Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 финансы в здравоохранении 11 глава

3. Обеспечение экономически и социально целесообразной, эффективной занятости (с учетом к тому же скрытых, «теневых» форм занятости).

Еще одна принципиальная сторона занятости состоит в возможности избрания сферы трудовой деятельности в любом секторе экономики вне зависимости от господствующей в нем формы собственности. Допустима, не противоречит закону свободно избранная занятость на основе различных форм собственности, включая личную, индивидуальную, частную. Это означает, что труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская деятельность приобретают статус столь же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве, в государственной экономике. Подобная трансформация представлений о значимости разных форм участия в трудовой деятельности особенно важна для медицины, где все еще сильны предубеждения в виде непочитаемости негосударственных, частных организаций. Такая концепция занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории, выдвигает на первый план социальные аспекты трудовой деятельности.

Представляется возможным и уже наблюдается смещение акцентов престижности отдельных форм, видов, областей труда. Стремление к предпочтению сфер деятельности, приносящих государственные привилегии, должно смениться почитанием труда в любой области, где он приносит законный доход, предоставляет возможность самовыражения личности с учетом ее индивидуальных качеств и способностей. На людей перестают давить примат труда в государственном секторе экономики, унизительность предпринимательской деятельности, непочитаемость работ, которые в соответствии с устаревшими стереотипами воспринимались как «второсортные» и «третьесортные».

Свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Наряду с личным волеизъявлением людей, имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика никоим образом не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, стремящихся получать выгоду только от доходных объектов труда, способно носить обостренный характер. Это никоим образом не умаляет заботы общества о трудоустройстве людей, обеспечении их занятости.

Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики - всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны регулирования как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

1) содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства, деятельность которых нормативно регламентируется и контролируется государством;

2) развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через государственные программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки;

3) организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите природы, уходу за больными, престарелыми;

4) содействие самозанятости и предпринимательству посредством предоставления кредитов и субсидий, налоговых льгот, консультационной помощи;

5) содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении.

Проведение активной политики на рынке труда не только стимулирует незанятых на поиск работы, но и способствует снижению материальных и нервно-психологических затрат, связанных с ее поиском. Следовательно, такая политика благоприятствует росту эффективности общественного труда, снижению социальной напряженности, сохранению здоровья населения.

Приходится менять и представление о полной занятости, бытовавшее в течение многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального, полного вовлечения всего трудоспособного населения в зону общественного труда уступает место принципу рациональной занятости. Что же касается полной занятости, то с позиций рыночной экономики ее следует воспринимать не как «всеобщую», «поголовную», а как доступную. Иначе говоря, занятость следует считать полной, если каждый, изъявивший желание иметь оплачиваемую работу, может ее получить с учетом своих профессиональных возможностей. Законодательство о занятости населения, наряду с трудовым законодательством, призвано гарантировать

право на труд и меры по предоставлению людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства. В этих целях создана государственная служба занятости.

Рыночную экономику обычно увязывают с безработицей. Действительно, исторический опыт учит, что в странах с рыночной системой хозяйствования практически всегда существует некоторое количество безработных. Принято считать, что уровень безработицы от 1 до 3% вполне допустим, с безработицей в 5% экономика способна существовать, но уже 7% - социально опасный уровень, которого надо стремиться избегать.

Следует отметить, что экономике обычно сопутствуют два явления: безработица людей и «безработица» рабочих мест, т.е. наряду с людьми, не имеющими работы, имеются незанятые рабочие места. Но обычно в рыночной экономике количество безработных людей намного превышает количество не соответствующих их запросам рабочих мест, тогда как в нерыночной экономике и даже в экономике переходного типа чаще наблюдается обратная картина.

Понятия «безработица» и «безработные» трактуются экономистами неоднозначно. Международная практика, опыт которой обобщен в документах Международной организации труда, исходит из положения, согласно которому безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Согласно российскому законодательству о занятости населения официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по не зависящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способны и готовы трудиться и которым служба занятости не сделала предложений подходящей работы.

К числу безработных не принято относить неработающих трудоспособных людей, которые официально не заявили о своем желании работать, не зарегистрировались на бирже труда. Биржа труда представляет собой одну их форм специально организованного государством рынка труда.

В задачи такой биржи входят регистрация лиц, лишенных работы и ищущих ее, поиск для них мест трудоустройства.

Основная причина безработицы - недостаточное количество рабочих мест, т.е. мест, зон, участков, где работник может трудиться, где в нем есть необходимость. Довольно часто безработица наблюдается и при наличии свободных рабочих мест, не соответствующих профессии лиц, осуществляющих поиск работы. На увеличение безработицы влияют спад производства, несоответствие профессионально-квалификационного уровня работников требованиям производства.

Величина безработицы определяется ее уровнем в виде доли, которую составляют безработные в общей массе экономически активного населения. Важен и показатель средней продолжительности поиска работы, в течение которого безработный лишен возможности трудоустройства.

Безработица может быть естественной, обусловленной объективными факторами, и вынужденной.

Принято также различать следующие виды безработицы:

фрикционная - возникающая в связи с наличием перерывов в работе при смене работы; сезонная - обусловленная сезонной трудовой занятостью в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство;

структурная - вызванная изменением отраслевой и региональной структуры производства, например закрытием организаций, учреждений в отрасли или в регионе. Самый тяжелый вид безработицы связан с циклическим развитием экономики и проявляется во время экономического спада. Именно эта форма безработицы стала основной в России в период перехода от централизованной к рыночной экономике. Такую безработицу в экономической литературе называют циклической.

Следует упомянуть о наличии так называемой скрытой безработицы, которая была распространена в советской экономике и осталась в России до сих пор. Такой тип безработицы наблюдается, когда люди на работе не нужны, находясь в избыточном количестве, но их не увольняют, избегая ухудшения социальной ситуации.

Безработица - социально неблагоприятное явление, но при уровне ниже 5% она не приводит к социальным катаклизмам, а подстегивает работников, побуждает дорожить своим рабочим местом. Чтобы избежать недопустимого роста безработицы, иногда приходится специально создавать рабочие места. В условиях высокого уровня безработицы создание новых мест считается значительным социальным достижением, ставится в качестве важнейшей экономической задачи. Обычно безработным в течение некоторого времени выплачивается денежное пособие по безработице, но оно ниже заработной платы, которую получал работник. Борьба с безработицей - острейшая проблема современной экономики.

В нашей стране сформировалось и до сих пор культивируется отношение к безработице как социальному, негативному и даже недопустимому явлению. Слов нет, безработица нежелательна. Но с некоторым ее реальным наличием мы вынуждены смириться, как и с тенденциями к возрастанию. Возможность поддержания постоянной полной сбалансированности между спросом на работу и наличием рабочих мест и тем более превышением предложения работы над спросом на нее достаточно иллюзорна даже в таких социально значимых отраслях, как здравоохранение. К тому же - насколько такой подход целесообразен и с экономических, и с социальных позиций?

Обычно обеспечение полной и тем более всеобщей, поголовной занятости покупается ценой спада эффективности экономики. С другой стороны, безработица также имеет высокую социальную цену, да и приносит экономический ущерб. В этом свете безработицу следует воспринимать как социальное зло, полностью избежать которого в силу несовершенства рыночного механизма регулирования не представляется возможным. Практически речь идет о том, чтобы принимать все возможные меры по снижению безработицы, обеспечению занятости, а если эти меры не приводят к успеху - пускать в ход систему социальной поддержки и защиты безработных.

Огромную роль в этой системе играют не только пособия по безработице, денежная поддержка и материальная помощь. Гораздо важнее оказать содействие в трудоустройстве, организовать общественные работы, создать рабочие места. Здесь на первый план выходят задачи переобучения, переподготовки и повышения квалификации, освоения новых

специальностей. Обязанность государства состоит в организации специальной учебной сети, центров по бесплатному обучению.

Снижению безработицы способствуют и облегчение миграции населения, перемещение рабочей силы в те регионы, где в ней ощущается повышенная потребность.

Вопросы для повторения

1. В чем заключаются трудовые отношения между работниками и их нанимателями? Как они связаны с трудовыми контрактами?

2. Что такое коллективно-договорная система? Чьи интересы и каким образом она защищает?

3. В каких случаях допустимы забастовки?

4. Какова современная общепринятая в мире концепция занятости?

5. Каким образом государство регулирует отношения на рынке труда?

6. В чем заключается принцип рациональной занятости?

7. Что вкладывается в понятие «безработица»? Каковы основные виды безработицы?

8. Как государство борется с безработицей?

9. В какой мере безработица угрожает медицинским работникам?


 

2.2.4. Оплата труда медицинских работников

Принципиальную роль и особое место в регулировании труда и в трудовых отношениях занимают вопросы оплаты труда. Проблема оплаты труда - одна из самых трудноразрешимых в экономике любого типа. К тому же это не только экономическая, но в не меньшей степени социальная проблема, источник социального напряжения в обществе.

Оплата труда рассматривается многими экономистами как основной инструмент побуждения и непрерывного поддержания интереса работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий. Механизм этой связи по замыслу прост: «больше и лучше работаешь - больше платят, а если больше платят - работаешь еще больше и лучше». В итоге должно возникать самопобуждение роста производительности труда, ограниченное разве что предельной, высшей производительностью, поднять которую при данном уровне техники, технологии, организации невозможно, сколько ни плати. Таков мудрый замысел, который практически очень непросто воплотить в жизнь.

Оплата труда - главный источник, основная форма денежных поступлений работника, образующая основу его денежных доходов. Тот, кто нанимает работника, обязан компенсировать ему затраты труда, расходование рабочей силы денежной выплатой в виде заработной платы. Одна из самых вечных проблем экономики - каким количеством денег компенсировать затраты труда? К тому же заработная плата должна не только возмещать трудовые затраты работника, но и стимулировать интерес к качественному труду.

Так что в итоге оплата труда призвана выполнять следующие функции:

1) воспроизводственную, заключающуюся в том, что денежные выплаты работникам в форме оплаты их труда должны обеспечивать возможность воспроизводить рабочую силу, воссоздавать трудовой потенциал;

2) компенсационную, состоящую в том, что денежное вознаграждение за труд должно возмещать, компенсировать затраты рабочей силы, энергии в

процессе выполнения трудовой деятельности, возможный ущерб, наносимый здоровью работника;

3) стимулирующую, создающую материальную заинтересованность работника в повышении качества и эффективности работы, росте производительности труда;

4) распределительно-оценочную, в соответствии с которой часть денежных доходов, получаемых организацией, предприятием, учреждением, распределяется между работниками в форме оплаты их труда согласно их трудовому вкладу, вследствие чего заработная плата служит одним из способов оценки их трудовой деятельности.

Многообразие функций оплаты труда затрудняет выработку единого подхода к установлению ее величины. Существует универсальный принцип, согласно которому оплата труда должна соответствовать его количеству и качеству. Но проблема состоит в том, что ни наука, ни практика пока не способны объективно, точно измерить количество и качество труда, затраченного работником на выполнение определенной работы. К тому же необходимо не только измерить количество и качество оплачиваемого труда, но и выразить их в денежных единицах. В силу практической невозможности реального воплощения сформулированного принципа универсальная система оплаты труда не может быть создана, и наблюдается определенное разнообразие подходов к определению величины заработной платы в любой отрасли, в том числе и в здравоохранении.

В зависимости от исходного принципа, закладываемого в основу определения величины заработной платы отдельного работника, различают 3 основные формы оплаты труда: повременную, сдельную и договорную (контрактную).

Сдельная форма оплаты труда основывается на установлении заработной платы в зависимости от объема (количества) выполненной работы, оказанных услуг за определенный период времени (чаще всего за 1 мес). Базовая формула расчета величины заработной платы, устанавливаемой по сдельной системе, имеет вид:

где ЗП - заработная плата работника в денежном измерении; V1, V2... Vn - объемы соответственно 1-го, 2­го, п-го вида работ, услуг, выполненных работником за оплачиваемый период; РЦ1, РЦ2... РЦП - расценки (плата за единицу объема данного вида работ, услуг) соответственно 1-го, 2-го, п-го вида работ, услуг; п - количество видов работ, услуг, выполненных работником за оплачиваемый период.

Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, измеренным в виде объема выполненной работы. Однако, как было показано выше, в здравоохранении исключительно трудно установить объем выполненных сотрудником работ, услуг в натуральном исчислении, в естественном измерении. К тому же если выполненная работа носит групповой, коллективный характер, то приходится либо выделять долю объема работ, услуг, выполненных каждым работником, любо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь коллектив и затем делить ее между членами коллектива в соответствии с мерой их участия в труде, определяемой обычно так называемым коэффициентом трудового участия (КТУ). Не ме­нее сложна задача установления расценок, т.е. уровня оплаты единичной работы, услуги или единицы объема в зависимости от их трудоемкости, сложности. При непосредственном расчете величины заработной платы по формуле (2.5) не удается также учесть качество работ, услуг либо для этого надо вводить разные расценки в зависимости от качества.

Чтобы устранить, смягчить указанное несовершенство сдельной формы оплаты труда, ее пытаются усовершенствовать, вводя различные модификации.

При сдельно-прогрессивной оплате расценки повышаются в соответствии с перевыполнением норм выработки без снижения качества услуг.

Сдельно-премиальная система предусматривает увеличение расценок или всей суммы заработной платы за высокое качество работы, экономное расходование материалов и энергии, применение прогрессивных методов труда, бережное отношение к оборудованию, оказание дополнительных услуг. Но наряду с премиями могут применяться и штрафы за нарушение правил, низкое качество работы, нанесение материального ущерба.

Аккордная система основана на повышении расценок или общей величины заработной платы, если работы, услуги выполняются ускоренным образом, в сокращенные по сравнению с нормативными сроки, во внеурочное время. При применении аккордной системы заработная плата устанавливается обычно не за выполнение отдельных операций, процедур, видов услуг, а за всю работу в целом, причем не обязательно привязываться к месячному сроку.

Центральная проблема применения сдельной формы оплаты труда состоит в определении расценок на единичные работы, услуги.

Прямая сдельная расценка (ПРЦ) может быть рассчитана по формуле:

ПРЦ = ТС * НТР, (2.6)

где ТС - тарифная ставка почасовой оплаты труда медицинского работника, разряд которого соответствует характеру, виду выполняемой работы, услуги; НТР - нормативная трудоемкость выполнения единичной работы, услуги в часах.

Подобная жесткая привязка расценок к установленным тарифным ставкам унаследована от централизованно управляемой плановой экономики. В условиях становления рыночных отношений правомерен иной подход, при котором расценки единичных работ, услуг даже в государственном секторе здравоохранения устанавливаются с учетом их рыночных уровней, определяемых взаимодействием спроса и предложения на данный вид услуг. При таком подходе расценки становятся более гибкими, реагирующими на конъюнктуру рынка медицинских услуг.

Заметим также, что при установлении прямых сдельных расценок по формуле (2.6) фактически нивелируется принципиальная разница между сдельной и тарифно-повременной системами оплаты труда. Действительно, так как согласно формуле (2.5) зарплата равна произведению объема выполненных работ V на расценку РЦ, то из формулы (2.6) следует, что зарплата (ЗП) равна:

ЗП = V * ПРЦ = V * НТР * ТС. (2.7)

Но произведение месячного объема работ V на нормативную трудоемкость единицы объема НТР есть не что иное, как общее количество нор­мативно установленного времени выполнения работ в течение месяца, а произведение этого времени на тарифную ставку равно тарифному уровню месячной оплаты труда работника данного разряда.

Применяя сдельную систему оплаты к вспомогательному медицинскому персоналу, обслуживающему основной процесс, осуществляемый врачами, приходится использовать так называемую косвенно-сдельную оплату вспомогательного персонала, чтобы стимулировать труд медицинских сестер и других вспомогательных работников. В такой системе вознаграждение вспомогательного персонала ставится в зависимость от объема медицинских услуг, оказываемых врачами, которых обслуживает вспомогательный персонал.

При всех отмеченных трудностях применения сдельной формы оплаты непосредственных производителей медицинских услуг (врачей, среднего и младшего медицинского персонала) еще сложнее использовать сдельную оплату применительно к административно-управленческому персоналу и работникам несписочного состава, осуществляющим деятельность по договорам.

Повременная форма оплаты труда наиболее распространена в здравоохранении, ей принадлежит ведущее место в бюджетной сфере, финансируемой из средств федерального, регионального и местных бюджетов и фондов ОМС. Это достаточно простая и удобная форма, но и ее применение порождает ряд проблем. Базовая формула, по которой устанавливается заработная плата работника, имеет вид:

ЗП = ОВ * ТС, (2.8)

где ЗП - фактически отработанное время в часах, регистрируемое в табеле (ведомости учета рабочего времени) за оплачиваемый период; ТС - часовая тарифная ставка оплаты труда работника данной категории, установленная в соответствии с тарифной сеткой или иным способом.

Если величина отработанного времени строго соответствует нормативно установленной для данной категории работников, то произведение этого времени на тарифную ставку представляет должностной оклад. Тарифные месячные оклады могут устанавливаться непосредственно и представлять тем самым месячную тарифную ставку.

В общем случае тарифная ставка есть выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных категорий работников в единицу времени. Размеры тарифных ставок

оплаты труда работников бюджетной сферы фиксируются в утверждаемой Правительством РФ Единой тарифной сетке (ЕТС), образующей основу тарифной системы оплаты труда (повременной системы, основанной на единых тарифах).

Тарифная сетка представляет собой совокупность разделенных по разрядам оплаты труда тарифных ставок (месячных окладов) и тарифных коэффициентов, представляющих отношение тарифной ставки данного разряда к ставке 1-го разряда.

Размеры тарифных коэффициентов тарифной сетки относительно устойчивы, тогда как тарифные ставки постоянно меняются. Обычно такое изменение происходит в сторону повышения ставок в целях индексации доходов, т.е. учета в доходах фактора инфляции, вызывающего снижение реальных доходов в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги. Повышение тарифных ставок призвано компенсировать рост цен и

обусловленных ими расходов работников бюджетной сферы. В то же время повышение тарифных ставок происходит по мере появления в стране бюджетных возможностей увеличения заработной платы работникам бюджетной сферы, которая в России чрезвычайно низка по сравнению с ее уровнем в экономически развитых странах.

Минимальная тарифная ставка в тарифной сетке примерно соответствует существующему, законодательно закрепленному во всех странах минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), величина которого также периодически пересматривается в сторону повышения. Следует, однако, иметь в виду, что в России МРОТ представляет собой не столько наименьший тарифный оклад, сколько счетную единицу, используемую для определения величины пособий, выплат, штрафов, денежных санкций, назначаемых в МРОТ.

Тарифная сетка является средством дифференциации величины оплаты труда работников в зависимости от их квалификации и квалификационного уровня выполняемых ими работ, характеризуемого тарифным разрядом. При определении разряда оплаты труда медицинских работников используются сборники квалификационных характеристик, которыми должен обладать сотрудник медицинского учреждения, претендующий на данный разряд. Тем не менее определяющую роль в установлении разряда призваны играть аттестация медицинских работников с участием высокопрофессиональных экспертов и накопленные руководством медицинского учреждения сведения о реальном опыте и качестве работы персонала. Немаловажную роль играет и образовательный уровень работника.

Тарифно-повременную систему оплаты труда называют также простой повременной, так как она включает только тарифную часть заработной платы, зависящую от величины отработанного времени и тарифных ставок (окладов). Простая повременная система наиболее применима к оплате труда специалистов и служащих, но и в этом случае она далеко не исчерпывает каналы оплаты труда, не учитывает ряд возможностей дополнительных выплат сверх тарифной части оплаты.

Наряду с простой повременной известна повременно-премиальная оплата труда, в которой, кроме тарифного оклада, работник получает дополнительное денежное вознаграждение в виде премий за достижение количественных и качественных результатов, показателей. Премия

может устанавливаться руководством медицинской организации в абсолютном исчислении либо в процентах к тарифному окладу.

Повременная форма оплаты труда в любой из ее разновидностей несовершенна в том отношении, что она базируется не на конкретных результатах труда, а на отработанном времени, которое определяется по табелю, т.е. по факту присутствия на работе (иногда удается получить отметку в табеле, не присутствуя на рабочем месте и не будучи в командировке, служебном отъезде). Система не мобильна в том отношении, что тарифный разряд устанавливается по прошлым результатам и не подлежит динамичному пересмотру. Само установление разряда обладает рядом условностей, что не позволяет в полном смысле слова считать его объективным. Вдобавок уровень тарифных ставок оплаты труда работников бюджетной сферы в России начала XXI века настолько низок, что без его существенного дополнения заработная плата не способна выполнять не только стимулирующую роль, но также компенсационную и воспроизводственную функции.

Анализ систем оплаты труда медицинских работников в России свидетельствует о том, что по мере вхождения страны в рыночные отношения целесообразно переходить к смешанной форме оплаты труда, сочетающей признаки и свойства повременной и сдельной системы. Одновременно необходимо модернизировать повременную систему в направлении достижения большей вариантности тарифной части оплаты и дополнения тарифной части весомой нетарифной составляющей, отражающей текущую результативность работы. При подобном комбинированном подходе структура формирования заработной платы получает следующий вид (рис. 37).

Рис. 37. Комбинированная схема формирования заработной платы работников системы здравоохранения

В рамках приводимой схемы изменение тарифной части оплаты труда предусматривает введение повышенных тарифов оплаты труда тех работников отрасли здравоохранения и тех видов их трудовой деятельности, которые стабильно обладают высокими социальными приоритетами, определяющими их значение для здоровья населения страны в целом.

Нетарифная часть включает премиальную составляющую - материальное поощрение за особые заслуги в текущей производственной деятельности, выходящие за пределы исполнения должностных, служебных обязанностей. Вторая составляющая нетарифной части в виде дополнительных выплат делится на 2 категории.

Надбавки к заработной плате выплачиваются за высокую интенсивность труда, за повышение квалификации и другие достижения. Согласно нормативным документам Минздрава РФ, существуют следующие основные виды надбавок:

• за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения;

• за сложные и тяжелые условия труда;

• за применение в работе достижений науки и передовых методов труда;

• за высокие достижения в работе;

• за выполнение особо важных и срочных работ;

• за напряженность в труде.

Компенсационные доплаты связаны с дополнительными трудозатратами или работой в условиях, отличающихся от нормальных. Для работников здравоохранения предусмотрены следующие виды доплат:

• за работу в ночное время;

• за работу с разделением смены на части;

• за совмещение должностей;

• за работу в выходные и праздничные дни;

• за дежурство на дому в нерабочее время;

• гарантийные доплаты несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня.

Смешанная система оплаты труда, в которой относительно жесткая, заданная извне тарифная составляющая (изменение величины которой требует перехода в другой разряд) дополняется рядом дополнительных выплат, приобретает гораздо более высокую гибкость по сравнению с чисто тарифной. Оплата труда медицинских работников, величина которой существенным образом зависит от объема и качества оказываемой медицинской помощи, получила название системы дифференцированной оплаты труда. Дифференциация оплаты в такой системе имеет место как между отдельными работниками одной и той же категории, так и между подразделениями ЛПУ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...