Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава пятая 13 страница




429 20. 72. Но не пошла её невестка, а послала свою служанку, / И от той служанки родился благой Видура, [происходящий] из части Дхармы (na gatA cha vadhUs tatra preShyA saMpreShitA tayA / tasyAM cha vidUro jAto dAsyAM dharmAMshataH shubhaH) – слова preShyA и dAsI на санскрите могут обозначать и «служанка», и «рабыня». Видура был частичным воплощением бога справедливости Дхармы и сам отличался мудростью и справедливостью.

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АВ – Атхарваведа

АП – Агни-пурана

АйтУ – Айтарея-упанишада

БхГ – Бхагавад-гита

БрП – Брахма-пурана

БвП – Брахмавайварта-пурана

БаП – Брахманда-пурана БрУ – Брихадараньяка-упанишада

БрДП – Брихаддхарма-пурана

БхвП – Бхавишья-пурана

БхП – Бхагавата-пурана

ВмП – Вамана-пурана

ВрП – Вараха-пурана ВшП – Вишну-пурана ВюП – Ваю-пурана

ВП – Вишну-пурана ГП – Гаруда-пурана

ДБхП – Девибхагавата-пурана

ДГ – Деви-гита

ДМ – Деви-махатмья ДП – Деви-пурана

КатУ – Катха-упанишада

КауУ – Каушитаки-упанишада

КеУ – Кена-упанишада

КТ – Камакхья-тантра КП – Калика-пурана

ЛП – Линга-пурана

МайУ – Майтри-упанишада

МанУ – Мандукья-упанишада Мбх – Махабхарата

МБхП – Махабхагавата-пурана

МнДхШ – Манава-дхармашастра (Законы Ману)

МНТ – Маханирвана-тантра

МрП – Маркандея-брахмана

МтП – Матсья-пурана

МтУ – Майтри-упанишада

МУ –Мундака-упанишада

НДхШ – Дхармашастра Нарады

ПП – Падма-пурана

Рам – Рамаяна

РВ – Ригведа

СВ - Самаведа СП – Сканда-пурана

ТаУ – Тайттирия-упанишада ХВ – Харивамша

ЧхУ – Чхандогья-упанишада

ШП – Шива-пурана

ШпБ – Шатапатха-брахмана

ЯВ - Яджурведа

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Devibhagavata-puranam 1986 – Devibhagavata-puranam. - New Delhi: Oriental Books Reprint, 1986 (оригинал)

Переводы

Абхинавагупта 2006 – Абхинавагупта. Основы теории мантр: метафизика звука согласно трактату «Паратришика-виварана». - М.: Амрита-Русь, 2006.

Артхашастра 1993 - Артхашастра. Пер. В. И. Кальянова. - М.: Наука, 1993.

Атхарваведа 1995 – Атхарваведа. Избранное. Пер., комм. и вступ. ст. Т. Я.

Елизаренковой. - 2-е изд. - М.: Вост. лит., 1995.

Бана 1995 – Бана. Кадамбари. Пер. П. А. Гринцера. - М.: Ладомир, 1995.

Бхагавадгита 1994 – Бхагавадгита. Книга о Бхишме. 3-е изд., доп. Введение, пер. с санскр. и коммент. Б. Л. Смирнова. - СПб., Acad, 1994.

Бхагавадгита 1999 – Бхагавадгита. Пер. санскр., исслед. и примеч. В. С. Семенцова. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вост. лит., 1999.

Вальмики 1999 – Вальмики. Рамаяна. - М.: Гаудия-веданта Пресс, 1999.

Гитаговинда 1995 – Гитаговинда. Пер. санскр. А. Я. Сыркина. М.: Вост. лит., 1995.

Деви-гита 2005 – Деви-гита. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2005.

Девибхагавата-пурана 2001 – Девибхагавата-пурана. Книга первая. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2001.

Девибхагавата-пурана 2003 (1) – Девибхагавата-пурана. Книга первая. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2003.

Девибхагавата-пурана 2003 (2) – Девибхагавата-пурана. Книга вторая. Пер. А. А. Игнатьева. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2003.

Девибхагавата-пурана 2003 (3) – Девибхагавата-пурана. Книга третья, часть первая. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2003.

Девибхагавата-пурана 2004 (1) – Девибхагавата-пурана. Книга седьмая, часть первая. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2004.

Девибхагавата-пурана 2004 (2) – Девибхагавата-пурана. Книга седьмая, часть вторая. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2004.

 

Девибхагавата-пурана 2006 – Девибхагавата-пурана. Избранное. Пер. А. А. Игнатьева - М.: Старклайт, 2006.

Девибхагавата-пурана 2010 – Девибхагавата-пурана. Книга четвертая. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2010.

Девибхагавата-пурана 2011 – Девибхагавата-пурана. Книга двенадцатая. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2011.

Девибхагавата-пурана 2012 – Девибхагавата-пурана. Книга одиннадцатая. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2012.

Девибхагавата-пурана 2012 – Девибхагавата-пурана. Книга десятая. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2014.

Деви-махатмья 2003 – Деви-махатмья. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2003.

Деви-махатмья 2009 – Деви-махатмья. Пер. А. А. Игнатьева. -

Калининград, 2009. - 2-е изд.

Деви-махатмья 2012 – Деви-махатмья из Девибхагавата-пураны. Часть первая. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2012.

Деви-махатмья 2012 – Деви-махатмья из Девибхагавата-пураны. Часть вторая. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2013.

Дхармашастра 1998 – Дхармашастра Нарады. Пер. с санскр. А. А.

Вигасина и А. М. Самозванцева. - М.: Восточная литература, 1998.

Законы Ману 1969 - Законы Ману. \Пер. с санскр. - М.: Наука, 1969.

Калидаса 1996 – Калидаса. Род Рагху (Рагхуванша). – Пер. с санскр. В. Г. Эрмана. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1996.

Калика-пурана 2006 - Калика-пурана. Главы 1 – 20. Пер. А. А. Игнатьева. Калининград, 2006.

Калика-пурана 2009 - Калика-пурана. Избранные фрагменты из ритуальной части. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2009.

Каула 2004 – Каула-тантра-санграха. Антология текстов индуистской тантры. Пер. с санскр. С. С. Федорова, С. В. Лобанова. - М.: Старклайт, 2004.

Краткое почитание Дакшинакали 2006 - Краткое почитание Дакшинакали (по материалам Рагхураджа Дувенджидвара «Шакта Прамода»). \Пер. с санскр. О. Н. Ерченкова – Ижевск, 2006.

Лунный свет 1995 – Лунный свет санкхьи. Изд. подг. В. К. Шохин. - М.: Ладомир, 1995.

Махабхагавата-пурана 2013 – Махабхагавата-пурана. Главы 36 – 59. Пер. А. А. Игнатьева. – Калининград, 2013.

Махабхарата 1950 – Махабхарата. Адипарва. Книга первая. Пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова. – М. – Л., 1950.

Махабхарата 1976 – Махабхарата. Книга пятая. Удьйога-парва или Книга о старании. Пер. В. И. Кальянова.: Наука, 1976.

Махабхарата 1984 – Махабхарата. Выпуск V. Книга 2. Нараяния. Пер. Б. Л.

Смирнова. – 2-е изд. - Ашхабад: Ылым, 1984.

Махабхарата 1987 – Махабхарата. Книга третья. Лесная [Араньякапарва]. Пер. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. - М.: Наука, 1987.

Махабхарата 1992 – Махабхарата. Книга седьмая. Дронапарва, или Книга о Дроне. Пер. В. И. Кальянова. – М.: Наука, 1992.

Махабхарата 1996 – Махабхарата. Книга девятая. Шальяпарва, или Книга о Шалье/ Пер. В. И. Кальянова. - М.: Ладомир, 1996.

Махабхарата 1998 – Махабхарата. Книга десятая. Сауптикапарва, Или Книга об избиении спящих воинов. Книга одиннадцатая. Стрипарва, или Книга о женах. -/ Пер. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. – М.: ЯнусК, 1998.

Махабхарата 2000 – Махабхарата. Поэтическое переложение С. Л. Северцова. - М.: МЦР, 2000.

Махабхарата 2002 – Махабхарата. Маусала-парва. Махапрастхана-парва. Сварга-арохана-парва. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2002.

Махабхарата 2003 –            Махабхарата.        Книга        четырнадцатая.

Ашвамедхикапарва, или Книга о жертвоприношении коня. Пер. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. - М.: Наука, 2003.

Махабхарата 2005 – Махабхарата. Заключительные книги XV – XVIII. Пер. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. - М.: Наука, 2005.

Махабхарата 2007 – Махабхарата. Книга вторая. Сабхапарва, или Книга о собрании. Пер. В. И. Кальянова. - М.: Ладомир, 2007.

Махабхарата 2009 – Махабхарата. Книга шестая. Бхишмапарва, или Книга о Бхишме. Пер. В. Г. Эрмана. - М.: Ладомир, 2009.

Маханирвана 2003 – Маханирвана-тантра. Пер. с англ. - М.: Сфера, 2003.

Мукундорам 1980 - Мукундорам Чокроборти Кобиконкон. Песнь о благодарении Чанди [Чондимонгол]. Пер. И. А. Товстых. - М.: Наука, 1980.

Поклонение 2008 (1) – Поклонение Богине согласно Калика-пуране. Часть 1. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2008.

Поклонение 2008 – Поклонение Богине согласно Калика-пуране. Приложение. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2008.

Поклонение 2009 – Поклонение Богине согласно Калика-пуране. Часть 2. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2009.

Прозрение 2008 - Прозрение мудрого Шуки. Девибхагавата-пурана. Книга первая. Пер. А. А. Игнатьева. - М.: Амрита-Русь, 2008.

Рамаяна 2006 – Рамаяна. Книга первая Балаканда (Книга о детстве). Книга вторая Айодхьяканда (Книга об Айодхье). Изд. подг. П. А. Гринцер. М.: Ладомир; Наука, 2006.

Ригведа 1989 – Ригведа: Мандалы I - IV. Пер. Т. Я. Елизаренковой. - М.: Наука, 1989.

Ригведа 1995 – Ригведа: Мандалы V – VIII. Пер. Т. Я. Елизаренковой. - М.: Наука, 1995.

Ригведа 1999 – Ригведа: Мандалы IX - X. Пер. Т. Я. Елизаренковой. - М.: Наука, 1999.

Сказание 2007 (1) – Сказание о Махишасурамардини. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2007.

Сказание 2007 (2) – Сказание об убиении Шумбхи и Нишумбхи. Пер. А. А. Игнатьева. - Калининград, 2007.

Сказание 2009 – Сказание о Шанкхачуде и Туласи. Пер. А. А. Игнатьева. Калининград, 2009.

Сказание 2010 – Сказание о Шиве и Дочери гор. Пер. А. А. Игнатьева. Калининград, 2010.

Сканда-пурана 2005 – Сканда-пурана. Кн. 1, раздел 2, гл. 1 – 6. Пер. О. Н. Ерченкова. - Ижевск, 2005.

Сутры 1997 – Сутры философии санкхьи. Изд. подгот. В. К. Шохин. - М.: Ладомир, 1997.

Тулси дас 1948 – Тулси дас. Рамаяна или Рамачаритаманаса. Пер. А. П. Баранникова. М. – Л.: Изд-во Академии наук, 1948.

Тюлина 2003 – Тюлина Е. В. Гаруда-пурана. Человек и мир. - М.: Восточная литература, 2003.

Упанишады 2000 – Упанишады. Пер. А. Я. Сыркина. - 2-е изд.. доп. - М.: Восточная литература, 2000.

Шри Чайтанья-чаритамрита 2004 – Шри Чайтанья-чаритамрита. Ади-лила, том второй (главы 8 – 17). М.: Бхактиведанта Бук Траст, 2004.

Шримад-Бхагаватам 1990 – Шримад-Бхагаватам. Первая песнь – часть первая. - М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.

Шримад-Бхагаватам 1992 – Шримад-Бхагаватам. Вторая песнь. - М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1992.

Шримад-Бхагаватам 1994 – Шримад-Бхагаватам. Четвертая песнь – часть первая. - М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1994.

Шримад-Бхагаватам 1999 – Шримад-Бхагаватам. Пятая песнь – часть вторая. - М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1999.

Шримад-Бхагаватам 1999 – Шримад-Бхагаватам. Шестая песнь – часть первая. - М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1999.

Шримад-Бхагаватам 2003 – Шримад-Бхагаватам. Шестая песнь – часть вторая. - М.: Бхактиведанта Бук Траст, 2003.

Шримад-Бхагаватам 2005 – Шримад-Бхагаватам. Восьмая песнь – часть вторая. - М.: Бхактиведанта Бук Траст, 2005.

Шримад-Бхагаватам 2006 – Шримад-Бхагаватам. Десятая песнь – часть первая. - М.: Бхактиведанта Бук Траст, 2006.

Шримад-Бхагаватам 2010 – Шримад-Бхагаватам. Десятая песнь – часть вторая. - М.: Бхактиведанта Бук Траст, 2010.

Исследования

Айравата дас 1998 – Айравата дас. Ведическая космология. - М.: Йамуна Пресс, 1998.

Альбедиль 2000 – Альбедиль М. Ф. Индуизм. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000.

Алиханова 1974 – Алиханова Ю. М. «Дхваньялока» Анандавардханы и его учение о поэзии. // Дхваньялока («Свет дхвани»). Пер. с санскр. - М.: Наука, 1974.

Алиханова 2002 – Алиханова Ю. М. Образ ашрамы в древнеиндийской литературной традиции // Петербургский Рериховский сборник: Вып. 5 СПб.: Изд-во С. -Петерб. гос. ун-та, 2002.

Баласубраманьян 1991 - Баласубраманьян Р. Что говорит Адвайтаведанта. // Жизнь после смерти. - М.: Советский писатель. Олимп, 1991.

Бенуа 2004 – де Бенуа Ален. Как можно быть язычником. - М.: Русская правда, 2004.

Бируни 1995 – Бируни. Индия. Пер. с. араб. А. Халидова и Ю.

Завадовского. - М.: Ладомир, 1995.

Боги 1969 – Боги, брахманы, люди. - М.: Наука, 1969.

Бонгард-Левин 1985 – Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985.

Бонгард-Левин 1993 – Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация.

2-е изд., перераб. и доп. – М. Вост. лит., 1993.

Бэшем 1977 – Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. - М.: Наука, 1977.

Ванина 2007 – Ванина Е. Ю. Средневековое мышление: индийский вариант. - М.: Вост. лит., 2007.

Ванина 2012 – Ванина Е. Кончина императора – конец империи // Смерть в Махараштре. Воображение, восприятие, воплощение. М.: Наталис, 2012. С. 140 – 171.

Васильев 1990 – Васильев Т. Э. Начала хатха-йоги. - М.: Прометей, 1990.

Горохов 1996 – Горохов С. А. Тантризм // Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аванта, 1996.

Гринцер 2013 – Гринцер П. А. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 2. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2013.

Дандекар 2002 – Дандекар Р. Н. От Вед к индуизму: Эволюционирующая мифология. - М.: Вост. лит., 2002.

Двадцать пять рассказов 1958 - Двадцать пять рассказов веталы. Пер. И. Д. Серебрякова. - М.: Госполитиздат, 1958.

Древняя Индия 1995 - Древняя Индия: Три великих сказания. Лит. излож.

и предисл. Темкина Э. Н. и Эрмана В. Г. - В 2-х тт. - СПб:

Петербургское Востоковедение, 1995.

Древо индуизма 1999 – Древо индуизма. - М.: Вост. лит., 1999.

Дугин 1999 – Дугин А. Пути Абсолюта // Дугин А. Абсолютная Родина. М.: Арктогея-Центр, 1999. - С. 5 - 153.

Ефименко 1996 – Ефименко В. А. Чувствительная супруга // Индийская жена: исследования, эссе. - М.: Вост. лит., 1996. - С. 48 - 67.

Игнатьев 2008 – Миф о Махишасура-мардини в «Дэвибхагавата-пуране» и «Калика-пуране» // Donum Paulum. Studia Poetica et Orientalia: к 80летию П. А. Гринцера / РАН, Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького; [редкол.: С. Д. Серебряный и др.; ред. -сост. Н. Р. Лидова]. - М. : Наука, 2008. - С. 357 – 368.

Индия 2000 – Индия. Карманная энциклопедия. Сост. О. Г. Ульциферов. М.: ИД " Муравей-Гайд", 2000.

Индийская философия 2009 – Индийская философия: энциклопедия. - М.: Вост. лит., 2009.

Индийские праздники 2005 – Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2005.

Индуизм 1996 – Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. - М.: Республика, 1996.

Исаева 1996 – Исаева Н. В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. - М.: Ладомир, 1996.

История Востока 1997 – История Востока. Т. 1. Восток в древности. - М.: Восточная литература, 1997.

Источник 1990 – Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Источник вечного наслаждения. - М.: Воздушный транспорт, 1990.

Йылмаз 2007 – Йылмах Хасан Камиль. Тасаввуф и тарикаты. Пер. с турецкого. М.: САД, 2007.

Кёйпер 1986 – Кёйпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. - М.: Наука, 1986.

Кинсли 2008 – Кинсли Д. Махавидьи в индийской тантре. - М.: Старклайт, 2008.

Классическая драма 1976 – Классическая драма: Индия, Китай, Япония. М.: Художественная литература, 1976.

Классическая йога 1992 – Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскр., введ., коммент. и реконструкция системы Е. П. Островской и В. И. Рудого. - М.: Наука, 1992.

Классическая поэзия 1977 – Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. - М.: Художественная литература, 1977.

Котин 2005 – Котин И. Ю., Успенская Е. Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев // Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности. СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. С. 10 – 75.

Кочергина 1996 – Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Филология, 1996.

Мандзяк 2008 – Мандзяк А. Воины ислама: Воинские и боевые искусства мусульманских народов. - Мн.: Книжный дом, 2008.

Мифы 1992 – Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. - М.: Сов. Энциклопедия, 1992.

Пандей 1990 – Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды. - М.: Высшая школа, 1990.

Пахомов 2002 – Пахомов С. В. Индуизм: Йога, тантризм, кришнаизм. СПб.: Амфора, 2002.

Петрушевский 2007 – Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII – XV веках:

Курс лекций. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2007.

Пименов 1998 – Пименов В. А. Возвращение к дхарме. - М.: Наталис, 1998.

Посова 1985 – Посова Т. К. Мифология «Девимахатмья» // Древняя Индия. Язык, культура, текст. - М.: Наука, 1985.

Потупа 1991 – Потупа А. С. Открытие вселенной: прошлое, настоящее, будущее. - Минск: Юнацтва, 1991.

Радхакришнан 1993 – Радхакришнан С. Индийская философия: в 2-х т. М.: Миф, 1993.

Сахаров 1991 – Сахаров П. Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. - М.: Наука, 1991.

Сомадева 1998 – Сомадева. Океан сказаний. Пер. с санскр. И. Серебрякова. - М.: Терра, 1998.

Субрамуниясвами 1997 – Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. Пер. с англ. - Киев: София, 1997.

Сурендра Мохан 1999 – Сурендра Мохан. Ведические таинства. Минск: Растр, 1999.

Суворова 1996 – Суворова А. А. Женщина и ислам // Индийская жена: Исследования, эссе. М.: Вост. лит., 1996. С. 127 – 141.

Сутры философии санкхьи 1997 – Сутры философии санкхьи. Пер. В. К. Шохина - М.: Ладомир, 1997.

Тантрический путь 1996 - Тантрический путь. Вып. 3. - М.: Тантра-Сангха, 1996.

Темкин 1982 – Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. - М.: Наука, 1982.

Томас 2000 – Томас П. Индия. Эпос, легенды, мифы. - СПб.: Евразия, 2000.

Тюлина 2008 – Тюлина Е. В. «Сказание о Шримати» из «Линга-пураны» // Donum Paulum. Studia Poetica et Orientalia: к 80-летию П. А. Гринцера. М.: Наука, 2008. С. 338 – 356.

Ферштайн 2002 – Ферштайн Г. Энциклопедия йоги. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

Фроули 2006 – Фроули Д. Тантрическая йога и Мудрость Богинь. Духовные секреты аюрведы. - Киев: Ника-центр, 2006.

Чондимонгол 1980 – Мукундорам Чокроборти Кобиконкон. Песнь о благодарении Чанди [Чондимонгол]. Пер. И. А. Товстых. - М.: Наука, 1980.

Шарма – Шарма Р. Ш. Древнеиндийское общество: Пер. с англ. / Под ред. Г. М. Бонгарда-Левина. – М.: Прогресс, 1987.

Шивананда 1998 – Шри Свами Шивананда. Господь Шива и его почитание. Пер. с англ. А. Гросс. - М.: Золотое сечение, 1999.

Шудхирчондро 2013 – Шудхирчондро Шоркар. Лица богов: Словарьсправочник индийской мифологии / Пер. с бенгальского Е. К. Бросалиной. СПБ.: Изд. дом СпбГУ, 2013.

Эвола 1992 – Эвола Ю. Мистерия Грааля // Милый Ангел. - № 1. - С. 32 52.

Элиаде 1999 – Элиаде М. Йога:   бессмертие и свобода. - СПб.: Лань, 1999.

Элиаде 2000 – Элиаде М. Трактат по истории религий: В 2-х т. СПб.: Алетейя, 2000.

Этикет 1999 – Этикет у народов Южной Азии. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.

Ajit Mookerji 1988 – Ajit Mookerji. Kali. The Feminine Force. - London: Thames and Hudson Ltd., 1988.

Apte 1922 – Apte V. Sh. The Student s Sanskrit-English dictionary. - 2 Ed. Bombay: Gopal Narayen and Co, 1922.

Bhattacharya 1996 – Bhattacharya N. N. History of the Shakta Religion. Delhi: Munshiram Manoharial Publishers Pvt Ltd, 1996.

Brown 1990 – Brown Mackenzie C. The Triumph of the Goddess: the canonical models and theological visions of the Devi-Bhagavata-purana. - New York: State University of the New York Press, 1990.

Coburn 1988 – Coburn Thomas B. Devi-Mahatmya. The Crystallisation of the Goddess Tradition. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1988.

Dyczkowski 2004 – Dyczkowski, Mark S. G. A Journey in the World of the Tantras. - Varanasi: Indica Books, 2004.

Harper 2002 – Harper K. A. The Warring Saktis: A Paradigm for Gupta Conquests // The Roots of Tantra. - Albany: State University of New York Press, 2002.

Hazra 1963 – Hazra R. C. Studies in the Upapuranas. - Calcutta: Sanskrit College, 1963. - V. 2.

Kalikapurana 1991 – The Kalikapurana. Text, introduction and translation in English by Prof. B. N. Shastri. - Delhi-7: Nag Publishers, 1991.

Kinsley 1987 – Kinsley D. Hindu Goddesses: Vision of the Divine Feminine in the Hindu Religious Tradition. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1987.

Mahabhagavata-purana 1983 - Mahabhagavata-purana. Edited by Pushpendra Kumar. Delhi: Eastern Book Linkers, 1983.

Rodrigues 2003 – Rodrigues H. P. Ritual Worship of the Great Goddess. Albany: State University of New York Press, 2003.

Tiwari 1975 – Tiwari J. N. Goddess Cults in ancient India. - Delhi: Sundeep Prakashan, 1985.

Vijnanananda 1977 – The Devibhagavata-purana. Translated by Swami Vijnanananda. - New Delhi: Nag Publishers, 1977 (reprint).

 

Worship 1972 - Worship of the Goddess according to the Kalika-purana. Translated by R. K. Van Kooij. – Leiden: E. J. Brill, 1972.

ОБ АВТОРЕ

 Андрей Игнатьев родился в 1977 г. в городе Балашове Саратовской области. В 1979 г. всей семьей переехали в г. Речицу Гомельской области Белоруссии. С 1989 г. в Калининграде. В 1994 г. окончил Исаковскую среднюю школу. Поступил в Калининградский государственный университет на исторический факультет, который закончил в 1999 г.

С 1995 года изучал санскрит, сначала под руководством проф. А. Н. Хованского, а затем самостоятельно. В настоящее время активно занимается переводами с санскрита, а также с английского, французского, немецкого и испанского языков. Член Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма (АИЭМ). В 2003, 2004 и 2006 - 2014 гг. принимал участие в Зографских чтениях, проходивших в Санкт-Петербурге. Сфера интересов – шактистские пураны.

Уважаемые читатели! Своими впечатлениями о книге Вы можете поделиться с автором, написав письмо по адресу: ali-kgd@mail. ru.

Сайт в Интернете: www. mahadevi. ru, www. sanskrit. su

Страница в ВКонтакте: http: //vkontakte. ru/id26842290

Страница на Facebook: http: //www. facebook. com/andrei. ignatiev. 3

 

ДЕВИБХАГАВАТА-

ПУРАНА

КНИГА ВТОРАЯ

Перевод с санскрита, предисловие и комментарий Игнатьева А. А.

КАЛИНИНГРАД

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вашему вниманию представляется перевод с санскрита на русский язык второй книги Девибхагавата-Пураны, который публикуется впервые. Идейной основой данной пураны является шактизм. Шактизм – это одно из трех основных направлений в индуизме, наряду с вишнуизмом и шиваизмом, стержнем которого является культ Богини-Матери, женского начала, персонифицируемого в обликах разных индуистских богинь, и, прежде всего, супруги Шивы, известной под именами Деви, Кали, Дурга, Парвати и др. (7, с. 532; 8, с. 72)

История этого культа уходит в глубь веков. Ученые считают, что он был одним из центральных в религии Индской цивилизации (23-18 вв. до н. э. ). В развалинах Хараппы и других поселений, относящихся к этой цивилизации, археологи обнаружили множество небольших глиняных фигурок Богини-Матери, в сложном головном уборе и разукрашенными поясами на груди. Часто также женское божество изображалось сидящим на ветвях дерева (8, с. 72; 14, с. 394; 28, с. 13). Следует отметить, что подобный культ был характерен не только для Индской цивилизации, но и для почти всех народов, населявших в древности Евроазиатский материк. На огромном пространстве от Испании до Сибири находят еще восходящие к палеолиту фигурки женщин, созданные из камня, кости и глины. Эти фигурки называются «венерами» и для всех них характерно гипертрофированное изображение органов деторождения и кормления, в то время как голова и конечности изображаются условно. Большинство археологов считают, что это были идолы Богини-Матери, культ которой в первобытную эпоху носил универсальный характер. Богиня-Мать была для тогдашних людей олицетворением всей природы.

В эпоху распространения земледелия этот культ получает дополнительный импульс. Плодовитость женщины в представлении первых земледельцев была магическим образом связана с плодородием земли. Земля, почва были уподоблены женщине, засеянная нива – женщине, «понесшей во чреве своем». Рождение из зерна новых колосьев было уподоблено рождению ребенка. И потому, для того, чтобы способствовать хорошим урожаям, равно как и высокой рождаемости, почитали Богиню-Мать. В это время наряду с массивными, дебелыми женскими фигурами появляются несколько других женских изображений: например, фигуры с воздетыми к небу руками и фигуры в сочетании с жертвенником и ритуальным сосудом (32, с. 166 – 168, 178). Возможно, это изображения жриц, ведь у многих народов в древности (галлов, древних германцев и др. ) культ отправлялся преимущественно женщинами. Также можно вспомнить жриц Диониса в Греции или весталок в Древнем Риме. Колдовством и магией также занимались, в основном, женщины.

Характерным примером ранней земледельческой культуры, которой был особенно присущ культ Богини-Матери, является трипольская культура, существовавшая на территории Украины, Молдавии и Румынии.

Ее расцвет приходится на конец IV – начало III тысячелетий до н. э. (32, с. 178).

Позднее, в ранних цивилизациях на основе первобытного культа Богини-Матери возникает почитание великих богинь: Исиды – в Египте, Иштар – в Месопотамии, Кибелы – в Малой Азии, Афродиты – в Греции, Венеры – в Риме и др. (7, с. 535). У древних славян был распространен культ рожениц – богинь плодородия и изобилия, защитниц матерей и маленьких детей. С принятием на Руси христианства культ рожениц постепенно слился с культом Богородицы.

А теперь, после небольшого отступления, вновь вернемся к Индии. Индская цивилизация по неизвестным причинам приходит в упадок в начале второго тысячелетия до н. э. Вслед за этим в северную Индию вторгаются арийские племена. Конечно, это не было единовременное нашествие какой-то организованной военной силы, а было постепенное, растянутое на века, распадающееся на несколько волн проникновение племен – носителей протоиндоарийского языка, подобное тому, каким было много позднее проникновение славян из района Повисленья, Карпат и Среднего Поднепровья на обширные территории нынешней Европейской России, населенные тогда финнами, балтами и иранцами.

Арии были воинственным народом, ведшим полукочевой образ жизни и занимавшимся, прежде всего, скотоводством; почитание богинь не было свойственно их патриархальному обществу, (8, с. 72) свидетельство этому Ригведа. В Ригведе Ушас, богине зари, посвящено 20 гимнов, а богине речи Вач и богине земли Притхиви – всего по одному. А в это время богу грома Индре – было посвящено 250 гимнов, а богу огня Агни – около 200 (31).

Итак, ведийская религия была, главным образом, патриархальной, женские божества занимали в ней периферийное положение. Однако постепенно арии начинают смешиваться с дравидами, потомками жителей Хараппы и других поселений Индской цивилизации, и происходит синтез культур и религиозных представлений завоевателей и завоеванных (28, с. 13). В итоге, в пантеон религии, которая позже получит название индуизм, вошло множество богинь, представляющих собой лишь различные проявления единой великой Богини-Матери, культ которых, равно как и соответствующие изображения, до сих пор относятся к числу наиболее распространенных и интимных обычаев в индийской деревне. Культ некоторых из них носит общеиндийский характер, в то время как другие почитаются только в отдельной области или только в одном селении. К числу первых относятся супруга Шивы в ее грозных (Кали, Дурга) и милостливых (Сати, Парвати, Ума) проявлениях, Лакшми, Сарасвати, Ганга и др. К числу вторых – Бхавани, Минакши, почитаемые на юге, а класс третьих составляют как называемые грама-дэвата (деревенские божества) (7, с. 532).

Теперь поговорим об источниках, на основании которых мы можем судить о философии и практике шактизма. Культ Шакти можно найти уже в Ригведе, в таких ее гимнах, как «Деви-сукта», «Шри-сукта», «Дургасукта», «Бху-сукта» и «Нила-сукта», хотя здесь он, как указывалось, не занимает центрального положения. В этих гимнах Шакти восхваляется как великая сила, поддерживающая вселенную (40, с. 56).

Далее, в одной из «великих» Упанишад, Кена-упанишаде, о ней говорится как об Уме золотого цвета, дочери Химавата, царя Гималаев, которая рассказывает о себе Индре и другим богам (30, т. 2, с. 662). Помимо Кена-упанишады, есть еще и особые шактистские Упанишады, числом восемь; Трипуратапини-упанишад, Сита-, Деви-, СаубхагьяЛакшми и др. (40, с. 56).

Но самый большой класс текстов, содержащих информацию о шактизме, составляют тантры. Тантры делятся на три типа: агамы, нигамы и упатантры. Агамы и нигамы представляют из себя диалоги Шивы и его супруги на философские темы, причем в агамах Шива поучает свою Шакти, а в нигамах наоборот, Шакти поучает Шиву. Упатантры представляют из себя диалог Шивы или Шакти с каким-либо мифологическим персонажем (7, с. 536).

В настоящее время некоторые тантры переведены с санскрита и изданы, но многие существуют только как рукописные тексты, бережно оберегаемые шактистами и недоступные для ученых.

Что касается нашей Девибхагавата-Пураны (в дальнейшем – ДБП), то она является, наряду с вишнуитской Шримадбхагавата-Пураной (ШБП), одной из двух редакций единой Бхагавата-Пураны, упоминаемой в списках 18 махапуран (основных Пуран). Основная проблема здесь заключается в том, какая из двух редакций БП была создана раньше, а какая была создана позже и (или) является переложением предыдущей (36, с. 80 – 81).

ШБП гораздо более известна, нежели ДБП, в нашей стране ее перевод с комментариями издается многотомным изданием «Международным обществом Сознания Кришны» уже около 10 лет, но это, конечно, еще не говорит в пользу ее более раннего происхождения. Напротив, многие духовные авторитеты в Индии признают подлинной БП только ДБП (подлинными индуистами признаются лишь только те Пураны, которые приписываются легендарному мудрецу Вьясе), а ШБП считают творением средневекового грамматиста Вопадевы, что значит, что она была написана гораздо позже (36, с. 80 – 81).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...