Глава 3 финансы в здравоохранении 42 глава
Первичные входные медицинские учетные документы в том виде, в котором они сейчас используются ЛПУ, не предназначены для обработки с помощью машинных технологий, но поскольку они стандартизированы как по содержанию, так и по способу заполнения, то достаточно легко поддаются переработке в формализованные и структурированные документы, пригодные для обработки автоматизированным способом. Сканирование бумажных документов обеспечивают программные средства фирмы «Cognitive Technologies» (Москва) для автоматизации поэтапного ввода документов. Технология оптического распознавания названной фирмы и технология заполнения и учета документов обеспечивают ввод в ЭВМ документов в виде, приемлемом для любого ЛПУ; для этого используется монохромный сканер с автоподачей документов. Оператор ПЭВМ осуществляет ввод графической информации, заполненной лечащим врачом, далее обеспечиваются распознавание, контекстный контроль, визуальная коррекция, редактирование, проверка орфографии и сохранение результатов в форме DBF. С учетом выполнения требований данной технологии ее результативность впечатляет: 99,7% правильного распознавания символов на числовых «полях» документа, 99,5% - на символьных его «полях». При обращении за медицинской помощью застрахованный предъявляет в регистратуру страховой медицинский полис вместе с документом, удостоверяющим личность. Регистратор с помощью сканера чтения штрих-кода считывает персональный идентифицированный номер застрахованного (пластиковый идентификатор страхового медицинского полиса со штриховым кодом). С этой целью разработан программно-технологический (аппаратный) комплекс по организации автоматизации документооборота как внутри ЛПУ, так и между субъектами ОМС; реализация последнего возможна только в едином информационном пространстве всех участников системы здравоохранения и ОМС, организационном как в виде компьютерной сети, так и с помощью обмена информацией на магнитных носителях заинтересованными сторонами.
Программно-аппаратный комплекс формирует запрос в территориальный регистр застрахованных, и установочные данные на пациента выводятся на экран монитора. Время обслуживания одного пациента в регистратуре не превышает 1,5 мин, что позволяет практически полностью ликвидировать очереди в регистратуру. При этом гарантированы точность идентификации личности пациента и отсутствие ошибок при заполнении паспортной части «Талона амбулаторного пациента». С помощью такой технологии автоматизированы службы: «Регистратура», «Приемное отделение», «Информационно-аналитический отдел», «Лаборатория», «Иммунологический кабинет» и др. - всего около 20 баз данных. Тенденции внедрения современных информационных технологий в практическую деятельность медицинских работников, ЛПУ свидетельствуют о том, что уже в недалекой перспективе системообразующим учетным документом здравоохранения станет «Электронный медицинский паспорт пациента». Решение о его разработке в качестве «единой общероссийской информационной системы» принято на итоговой Коллегии Минздрава РФ в марте 2002 г. «Электронный медицинский паспорт пациента» унифицирует лечебно-диагностический процесс с точками опоры на АРМ врачей. В системе ОМС одной из наиболее актуальных проблем является переход на «страховой медицинский полис» единого образца на машиночитаемом носителе информации и единую систему нумерации полисов. Однако при этом следует иметь в виду, что до настоящего времени в системе ОМС отсутствует установленная методология формирования и поддержки единого идентификационного номера гражданина (застрахованного). В этой связи большой интерес представляет работа по организации единой системы учета населения, созданию автоматизированной системы «Государственный регистр населения (ГРН)», введению единого социального номера для проведения адресной социальной политики. Очевидно, что без единого идентификационного номера обмен персональными данными между различными ведомствами (базами данных) практически невозможен.
Помимо этого, введение и использование полиса ОМС единого образца на любом носителе (на бумаге, пластиковой карточке с чипом, со штрихкодом, магнитной полосой или их сочетаниями) не обеспечивает само по себе полноту и актуальность учета (регистра) застрахованных и не исключает возможность одному физическому лицу иметь несколько полисов. Имеются и другие варианты решения этой проблемы. Переход на полис ОМС единого образца - это длительный процесс, динамика которого во многом определяется объемами финансовой поддержки этой работы. Основные требования к страховому медицинскому свидетельству следующие: информативность, эргономичность (небольшие размеры), машиночитаемость, низкая себестоимость и долговечность, защищенность от подделки. Функции полиса ОМС: • подтверждение права на получение медицинской помощи по программе ОМС; • автоматическая идентификация застрахованного; • определение страховщика; • автоматизированное заполнение паспортных данных пациента; • персонифицированный учет медицинской помощи. Итак, работа над созданием машиночитаемых документов, ведение и использование основных форм первичных медицинских учетных документов (история болезни, амбулаторная карта и др.) в электронном виде, внедрение в ЛПУ современных автоматизированных информационных систем и технологий, АРМ персонала ЛПУ, компьютерных баз персонифицированных медицинских и экономических данных - все это вплотную подводит нас к переходу наавтоматизированную систему документооборота. Как только будет принят федеральный закон об «Электронном документе», все преграды на этом пути будут сняты. Понятно поэтому, что проблема автоматизации документооборота в ЛПУ - одна из наиболее актуальных. Поиск путей решения этой проблемы продиктовал целесообразность применения в медицинской практике описанных выше инновационных решений и технологий.
Вопросы для повторения 1. Дайте краткую характеристику АРМ врача. 2. Перечислите задачи ведения медицинской карты в электронном виде. 3. Назовите перечень стандартных документов по каждому пациенту в электронных и печатных носителях. 4. Перечислите возможности введения электронных историй болезни и амбулаторных карт. 5. Перечислите задачи, входящие в функции АРМ врача с применением электронных медицинских карт. 6. Дайте краткую характеристику программно-технологического аппаратного комплекса по организации автоматизации документооборота.
9.3. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Автоматизированные информационные системы и технологии, используемые в здравоохранении, создаются и функционируют на протяжении 3 десятков лет. Научно-исследовательские и проектные работы, оснащение ЛПУ вычислительной техникой осуществлялись как в централизованном порядке по заказам Минздрава РФ, так и по инициативе органов и учреждений здравоохранения на местах. В стране определились территории, где информатизация здравоохранения осуществляется успешно и эффективно. Это - Удмуртия, Чувашия, Кемеровская, Новосибирская, Ростовская области, Приморский, Ставропольский, Краснодарский, Алтайский и Красноярский края, города Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новокузнецк, Ижевск, Томск, Казань, Самара, Воронеж, Тольятти, Вологда, Н. Новгород и др. Накоплен богатейший материал, который требует глубокого осмысления и анализа. Главный аргумент в защиту использования информационных систем в медицинской практике - это то, что их применение ведет к экономии и рациональному расходованию ресурсов. Поэтому, обсуждая проблемы внедрения в здравоохранении информационных систем и технологий, необходимо обозначить векторы их безусловного преимущества в решении практических задач производственной деятельности любой организации, в том числе и медицинской, с учетом специфики ее работы.
Первое и главное преимущество информационных технологий - выполнение с их помощью учетных функций, будь то кадровые, финансовые ресурсы, временные затраты и трудозатраты медицинского персонала, материальные ценности, ЛС и изделия медицинского назначения - т.е. организация системы управленческого учета в ЛПУ. Это свойство определяет второе (крайне важное) их преимущество - обеспечение функций финансово-экономического анализа деятельности медицинской организации. Внедрение в ЛПУ информационных систем рассматривается как создание новых ресурсосберегающих технологий, которые преследуют в первую очередь цели внедрения экономических методов управления, финансовой стабилизации работы ЛПУ в целом. Информационные системы и технологии, внедряемые в ЛПУ, обеспечивают сбор информации об услугах, оказанных каждому пациенту, о доходах учреждения по всем основаниям, о затратах на каждого пролеченного больного и по учреждению в целом, что составляет необходимую исходную базу данных для финансово-экономического анализа деятельности ЛПУ и принятия эффективных управленческих решений. Третье направление их эффективного использования - процессы контроля и обеспечения управления КМП, результирующих показателей за счет, прежде всего, информационной поддержки работы лечащего врача и совершенствования лечебно-диагностического процесса, экспертизы КМП и обработки данных социологических исследований по оценке удовлетворенности пациентов уровнем, процессом и условиями оказания медицинской помощи. Настоящее направление нашло отражение в методических рекомендациях «Использование информационных технологий в управлении качеством медицинской помощи», утвержденных в 2005 г. Минздравсоцразвития. И наконец, информационные технологии являются основой для реализации системы управления лечебной организацией во всех ее аспектах: оптимизации использования ограниченных ресурсов, оценки степени финансовой устойчивости, клинического управления и управления КМП, планирования действий по достижению тактических и стратегических целей для обеспечения динамичного развития организации в условиях становления рыночных механизмов в отечественном здравоохранении, динамики экономического развития государства, демографических процессов и тенденций заболеваемости населения. Рис. 80 Основные требования к создаваемым компьютерным медицинским информационным системам и технологиям
Их свойство объединять (интегрировать) и архивировать (хранить) огромные массивы информации, обеспечивать оперативную работу с информационными ресурсами, коммуникационные возможности коллективной работы с медико-статистическими и экономическими данными создают технологические условия организации действенной системы управления медицинской организацией. В связи с этим уместно привести основные требования, которые предъявляются к медицинским информационным системам и технологиям с учетом международного опыта, в частности американской профессиональной ассоциации HIMSS [41]; они сгруппированы на рис. 81. Изучение в динамике процесса информатизации здравоохранения позволяет заключить, что в настоящее время в Российской Федерации имеются автоматизированные информационные медицинские системы различного назначения, удачно спроектированные, сертифицированные по установленным в отрасли правилам и положительно зарекомендовавшие себя в практической эксплуатации. К таким системам обще-учрежденческой сети ЛПУ можно отнести больничные комплексы, реализованные в различных регионах России. Приведем пример автоматизированной ИС (АИС) «Эверест», разработанной АО НТП «АИТ» в содружестве с Госпиталем ветеранов войн? 3 Москвы (медицинский соисполнитель работ). Это уникальный аппаратно-программный комплекс, базирующийся на передовых сетевых информационных технологиях, охватывающий все службы и подразделения учреждения. АИС «Эверест» предназначена для комплексной информатизации лечебной и административно-хозяйственной деятельности многопрофильных амбулаторно-больничных комплексов посредством сбора и обработки информации о количественных и качественных показателях их деятельности, хранения информации и выдаче ее персоналу в удобном виде для последующего анализа и принятия решений. Система обеспечивает оперативность, достоверность и высокую эффективность при планировании и управлении лечебным процессом вследствие наличия обратных связей между всеми участниками процесса. За более чем 10-летний период функционирования система постоянно модернизировалась, наращивалась и сегодня включает более 200 АРМ медицинских работников, оснащена несколькими файл-серверами, источниками бесперебойного питания, имеет около 10 км кабельной сети. В основу концепции разработки и внедрения системы положены следующие принципы: • использование распределенной архитектуры при построении интегрированной информационной системы; • открытость системы для последующего развития и способность ее к расширению; • обеспечение нескольких уровней защиты конфиденциальной информации и разграничение прав доступа к массивам данных и др. Перечислим функциональные возможности АИС «Эверест», поскольку они будут свойственны многим внедряемым в ЛПУ автоматизированным информационным системам. Основные функциональные подсистемы охватывают все виды административно-хозяйственной деятельности и лечебный процесс: стационар с комплексом «История болезни», поликлиника (консультативно-диагностический центр) с комплексом «Амбулаторная карта», приемно-диагностическое отделение, лечебные специализированные отделения, параклинические отделения с комплексами: клинико-биохимической лаборатории, функциональной диагностики, рентгенологии, УЗИ, эндоскопии и др., реанимация, аптека с комплексом учета ЛС и изделий медицинского назначения, учет крови и кровезаменителей, лечебное питание, учет медицинского оборудования и бухгалтерский учет, экономические расчеты и взаиморасчеты с оплачивающими организациями, медицинская статистика и учет медицинских услуг, учет и планирование кадров, контроль исполнительской деятельности. Информация сгруппирована на логическом уровне в семейство АРМ должностных лиц медицинских работников госпиталя: от АРМ главного врача до АРМ медицинского регистратора. Примечательны перспективы развития системы с точки зрения типовости подхода к этому процессу: 1. Система непрерывно совершенствуется, гибко реагируя на растущие потребности пользователей и предлагаемые на рынке аппаратно-программные средства. 2. Приоритетными направлениями совершенствования системы на ближайшее время выбраны: • информационная поддержка ОМС; • организация ввода, архивного хранения, просмотра и анализа текстовых и графических документов истории болезни; • обеспечение телекоммуникационной связи с городскими, региональными, республиканскими и международными центрами здравоохранения, а также с объектами внедрения системы для организации «горячей линии» и удаленного мониторинга; • углубление и расширение алгоритмов решения задач внедренных подсистем. Примечателен также более чем 10-летний опыт улучшения лечебнопрофилактической помощи на основе внедрения компьютерных технологий в Орловской областной многопрофильной больнице, имеющей огромный фактический опыт работы в данной области. Автоматизированная больничная информационная система, включающая более 100 АРМ, в том числе АРМ врача, старшей медсестры, постовой медсестры, АРМ лаборанта и др., позволила обеспечить интенсификацию лечебно-диагностического процесса за счет улучшения и ускорения взаимодействия между подразделениями больницы, улучшения планирования работы персонала и контроля за ее выполнением, сокращения избыточности собираемых и обрабатываемых данных. Дальнейшее развитие системы позволяет внедрить «безбумажную технологию» ведения медицинской документации на промежуточных этапах оформления и отчетности, не исключая при этом автоматизированное оформление на «бумаге» итоговых медицинских, статистических и экономических документов. Это сокращает затраты времени на оформление документации, облегчает процесс поиска данных. Опыт создания и использования автоматизированной информационной системы убедительно показал, что рациональное сочетание и интеграция различных программных и технических средств, прикладных информационных технологий в едином комплексе приводят к положительному системному, синергическому эффекту. Этот опыт убеждает, что в составе перспективных многофункциональных информационных систем лечебных учреждений могут быть эффективно использованы технологии и средства: • создания экспертных систем и баз знаний, консультативных и обучающих систем, многомерного моделирования и интеллектуального анализа; • системы поддержки принятия решения по тактике лечения больных и управления организацией в целом; • бесклавиатурного ввода данных на основе использования машиночитаемых носителей информации (пластиковых карточек, документов с визуальным кодированием и др.). При этом необходимо исходить из того, что каждое средство и технология имеют свою область эффективности, выявление и апробация которой возможна только на основе опыта практического использования. Такой инновационный подход к внедрению технологии электронной подписи врача под основными первичными медицинскими документами и идентификации этой подписи впервые нарабатывается в рамках информационной системы городской клинической больницы? 1 г. Тольятти Самарской области, где длительное время активно используются средства информатизации медицинской деятельности (около 180 АРМ персонала). На уровне центральной районной больницы (ЦРБ) информационные технологии обеспечивают учет и достоверное планирование объемов медицинской помощи в стоимостных и количественных показателях, контроль рационального использования ресурсов, включая экспертизу качества медикаментозной терапии, ее адекватность тяжести болезни, соответствие лекарственному формуляру и перечню жизненно важных лекарственных препаратов. Показателен пример создания подобной системы на базе Торжокской ЦРБ Тверской области. Опыт этой больницы в области разработки новых учетных статистических форм для использования в автоматизированных информационных системах одобрен Минздравом РФ. С известной мерой условности обобщенная структурная схема программного комплекса информационной системы управления стационаром представлена на рис. 82, 83. Этим перечень эффективных проектов автоматизированной информационной системы стационара не ограничивается. К нему могут быть добавлены медицинские информационные системы семейства «Амулет» (разработчик - Центр ИнвестСофт), включающий системы Стационар, Поликлиника, Лаборатория, Стоматология, Экспертная деятельность ЛПУ и др., разработанные компанией «Тонлайн» для крупных ЛПУ, работающих в системе страховой медицины, а также небольших клиник частной практики. Рис. 82 Структурная схема программного комплекса управления стационаром КАИС (Б)
Рис. 83. Структурная схема комплекса «Лечебное отделение» Медицинская информационная система «Поликлиника» состоит из следующих программнофункциональных модулей: Регистратура, Контингент, Посещаемость, Заболеваемость, Больничные листы, Диспансерное наблюдение, Стоматология, Лаборатория, Платная медицина, способных работать как автономно, так и в любых сочетаниях. Система позволяет в автоматизированном режиме: • вести реестр прикрепленного к поликлинике контингента населения (паспортные данные, договор страхования, серия и номер полиса, номер медицинской амбулаторной карты и др.); • составлять расписание приема врачей, записи пациентов на прием и соответствующий этому подбор амбулаторных карт; • регистрировать первичный и повторный прием пациентов; • вести амбулаторную карту пациента, ведомость учета посещений, показатели работы врачей лечебных и вспомогательных подразделений (в виде таблиц и диаграмм), показатели работы среднего медицинского персонала; • вести учет установленных диагнозов и оперативно получать сведения о заболеваниях и выданных больничных листах, формируя при этом 3 вида отчетных документов (отчет о числе зарегистрированных заболеваний; списки пациентов по установленным диагнозам, госпитализированных, получивших группу инвалидности, умерших; отчеты о травмах и отравлениях); • формировать отчетные документы - сведения о причинах временной нетрудоспособности, списки длительно и часто болеющих пациентов, отчеты со структурой временной нетрудоспособности по нозологическим формам болезней; • вести учет пациентов, состоящих на диспансерном наблюдении по заболеванию, отслеживать проведенные врачами мероприятия, контролировать регулярность посещений по поводу диспансерного наблюдения с формированием всех установленных форм отчетности; • формировать и вести регистрационные журналы по каждому виду лабораторных исследований, базу данных по всем видам выполненных анализов обследованных пациентов; • формировать и печатать документы, отражающие сведения об оказанной медицинской помощи и ее стоимости, списки проконсультированных пациентов и стоимость проведенных консультаций, счета по договорам со страховыми компаниями и организациями и пр. По результатам деятельности поликлиники, ее отделений и конкретных врачей формируется информационная база данных для проведения аналитической работы и принятия адекватных управленческих решений, направленных на улучшение качества обслуживания пациентов. Обобщенная структурная схема программного комплекса управления поликлиникой приведена на рис. 84. Сегодня разработчики программного обеспечения готовы предоставить функциональные модули и АРМы для решения практически любых задач. Практика внедрения подтвердила достоинства автоматизированных информационных технологий в следующих сферах: • автоматизация учета медицинской помощи и используемых для ее оказания ресурсов; • повышение доступности и качества медицинского обслуживания пациентов; • адресность оказываемой медицинской помощи; • обеспечение потенциальных возможностей устранения очередей пациентов в ожидании медицинской помощи за счет электронных средств диспетчеризации врачебного приема; • создание медицинской карты конкретного пациента и возможности организации на ее основе регистра здоровья прикрепленного к ЛПУ населения; • автоматизация оформления персонифицированной медицинской и экономической документации; • повышение достоверности данных, используемых в целях планирования потребности в ресурсах и финансировании ЛПУ. • осуществление с их помощью процессов контроля и экспертизы.
Рис. 84. Структурная схема программного комплекса управления поликлиникой («Поликлиника»)
В то же время каждый программный продукт обладает рядом достоинств и недостатков, что отличает его от продукта другого производителя и даже очень известный производитель не способен предложить решение на любой случай. Внедрение больших систем и программных комплексов является долгим процессом, требующим больших усилий специалистов заказчика и разработчика программного обеспечения. Подобные проекты занимают значительное время и в целом не обязательно гарантируют получение желаемого результата. Тем не менее у каждой медицинской организации есть свои информационно-технологическая инфраструктура, устоявшиеся информационные процессы и технологии, а также персонал, способный их сопровождать. Этим специалистам приходится настраивать взаимодействие между системами разных производителей, разных поколений, внедренных в одном медицинском учреждении; число возникающих при этом проблем растет пропорционально количеству используемых программных и технических средств, их совместимости. Поэтому необходимость в интеграции решения различных прикладных задач средствами компьютерных технологий увеличивается с каждым годом. На рынке появляются все новые программные продукты. Обобщая эти разработки можно утверждать, что в настоящее время в области информатизации целенаправленно реализуется концепция комплексной автоматизации всех сфер деятельности в здравоохранении. Системное сочетание преимуществ, например, технологии «Интерин», разработанной в Институте программных систем РАН для автоматизации лечебной деятельности ЛПУ, с технологиями других фирм-разработчиков для управления финансово-экономической деятельностью медицинского учреждения, полноценного экономического учета и планирования в условиях перехода от сметного финансирования к финансированию в соответствии с оказанным объемом медицинской помощи и ее качества, представляется продуктивным и перспективным направлением информатизации здравоохранения. В методическом отношении в основе всех названных разработок медицинских информационных систем и технологий лежат системный анализ и системный подход. Использование этих методов направлено на повышение эффективности управления здравоохранением на всех без исключения его уровнях, эффективности функционирования медицинских учреждений и служб здравоохранения. В медицине развитых стран все большее распространение получает адаптивный подход, распределяющий ответственность, ресурсы и активизирующий инициативу, акцентирующий внимание на разработке информационной инфраструктуры как условия успешной информатизации в здравоохранении. В то же время были и остаются актуальными традиционные проблемы информационного обеспечения процессов управления здравоохранением, непосредственного участия медицинских работников в постановке задач, разработке медицинской сути информатизации лечебных учреждений, ведущей роли в этом процессе руководителя организации, стандартизации информационных технологий, повышения интеллектуальных средств информационных систем, научной обоснованности принимаемых управленческих решений и использования для этого аппарата моделирования и прогнозирования. Вопросы для повторения 1. Дайте краткую характеристику информационной технологии. 2. Перечислите основные требования к медицинским информационным технологиям. 3. Назовите принципы концепции разработки и внедрения информационных технологий. 4. Кратко охарактеризуйте медицинскую информационную систему «Поликлиника». 5. Дайте краткую характеристику медицинской информационной технологии «Управление стационаром». 6. Перечислите основные достоинства медицинских информационных технологий.
9.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Удовлетворение потребности граждан Российской Федерации в квалифицированной медицинской помощи является одной из приоритетных целей государственной политики, важнейшей задачей развития здравоохранения. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию отмечена необходимость сосредоточить силы и ресурсы на достижении главной цели модернизации российского здравоохранения - «повышении доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения». КМП - это комплексная многоаспектная проблема, включающая в себя укрепление материально-технической базы ЛПУ, внедрение современных технологий, работу с медицинскими кадрами по обучению и повышению их квалификации и проведение комплексной информатизации медицинских учреждений, поскольку в основе любой системы управления лежат информационные системы и технологии. В международном плане этот подход ярче всего отражен в стандартах ИСО 9000 и двух наиболее распространенных в мире концепциях TQM - «Всеобщего управления качеством» и CQI - «Непрерывного улучшения качества». В развитие этих идей Минздравом РФ обозначена стратегия непрерывного повышения КМП в Российской Федерации, разработана отраслевая целевая программа и всем субъектам Федерации рекомендовано разработать свои территориальные программы управления качеством в здравоохранении (Решение коллегии Минздрава РФ от 1821.03.03). Поставленная в отраслевой программе задача по обеспечению эффективного взаимодействия всех субъектов системы здравоохранения и ОМС в целях непрерывного повышения качества продукции и услуг в здравоохранении требует методического обоснования и раскрытия возможностей информационных ресурсов медицинских организаций в этом процессе. К сожалению, при всем многообразии публикаций и примеров эффективного применения информационных систем и технологий в клинической практике и административно-управленческих целях решения о внедрении их в ЛПУ основаны в большей степени на интуиции их руководителей, отсутствует систематизация методов и средств информационной поддержки управления КМП. В связи с этим настоящее пособие имеет целью представить основные направления эффективного использования информационных технологий для управления КМП в системах здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципального уровня. Подобного рода материалы разрабатываются впервые и не имеют аналогов. Актуальность и практическая их значимость определяются тем, что они способствуют решению задач, поставленных перед органами управления здравоохранением в Посланиях Президента РФ Федеральному собранию (2004, 2005), в материалах Коллегии Минздрава России (2003). Методической основой работы являются системный подход, методы общей теории управления, теории информатики и моделирования. Все направления усилий по совершенствованию КМП, включая и процессы информатизации, должны способствовать в конечном итоге реализации названной выше главной цели модернизации отечественного здравоохранения и рекомендаций ВОЗ в отношении содержания деятельности по обеспечению качества - это:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|