Глава 3 финансы в здравоохранении 41 глава
Преимущество библиотеки Кохрейна заключается в том, что на нее можно подписаться, как на газету, она может быть установлена на персональный компьютер (выпускается на лазерных дисках), элементарна в обращении, информация в ней раз в квартал пополняется и исправляется, если новые данные отличаются от прежних. То есть библиотека постоянно модернизируется, и авторы обзора ежегодно его обновляют с учетом результатов новых исследований. Главное отличие Кохрейновской библиотеки в том, что информация в ней тщательно отобрана из разноязычных источников. Она имеет несколько компьютерных БД: • БД систематических обзоров; • базу рефератов эффективности лечебных вмешательств; • регистр контролируемых клинических испытаний; • базу обзоров по методологии медицинских исследований; • БД экономической оценки лечебных вмешательств Национальной службы здоровья Великобритании. Кохрейновский систематический обзор: • отвечает на четко сформулированный клинический вопрос; • анализирует достоверность исследований, оценивая надежность сбора и обработки клинической информации; • обобщает только доброкачественные данные. Он позволяет сделать один из выводов: вмешательство несомненно эффективно и его необходимо применять; вмешательство неэффективно и его не следует применять; вмешательство наносит вред и его следует запретить; польза или вред не доказаны, и требуются дальнейшие исследования. Благодаря общению с подобного рода материалами средствами Интернета, передаче знаний с использованием современных информационнокоммуникационных технологий обучение становится доступным, дистанционным и непрерывным. Однако не следует забывать и о немалых возможностях медицинских информационных ресурсов Государственной центральной медицинской библиотеки Минздрава России (ГЦМБ, www. scsml. rssi. ru).
Обобщая сказанное, можно отметить, что эффективная работа с отечественными и международными медицинскими информационными ресурсами, средствами глобальной сети Интернет максимально способствует информационной поддержке врачей в вопросах консультирования, диагностики, лечения и реабилитации больных; дает возможность информационного обеспечения справочной службы в области охраны здоровья населения, предоставляет сведения о проведении конференций, выставок по медицинской тематике, об итоговых документах, принятых на них. Большой практический интерес вызывают также медицинские информационные ресурсы Минздрава РФ (в виде приказов, информационных и методических писем, нормативных материалов, отраслевых стандартов и пр.). Таким образом, информационные ресурсы здравоохранения в последнее время активно развиваются, расширяются и представляют собой важные инструментальные средства управления здравоохранением на различных его уровнях. Они служат основой организации единого информационного пространства здравоохранения муниципального, территориального, регионального и федерального уровней. Они же имеют вполне определенную научную, практическую и коммерческую ценность. Поэтому разработка концептуально-методических основ в области развития информационного потенциала отрасли представляется задачей первостепенной значимости. Вопросы для повторения 1. Что относится к информационным ресурсам здравоохранения территории? 2. Что включает в себя автоматизированная корпоративная БД медицинского учреждения? 3. Назовите структуру автоматизированной БД медицинского учреждения. 4. Дайте краткую характеристику деятельности медицинского информационно-аналитического центра.
5. Кратко охарактеризуйте сущность интернет-технологий. 6. Назовите компьютерные БД Кохрейновской библиотеки.
9.1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЕРСИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ ВРАЧА Логичным и обоснованным представляется утверждение, что «врач XXI века - это профессионал, владеющий всеми методами современной профилактики, диагностики и лечения болезней и вооруженный для этого современными медицинскими технологиями». Действительно, результативность лечебно-диагностического процесса, эффективность использования ресурсов, задействованных в нем, во многом определяются своевременностью и качеством решений, принимаемых врачом. Врач всегда был и остается главным звеном всей системы здравоохранения. Именно на уровне врача сосредоточен весь конгломерат мер по реализации профессионального врачебного процесса, экономики медицинского учреждения и организационных форм оказания этапной медицинской помощи пациентам. Объем профессиональных знаний, необходимых для успешной работы врача, значителен; сегодня он увеличился многократно и продолжает постоянно расти. Поэтому актуальность усиления информационной поддержки профессиональной врачебной деятельности, медицинских работников в целом обусловлена не только потребностью в повышении качества оказываемой населению медицинской помощи, но и необходимостью оптимизации используемого для этого потенциала лечебного учреждения. Эффективное решение этой проблемы возможно только посредством новых подходов, через систему информатизации основных направлений деятельности учреждений здравоохранения и труда медицинских работников, путем реорганизации системы управления ресурсами здравоохранения (кадры, финансы, материально-техническая база, лечебно-диагностический процесс, обеспечение ЛС и изделиями медицинского назначения и др.) на основе системы медицинских и информационных технологий. Поэтому проблема создания АРМ врачей и других медицинских работников в ЛПУ давно перешла из плоскости теоретических рассуждений в плоскость практических действий, издания распорядительных актов, разработки проектно-технической документации по созданию и внедрению конкретных предметно-ориентированных медицинских АРМ как составляющих элементов автоматизированных медицинских информационных систем ЛПУ. Развитие подобных систем, имеющих десятки, а в ряде медицинских организаций сотни АРМ персонала ЛПУ, - это не планы, а реальность современного здравоохранения.
Однако само понятие АРМ чрезвычайно широкое и включает в себя представления от компьютерного мониторинга здоровья пациента в условиях конкретного ЛПУ до сложнейших аппаратно-программных комплексов, позволяющих производить снятие и преобразование медицинской информации. При этом их выходная информация представлена в цифровом виде и готова для дальнейшей обработки с помощью персональной ЭВМ. Оборудование отделений интенсивной терапии одной или несколькими мониторно-компьютерными системами (микропроцессорными комплексами) стало нормой клинической практики. В последнее десятилетие получил распространение значительный класс приборов, позволяющих, используя современные вычислительные средства, определять косвенными методами важные физиологические функции - такие, например, как сердечный индекс, фракция изгнания сердца, объем предстательной железы, плотность печени, объем и положение кисты и др. К таким приборам относятся получившие широкое распространение во всем мире эхокардиографы, допплеры, компьютерные томографы, гамма- камеры и другие автоматические комплексы. Таким образом, лечебно-диагностический процесс в современных условиях переходит на новые, высокотехнологичные пути развития в сфере получения и реализации диагностической и лечебной информации, а также данных учетно-отчетного характера. Без компьютерной техники внедрение такого рода технологий не представляется возможным. Однако общепринятого определения АРМ врача до сих пор нет. В частности, можно говорить, что «АРМ лечащего врача есть совокупность технических и программных средств, обеспечивающих его информационную поддержку (сбор, хранение, передачу, переработку и выдачу медицинской информации) при принятии им решения по тактике ведения больного в процессе оказания медицинской помощи пациентам» или что «под АРМ врача понимается такое рабочее место, на котором осуществляется его трудовая деятельность, связанная с реализацией лечебно-диагностического процесса в соответствии со стандартами и должностной инструкцией, оснащенное совокупностью медико-технических средств и средств вычислительной техники при наличии программного, информационного и организационно-юридического (законодательного) обеспечения».
Врачам, как непрограммирующим пользователям, владеющим конкретными предметными областями медицинских знаний, нужны не просто персональные компьютеры, установленные на их рабочих местах и выдающие им время от времени некую полезную информацию, а (с учетом их большой профессиональной занятости) максимально простые, удобные и эффективные программно-технические средства информационного сервиса. Важное требование - применение АРМ не должно нарушать привычного для пользователя (врача) ритма и стиля работы. В то же время ввод в действие АРМ врачей и других медицинских работников потребовал внесения в учреждениях здравоохранения дополнений и изменений, а подчас и разработки ряда новых должностных инструкций специалистов, четко определяющих их права и обязанности в условиях функционирования АРМ, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правила ревизии данных, обеспечение их юридической подлинности в условиях эксплуатации АРМ. АРМ входят функциональной составляющей в лечебно-диагностический процесс в ЛПУ в виде экспертных информационных систем или как средство информационной поддержки принятия врачебных решений (сведениями электронных аналогов историй болезни, медицинских карт амбулаторных больных, результатов проведенных параклинических исследований, медицинских стандартов и формуляров ЛС, моделей медицинских услуг широкого профиля, стоимостными показателями и др.) с внедрением в медицинскую практику инновационных телемедицинских проектов и технологий. Функционально АРМ в ЛПУ отражают все аспекты его профессиональной, административно-хозяйственной и управленческой деятельности, но прежде всего это информационная поддержка деятельности врача на всех этапах работы с пациентом и сопровождение лечебно-диагностического процесса у каждого пациента по основным видам медицинской помощи. Автоматизация рабочих мест позволяет обеспечить мониторинг по всей «цепочке» прохождения пациента на этапах лечебно-диагностического процесса, который, с учетом внедряемых протоколов ведения больных, выполнения стандартизованных медицинских технологий, компьютерной обработки результирующих данных и трудозатрат медицинских работников, становится все более формализованным, технологичным и контролируемым, что крайне важно для решения задач управления КМП, экономического и клинического управления.
Однако, справедливости ради, следует отметить, что клинические системы информационной поддержки медицинского персонала лечебных учреждений в настоящее время еще недостаточно развиты и практика их внедрения в стране невелика, что связано с чрезвычайно высокой сложностью их разработки и сопровождения. Тем более ценен опыт медицинских работников Новосибирской области, где каждая 3-я ЦРБ с 2000 г. оснащена медицинской информационной системой (ИС) клинического назначения - «ДОКА». Эта система представляет персоналу широкие возможности для ведения клинической документации по назначению обследований и лечению больных, позволяет автоматизировать обработку информации параклинических подразделений, обеспечивает персонифицированное распределение и учет медикаментов, контроль на совместимость или передозировку назначаемых больному ЛС, упрощает ведение медицинской статистики и облегчает контроль лечебно-диагностического процесса и его безопасность. Подобного рода клинические системы должны опираться на информационно-технологические модели, включающие: информационную модель болезни по результатам сбора данных анамнеза, клинико-лабораторных исследований, экспертных оценок и сведений о предыдущих госпитализациях, необходимый набор обследований в соответствии с медико-экономическими стандартами, план и медицинские технологии лечения, протоколы ведения больных иформулярные списки необходимых в лечебном процессе ЛС, обеспечивая тем самым высокий уровень лечебно-диагностического процесса. Очевидно, что для реализации современных информационных технологий необходимо активное и непосредственное участие пользователей (врачей-специалистов, руководителей-организаторов лечебно-диагностического процесса в медицинском учреждении), являющихся квалифицированными специалистами в конкретных предметных областях знаний. Только специалист-пользователь может наиболее полно и квалифицированно охарактеризовать выполняемую работу, дать исчерпывающее описание входной и выходной информации. Анализируя же результаты осуществления проектов информатизации объектов здравоохранения, мы сталкиваемся с довольно распространенной ситуацией, когда пользователи не представляют, что им нужно от средств информатизации и полностью полагаются в этом на специалистов от фирм - разработчиков, экспертов и консультантов. В таких случаях пользователям может быть предложен проект, далекий от их нужд, что нередко и встречается в практическом здравоохранении. Следовательно, важнейшим моментом в процессе разработки системных решений является грамотная постановка задачи специалистами - пользователями по созданию программной продукции медицинских автоматизированных информационных систем или их составных частей (АРМ, подсистем и задач). Существующий сегодня рынок информационных систем при всем их разнообразии не удовлетворяет потребностям клинической медицины. В принципе, эти потребности и не могут быть исчерпаны, так как появляются новые методы диагностики и лечения, разрабатываются новые научные концепции, возникают новые направления практической деятельности, выявляются новые заболевания и методы борьбы с ними. Использование методов системного подхода позволяет четко определить место и роль персональных компьютеров в ЛПУ на рабочих местах пользователей, цели и задачи, реализуемые с их помощью. Благодаря им в едином информационном пространстве работают одновременно врачи, провизоры, медсестры, фармацевты, бухгалтеры, экономисты и аппарат управления ЛПУ (рис. 80). Рис. 79 Общая функциональная схема АРМ персонала лечебного учреждения На АРМ медицинских работников и работников ЛПУ немедицинского профиля, как на «кирпичиках», строится «здание» автоматизированной информационной системы лечебного учреждения, его единой корпоративной БД. Выходные данные АРМ врачей лечебных отделений, а также работников параклинических служб ЛПУ используются для учета и расчетов стоимости всех услуг, предоставленных пациенту, и формирования счетов на оплату этих услуг. Автоматизация рабочих мест персонала лечебной организации - это информационная основа создания системы ее управленческого учета, оценки вклада трудозатрат каждого работника в конечный результат лечебного процесса, а следовательно, адекватности его оплаты. Автоматизацией индивидуальных рабочих мест медицинского персонала достигается обратный, интеграционный эффект и, следовательно, усиление управленческих функций, когда каждый специалист обеспечивает работу в многофункциональном режиме единого информационного пространства данного учреждения. Вместе с тем единое информационное пространство ЛПУ необходимо рассматривать как неотъемлемую составляющую единого информационного пространства территориальной системы здравоохранения в целом. Резюмируя сказанное, можно утверждать, что, несмотря на незначительный пока опыт реализации в сети ЛПУ информационных систем клинического характера, перспективность их развития очевидна. Информационные системы организационно-управленческого типа в значительно большей степени представлены сегодня в медицинских учреждениях отрасли. Однако, учитывая, что те и другие виды систем находятся в состоянии динамического научно-технического развития, перспективным направлением представляется их интеграция как с позиций информационной поддержки врача в принятии им клинических решений при ведении больного, так и информационного обеспечения руководства медицинского учреждения в оптимизации принимаемых управленческих решений. Это - область инновационных проектов разработки и внедрения информационных технологий нового поколения, направленных на поддержку трудовой деятельности медицинского персонала ЛПУ и базирующихся на системном подходе и анализе лечебно-диагностических и управленческих процессов медицинской организации в комплексе. Резкое увеличение количества информации для обеспечения лечебно-профилактической деятельности неуклонно ведет к тому, что в ближайшей перспективе всем медицинским работникам предстоит иметь дело исключительно с формализованными технологическими документами (медицинскими картами). Утвержденная еще Минздравом СССР (1980), медицинская карта стационарного больного предусматривает ведение истории болезни в произвольно-описательном виде. Ее нельзя непосредственно ввести в компьютерную БД. Полнота информации, содержащейся в истории болезни, зависит от опыта врача, научной школы, к которой он принадлежит, лингвистических штампов и прочих субъективных факторов. Обычно на ее ведение уходит до 1/3 рабочего времени врача. И хотя в результате карта больного становится, как правило, весьма объемной (более 100 страниц), для ретроспективного анализа из нее удается использовать лишь незначительное количество самой необходимой информации. В последние годы медицинская карта (история болезни, амбулаторная карта) как главный источник медицинской информации стала объектом серьезного обсуждения и критики. Проблемы пригодности, возможности повторного использования, четкости, разборчивости и полноты данных о пациенте, их расположения и упорядоченности в медицинской карте, минимизации хранимой и исключения лишней информации, несовершенства структуры и формата, сложности проведения ретроспективного анализа не раз обсуждались в медицинской печати. Внедрение в повседневную медицинскую практику новых методов диагностики и лечения больных и рост требований к качеству медицинской информации привели к необходимости поиска новых способов хранения, обработки и индивидуального анализа данных о пациентах и оптимизации использования их врачом на основе современных информационно-компьютерных технологий. Во всех системах информатизации организационно-управленческих процессов в ЛПУ используются свои варианты электронной медицинской карты. В круг задач ведения медицинской карты в электронном виде входит: • реализация безбумажной технологии накопления, хранения и выдачи данных о больном лечащему врачу; • обработка информации по совокупности данных о группах больных; • диспетчеризация обслуживания больных в лечебных подразделениях ЛПУ; • статистическая обработка результатов лечебно-диагностической работы отдельных врачей и коллективов отделений ЛПУ; • экспертиза качества оказанной медицинской помощи; • автоматизация экономических расчетов (стоимости оказанной пациенту медицинской помощи, лечения в условиях стационара, поликлиники и др.). В электронных версиях медицинских карт стационарных и амбулаторных больных содержатся сформированные по видам статистической отчетности группы реквизитов пациентов, позволяющие в компактном виде фиксировать наиболее значимые сведения о каждом конкретном пациенте, характере его заболевания, этапах и результатах лечения и обеспечивающие однозначность изложения процесса его лечения. Важное место в структуре информационного обеспечения электронной медицинской карты занимают нормативно-справочные базы - классификаторы, справочники и т.д. Главная задача классификаторов (болезней, операций, лекарственных препаратов и др.) заключается в унификации определений одной тематики и приведении в соответствие множества алфавитно-цифровых кодов. В нормативно-справочную базу электронной медицинской карты могут входить справочники осложнений, параклинических процедур и обследований, назначений (по стандартам лечения, отдельным нозологическим формам и симптомам заболеваний), стандартизованных текстов, используемых при формировании и ведении электронной медицинской карты, специализированных медицинских организаций, аптек, СМО и т.д. Ведение в ЛПУ электронных версий первичной медицинской документации предусматривает выдачу в полном объеме представляющих их документов стандартного вида по каждому пациенту в электронных (экранных) и печатных форматах: • регистрационных - «Медицинская карта», «Статистическая карта», «Реестр медицинских услуг»; • документов ведения назначений - «План обследования», «План лечения»; • документов наблюдения - «Лист наблюдения», «Выполнение назначений» (действуют на дату по листу наблюдения); • документов - результатов обследования - бланки лабораторных анализов, функциональных, рентгенологических, ультразвуковых исследований (УЗИ), их описания, включая фотографические приложения; • описательных - анамнез, дневники, этапный эпикриз, осмотр анестезиологом, предоперационный эпикриз, описание операции, описание течения операции анестезиологом, осмотр консультантом, консилиум врачей, выписной эпикриз, справки, выписка из истории болезни. При создании и ведении электронной медицинской карты используются различные заранее подготовленные стандартизованные тексты-шаблоны: • описания жалоб, данных анамнеза, объективных данных и локального статуса при поступлении, заканчивающиеся развернутым диагнозом; • стандартные варианты назначений при поступлении; • выписанные и предоперационные эпикризы; • операции; • справки, выдаваемые больному при выписке из стационара; • рецепты лекарственных препаратов, назначаемых больному для амбулаторного лечения; • выписки, выдаваемые при направлении больных в специализированные медицинские организации. Таким образом, в компьютерном виде представляются различного рода данные: текстовые, табличные, изображения, диаграммы и т.п., что позволяет хранить в общеучрежденческой базе данных все необходимые сведения о пациенте и ходе его лечения: результаты обследований, описания функционального состояния, диагнозы, сведения об операциях и процедурах, данные лабораторных анализов, результаты исследований (рентгенодиагностика, УЗИ, ангиография, кардиография, томография и пр.). Однако не до конца решенной остается проблема организации ввода, накопления, хранения и включения в электронную медицинскую карту медицинских изображений. Но работа в этом направлении в последнее время также заметно активизировалась. Данные, полученные с медицинских приборов, при помощи сканера в цифровом виде могут с помощью специального интерфейса напрямую передаваться в электронную медицинскую карту пациента. Эти сведения полностью или частично используются при формировании электронной версии истории болезни. К сожалению, широкомасштабное внедрение информационно-компьютерной технологии ведения истории болезни сдерживается отсутствием единой системы классификации и кодирования медицинской информации и стандартной формализованной модели (формы) электронной медицинской карты пациента (над этой проблемой уже работают в Минздраве и Федеральном фонде ОМС). Электронная версия истории болезни аккумулирует в себе также общие сведения о пациенте, поступающие из АРМ персонала приемного отделения больницы (регистратуры поликлиники), о процессе обследования и лечения, включая оперативное, и объединяет данные медицинских карт амбулаторного и стационарного этапов, а также статистической карты выбывшего из стационара. Удобный интерфейс с возможностью группировки и сортировки документов позволяет врачу быстро найти необходимую информацию в медицинской карте пациента. Сведения медицинской карты пациента могут быть представлены в произвольно задаваемом виде, а также по стандартной, установленной форме с использованием гибко настраиваемого механизма выписок. Создание выписок происходит автоматически и освобождает пользователей (врачей) от длительной работы по сбору отдельных данных. На их основе выполняются статистические и экономические расчеты, готовятся аналитические сводки по отдельным врачам, отделениям и больнице в целом. Примерами серийных электронных медицинских карт могут служить созданные компанией «ТОНЛАЙН», например, медицинские информационные системы «Электронная история болезни» (ЭИБ - для стационара) и «электронная амбулаторная карта» (ЭАК - для поликлиники) [27]. В ЭИБ и ЭАК аккумулируются все необходимые врачу сведения о пациенте - перенесенные заболевания, проведенные медицинские исследования и их результаты, оказанные медицинские услуги и т.п. Информацию о пациентах можно группировать по различным тематическим рубрикаторам. Опираясь на эти данные, анализируют динамику изменения физических показателей больного, выявляют сезонность обострений болезни, реакцию на определенные группы лекарств и т.д. Электронные медицинские карты ЭИБ и ЭАК максимально снижают трудоемкость оформления медицинской документации без нарушения требований к ней. Концепция ЭИБ и ЭАК предполагает: • возможность неоднократного использования всех введенных ранее данных (без повторного ввода); • формирование для каждого отделения или специализации адаптированного комплекта документов; • предоставление пользователям удобных механизмов создания медицинских документов (индивидуальных структурных планов, различных видов текстовых шаблонов, готовых форм ввода стандартизированных документов); • использование частично заполненных заготовок документов с предоставлением пользователям возможности самостоятельно формировать свои личные заготовки; • использование заранее подготовленных справочников (диагнозов с кодами МКБ-10, назначений, консультаций, исследований, анализов, тематических шаблонов и т.д.); • возможность обработки данных с помощью Microsoft Excel и Microsoft Word. В функции АРМ врача с применением электронных медицинских карт входит решение следующих задач: • создание, ведение и печать документов пациента (первичный осмотр, экспертиза, протокол операции, осмотр анестезиолога и др.); • формирование листов назначения процедур и медикаментозного лечения и отслеживание выполнения назначенных процедур; • формирование направлений пациента на консультации, лабораторные и функциональные исследования; • предоставление врачу результатов лабораторных и функциональных исследований пациента (в хронологическом порядке с указанием нормы и индикацией случаев выхода за пределы нормы); • организация обмена данными с другими информационными системами ЛПУ с целью получения результатов консультаций, функциональных исследований и лабораторных анализов; • планирование (в автоматическом режиме) технологической цепочки лечебно-диагностической деятельности на основе стандартных схем лечения в зависимости от нозологии, тяжести заболевания и индивидуальных особенностей пациента; • учет выполненных услуг; • архивное хранение документов и поиск данных в архиве. Электронные медицинские карты ЭИБ и ЭАК могут использоваться в различных структурных и организационных режимах - от кабинета врача общей практики до крупных многопрофильных ЛПУ. Интерфейс ЭИБ и ЭАК реализован на двух базовых языках - русском и английском. Любые изменения и дополнения, необходимость в которых может возникнуть в процессе эксплуатации электронных медицинских карт ЭИБ и ЭАК, могут быть внесены в них без помощи разработчиков. В то же время при создании и ведении электронной версии медицинской карты пациента следует учитывать необходимость решения проблем негативного отношения части врачей (отнюдь не самой консервативной) к использованию компьютера в своей повседневной работе и их нежелание вести историю болезни в автоматизированном режиме; необходимость обобщения различных медицинских данных, разнесенных во времени, в единой электронной истории болезни пациента; отсутствие законодательной базы для работы с электронной формой истории болезни и вследствие этого необходимость ее дублирования на бумажном носителе. Пути решения последней проблемы четко обозначились с принятием в 2002 г. Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», что кардинально меняет ситуацию с ведением медицинской документации в машинном виде на компьютерной основе. Таким образом, отрасль здравоохранения вплотную подошла к практической реализации ведения электронной версии медицинской карты пациента (истории болезни, амбулаторной карты). Многие ЛПУ используют это в своей практической работе, но опыт применения электронной цифровой подписи врача под основными первичными медицинскими документами сегодня отсутствует. Мы движемся к реализации электронной системы документооборота в стране. С учетом названного выше Федерального закона функционируют надежные средства телекоммуникации, и складывается парадоксальная ситуация, когда горы бумажных медицинских документов, с которыми невозможно работать на уровне современных требований, соседствуют с эффективными компактными электронными документами и компьютерными базами данных. Медицинские организации несут большие потери невосполнимого временного ресурса в решении этой проблемы, что недопустимо в динамике современного реформирования системы здравоохранения. Наиболее слабым звеном в процессе формирования и обработки медицинской документации (с точки зрения ввода ошибочных данных) является монотонность труда оператора ПЭВМ. При достаточно больших объемах обрабатываемых документов вероятность ошибок здесь наиболее высока, что приводит к искажению статистических и экономических данных, а следовательно, и к прямым потерям ЛПУ при получении оплаты за оказанные медицинские услуги застрахованным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|