Как располагаться, как носить малыша, как играть
Почти любое положение малыша подойдет для того, чтобы вы могли помочь ему вытянуть ручки вперед.
Подумайте обо всех тех вещах, которые вы могли бы предложить ему потрогать — пусть это будет ваше лицо и волосы, игрушки, ваша грудь, бутылочка для кормления, и, конечно, его собственная одежда, тело и ручки.
ОМ.А.8 Когда малыша присаживают, его головка отстает совсем немного
Каждый раз, когда мы переходим из положения лежа в положение сидя, нам необходимо “поднять” вес своей головы с помощью мышц шеи. Голова ребёнка очень велика по сравнению со всем остальным его телом, поэтому для него удерживание головки в одной плоскости с верхней частью туловища является очень тяжелой работой.
Как оценить
Способ: Положите ребенка на спинку на плоскую поверхность и постепенно приподнимайте верхнюю часть его туловища (присаживайте), удерживая его за кисти рук и запястья.
Результат положительный, если малыш может поднять и удержать головку в одной плоскости с телом, с кратковременным запаздыванием в момент начала движения. Голова ребенка может отклоняться в сторону. На данном этапе это допустимо.
Как учить
К данному моменту вы уже должны были хорошо поупражняться в соответствии с указаниями параграфа ОМ.А.7. Сейчас важно словами предупреждать ребенка о том, что вы собираетесь сделать. Старайтесь пользоваться одними и теми же выражениями, например, “сядем”, “вверх” или “ап”. После того, как вы дадите такое указание, возьмите малыша за запястья и подождите несколько секунд прежде, чем начать поднимать его — дайте ему возможность попробовать помочь вам.
Потренируйтесь также в умении переходить из положения сидя в положение лежа. Держите малыша за запястья и медленно опускайте его, делая паузу только перед тем, как коснуться поверхности стола, чтобы ребенок поработал еще немного, прежде, чем расслабиться.
Как располагаться, как носить малыша, как играть
Игры с малышом вроде “Греби, греби на лодочке” могут доставить удовольствие всей семье. (Описание игры смотри в ОМ.А.28.) Играя, каждый раз отклоняйтесь немного сильнее назад. Движение вперед и назад — это хорошая подготовка к “скручиванию”. Когда ребенок научится получше управлять головкой, можно попробовать носить его таким образом, чтобы его ножки были раздвинуты и лежали поверх ваших бедер. Однако не делайте этого, не посоветовавшись предварительно с врачом или специалистом по массажу и лечебной физкультуре. Все дети с пониженным тонусом слишком часто держат ноги широко расставленными, чтобы поддерживать равновесие. Это мешает им эффективно использовать мышцы туловища, когда они начинают сидеть, перемещаться из положения сидя в положение для ползания и становиться на колени. Очень важно, чтобы дети с пониженным тонусом научились использовать для равновесия мышцы туловища.
Продолжайте носить малыша на сгибе руки, поддерживая его туловище как можно ниже.
Когда вы несете ребенка таким образом, немного поверните вперед его ножки, чтобы тельце оказалось в слегка “скрученном” положении. Такое “вращение” (или “скручивание”) теперь становится чрезвычайно важным для движений ребенка и для сохранения его равновесия.
Продолжайте поднимать малыша из положения лежа на боку и опускать в такое же положение. Но, конечно же, это не значит, что он должен находиться на боку все время.
ОМ.А.9 Сидя с поддержкой, удерживает головку прямо, с выступающим вперед подбородком
Данное умение является комбинацией всех движений, необходимых для управления головой, и овладеть им малыш должен прежде, чем вы приступите к дальнейшим попыткам научить его сидеть.
На этой ступени ребенок еще не научился подбирать подбородок в положении сидя, как он делает это, лежа на спинке.
Как оценить
Способ: Поддерживайте малыша в положении сидя, крепко обхватив его грудь или плечи.
Результат положительный, если малыш удерживает свою головку прямо в течение 5 секунд. На данной стадии развития подбородок малыша все еще выступает вперед, но не качается из стороны в сторону и не опускается вниз.
Как учить
Этот навык хорош тем, что его можно сочетать с развитием речи. Для того, чтобы малыш мог постоянно поддерживать с вами зрительный контакт, ваши глаза должны находиться на одном уровне с его глазами. На первых порах важно поддерживать ребенка за плечики, расположив свои вытянутые пальцы за его шейкой. Тогда его головка не отклонится назад, если он потеряет равновесие.
Разговаривая с ребенком, медленно и на первых порах слегка начните покачивать его из стороны в сторону. Если его головка качается слишком сильно, посадите его прямо и подождите, пока он снова не обретет контроль над ней. Когда малыш научится держать головку при наклоне на 45°, вам следует переместить свои руки пониже, чтобы обхватить его грудь и уже таким образом поддерживать его. Не забывайте постоянно разговаривать с ним.
У малыша должна быть возможность упражняться в этом умении почаще, однако сами “уроки” нужно делать короткими. Возьмите себе за правило тренироваться всякий раз, когда вы меняете подгузник или когда малыш сидит у нас на коленях.
ОМ.А.10 При удерживании в положении стоя, слегка опирается на ножки
Для нормального развития глубокой вертлужной впадины ребенку необходимо как можно раньше начать опираться на ножки. Если не делать этого, в кости бедра может образоваться пустота, из-за которой бедро может сместиться, когда ребенок станет выше и тяжелее.
Положение стоя поможет укрепить мышечный тонус и обеспечить правильную длину мышц ребенка.
Ребенок, которого не ставили на ножки достаточно рано, позже может начать сопротивляться этому. Ставя малыша на ножки сейчас, мы готовим его для дальнейших упражнений в положении стоя.
Как оценить
Способ: Крепко обхватите грудку ребенка и поставьте его так, чтобы его ступни полностью касались твердой поверхности.
Результат положительный, если он на мгновение обопрется на ножки. На данной ступени развития ребенок может держать ножки разведенными в стороны; при этом колени его будут напряжены, а бедра отставлены назад.
Как учить
Если у ребенка ножки сгибаются с трудом, вам следует, прежде чем начать тренироваться, проконсультироваться со специалистом по массажу и лечебной физкультуре.
Если, наоборот, ребенок слишком вялый, посоветуйтесь со специалистом, не нужно ли ему особым образом укрепить колени. Если получить такой совет затруднительно, а малышу не менее 5 месяцев, вы могли бы следующими способами держать ножки ребенка выпрямленными в положении стоя.
Оберните вокруг ножек малыша кусочки коврика и закрепите их с помощью эластичного бинта или “липучки”. Можно вырезать кусочки картона и, обернув их вокруг ножек, закрепить эластичными повязками. Можно также пользоваться детскими щитками, защищающими голень во время игры в футбол, вырезав их в соответствии с нужным размером и подложив под них что-либо мягкое. Закрепите их также с помощью эластичного бинта или “липучки”. Такие шины должны проходить по всей длине ножки ребенка, сверху вниз до лодыжки. Если они не достаточно длинны, ребенок сможет согнуть колени. Сверху и снизу шинок должно быть подложено что-либо мягкое.
Если у малыша пониженный тонус, этими приспособлениями можно пользоваться в течение нескольких месяцев, до тех пор, пока его способность стоять, благодаря практике, не станет лучше.
Конечно, не у всех детей мышцы очень вялые или, наоборот, напряженные, многих и не приходится побуждать становиться на ножки. Если ребенку нравится это, позволяйте ему становиться на ножки так часто, как он этого захочет. Пусть он стоит у вас на коленях, когда вы играете с ним в речевые игры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|