно перераспределять ресурсы. Матричная структура минимизирует конфликт между потребностями в специализации и координации. Сетевая организация легализует существование личных проектов своих участников, реализует множественность уровней взаимодействия между ними, не лимитируемых никакими функциональными и административными границами.

Наименьшая единица деятельности именуется актом деятельности и подробно уже исследована. Акт деятельности может осуществляться человеком индивидуально. Вместе с этим существует возможность кооперативной деятельности. Акты деятельности объединяются в более крупные единицы деятельности, например, в проекты. Для эффективного осуществления единиц деятельности, в частности, проектов, люди могут объединяться в группы, в организации.

Проект есть ограниченная во времени составная единица деятельности, осуществляемой либо человеком индивидуально, либо в рамках организации членами этой организации, возможно, объединенными в группы. Ситуация осложняется тем, что человек может участвовать одновременно в нескольких проектах.

В современном мире происходят революционные изменения, обусловленные процессом информатизации. Эти изменения серьезно влияют на фундаментальные принципы деятельности организации. Как отмечает крупнейший специалист в области теории менеджмента П. Друкер: «В здравоохранении те же самые концептуальные изменения приведут, скорее всего, к отказу от теперешнего взгляда на здравоохранение как на борьбу с болезнями и к появлению нового взгляда - как на поддержание физиче­ского и психического здоровья. Борьба с болезнями остается, безусловно, важнейшей частью здравоохранения, но в ином качестве - в том, которое в логике называется подмножеством. Ни один из элементов традиционной системы здравоохранения (я имею в виду больницы и медицинский персонал) не переживет этих изменений, во всяком случае в своем теперешнем качестве и с теперешним набором функций». Одним из изменений, на наш взгляд, станет появление медицинских проектов, с участием множества немедицинских организаций. То есть к широкому внедрению проектного способа организации работ в медицине.

Единого общепринятого определения понятия «проект» в литературе не существует. В отечественной практике с термином «проект» длительное время связывалось представление о документации по созданию каких-либо сооружений. Соответственно разработка такой документации называлась проектированием. Сегодня в понятие «проект» может вкладываться разный смысл. Например:

• «Проект - некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта».

• «Понятие "проект" обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями.».

• «Проект - это предприятие, которое характеризуется принципиальной уникальностью условий его деятельности - таких, как цели (задачи), время, затраты и качественные характеристики, отличающееся от других подобных предприятий специфической проектной организацией; это предпринимаемое усилие, организующее человеческие, материальные и финансовые ресурсы в неизвестный путь в рамках уникального предмета работы, заданной спецификации, с ограничениями на затраты и время, с тем, чтобы следование стандартному жизненному циклу проекта приводило к осуществлению успешных изменений, определенных посредством количественных и качественных целей и задач; это уникальный набор скоординированных действий, с определенным началом и завершением, осуществляемых индивидуумом или организацией для решения специфических задач с определенным расписанием, затратами и параметрами выполнения».

• «Проект - это уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствия конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам».

• «Проект - это временное предприятие (усилие), осуществляемое (предпринятое) для создания уникального продукта или услуги».'

• «Проект - это уникальная совокупность взаимосвязанных действий (работ), с определенными датами начала и окончания, предназначенных для успешного достижения общей цели».

• «Проект - это уникальная совокупность скоординированных действий (работ) с определенными точками начала и окончания, предпринятая индивидуумом или организацией для достижения определенных целей с установленными сроками, затратами и параметрами выполнения».'

Успех любой организации зависит от успеха проектов, которые она выполняет. Именно проекты представляют собой те направленные усилия,

благодаря которым возникают новые или усовершенствованные продукты и услуги, новые технологические процессы, новые организационные структуры, увеличивается объем продаж, уменьшается стоимость, улучшается качество. При успешной реализации проектов повышается удовлетворенность потребителей, расширяется сфера бизнеса и достигаются многие другие выгоды. Благодаря искусному УП возможно сохранение конкурентоспособности в сложном и динамичном мире современного бизнеса.

Методология и средства УП широко используются во всех сферах целенаправленной и проектно-ориентированной деятельности. За последние 30 лет УП сформировалось как новая культура управленческой деятельности и стало своеобразным культурным мостом в цивилизованном бизнесе и деловом сотрудничестве стран разных континентов, с разной историей развития, традициями, экономикой и культурой. Сейчас уже трудно назвать хотя бы один проект мирового значения, который осуществлялся бы вне рамок идеологии и методологии УП. Трудно также назвать хотя бы одну известную в мире компанию, не использующую в своей практике методы и средства УП.

УП не является чем-то новым. С первых шагов человечеству для обустройства жизни пришлось воплощать множество разнообразных проектов - и все они требовали соответствующего управления.

В силу глобального и интенсивного информационно-технологического развития деятельность преобладающего большинства компаний как в России, так и за рубежом проектно-ориентированна. Правительственные структуры, крупнейшие российские и зарубежные компании в производственных, социальных и политических сферах, а именно: государственном управлении, консалтинге, строительстве, энергетике, сфере высоких технологий и др. на практике занимаются внедрением УП как способа организации управленческой деятельности и ведения бизнеса. В России вплоть до 90-х годов прошлого века в период планово-распределительной экономики УП не было востребовано практикой. Дело в том, что менеджмент проектов, сложившийся в рыночной экономике, является управленческой культурой и профессиональной деятельностью в условиях рынка и в системах, имеющих социальный характер. В командной экономике, безусловно, проекты выполнялись, проектами управляли; однако менеджмента проектов как культуры и профессиональной деятельности в их современном понимании не было и по определению быть не могло.

В то же время с 30-х по 90-е годы прошлого века в этой области был накоплен значительный опыт и появились определенные достижения, которые, к сожалению, не получили широкомасштабного применения и не сказались на экономике нашей страны. Ситуация резко изменилась в период перестройки, когда поднялся «железный занавес» и Россия заняла свое место в мире профессионального УП. Формальным первым шагом в этом направлении можно считать учреждение в октябре 1990 г. и начало активной деятельности Российской (ранее Советской) ассоциации УП. Профессиональное УП в России за последние 10 лет прошло путь от применения элементов УП для отдельных проектов до создания интегрированных систем управления проектно-ориентированными компаниями и программами.

УП дает ощутимые результаты во всех областях приложений, чем и объясняется растущая популярность этой технологии. В частности, УП – это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. УП позволяет решать как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в

обществе, так и более мелкие, направленные на достижение конкретных целей и задач - таких, как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д.

Сейчас трудно назвать хотя бы один значительный проект, который осуществлялся бы вне рамок идеологии и методологии УП. Точно так же трудно представить себе солидную организацию, не использующую в своей практике соответствующие методы и средства. Успехи и неудачи выдающихся проектов стали предметом тщательного изучения с позиций УП как дисциплины.

Вопросы для повторения

1. Перечислите виды проектирования.

2. Назовите типы проектов.

3. Дайте определение проектированию как процессу.

4. Перечислите этапы жизни проекта.

5. Назовите особенности УП в организациях разного типа.


 

ГЛАВА 2 ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

2.1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Так как экономика здравоохранения представляет собой ветвь экономической науки, ее сущность и содержание следует определить, отталкиваясь от общего понятия «экономика». Термин «экономика» зародился более 2 тыс. лет тому назад в Древней Греции, где основы учения об экономике были заложены философами Ксенофонтом и Аристотелем. Два греческих слова: «эйкос» - домашнее хозяйство и «номос» - закон, правило, объединенные в одно, образовали название новой в то время науки, которой было суждено получить всеобщее распространение и признание во всем мире. Так что в своем исходном представлении экономика сложилась как искусство ведения домашнего хозяйства, или хозяйствование по правилам в соответствии с законами.

Ныне смысл понятия «экономика» изменился, значительно расширился, приобрел новое звучание. За многолетнюю историю произошли преобразования в хозяйстве, способах, правилах, нормах его ведения. Домашнее натуральное хозяйство в основном вытеснено товарным, рыночным. Многочисленные мелкие изолированные хозяйства связаны тесными узами, объединены в региональные, страновые и даже в мировую хозяйственную системы. Хозяйство страны получило название «народного хозяйства», или «экономики страны». Под экономикой стали одновременно понимать и собственно хозяйство как совокупность используемых людьми средств, применяемых при создании нужных человеку благ, процессов производства таких благ, и науку о хозяйстве, изучающую методы, формы, правила хозяйствования, отношения между людьми в ходе производства, обмена и потребления товаров, законы хозяйственной жизни.

Таким образом, слово «экономика» в его общем представлении и понимании означает одновременно как хозяйство в его непосредственной, естественной форме в виде богатства, имущества, средств производства, материальных и духовных благ, хозяйственной деятельности, так и науку, знания о хозяйстве и управлении им. В иностранной литературе науку о хозяйстве и ведении хозяйства иногда называют словом, переводимым на русский язык не как «экономика», а как «экономикс» (economycs), буквально - «экономическая теория».

Итак, экономика - это созданная и постоянно совершенствуемая людьми система использования и преобразования разнообразных имеющихся в окружающей природной среде и ранее произведенных средств с целью получения благ, удовлетворяющих потребности человека, общества, государства. Даже такое весьма общее определение экономики не исчерпывает ее содержания как многозначного и многопризнанного понятия. Например, следует упомянуть, что экономика распространяется и на производственные и денежные отношения между людьми, возникающие в процессе создания, распределения и потребления продукта трудовой деятельности. Такие отношения принято называть экономическими.

В итоге экономику, рассматриваемую как хозяйство, можно упрощенно изобразить в виде схемы (рис. 34).

 

Рис. 34. Упрощенная схема экономики

Определяющую роль в экономике играют человек, люди. Это главные действующие лица экономики, выступающие в роли производителей, создателей товаров и услуг, потребителей созданных благ и лиц, управляющих общественным производством, потреблением и отношениями между производителями и потребителями.

Все 3 субъекта экономической деятельности действуют в так называемой антропогенной среде, к которой относят созданные людьми объекты в виде зданий, сооружений, предприятий, машин, оборудования, дорог и других рукотворных предметов. Эта искусственно сотворенная людьми экономическая среда, образующая «вторую природу», все более теснит естественную.

Природная окружающая среда представляет своего рода естественную кладовую экономики, из которой она черпает сырье. В той мере, в которой естественная природа вовлечена в хозяйственную деятельность людей, она становится частью экономики. Из природной окружающей среды человек не только получает живительные природные ресурсы в виде земли, воды, воздуха, полезных ископаемых, энергии, богатств растительного и животного мира, но и использует эту среду как вместилище для сброса отходов производства и потребления.

Так как природная кладовая предоставлена людям без затрат труда, получаемые из нее естественные, природные блага принято считать и называть бесплатными благами. Этот единственный вид бесплатных, не оплачиваемых людьми благ, становится все меньше, так как возрастающие затраты на охрану и восстановление окружающей среды представляют собой плату за пользование природными источниками. Все другие блага, созданные трудом людей, называют экономическими благами. Они не могут быть бесплатными, так как труд по производству таких благ подлежит оплате. Если даже экономическое благо не оплачено его потребителем, оно бесплатно для него лишь с учетом того, что данное благо оплатил кто-либо иной, за чей счет оно и досталось потребителю.

Экономическая наука, как упоминалось выше, есть наука о хозяйстве, протекающих в нем процессах хозяйственной деятельности, участвующих в этих процессах субъектах хозяйствования, отношениях между ними, возникающих в ходе производства, распределения, обмена, потребления продуктов хозяйственной деятельности.

Экономическая наука призвана отвечать на фундаментальные вопросы: «что производить?», «как производить?», «для кого производить?», «каким образом использовать произведенный, созданный продукт?», «как согласовать между собой производство и потребление?» Предмет экономической науки охватывает товарно-денежные, рыночные отношения, возникающие между создателями, владельцами, продавцами товаров и их покупателями, потребителями, пользователями, включая имущественные отношения, образование и преобразование собственности, переход объектов собственности из одних рук в другие. Важнейшими объектами изучения экономической науки являются труд, трудовые процессы, трудовые отношения, оплата труда, эффективность трудовой деятельности.

Экономическая наука по своей сущности весьма близка к таким наукам, как управление, социология, юридические науки, обществознание, география, психология, политология, математика, логика, и частично пересекается с ними. Будучи по природе общественной, гуманитарной наукой, экономика в то же время использует методы естественных и точных наук, в том числе естествознания, техники, математики.

Экономика как хозяйство и как наука о хозяйстве представляет собой многоуровневую, разветвляющуюся систему, состоящую из множества элементов. При этом каждый элемент нижнего уровня входит составной частью в элемент более высокого уровня; в итоге образуется упорядоченная структура (рис. 35).

Рис. 35. Схема разветвляющейся экономики

Мировая экономика объединяет экономику всех стран мирового сообщества, включая экономические отношения между ними, мировой рынок. Экономика стран разделяется на экономику входящих в нее регионов, территориальных образований, а также отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, культура, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание и др.). В состав экономики регионов и отраслей входят взаимосвязанные и взаимодействующие между собой хозяйства отдельных организаций, предприятий, компаний, фирм, разнообразных предпринимательских структур, образующих первичные ячейки экономики. В медицине это поликлиники, стационары, медицинские центры, лечебно-оздоровительные учреждения. В экономику включаются также домашние хозяйства в виде экономики каждого человека, семьи, выступающих в основном в роли потребителей благ и услуг, а также поставщиков трудовых ресурсов. В то же время домашнее хозяйство способно выполнять и отдельные производственные функции, в том числе лечебно-оздоровительные (домашняя медицина); на него также ложится важнейшая функция воспроизводства населения. Так что каждая семья представляет собой небольшую экономическую ячейку, самое маленькое, но наиболее значимое звено мировой экономики.

В определенном соответствии с многоярусной структурой экономики как хозяйства разделяется на составные части и экономическая наука.

Ученые-экономисты разделяют экономическую теорию на 2 крупные составные части: макро- и микроэкономику - в зависимости от того, насколько укрупненно изучаются экономические объекты и процессы. Подобное разделение обусловлено тем, что ввиду огромного количества экономических объектов наука не может и не должна изучать каждый из них в отдельности, не прибегая к обобщению. Поэтому экономика как наука, с одной стороны, изучает различные экономические объекты, наблюдая за ними как за отдельными единицами, с другой - исследует экономику в целом.

Макроэкономикой называют часть экономической теории, изучающую экономику как единую, целостную систему. В поле зрения макроэкономики попадают экономические явления и процессы, закономерности, имеющие значимость в масштабе всего хозяйства страны или даже мирового хозяйства. Макроэкономика использует экономические показатели, характеризующие состояние всей экономики страны или мировой экономики как одного большого объекта.

В макроэкономике используются экономические величины в виде показателей общего, суммарного объема производства и потребления, темпов экономического роста и спада, общих и средних по стране величин доходов и расходов, заработной платы, производительности труда, цен, валютного курса. Такие совокупные показатели, свидетельствующие о состоянии и поведении экономики в целом, называют агрегированными, синтетическими.

К макроэкономическим относят процессы, проявляющиеся во всем хозяйстве страны, охватывающие его целиком. Это, к примеру, экономический рост и спад, инфляция, занятость, безработица в масштабах страны. Макроэкономика позволяет видеть, исследовать, прогнозировать экономическую картину в целом, так как она не углубляется в отдельные детали, а стремится выявить самые общие качества, свойства, признаки.

В последние годы отдельные ученые-экономисты ввели в научный оборот понятие метаэкономика - еще более общее, чем макроэкономика. Под метаэкономикой понимают часть экономической науки, изучающую экономические процессы на мировом уровне с учетом взаимосвязи экономических, природных, социальных, политических явлений и событий.

Под микроэкономикой понимают область экономической науки, изучающую экономические процессы, связанные с состоянием и деятельностью отдельных частей экономики или, как принято говорить, отдельных субъектов экономической деятельности. Для микроэкономики представляют интерес отдельные отрасли народного хозяйства, предприятия, фирмы, производители и потребители, домашние хозяйства, рынки товаров и услуг. Главные объекты, которые находятся в центре внимания микроэкономики, - это предприятия, компании, корпорации, фирмы, т.е. объекты, производящие продукцию, товары, услуги, а также рынки продажи товаров, рыночные цены, спрос и предложение на рынках. Так что микроэкономика - это прежде всего экономика организаций, предприятий, предпринимательской деятельности, рынков. Когда изучается, сколько пациентов пролечено в больницах города, какова средняя заработная плата медицинской сестры в поликлинике, как изменяются цены на определенное лекарство в аптеках, мы имеем дело с микроэкономикой.

Микроэкономика исследует взаимодействие производителя с потребителями, взаимные расчеты, цены на разные виды товаров, складывающиеся на рынках. Способы выработки и принятия хозяйственных решений в низших звеньях экономики тоже представляют предмет микроэкономики. Так что если правление акционерного общества определяет, какую часть прибыли вложить в развитие производства, а какую выдать акционерам в виде дивидендов - оно решает микроэкономическую проблему.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...