Глава 3 финансы в здравоохранении 47 глава
Роль территориальных целевых программ в развитии системы мониторинга состоит в стимулировании и развитии моделей охраны и укрепления здоровья в направлении эффективного решения задач оптимизации профилактических мероприятий и их широкого внедрения в реальную практику ЛПУ. Так, заслуживают внимания отдельные направления системы мониторинга (проектирование, планирование) и реализации проектов федеральных целевых программ (ФЦП) профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения на региональном уровне, которые стимулируют участие органов исполнительной власти субъектов РФ в решении насущных проблем здравоохранения на своих территориях ФЦП - это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ. Механизм участия территориальных органов власти в социальных целевых программах может реализовываться в рамках трехсторонних соглашений между Минздравом РФ, фондом ОМС и органом исполнительной власти субъекта РФ. В настоящее время создана нормативно-правовая база, определяющая правила рассмотрения, утверждения и финансирования ФЦП. Постановлением Правительства РФ от 26.06.95? 594 «О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"» утвержден порядок разработки и реализации ФЦП. Методическое руководство и координация работ по ФЦП возложены на Министерство экономики РФ.
Так, реализация ФЦП «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации» как социально значимого заболевания на территориальном уровне осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком программы с исполнителем программных мероприятий. В рамках проектирования территориальной целевой программы для получения обоснованных результатов о действительном положении и тенденциях развития артериальной гипертонии (АГ) в качестве одного из методов решения проблемы ее профилактики и лечения в системе программных мероприятий рассматриваются наряду с технологией мониторинга и технологии скрининга как прототипа целевых медицинских осмотров целевых групп населения. Программно-целевые методы решения проблемы профилактики и лечения АГ на территориальном уровне включают в себя: Цель территориальной программы «Профилактика и лечение АГ»: стабилизация ситуации, связанной с АГ, и комплексное решение проблем ее профилактики, диагностики, лечения, реабилитации больных с осложнениями АГ в условиях модернизации системы первичного звена здравоохранения и оптимизации управления ЛПУ. Задачи: реализация на региональном и местном уровнях системы программных мероприятий, включая мониторинг и оценку эффективности и экономической целесообразности, на основе концентрации ресурсов и межотраслевого взаимодействия. Механизм реализации: повышение КМП на основе внедрения эффективных форм организации, широкомасштабного распространения прогрессивных технологий в реальной практике ЛПУ: 1) новых организационных технологий мониторинга, раннего выявления, учета и контроля больных АГ, информационно-пропагандистских и образовательных технологий; 2) новых интегральных медицинских технологий (лечебных, профилактических и оздоровительных и иных достижений).
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации: проектирование, планирование, мониторинг и оценка. Следует отметить, что внедрение широкого спектра интегрированных медицинских и организационных технологий для выявления, учета и контроля АГ помогает эффективно решать проблемы профилактической медицины как приоритетного направления для оптимизации профилактических мероприятий и их экономически обоснованного широкого внедрения в практику. Речь идет о развитии и использовании информационных технологий системной автоматизации работы на уровне организаций первичного звена здравоохранения (центров медицинской профилактики, сети территориальных ЛПУ), а также отдельных технологий диагностики и коррекции здоровья. Известно, что важнейшим фактором повышения эффективности мониторинга является использование этой системы совместно с иными системами, в частности с системами скрининга для диагностики донозологических состояний или профилактики неблагоприятных изменений здоровья не только на популяционном, но и на индивидуальном уровнях. Развитие научно обоснованной базы для организации профилактических обследований целевых групп населения как стратегии реализации целевых программ профилактики и лечения социально значимых заболеваний позволяет решить проблему систематического контроля здоровья и выявления факторов, формирующих здоровье, на основе своевременной диагностики и направленной профилактики. С разработкой комплекса локальных автоматизированных медицинских информационных систем для оценки состояния здоровья и риска развития заболеваний связана возможность эффективного перепроектирования процессов оказания медицинской помощи и оптимальных коммуникаций персонала в ЛПУ в условиях модернизации первичного звена здравоохранения. Решение этой сложной проблемы обеспечивает информационно-методический и программно-алгоритмический комплекс локальных систем, в котором воплощены основные положения информационных семантических систем и технологического отношения к интегрированному знанию. Имеются в виду следующие знания и области их применения: 1) научно-медицинские знания в организации массовых профилактических обследований с учетом достижений медицины, социологии, медицинской информатики и менеджмента качества; 2) опыт типичной практики модернизации процессов в ЛПУ в ходе реализации целевых профилактических программ.
Проблемы разработки медицинских информационных систем в реальной практике ЛПУ в системе модернизации здравоохранения заключаются в решении задач: финансового обеспечения проектов, использования современных методов разработки на основе интегральных информационных технологий, правовых аспектов разработки и внедрения. Выбор, внедрение и эксплуатация медицинских информационных систем в ЛПУ изучаются по следующим направлениям: • управление ресурсами (экономические службы, управление персоналом, документооборот, бухгалтерский учет); • организация лечебно-диагностического процесса (электронные медицинские карты, экспертные и интеллектуальные системы в медицине); • организация персонифицированного учета, целевых медицинских осмотров, мониторинга и оценка их результатов (электронные медицинские регистры, учет движения пациентов в ЛПУ, оценка эффективности лечебно-профилактических мероприятий и программ). Сопоставление результатов эксплуатации различных систем скрининга и мониторинга здоровья при решении задач профилактики в рамках целевых территориальных программ позволяет повысить диагностическую и прогностическую эффективность этих систем и выделить в каждой из них как наиболее надежные, так и наиболее проблемные элементы. На этой основе могут быть созданы оптимальные локальные подсистемы, совместимые с системой мониторинга. Эти отдельные подсистемы могут наряду с общими методологическими подходами включать и специфические подходы к оценке и коррекции состояния здоровья, ранжированию и прогнозированию для различных территорий и групп населения. Диагностические локальные системы (например, системы оценки качества жизни, психической работоспособности и т.п.) приспособлены для донозологической диагностики и мониторинга здоровья. Системы поддержки принятия решений по управлению здоровьем (например, реализация определенных стратегий оздоровления населения в области оптимизации двигательной активности, рациона питания и др.) используются для мониторинга эффективности осуществляемых профилактических мероприятий. Данный комплекс локальных компьютерных систем может быть использован при построении системы мониторинга в целях как отбора значимых показателей здоровья, так и оптимизации архитектуры системы.
Основными сферами развития системы мониторинга могут быть: выявление влияния целевой территориальной программы на медико-социальную ситуацию в регионе; прогнозирование потребности в медицинской помощи и развитии сети ЛПУ; корректировка и прогнозирование стоимости программы; выявление недостатков в работе субъектов программы и принятие мер к их устранению. В процессе обоснования конструктивного проекта системы мониторинга большое внимание уделяется обоснованию системных технологий, описанию общих требований, технологических правил и их характеристик. Мониторинг - необходимый прием оценки действенности выбранных технологий, качества технологизации и информатизации рабочих процессов. Общие требования к проектированию системы мониторинга включают: • замкнутость системы по управлению (управление по цели, воздействие на объект, слежение за изменением его свойств, качеств и степень приближения к цели); • качество данных (ратификация и фильтрация показателей состояния здоровья и качества жизни, медицинские регистры); • скрининг-данные (стандартизация по структуре, преобразование масштаба, проверка специалистами, анализ источников ошибок и возможность их исключения); • полезность системы для управления здравоохранением; • анализ альтернативных управленческих решений в связи с данными об угрозе в отношении здоровья (игнорирование, устранение, удержание в определенных рамках); • комплексная оценка эффективности (стоимость-эффективность). Важнейшим достоинством проекта являются понимание и формулировка общих требований к проектированию системы мониторинга для выхода на оптимальные в отношении их полезности и эффективности управленческие решения. Переход на прогрессивные медицинские и организационные технологии в ходе реализации системы мониторинга изначально предполагает новое качество выполнения и повышение технологичности рабочих процессов. Системные интегральные технологии ассоциируются с появлением новых возможностей, активизацией инновационной деятельности, гарантированным достижением высоких показателей качества.
Применение таких форм организационной деятельности, как скрининг по обращаемости, целевые медицинские осмотры и систематическое динамическое наблюдение для построения многоуровневой системы мониторинга, означает реализацию на практике ресурсосберегающих, малозатратных технологий. Управленческие технологии системы мониторинга - это класс технологий, касающихся персонифицированного учета пациентов и паспортизации ЛПУ, а также управленческих решений в условиях неопределенности и ограниченных ресурсов. В этих условиях роль интегрированных технологий для прикладного системного анализа особенно значима и обусловлена необходимостью как изучения тенденций динамики показателей здоровья, так и эффективного управления деятельностью отрасли. Общие требования к назначению, функциям, способам оценки технологий, рабочих процессов и показателей системы мониторинга представлены на рис. 96. Как видно из рис. 96, система мониторинга состоит из 3 структурных элементов (подсистем): «Качество жизни», «Здоровье» и «Мероприятия по улучшению здоровья». Для каждого из элементов формулируются общие требования к назначению и функциям, структуре организации и способам оценки технологий, рабочих процессов и показателей. Технологии системы мониторинга включают: сбор, регистрацию и документирование данных мониторинга, обеспечение обмена медико-социологической информацией, контроль процессов мониторинга, хранение и поиск информации, ведение архива, статистический анализ медико-социологических данных, социологическую поддержку управленческих решений. Рис. 97 иллюстрирует перечень работ и состав технологий, общие требования для организации и ведения мониторинга здоровья и деятельности субъектов здравоохранения, а также технические условия и характеристики эксплуатации. Рис. 96. Система мониторинга. Общие требования к назначению и функциям, способам оценки технологий и показателей Рис 97 Системные интегральные технологии организации и ведения мониторинга Требования к процессам информационной поддержки мониторинга приведены на рис. 98, на котором представлены основные направления работы по стандартизации процессов, ресурсов и технологий, а также общие требования к информационным моделям хранения данных, протоколам обмена данными, терминологии применительно к обмену данными, использованию носителей информации в системе мониторинга. Это касается регламентации параметров и методов, компонентов и средств информационных технологий, а также требований к ним, определяющих совместимость и взаимодействие, функциональную взаимозаменяемость компонентов, документирование, направленные на обеспечение целостности и эффективности информационной системы. Рис.98 Информационная поддержка процессов мониторинга В инфраструктуре информационного обеспечения системы мониторинга можно выделить следующие составляющие: информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение, программные средства, системы связи и коммуникации, системы безопасности, защиты и надежности. Решение задач информационной поддержки процессов мониторинга характеризуется: • применением единой идеологии системы и средств сбора, обработки и передачи информации; • комплексным решением вопросов обеспечения пользователей релевантной информацией; • встраиванием технологий мониторинга в информационные системы. С позиции информатики мониторинг представляет собой многоцелевую открытую информационную систему, которая позволяет проводить наблюдения и запоминать состояние субъектов системы с целью комплексных прогнозов их социально-экономического развития, а также осуществлять нормативное прогнозирование для оптимизации управленческих и технологических решений по повышению финансовой эффективности работы системы. Создание системы мониторинга базируется на использовании материалов официальной статистики: • результатов популяционных исследований по установлению факторов, оказывающих воздействие на здоровье, их оценке, прогнозированию состояния здоровья; • показателей заболеваемости населения по данным обращаемости, результатов целевых медицинских осмотров, данных по причинам смерти; • данных о медико-демографических процессах; • данных о социально-экономической ситуации; • материалов научных исследований по оценке медицинской и экономической эффективности целевых территориальных программ (мероприятий). Так, для оценки состояния здоровья и деятельности субъектов здравоохранения в рамках системы мониторинга могут использоваться данные: • единого регистра застрахованных, регистров застрахованных в СМО и регистров пациентов ЛПУ; • по оказанию медицинской помощи в ЛПУ, накапливаемые в информационных системах ЛПУ; • получаемые по запросам из Госкомстата РФ, территориального органа управления здравоохранением, других органов и организаций; • получаемые в результате социологических исследований при выборочных опросах граждан, работников ЛПУ, СМО; • другие первичные документы. Мониторинг здоровья и качества жизни населения невозможен без сопоставления совокупности показателей, характеризующих так называемые внешние факторы - такие, как: • показатели, характеризующие рынок труда и уровень занятости населения; • основные показатели доходов работающего населения; • показатели уровня жизни населения; • показатели, характеризующие условия и охрану труда занятого населения; • жалобы и обоснованные претензии граждан. Источниками информации для мониторирования служат: • данные информационных систем СМО; • счета ЛПУ за оказанную помощь и сводный отчет ЛПУ; • статистическая отчетность СМО, предъявляемая в Федеральный фонд ОМС и органы государственной статистики; формы? 8,? 14,? 18 отраслевой и ведомственной статистической отчетности; • информационные справки СМО и ЛПУ (по запросу территориальных фондов ОМС), а также акты их проверок; Материалы государственной медицинской статистики, включающие сбор и хранение данных о состоянии здоровья населения, об уровне медицинского обслуживания, санитарно-гигиеническом состоянии объектов окружающей среды, являются важнейшими в процессе формирования здоровья населения и используются в качестве основных критериев при принятии управленческих решений, в частности при определении: • степени доказанного вреда, наносимого здоровью населения, воздействием различных факторов и связанного с этим экономического ущерба; • возможности снижения или устранения риска для здоровья населения и уменьшения стоимости затрат на достижение этих целей; • важности ожидаемых результатов для общества и их экономической эффективности. Направлениями практического использования системы мониторинга являются: • обработка статистической информации о численности и составе населения, заболеваемости, смертности, результатах выборочных популяционных исследований по эпидемиологической и медико-демографической проблематике и данных персонифицированных медицинских регистров и движения пациентов в ЛПУ; • обеспечение задач принятия решений по воздействию на причины наблюдаемых закономерностей с учетом временных лагов и трендов; отслеживание расхождений между прогнозируемым (планируемым) и реальным развитием событий. Различными видами мониторинга охватываются: 1) медико-социальное благополучие территории (плотность населения, санитарно-эпидемиологическая статистика, средняя обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической и другими видами медицинской помощи, расходы бюджета на оказание медицинской помощи населению и другие аспекты); 2) общественное здоровье территории (показатели воспроизводства, ожидаемой продолжительности жизни, дееспособности и другие характеристики); 3) потребность в медицинской помощи (спрос на услуги и степень использования, охват от расчетной потребности в диспансеризации и другие характеристики); 4) доступность медицинской помощи (обеспеченность необходимыми видами и объемами медицинской помощи, медикаментами, удовлетворенность тарифно-ценовой политикой на медицинскую помощь и ЛС); 5) защита прав пациентов (удовлетворенность КМП, медико-информационным, лекарственным обеспечением, работой медицинского персонала); 6) финансовая обеспеченность целевых территориальных программ (финансовая и материально-технологическая обеспеченность ЛПУ, рациональный отбор ЛПУ для участия в выполнении программы, сокращение дублирования видов медицинской помощи в ЛПУ). Мониторинг целевых территориальных программ в здравоохранении - одна из контрольных точек; определение на этой основе системы медико-социальных индикаторов способствует формированию единых стандартов мониторинга в системе охраны здоровья, созданию социально-экономической модели, способной обеспечить развитие системы профилактики и укрепления здоровья как формы социальной защиты. Важным методическим вопросом разработки системы мониторинга является тестирование промежуточных результатов выполнения целевых территориальных программ и технологических процессов по их реализации. При этом осуществляется мониторинг: 1) региональных социально-экономических особенностей функционирования целевой программы; 2) социально-экономических результатов деятельности в ходе выполнения программы; 3) доступности и качества медицинского обслуживания; 4) внедрения новых медицинских технологий. Мониторинг преобразований в системе здравоохранения на территориальном уровне позволяет: • выявить реально протекающие социально-экономические процессы, обусловленные внедрением целевых территориальных программ; • оценить эффективность модернизации системы здравоохранения; • определить новые важнейшие векторы социальных и экономических изменений при предоставлении и получении медицинской помощи в условиях модернизации системы здравоохранения; • изучить новые феномены, связанные с трансформацией здравоохранения как социального института (новые организационно-правовые формы хозяйствования и др.). Мониторинг должен максимально четко: • предоставлять итоги постоянного контроля результатов реформ; • выявлять проблемные точки в организации и управлении здравоохранением; • предоставлять материалы для оценки реализации целевых территориальных программ; • оказывать содействие в осуществлении контроля за уровнем обеспечения целевыми ресурсами и эффективностью их использования. Результаты реформирования здравоохранения могут быть признаны положительными лишь в случае улучшения одного или нескольких групп показателей, характеризующих: • состояние здоровья населения; • состояние системы медицинского обслуживания; медико-технологические характеристики деятельности ЛПУ (используемые медицинские технологии, профилактическая работа и диспансеризация, эффективность управления, уровень использования медицинского оборудования, уровень квалификации персонала, удовлетворенность пациентов КМП, доступность различных видов медицинской помощи, эффективность использования имеющихся ресурсов); • экономические показатели деятельности системы здравоохранения (повышение эффективности, экономическая целесообразность). Таким образом, система мониторинга обеспечивает многоуровневость и многоаспектность анализа здоровья и качества жизни для территорий и групп населения, что позволяет установить тенденции, причинно-следственные связи, зависимость динамики показателей от уровня факторов, влияющих на здоровье, и уровни потребности в медицинской помощи. • организовать обмен мнениями представителей разных структур о проблемах здравоохранения; • сблизить различные позиции и выработать согласованные подходы к решению проблем; • информировать общественность о деятельности органов управления здравоохранением и отдельных медицинских организаций; • осуществлять санитарно-просветительскую работу с населением; • регулярное проводить социологические опросы населения по вопросам работы учреждений здравоохранения. Работа с населением должна опираться на следующие методические принципы: • все работники системы здравоохранения должны участвовать в информировании населения; • работа с населением нуждается в организационной поддержке; • удельный вес повторных госпитализаций от их общего числа; • заболеваемость с временной утратой трудоспособности - количество случаев и дней нетрудоспособности на 100 работающих; • заболеваемость со стойкой утратой трудоспособности на 100 тыс. населения; • количество жалоб на КМП на 1 тыс. населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|