Глава 3 финансы в здравоохранении 9 глава
В связи со значительным разнообразием видов услуг здравоохранения и отсутствием единого признака, в соответствии с которым такие услуги могут быть разделены на группы относительно однородного состава, формирование универсальной, статистически обоснованной отраслевой структуры здравоохранения (экономики здравоохранения) затруднено. Вместе с тем по аналогии с другими отраслями экономики могут быть выделены структурные компоненты, составные части отрасли здравоохранения. Так, в зависимости от способа оказания услуг и формы, в которой представлен их конечный результат, эффект, принято разделять услуги на материальные (материально-вещественные), нематериальные (духовно-информационные) и смешанные, сочетающие признаки тех и других. Материальные услуги связаны с предоставлением благ или получением эффекта в вещественной форме. В медицине это в первую очередь фармацевтические, ортопедические, отдельные виды стоматологических услуг, а также другие услуги, оказание которых требует использования материализованных, вещественных средств лечения в качестве основных, структурообразующих. Более распространены в здравоохранении и свойственны ему нематериальные услуги, реализуемые в виде процессов диагностики и лечения, в которых основная роль принадлежит содержанию и способам оказания медицинской помощи, тогда как вещественные элементы деятельности имеют вспомогательное значение. Приходится признать, что в силу сущности, природы и назначения услуг здравоохранения в них органично сочетаются материальные и нематериальные услуги, которые в большинстве случаев трудно разделить, так как они образуют единый сплав. Так что правомерно говорить о преобладании смешанных услуг здравоохранения.
Столь же условным представляется разделение услуг здравоохранения на группы по признаку их массовости. Как известно, в производственной экономике выделяются индивидуальное, мелкосерийное, крупносерийное, массовое производство. В принципе и услуги здравоохранения можно попытаться разделить на личные (индивидуальные), семейные, групповые, коллективные, массовые. Однако опять-таки в силу природы деятельности по охране здоровья в ней преобладают личные услуги индивидуально ориентированного характера. Массовые услуги в виде санитарии, направленной на предотвращение широко распространенных заболеваний, мер карантинного характера составляют относительно небольшую долю в общем объеме медицинской деятельности. Семейные, групповые, коллективные услуги в своей основе образуют совокупность определенным образом организованных личных, индивидуальных услуг. Так что если в экономике сферы материального производства индивидуальное производство есть лишь толика серийного, массового, то в экономике здравоохранения индивидуальные услуги занимают ведущее, определяющее место. Но надо иметь в виду, что индивидуальная направленность услуг здравоохранения сочетается с массовым применением универсальных средств и методов лечения большинства заболеваний, как и оздоровительных мер. В то же время коллективный, групповой характер медицинских услуг проявляется и в том, что один и тот же медицинский работник обслуживает, как правило, множество пациентов. Более продуктивным и определенным является разделение отрасли здравоохранения на подотрасли в соответствии с организационно-институциональным признаком, характеризующим тип медицинской организации, а также виды и способы их деятельности. При таком подходе выделяются амбулаторно-поликлиническое, стационарное обслуживание пациентов, фармацевтические службы, санитарно-эпидемиологические службы, научно-образовательные организации, органы управления здравоохранением, организации, занимающиеся ресурсным обеспечением здравоохранения.
Подобное структурирование отрасли здравоохранения в наибольшей степени соответствует принятым в экономике и организации управления принципам формирования отраслевой структуры. В зависимости от характера контактов между врачами и пациентами выделяют непосредственное лечение, основанное на прямых контактах, личном общении больных с врачами, и дистанционные услуги, оказываемые на расстоянии в виде советов, указаний, опросов. Наблюдается и сочетание непосредственной и дистанционной форм оказания врачебных услуг. В структуре организаций российского здравоохранения усиливается получившее распространение во всех странах с рыночной экономикой разделение медицинских учреждений в зависимости от форм собственности и способов оплаты оказываемых услуг. Государственные и муниципальные медицинские учреждения, основные средства которых находятся в публичной собственности (федеральной, региональной, местной), финансируются преимущественно из средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов медицинского страхования. Оказываемые ими услуги носят в основном бесплатный характер для пациентов, обслуживаемых этими организациями. В то же время увеличивается количество коммерческих клиник, амбулаторий, стационаров, оказывающих платные медицинские услуги. Основные средства производства таких организаций могут находиться в частной собственности или представлять общую (совместную, долевую) собственность. Получает распространение аренда основных средств государственных лечебных и оздоровительных организаций коммерческими медицинскими учреждениями. С определенной степенью условности в здравоохранении выделяются подотрасли, характеризующиеся профессиональной ориентацией видов медицинской деятельности и оказываемых услуг. В числе таких подотраслей широко известны терапия, хирургия, педиатрия и санитария, а также специализированные подотрасли: микробиология, нейрофизиология, онкология, психиатрия, стоматология, кардиология, гастрология, цитология.
Чрезвычайная сложность структуризации отрасли здравоохранения обусловлена следующими ее характерными особенностями, весь комплекс которых присущ только данной отрасли: 1) персональная ориентация медицинской деятельности на конкретных людей, нуждающихся в улучшении здоровья, что придает этой деятельности выраженный адресный характер; 2) проявление деятельности по охране здоровья в виде единых, не поддающихся разделению материальных и нематериальных услуг, сочетание физических, медикаментозных, психологических форм лечения, воздействия на больных; 3) трудность непосредственного количественного измерения результатов врачебной деятельности, выражения их в натуральных (физических, объемных) и стоимостных показателях; 4) необходимость постоянного совмещения диагностической, лечебной, профилактической деятельности; 5) непрерывно увеличивающееся разнообразие видов и форм медицинской деятельности, услуг здравоохранения; 6) сложное переплетение платных, бесплатных, смешанных видов оказания медицинской помощи и разных способов финансирования здравоохранения; 7) отсутствие непосредственной, явной связи между локальными результатами медицинской деятельности и затратами на получение результата; 8) сильная зависимость состояния здоровья людей от факторов, не имеющих непосредственного отношения к медицине; 9) значительное влияние самолечения на здоровье; 10) высокая роль морально-этических факторов во взаимоотношениях лечебного персонала и пациентов. Указанные особенности накладывают заметный отпечаток на экономику здравоохранения. Вопросы для повторения 1. Что вкладывается в понятие «отрасль экономики»? 2. Каковы основные признаки отрасли здравоохранения? 3. Почему здравоохранение относят к сфере услуг? Какие виды деятельности принято считать услугами? 4. Как формировалась отрасль здравоохранения в России? 5. Какова роль государства в формировании и функционировании отрасли здравоохранения?
6. Что вкладывается в понятие «отраслевая структура здравоохранения»? 7. По каким признакам выделяют структурные части отрасли здравоохранения? 8. Назовите основные структурные компоненты, составные части отрасли здравоохранения. 9. Каковы характерные особенности отрасли здравоохранения, отличающие ее от других отраслей экономики?
2.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 2.2.1. Сущность труда и виды трудовой деятельности Труд, трудовая деятельность людей - основное созидательное начало в любой экономике. Хотя человек черпает энергию для производства в основном из природных источников, труд остается центральным фактором, приводящим в движение экономику. Со времен А. Смита известно, что труд - отец богатства. Человек редко трудится в одиночку, только для себя. Чаще всего он работает вместе с другими людьми, в трудовом коллективе, под руководством менеджеров и выполняет порученную ему работу за определенную плату. В процессе такого труда у работника возникают трудовые отношения с его нанимателями, с руководителем, другими участниками совместной трудовой деятельности. Труд как вид деятельности человека, людей характеризуется 3 основными признаками. Во-первых, это осознанная, целенаправленная деятельность человека, когда он вначале мысленно намечает способ действий, строит в сознании их образ и желаемый результат, а уже затем начинает действовать по намеченному плану. Чисто инстинктивные, неосознанные действия нельзя считать трудом. Животные также вступают в контакт между собой и с природой. Однако поедание коровой травы, а волком - зайца - не экономический, а биологический процесс. А если человек кормит корову сеном, чтобы она давала молоко, - это уже трудовой процесс. Бесцельные действия нельзя считать трудом. Общепризнанно, что целесообразным считается разумное, нужное, практичное. Намечаемая цель, способ действий могут быть выработаны или заданы человеку другими людьми. Но во всех случаях считается, что человек трудится только тогда, когда он знает, что делает, зачем и как. Высказанное положение целиком относится и к здравоохранению. Так что трудом в здравоохранении надо считать сознательно осуществляемую деятельность медицинского персонала, направленную на поддержание, сохранение и укрепление здоровья людей. Во-вторых, трудовая деятельность требует от человека дополнительных затрат энергии, обусловленных не только процессом его жизнедеятельности, но и необходимостью выполнения данной работы, получения трудового результата. Труд - энергозатратные действия, работа мышц и ума.
Выполняя трудовые действия, врачи, средний и младший медицинский персонал расходуют дополнительную энергию, без затрат которой они не смогли бы осуществлять работу, деятельность. В-третьих, действия людей можно назвать трудом, если они приносят общественно признанный результат, приводят к созданию чего-то полезного, что не могло появиться само собой, без целенаправленной деятельности человека. Труд может быть трудом для себя и трудом для других, но в любом случае он должен приносить пользу людям. Во всем мире признано, что медицинская деятельность общественно полезна, так что и по третьему критерию она должна быть признана трудовой. Итак, трудом следует считать деятельность людей, обладающую определенными признаками. Это заранее продуманная деятельность. Это действия, требующие приложения заметных усилий, выполнения работы (отсюда и слово «трудно»). Это действия, имеющие своим итогом конкретный, полезный результат, приводящий к удовлетворению потребностей человека, людей, общества. Иначе говоря, труд есть осознанная, целенаправленная, энергозатратная, результативная деятельность людей. Так что если человек - главное действующее лицо экономики, то труд - содержание его действий. Труд характеризуют также использованием орудий и предметов труда. Орудия труда - это средства, с помощью и посредством которых человек осуществляет трудовые действия. К орудиям труда в медицине относят приборы, аппараты, инструменты, с помощью которых медики осуществляют трудовую деятельность, выполняют процедуры лечения. Предметы труда - это средства, материалы, из которых изготавливаются вещи, то, что преобразуется в процессе труда, на что воздействует человек, выполняя трудовые операции. По отношению к медицинским услугам понятие «предметы труда», используемое в политической экономии, не всегда удается четко установить. Своеобразным «предметом труда» медиков является организм человека, который врачи стремятся привести в нормальное, требуемое состояние. К предметам труда в медицине правомерно относить также используемые лекарственные препараты, перевязочные и другие материалы. В экономике труда и трудовой деятельности широко распространены понятия: рабочая сила, трудовые ресурсы, трудовой потенциал. Рабочая сила - это обобщенная характеристика способности человека к труду, свидетельствующая о его физических и духовных возможностях, используемых в процессе трудовой деятельности. Когда говорят о рабочей силе, то имеют в виду запас физической и умственной энергии человека, зависящей от его здоровья, знаний, способностей, возраста, природных данных. С этим понятием чаще всего связаны условия найма работников. Рабочая сила есть возможность, способность людей осуществлять трудовую деятельность, т.е. то, что предлагается людьми, желающими работать по найму, на рынке труда. За использование рабочей силы наниматели платят наемным работникам заработную плату. В то же время термин «рабочая сила» иногда употребляется в значении «трудовые ресурсы», «экономически активное население». Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая способностями и возможностями участвовать в труде в соответствии со своими возрастными, физическими данными, знаниями и практическим опытом, профессиональной подготовкой. Обычно к трудовым ресурсам относят трудоспособных мужчин и женщин от 16 лет до пенсионного возраста, установленного законом страны. Это понятие употребляется, когда рассматривают факторы производства, соответствие числа работников и рабочих мест, потребность в работниках определенного профиля, квалификации. Трудовые ресурсы России составляют примерно 80 млн человек, около половины из них - женщины. Несколько иной смысл вкладывается в понятие «экономически активное население», которое трактуется как часть населения, проявляющая трудовую активность, стремящаяся работать, участвующая в труде. Так что в эту группу входят и лица в возрасте до 16 лет, и пенсионеры, занятые трудовой деятельностью, но не входят домохозяйки, учащиеся, безработные, не ищущие работу. Экономически активное население России в 2000 г. превысило 70 млн человек. Трудовой потенциал относится к числу научных терминов макроэкономического характера, применяемых в основном при общей комплексной оценке использования имеющихся трудовых ресурсов в будущем, в перспективе. Перечисленные категории позволяют получить представление о трудоспособности отдельных людей и всего населения страны, с количественных и качественных позиций оценить трудовой фактор государства как самый активный элемент общественного воспроизводства. Труд принято делить на физический и умственный, но в таком делении есть много условностей. Доля и даже роль физического труда в экономике развитых стран постоянно уменьшается, тогда как умственный труд ценится все дороже. Наблюдается выраженное стремление перекладывать чисто физический труд, технические усилия на машины, действие которых регулируется людьми умственного труда. В то же время происходит ограниченное сочетание, слияние доступных человеку, не отягощающих его физических усилий с направляющей их в нужную сторону работой мозга. В экономической литературе можно встретить понятия «синие воротнички» и «белые воротнички»; речь идет о работниках на Западе, в одежде которых преобладают воротнички определенного цвета. Работающие в учреждениях, конторах, институтах, занятые умственным трудом, традиционно надевают белые рубашки, отчего их и называют «белые воротнички». А работники физического труда предпочитают более темную одежду - отсюда «синие воротнички». Выделяют также категорию «золотых воротничков» - работников высшего управленческого персонала. В США доля «белых воротничков» в трудовых ресурсах составляет примерно 60%, «синих воротничков» - 30%, немногим более 10% приходится на остальные категории работников. В российской экономике ситуация иная: число рабочих все еще превосходит число служащих, но тенденция к росту доли служащих и снижению доли рабочих в составе трудовых ресурсов проявляется как всеобщая, имеющая место в любой развитой стране. Рабочие и служащие образуют две основные категории, на которые делятся трудовые ресурсы в зависимости от характера трудовой деятельности. Понятие «рабочие» ассоциируется с «синими воротничками», а служащие - с «белыми», но в числе последних принято выделять в виде отдельной категории научных работников, труд которых носит выраженный интеллектуальный характер. В советский период российской истории всех занятых трудовой деятельностью делили на рабочих, крестьян (сельскохозяйственных рабочих) и интеллигенцию, такое деление носило не только трудовую, но и политическую окраску. При подобном делении врачи попадают, естественно, в ряды интеллигенции, а младший медицинский персонал - в ряды рабочих и служащих. Условность подобного деления в наше время становится все более очевидной. Долгое время было принято считать, что только труд «синих воротничков» является производительным, что ценности создаются лишь в сфере материального производства рабочими и крестьянами, тогда как работники социально-культурной сферы блага не создают. А. Смит в своем фундаментальном труде «Исследования о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., утверждал, что «труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не закрепляется, не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращении труда». В современной экономической науке труд в сфере науки, управления, образования, культуры, информационных услуг считается столь же производительным, как и в сфере материального производства. Физический и умственный труд уравниваются в правах, тем более что в нынешней экономике их не так-то просто различить: рабочие управляют автоматами, водитель транспортного средства перерабатывает огромное количество информации, а хирург тратит энергию в процессе операции и физически устает не меньше, чем кузнец. В пределах каждого из двух основных видов труда существует множество профессий, специальностей, характеризующих род и зону трудовой деятельности человека. Профессия - несколько более широкое понятие, чем специальность. Профессия характеризует вид постоянной трудовой занятости человека, которым он профессионально овладел и использует в виде источника существования. Так, в медицине широко известны профессии врача, медицинской сестры, научного работника, преподавателя. Специальность - это вид труда, для выполнения которого человек получил специальную подготовку посредством обучения или приобретения практических навыков. Специальность свидетельствует не только о профессиональной принадлежности к определенному роду труда, но и о наличии узкой квалификации в пределах этого рода. Врачи, как известно, обладают специальностями хирургов, терапевтов, педиатров, стоматологов, нейрофизиологов и многими другими. Профессии и специальности обычно тесно связаны с отраслью экономики, в которой трудится работник, и с ее подотраслями. К тому же в пределах одной и той же отрасли, подотрасли используется ряд профессий, специальностей, дополняющих труд работников основных, базовых профессий. Такие профессии, как инженер, программист, юрист, экономист, механик, имеют универсальный характер, используются во многих отраслях. Наличие профессий и специальностей является результатом разделения труда. В условиях натурального хозяйства, когда каждая семья стремилась обеспечить себя всем необходимым самостоятельно, господствовало стремление человека владеть всеми разновидностями трудовой деятельности, в том числе и врачеванием. Люди поневоле должны были быть универсалами, владеть одновременно множеством профессий. Притом уже тогда было ясно, что достичь большого успеха можно, сосредоточившись на одном деле. Благодаря разделению труда появились профессионалы, владеющие способами выполнения определенного вида работ. Они смогли гораздо лучше использовать природные богатства, факторы производства, обеспечить высокое качество создаваемого экономического продукта. Разделение труда между людьми, а затем и между производственными коллективами привело к специализации работников и предприятий, обусловленной также и тем, что освоение определенного вида работ, технологии требует огромного времени. Сегодня уже просто нет возможности быть мастером на все руки. Процессы разделения труда получили самое широкое распространение в медицине, где непрерывно множится число специальностей и возникают все новые специализации. В то же время в здравоохранении наблюдается преимущественно внутриотраслевое разделение труда. В связи с объективной необходимостью непосредственного контакта врачей с больными и крайне ограниченной возможностью передачи медицинских услуг на расстояние межрегиональное и межстрановое разделение труда в здравоохранении распространено лишь в научной деятельности и в изготовлении лекарственных средств. В большей степени возможно межотраслевое разделение труда, но и оно имеет ограниченную зону действия, охватывает связи медицины с медицинским машиностроением и приборостроением, с химическим производством медицинских препаратов, использованием достижений отдельных отраслей физических, химических, технических наук, теории управления. Вместе с тем надо иметь в виду, что разделение труда, его специализация порождают необходимость тесного взаимодействия работников внутри отрасли. Нужны кооперация, обмен товарами, рынок, без которых преимущества разделения труда не смогут проявиться. Так что специализация и кооперирование связаны между собой тесным образом. Вопросы для повторения 1. Назовите основные признаки труда, трудовой деятельности. 2. Какую роль в экономике здравоохранения играют орудия труда и предметы труда? 3. Охарактеризуйте содержание понятий: «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «трудовой потенциал». 4. Как сочетаются физический и умственный труд в здравоохранительной деятельности? 5. Что общего и особенного в понятиях «профессия» и «специальность»? Какие профессии и специальности распространены в здравоохранении? 6. В чем состоит природа разделения труда в экономике? Какова специфика разделения труда в здравоохранении? Как сочетаются специализация и кооперация?
2.2.2. Количество, качество и эффективность труда в здравоохранении Вид труда, профессия характеризуют трудовую деятельность в течение продолжительного времени. Тем не менее нужны и показатели, которые могут служить измерителями количества и качества труда работников в относительно короткий период: день, неделю, месяц. На первый взгляд кажется, что измерить количество труда несложно, в действительности это не так. Особенно это касается измерения, определения количества труда в области духовно-информационной деятельности, в секторе нематериальных услуг, к которым в основном относится здравоохранение. В связи с трудностью непосредственного измерения количества труда, затрачиваемого медицинскими работниками в процессе предоставления услуг клиентам, приходится взамен относительно точного физического измерения трудозатрат прибегать к приближенной оценке количества труда на основе разных показателей. При всей сложности непосредственного измерения и даже примерной оценки трудозатрат в здравоохранении без установления количества труда с учетом его специфики в отрасли не обойтись. Экономика труда представляет собой неотъемлемую часть экономики здравоохранения, а в экономике труда определяющую роль играют количество и качество. Труд - главный производственный фактор в медицине. Если в других отраслях экономики, особенно в отраслях материального производства, живой труд поддается механизации и автоматизации, перекладывается на машины, аппаратуру, то в здравоохранении это удается в гораздо меньшей степени в связи с характером труда медицинских работников, особым объектом их труда. Иначе говоря, в здравоохранении замещение живого труда медицинских работников так называемым овеществленным трудом, т.е. замена труда человека использованием современного оборудования, имеет весьма ограниченные возможности. Определение количества необходимого и затрачиваемого труда в здравоохранении требуется для установления потребностей ЛПУ в рабочей силе, в сотрудниках. Установление количества труда позволяет судить о степени трудовой загрузки, меры использования трудовых возможностей, интенсивности трудовых усилий. Все это вместе взятое побуждает к разработке и совершенствованию методов измерения, оценки, расчетов количества труда. Теоретически существует возможность определения количества труда, затрачиваемого человеком на работе, по расходу его энергии. Но надежного способа измерения затрат физической и умственной энергии в процессе труда наука не выработала. К числу распространенных прикладных подходов к определению количества затрачиваемого труда относится метод, основанный на суждении о расходе трудовой энергии по количественной мере достигнутых результатов труда. Такой подход основан на предположении, что между затратами труда и количественными результатами существует прямо пропорциональная зависимость: чем больше произведено продукции, оказано услуг, тем больше и количество израсходованного на это труда. Для практической реализации такого подхода в медицине необходимо, во-первых, расчленить деятельность медицинского персонала на совокупность работ, услуг, процедур, каждая из которых представляет собой счетную единицу, по отношению к которой устанавливается уровень затрат труда. Такими единицами могут быть, например, прием одного больного врачом, диагностирование заболевания, проведение анализа, с учетом, естественно, ряда дополнительных признаков, характеризующих вид болезни, профиль врача и т.д. Во-вторых, применительно к каждой единице обслуживания должна быть установлена норма затрат труда на данную единицу обслуживания (работы, услуги). Под нормой понимается принятая, узаконенная нормативными актами мера, установленное типичное, среднее количество труда, необходимое для выполнения данной единицы обслуживания. Чаще всего норма труда (норматив трудозатрат) устанавливается в единицах времени (часы, минуты), необходимых для реализации единицы обслуживания (единичной услуги). Установление нормативов трудозатрат на выполнение самых разнообразных видов единичных работ, услуг именуют в экономике нормированием труда. Наряду с установлением норм затрат труда и обобщенных норм, именуемых нормативами, в здравоохранении используются нормы нагрузки (например, в виде количества единиц обслуживания за смену или пациентов, приходящихся на 1 врача), нормативы численности разных категорий медицинского и вспомогательного персонала учреждений здравоохранения и их структурных подразделений. Нормативы численности работников именуют также штатными нормативами, так как с их применением определяются штатная численность учреждения и штатное расписание в виде перечня, устанавливающего количество работников учреждения по отдельным должностям, категориям. При известных (установленных) нормативах трудозатрат на единицу обслуживания (работы, услуги) количество труда, которое работник должен (вправе) затратить на выполнение заданной совокупности однотипных единиц обслуживания, определяется формулой:
Q=nxN, (2.1) Q затрачиваемое по норме общее количество труда, выраженное в единицах времени (часы или иные единицы), - объем труда; п - количество однородных единиц обслуживания в заданной совокупности работ, услуг; N - норматив трудозатрат на единицу обслуживания, выраженный в виде затрат времени на 1 единицу. Если один и тот же работник (группа работников) выполняет совокупность разнородных единиц обслуживания (единичных услуг, работ), нормативное количество труда на выполнение всех работ, охвачиваемых рассматриваемой совокупностью, определяется формулой:
Где Q – общие нормативные трудозатраты на всю совокупность работ, измеренные в единицах времени; n1; n2,.. пк - количество однотипных единиц работ, услуг в соответственно в 1-й, 2-й,... к-группах, образующих совокупность; N1; N2,... N - нормативы трудозатрат (нормы затрат рабочего времени) на выполнение соответственно единицы работ, услуг 1-го, 2-го,., к-го вида; к - общее количество видов однотипных работ, услуг в совокупности. Определяемый по формулам (2.1) и (2.2) нормативный объем работ, выраженный в единицах времени, служит базой, основой при формировании планов, установлении плановых заданий и норм выработки как отдельным работникам, так и целым подразделениям медицинского учреждения, в котором применяется нормирование труда. Кроме того, определенный расчетным образом нормированный объем трудозатрат на отдельные виды деятельности медицинских учреждений и их подразделений, работников используется в качестве базы сравнения, сопоставления с реально затраченным временем, что позволяет судить об интенсивности труда работников и учреждений здравоохранения. Применение нормативного подхода к определению трудозатрат в медицине требует предварительного установления обширной совокупности единичных норм, нормативов (норм затрат труда на единицу определенного вида работ, услуг). Подобные нормы формируются путем статистической обработки данных, посредством наблюдений, обобщений, сравнений отечественного и зарубежного опыта, проведения специальных экспериментов, хронометража рабочего времени (фиксации реальных затрат времени в ходе непосредственных наблюдений). Тем не менее в силу изменения медицинских технологий, повышения мастерства работников, совершенствования организации труда нормы и нормативы оказываются подвижными и подлежат периодическому пересмотру, обновлению. Одновременно появление новых видов работ и услуг требует пополнения имеющегося массива нормативов посредством формирования нормативных показателей трудозатрат на единичные работы и услуги, не применявшиеся ранее в медицинской практике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|