Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устный ответ. Контрольный диктант с грамматическим заданием




Устный ответ

 

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

 

Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если ученик:

 

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

 

2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

 

3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.

 

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 -2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик обнаруживаетзнание и понимание основных положений данной темы, но:

 

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

 

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковомоформлении излагаемого.

 

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик обнаруживаетнезнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

 

Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием

 

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

 

Объем диктанта устанавливается: для класса

 

V-VI - 100-110 слов;

VII - 110-120,

 

VIII - 120-150;

 

IX - 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

 

До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

 

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические

и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

 

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

 

5) в передаче авторской пунктуации.

 

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важнотакже учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

 

К негрубым относятся ошибки:

 

1) в исключениях из правил;

 

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых

не регулируется правилами;

 

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

 

5) в написании ы и и после приставок;

 

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др. );

 

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

 

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

 

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот

 

— ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипныеошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Диктант оценивается одной отметкой.

 

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

 

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

 

Высокий уровень (Отметка «5») выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

 

Повышенный уровень (Отметка «4») выставляется при наличии вдиктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

 

Базовый уровень (Отметка «3») выставляется за диктант, в которомдопущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

 

Низкий уровень (Отметка «2») выставляется за диктант, в которомдопущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

 

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» - 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки, для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

 

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»

Грамматические задания: фонетический, морфемный, морфологический,

 

синтаксический, словообразовательный разборы).

 

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

 

Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если ученик выполнил всезадания верно.

 

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если ученик выполнилправильно не менее 80 % заданий.

 

Базовый уровень (Отметка «3») ставится за работу, в которойправильно выполнено не менее половины заданий.

 

Низкий уровень (Отметка «2») ставится за работу, в которой невыполнено больше половины заданий.

 

Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...