Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена





 


Все тайные общества феодальной эпохи были, как правило, немногочисленными в сравнении с массами населения, не состо­явшими ни в каких организациях, исключая, конечно, службу в армии. Все тайные общества этой эпохи начинали с проповеди бедности, отрицания богатства и имущества, необладания воору­женной организацией. Однако те из них, которые добились боль­шого влияния в обществе, стали реальными и значимыми субъек­тами человеческой истории, так или иначе использовали для сво­его неуклонного усиления организацию, точнее — формировали целенаправленно через систему специфических методов влияния эффект кооперации совместной деятельности.

Типичным примером такого организационного эффекта мо­жет служить деятельность многих религиозных орденов христиан­ской церкви, в частности ордена тамплиеров. Он возник сначала в виде небольшого сообщества, не обладал никакими богатствами и официально ставил своей целью защиту христиан в нехристиан­ских землях. Его религиозный энтузиазм был подкреплен обшир­ным детализированным уставом поведения членов ордена. Устав строился на жестких требованиях и нормах, побуждавших к един­ству и концентрации действий. При этом от членов ордена требо­валось глубокое осознание целей ордена, полная преданность этим целям, неустанное служение ордену (добровольный выход из него исключался). Мотивация поведения также контролировалась нормами устава.

Сила "закрытого" ордена оказалась столь значительной, что он превратился в единое целое, получил возможность приобретать большие богатства и растущее светское влияние. Эта возможность и была реализована в последующей истории ордена тамплиеров. Он превратился в могущественную корпорацию, которая стала конкурировать с королевской властью, что привело в конечном счете к запрещению, разгрому и ликвидации ордена1.

Организации эзотерического характера обладают свойством принимать, аккумулировать дополнительные цели помимо той, исходной и основополагающей, которая неразрывно связана с формированием организации. Эта способность не только воспри­нимать и усваивать новые цели, но и обосновывать, выдвигать

1 См. подробнее об этом: Шустер Г. "Тайные общества, союзы и ордена". Т. 1. СПб., 1905. С. 174-193.


новые обеспечивает эзотерическим объединениям устойчивость и сохранение в потоке изменений. При этом меняются свойства организации, происходит ее эволюция, но именно внутренние ме­ханизмы функционирования остаются залогом устойчивости и са­мовоспроизводства в новых исторических условиях.

Способность целеприятия обусловлена самой природой ор­ганизации. Поскольку организация существует только в состоянии целенаправленной деятельности, постольку кризис, исчерпание или отказ от цели грозят ей гибелью. Самосохранение требует пе­риодической коррекции или замены целей. Если рассматривать данную характерную особенность в более широком смысле, то она может относиться и в целом к социуму.

Названное свойство объясняет весьма распространенное яв­ление в истории общества — использование одних организаций другими для внешне законного прикрытия и осуществления своих целей. Более подробно использование такой методики рассматри­вается нами на примере деятельности "Бильдербергского клуба", "Трехсторонней комиссии", клубов "Ротари", "Киванис", "Лайонс", организаций кришнаитов, Муна, ряда современных международных "гуманитарных" обществ.

Большинство современных международных "гуманитарных" обществ имело свою предысторию, связанную с теми или иными тайными организациями инициатического толка. В определенных случаях такими "материнскими" организациями были масонские ложи — как, в частности, в случае с "Движением за права челове­ка" (изначально "Права человека" было названием иррегулярной масонской ложи, ратовавшей за равенство в ложах женщин и ев­реев с остальными масонами), "Движением за мир", ЮНЕСКО (эта организация изначально считалась экстериоризацией "розен-крейцеровского общества", ставящего своей целью создание еди­ного мирового центра управления цивилизацией и считающего своим идейным ориентиром розенкрейцера Комениуса, ученика Валентина Андреа) и т.д. Иногда промежуточными инстанциями оказывались нео-спиритуалистические организации типа "Тео­софского общества" (эта организация связана с пацифистским и экологическим движением). Но в любом случае элементы док­трин, символизма и ритуалов эзотерических организаций обяза­тельно влияли непосредственно на эти "гуманитарные" движения.


 




Глава III


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...