Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава пятая 18 страница




23   баньян – Ficus indica, иные названия на санскрите – вата и ньягродха. Является священным деревом виншуитов.

24   Ямуна – совр. Джанма, одна из крупных рек Индии, впадает в Гангу у города Праяга – крупного религиозного центра индуизма.

25   апсары – небесные девы, известные своими танцами, пением и игрой на музыкальных инструментах, доставляют в мир Индры павших в битве воинов и соблазняют по поручению Индры аскетов, чье могущество начинает угрожать богам. Наиболее известны Менака, Рамбха, Урваши.

26   Адрика – апсара (см., примеч. 25), которая в образе рыбы родила будущего царя Вирату и Сатьявати.

27   сандхья-вандана – религиозные действия (возлияния воды, повторение мантр и др. ), совершаемые регулярно три раза в день: утром, в полдень и с наступлением вечера. Также три этих отрезка времени могут именоваться сандхья.

28   В индийской мифологии боги часто посылают к аскетам апсар, чтобы отвлечь их от подвижничества, которое может привести к накоплению слишком мощной оккультной энергии и тем самым угрожать власти богов. 29 Пранаяма – «овладение жизненной силой», контролирование дыхания у йогов, при которой варьируется длина вдоха, задержка дыхания и выдоха, четвертая ступень восьмиступенчатой йоги Патанджали.

30   Шапхари – рыба с блестящей чушеей, семейства карповых, Cyprinus Saphore или Clupea Alosa, водящаяся на мелководье.

31    в индийской мифологии, как и в других мифологиях, люди рождаются самым чудесным образом. Например, подвижник Ришьяшринга был рожден ланью, проглотившей семя, оброненное ее отцом Вибхиндакой при виде апсары Урваши (38, с. 162).

32   Матсья – «рыба», другое имя Вираты, царя матсьев, племени жившего на территории современного Раджастхана, героя четвертой книги «Махабхараты» – «Виратапарвы» (Книге о Вирате), приютившего у себя пандавов во время последнего – тринадцатого года их изгнания. 33 Кали – другое имя Сатьявати.

34 Матсьодари – «родившаяся из чрева рыбы», имя Сатьявати 35 Матсьягандха – «пахнущая рыбой», имя Сатьявати.

36   Парашара – «спаситель», мудрец, отец Вьясы. Имеет такое имя из-за того, что спас своего деда Васиштху от самоубийства, когда царь-людоед Калмашапада пожрал сто его сыновей, в том числе и отца Парашары.

37   Калинди – «дочь Калинды», другое название реки Ямуны (совр. Джанма), по имени горы Калинда, от которой она течет.

38   Судьба – «даива», По мнению академика Б. Л. Смирнова, понятие Дайва [судьба] в индийской философии не носит фаталистического характера и не соответствует понятию мойра древних греков. Мойра, как он указывает, неумолимая и слепая сила, которой подвластны и боги. Дайва же является частной модификацией кармы, индивидуальной кармой, вытекающей из совершенных деяний, а следовательно, справедливой, а не слепой силой. Однако, с моей точки зрения, Б. Л. Смирнов ошибается, ибо он рассматривается в данном случае мировоззрение эпоса и пуран как нечто застывшее, без учета его исторического развития. Более правильной мне представляется точка зрения Я. В. Василькова, который, напротив, противопоставляет фаталистическую концепцию Дайвы, присущую эпосу, концепции кармы, которая, как он считает, является более поздним явлением

39   Шрути – «услышанное», то же самое что и Веды. – Веды - главные священные книги индуизма. Всего их четыре: Ригведа (Веда гимнов), Яджурведа (Веда жертвенных формул), Самаведа (Веда напевов) и Атхарваведа (Веда заклинаний).

40   потомок Васиштхи – Васиштха – «самый богатый», один из семи святых мудрецов, олицетворяющий звезды Большой Медведицы. Служит идеалом брахмана, он и его потомки были домашними жрецами (пурохитами) царей Солнечной династии. Известны мифы о вражде Васиштхи с Вишвамитрой.

41    дхарма – универсальный закон мироздания и принцип следования этому закону как основная человеческая добродетель, частные дхармы – вытекающие из всеобщего религиозно-этического закона обязанности общественного сословия или отдельного лица.

42   мучимый Манматхой – Манматха – имя Камы (см. примеч. 44). Быть мучимым Камой, значит, быть терзаемым любовной страстью.

43   [деяние], недостойное для ария…- арии – «благородные», представители трех высших варн индуистского общества.

44   Его ум, пораженный стрелами Камы – Кама - индуистский бог любви. Как и греческий Эрот, вооружен луком и цветочными стрелами. Быть пораженным стрелами Камы, значит, влюбиться.

45   йоджана – «запряжка», мера длины, равная расстоянию, которое можно проехать, не меняя ездовых животных. Равна примерно 13 – 14 километров.

46   Мускус – сильно пахучее вещество, вырабатываемое железами самцов оленей и некоторых других животных. Используется в парфюмерии. 47 Ночью соитие, а не днем, предписано мудрецами…. – В индуистских текстах для совокупления предписывались только ночи, а дневное время запрещалось (Яджнавалкья, I, 70). Основанием для этого было представление, что жизненные силы того, кто живет с женой днем, пропадают. «Поистине те, кто соединяются в любви днем, укорачивают [свое] дыхание, те, кто соединяются в любви ночью, воздержанны» (Прашна-упанишада. I, 13).

48   создал туман благодаря силе благих заслуг… - силой накопленного магического пыла (тапаса) подвижник может совершать сверхъестественные деяния.

49   о тигр среди людей – употребимая в древнеиндийском эпосе животная метафора. Подчеркивает физическую силу и доблесть героя. Ср. “бык среди людей»

50   Мне приятное сделав, девственницей ты останешься… - миф о непорочном зачатии не является уникальной чертой христианства. Его мы можем встретить и в зороастризме (дева, которая искупается в озере Ван, где находится семя Заратустры, станет матерью будущего спасителя мира), и в буддизме, и других религиозных системах.

51    произошедший из части Вишну… - Вишну – один из трех великих богов, главная функция которого – поддержание мироздания. Вишну своими частями воплощается на земле для поддержания дхармы (Бхагавадгита, 4, 7 – 8). Всего насчитывается 10 «великих» вополощений (аватар), а также есть и менее значительные. Вьяса также считается частичным воплощением Вишну.

52   прославленный в трех мирах… - Три мира – это небо, земля и подземный мир.

53   См. примеч. 38.

54   Создателем Пуран твой сын будет, о прекрасноликая.

И он будет разделителем Вед – Парашара предсказывает деяния своего сына Вьясы.

55   Мальчик был рожден ей на острове, и поэтому он стал [зваться] Дваипаяной… Дваипаяна – имя Вьясы, обозначающее «островитянин», «рожденный на острове» («dvipa» – санскр. «остров»), так как он был рожден его матерью Сатьявати на острове.

56   И затем, зная о приходе века Кали, он украсил дерево Вед ветвями. – Калиюга - в индуистской хронологии последняя из четырех юг, «век демона Кали», называемый также «железным веком». Ее продолжительность – 432 тысячи лет. Это самая плохая из юг. Люди подвержены собственным пагубным страстям, ими овладевают злоба, страх, глупость, ненависть и др. пороки. В настоящее время мы находимся именно в этой эпохе, которая началась, по традиции, в 3102 году до н. э. (год войны, описанной в Махабхарате).

57   Из-за того, что он создал ветви Вед, мудрец получил имя " Вьяса", «vyasa» на санскрите значит разделитель. Ветви Вед – четыре Веды, на которые Вьясой была разделена некогда единая Веда.

58   Пурана-самхиты то же самое, что и Пураны. Самхиты – любое организованное собрание текстов или стихов.

59   Махабхарата – одна из Итихас, самая крупная в мире эпическая поэма (более ста тысяч шлок- двустиший). В основе повествования - конфликт двух ответлений царского рода Куру – кауравов и пандавов и их великой битве. Содержит множество вставных эпизодов и бесед, содержащих знания по философии, религии, астрологии, медицине, политике, этике и др.

60   Суманту - мудрец

61    Джаймини – мудрец, создатель мимансы, одной из шести школ традиционной индуистской философии, автор «Миманса-сутр».

62   Паила –мудрец.

63   Вайшампаяна – мудрец, один из трех сказителей, рассказывающий Махабхарату, усвоенную им от Вьясы, царю Джанамеджае во время двенадцатилетнего жертвоприношения змей.

64   Асита Девала – ведический мудрец, который считается покровителем темноты и магии. Был одним из учеников Вьясы и возвещал Махабхарату в мире предков.

65   Шука – букв. «попугай», сын мудреца Вьясы, с детства предававшийся подвижничеству, он достиг совершенства и попал на небеса. Его история рассказывается в первой книге Девибхагавата-Пураны.

66   происходящий из рода Пуру… - Пуру – царь из Лунной династии, младший сын Яяти, в которой были рождены кауравы и пандавы. Обменял свою молодость на старость своего отца.

67   Бхишма – «страшный», – т. е. Бхишма, сын царя Шантану и богини Ганги, дед кауравов и пандавов.

68   Васу -– «благодетельные», восемь богов, персонофицирующих природные явления. Примерный состав группы васу: Ахан (день), Дхрува (полярная звезда), Сома (бог Луны), Дхара (Земля), Анила (или Вайю, ветер), Анала (или Агни, бог огоня), Пратьюша (рассвет), Дьяус (небо), хотя могут быть и другие варианты. Считается, что Васу произошли непосредственно из пупа Брахмы. Главой их считается Индра-Васава, который, однако, не входит в их группу.

69   Читрангада – сын царя Шантану и дочери царя рыбаков Сатьявати, сводный брат Бхишмы.

70   А после того как Читрангада был убит… - Читрангада был убит гандхарвом, носящим то же самое имя, которого он вызвал на поединок. Эта история рассказывается в двадцатой главе Первой книги Девибхагавата-Пураны.

71    Вичитравирья – сын царя Шантану от Сатьявати, через Вьясу, по обычаю нийога, - отец Дхритараштры, Панду и Видуры.

72   поле Дхармы – другое название Курукшетра – «поле Куру», знаменитое поле неподалеку от Дели, где произошла великая битва между пандавами и кауравами, описанная в Махабхарате. Куру – царь Лунной династии, общий предок двух ветвей правящего дома в Махабхарате.

73   род Ишваку – Ишваку – «огурец», царь Солнечной династии, праправнук Ману.

74   Махабхиша – царь.

75   чакравартин – «врашающий колесо», великодержавный царь.

76   Ашвамедха – жертвоприношение коня, ритуал, связанный с установлением суверенной власти. Правитель, совершивший этот обряд, обретал статус вселенского самодержца. После подготовительных обрядов жертвенного коня отпускали пастись на воле в течение года под охраной военного отряда. Правители стран, по которым проходил конь, должны были изъявлять покорность царю – устроителю жертвоприношения. Через год, по возвращении коня, совершалась серия обрядов, главным из которых являлось умерщвление коня посредством удушения. Затем главная царица ложилась с убитым животным и имитировала совокупление с ним. Существенной частью ритуала также являлся диалог в загадках (брахмодья) между царем и жрецами. Считалось, что совершивший сто ашвамедх, являлся равным самому Индре, который совершил ровно столько таких жертвоприношений.

77   Ваджапея – «питье силы», царский ритуал, в котором особая роль отводилась манипуляциям с жертвенным столбом, включал многие народные обряды.

78   Прародитель – эпитет Брахмы.

79   Ганга (в Индии –женского рода) – главная священная река индуистов, почитаемая как одно из частичных проявлений (кала-рупа) БогиниМатери.

80   восемь васу см. примеч. 68.

81    Притху – один из васу.

82   Дьяус – бог неба, один из васу.

83   корова Нандини – корова, живущая в обители Васиштхи и исполняющая все желания.

84   Ушинар – царь из Лунной династии, потомок Ану, одного из сыновей Яяти. Прославился своим благочестием и щедростью Однажды, желая испытать его, Индра обернулся голубем, а Агни – соколом, и голубь, будто бы преследуемый соколом, нашел спасение у Ушинара. Сокол потребовал у царя отдать ему голубя на съеденье. Ушинар предложил соколу кусок собственного мяса весом с голубя, и тот согласился. Но когда царь отрезал от своего тела мясо, голубь оказался тяжелее. Тогда Ушинар отрезал еще, и еще, пока от него остался только скелет. Тогда боги приняли свой истинный облик и вознаградили благочестивого царя (37, с. 167).

85   сын Варуны – Васиштха, который был сыном бога океана Варуны.

86   вкушающие нектар… - то есть амриту, напиток богов.

87   Река богов – то есть Ганга (см. примеч. 79).

88   Пратипа – царь Лунной династии, отец Шантану (см. примеч. 3). 89 Сурья – бог солнца.

90   Амбика – «Мать», имя Богини-Матери.

91    Лакшми – супруга (шакти) Вишну, богиня счастья и процветания, частичное проявление (амша-рупа) великой изначальной Богини-Матери.

92   Гандхарви - женщина гандхарвов. Гандхарвы – небесные певцы и музыканты.

93   якшини – женск. форма якши. Якши - Якши – воинственные существа полубожественной природы, стражи сокровищ бога Куберы. Их женщины не чурались связей со смертными мужчинами.

94   дочь нагов – Наги - демоны-змеи, разряды мифических существоборотней, населяющих подземные миры. По преданию, их женщины отличались особой красотой и часто выходили замуж за земных царей. Так, одной супруг Арджуны была нагини Улупи.

95   Джахнави - «дочь Дхахну» – река Ганга. Джахну – эпитет мудреца Вишвамитры, кшатрия, заслужившего аскезой брахманство. Он проклял Гангу, разлив которой мешал его упражнениям. По просьбе Шивы, низведшего Гангу с небес на землю, мудрец забрал свое проклятие обратно и оживил реку, поэтому она и стала называться его дочерью.

96   То есть царь как человек не помнил свои прошлые воплощения, а богиня Ганга помнила их.

97   Шатакрату – «совершивший сто жертвоприношений», эпитет Индры.

98   Шачи – «мощь», женская ипостась Индры, олицетворение его могущества.

99   сведущий в искусстве любви… - Культура половых отношений была очень высокоразвита в традиционном индуистком обществе. Искусство любви описано во многих трактатах, наиболее известный из которых – Камасутра Ватсьяяны Малланаги.

100  Нараяна – «прибежище людей» или «тот, чье пристанище воды», одно из имен Вишну. Нараяной называют также Кришну, инкарнацию Вишну.

101  Для человека, у которого нет сына, нет ни пути, ни рая, - это знают сведущие в Ведах… - иметь сына считалось очень большим благом в традиционном индуистском обществе, ведь именно сыновья проводили поминальную церемонию – шраддху (см. примеч. 21), обеспечивающую благополучие умерших предков. Каждый индуист обязан ежедневными возлияниями и поминальными приношениями поддерживать в загробном мире три поколения усопших предков. Человек, умерший, не оставив сына, обречен на адские муки. Концепция предков находится в противоречии с концепцией кармы и перерождения, которая, как считается, имеет более позднее происхождение (см. примеч. 38).

102  Гангея – матронимическое имя Бхишмы, сына Ганги.

103  Бог любви – Кама (см., примеч. 44)

104  Индра среди царей – «Индра» в Пуранах и Махабхарате не столько личное имя, сколько титул, обозначение статуса: «царь, вождь». Индра, правящий богами в текущем мировом периоде, имеет свои личные имена и специфические для него имена-эпитеты: Шакра, Магхаван, Тысячеокий и др. (см. примеч. 15) Выражение «Индра среди царей» равносильно выражению «царь царей», «первый среди царей», «Индра богов» – то же само, что и «царь богов», «Индра слонов» – «царь слонов» или «вожак стада слонов» и т. д.

105  Дханурведа –«веда лука», воинское искусство, прежде всего, стрельба из лука. Одна из Упавед.

106  обнюхав его голову – традиционная форма приветствия у индийцев, заключающаяся в том, что один из встречающихся прижимал к груди голову другого и обнюхивал его голову.

107  Город Слона – Хастинапур,  столица рода Куру на севере ЯмуноГангского двуречья, по данным археологических раскопок, локализуется на расстоянии 56 километров к северо-востоку от современного Дели. Само название связывается с именем его легендарного основателя, царя Хастина, однако употребление ряда синонимов слова «хастин» (слон) в составе названия столицы показывает размытость традиционной ассоциации.

108  Благоприятном с точки зрения астрологии.

109  Пурану, равную Ведам… - приравнивание Девибхагавата-Пураны к Ведам подчеркивает ее важность.

110  включающая пять элементов. – эти элементы – пять основных тем Пуран, см. выше, примеч. 9.

111   Итихасы (букв. «так и было») – эпические сказания о деяниях богов и героев. К Итихасам относятся относятся Махабхарата, Рамаяна, а также менее почитаемые Йогавасиштха и Харивамша.

112   Наслаждался счастьем, как Хара с Кумарой. – Хара – «разрушитель», эпитет Шивы, третьего из трех верховных богов индуизма, управляющего тамо-гуной, основная функция которого – разрушение. Кумара – «юноша», эпитет его сына Сканды, бога войны. Этот эпитет объясняется особенностями его «героического детства», когда им были совершены главные подвиги, а также мифологической функцией, по которой он связан с духами-губителями и одновременно, если их умилостливить, охранителями детей.

113   мускус из пупков оленей – Мускус – сильно пахучее вещество, вырабатываемое железами самцов некоторых животных. Древние индийцы считали, что олени носят мускус в своих пупках.

114  чампака - michelia champaka, дерево с желто-оранжевыми цветами

115   кетака – Pandanus odoratissimus.

116  моей законной женой, моей второй половиной… - В индуизме считается, что жена как бы является второй половиной тела мужа. Так, в «Тайтттирия-брахмана» говорится: «Сам человек – полчеловека, вторая половина – жена» (11, 9, 4, 7).

117   Манобхава – «возникший в сердце», Кама (см., примеч. 44).

118  амрита – эликсир бессмертия, добытый, согласно мифу, при пахтании молочного океана.

119  Деваврата – букв. «давший божественный обет».

120  Оставив царство, сын Дашаратхи, радость [рода] Рагху, Рама, по приказу отца, // Ушел в лес вместе с Лакшманой и Джанаки на гору Читракута (38) - Об этом подробно рассказывается во второй книге Рамаяны «Айодхья-канда» («Книга об Айодхье»). Царь Дашаратха собирается торжественно объявить Раму наследником. Однако его вторая жена, коварная Кайкейи, замышляет удалить Раму и сделать царем своего сына Бхарату. Воспользовавшись тем, что Дашаратха некогда необдуманно пообещал ей исполнить два ее желания, Кайкейи требует, чтобы Рама удалился в изгнание на четырнадцать лет, а вместо него царем сделать Бхарату. Царь не знает, что делать, но наутро Рама сам является к нему и говорит, что готов отказаться от престола и уйти в изгнание. Рама уходит, сопровождаемый Ситой и Лакшманой. Надломленный горем, Дашаратха вскоре умирает. Читракута – гора (совр. Бунделькханд), место жительства Рамы в изгнание (9, с. 175 – 304).

121   Знаменитый сын царя Харишчандры по имени Рохита, о царь, // Согласился быть проданным и был слугой в доме брахмана. (40) – Харишчандра – царь из Солнечной династии, известный своей добродетелью и щедростью. Впервые упомянут в «Айтарея-брахмане» (YII. 13) В «Маркандейя-пуране» (YII. 80) рассказывается, что однажды Харишчандра отдал мудрецу Вишвамитре все свои богатства и земли. Не удолетворившись этим, Вишвамитра потребовал, чтобы Харишчандра продал в рабство самого себя, жену и сына Рохиту, и отдал ему вырученные деньги. Харишчандра выполнил и это требование, а затем он попал в услужение к чандале и был послан им на кладбище крыть саваны. На кладбище Харишчандра встретил жену, которая пришла хоронить умершего сына, и оба они решили сжечь себя на погребальном костре. Однако осуществлению этого намерения помешали боги: они явились вместе на кладбище и заявили, что все случившееся с ним было задумано для испытания его благочестия ( а его хозяином-чандалой был бог Дхарма) Боги предложили в награду Харишчандре рай Индры, но он отказался войти туда, пока туда не были допущены все его родственники и друзья. Легенду о Харишчандре можно сравнить с библейским рассказом о Иове Многострадальном (27, т. 2, с. 584).

122А Прославленный и прекрасный сын Аджигартхи по имени Шунахшепа // Был продан отцом и даже привязан к жертвенному столбу, а затем был освобожден сыном Гадхи (40) – Царевич Рохита попросил брахмана Аджигарту (букв. «голодающий») отдать ему одного из своих троих сыновей, чтобы принести в жертву Варуне, котрый наслал на его отца водянку. Тогда Аджигарта отдал своего среднего сына Шунахшепу (букв. «собачий хвост»). Однако на церемонии жертвоприношения Шунахшепа взмолился по совету сына Гадхи Вишвамитры богине зари Ушас. Путы с него спали, и одновременно исцелился от водянки и Харишчандра. Этот миф можно сравнить с библейской историей о Аврааме и Исааке (38, с. 129 – 133).

123  Известно, что некогда по приказу отца сын Джамадагни отрубил голову [своей] матери, // Это неслыханное деяние он совершил, считая приказ отца более важным. (41) – Сын Джамадагни – Парашурама («Рама с топором" ), являющийся шестой аватарой Вишну, обезглавил по приказу отца свою согрешившую мать Ренуку, дочь царя Прасенаджита. Однажды Ренука отправилась к реке, чтобы совершить утреннее омовение. С берега она увидела в водах реки царя, который забавлялся играми со своей женой, и позавидовала их счастью. Когда она вернулась в обитель, Джамадагни силой внутреннего прозрения узнал ее мысли и повелел своим сыновьям предать свою мать смерти. Из них четверо старших отказались, и только младший, Рама, согласился. За это отец пообещал исполнить любую его просьбу, и Рама попросил его, чтобы он вернул к жизни его мать и братьев, что тот и сделал (37, с. 129 – 133).

124  не показывающий спины в битве - то есть не обращающийся вспять. 125 я даю [этот] суровый (bhiishma) обет… - отсюда и его имя Бхишма («страшный, суровый»).

126  родилось и погибло под действием времени – в индийской мифологии время – Кала – персонифицировано в виде отдельного божества. «Майтриупанишада» называет калу великим океаном творений, из которого проистекают все существа, достигают роста, а затем в нем исчезают (6, 14 – 16). Кала часто представляется неким чудовищем, поглощающим и губящим человеческие существования. В этой связи Кала ассоциируется с Судьбой (Дайва) (см. примеч. 38). Время в индуизме также носит не линейный, а циклический характер (ср. концепцию вечного возвращения Ф. Ницще).

127  Т. е. Амбика.

128  От семени Вьясы родился слепой Дхритараштра, // Потому что, увидев мудреца, женщина закрыла глаза. (2). - Дхритараштра родился слепым потому, что во время зачатия его мать Амбика, увидев Вьясу, от страха закрыла глаза.

129  Оттого что царевна [Амбалика] побледнела, увидев Вьясу, // От гнева Вьясы родился Панду, без сомнения. (3) - то есть Панду (санскр. «бледный»), который впоследствии все же стал царем. Бледным он был потому, что во время зачатия его мать Амбалика, увидев Вьясу, побледнела от страха.

130  рабство в Древней Индии не получило такого распространения, как в Греции или Риме, в основном, оно носило патриархальный характер. В рабском состоянии находились в основном женщины, выполнявшие функции наложниц и домашних служанок, и древнеиндийские источники много говорят о передаче таких женщин в подарок царю или брахману.

131   сведущая в искусстве любви – см. выше, примеч. 99.

132  …. от этого союза родился Видура, [бывший] воплощенной частью Дхармы. (4) - Видура – сын Вьясы от рабыни, брат Панду и Дхритараштры, мудрый советник последнего, частичное воплощение на земле бога Дхармы, известен своими усилиями предотвратить кровавое столкновение пандавов и кауравов.

133  Гандхари – супруга царя Дхритараштры, мать ста братьев-Кауравов. Гандхари была дочерью Субалы, царя Гандхары, и сестрой Шакуни, дяди Дурьодханы.

134  Саубали – наложница Дхритараштры.

136  …вторая, будучи вайшийкой, занималась домашними делами. – Вайшийка – ж. р. от вайшья. Вайшьи, члены третьей варны (сословия) традиционного индуистского общества, занимались земледелием, скотоводством и торговлей. В данном случае Саубали, будучи ниже по варне, чем Гандхари, вела домашнее хозяйство.

137  Шурасена – царь народа шурасены, жившего вблиз города Матхуры. Отец Притхи (Кунти) и дед Кришны.

138  Кунти – эпитет Притхи, дочери царя Шурасены, по народу, которым управлял ее воспитатель. Кунти – племя, обитавшее в области Бходжа (совр. Мальва). Мать троих старших пандавов: Юдхиштхиры, Бхимы и Арджуны.

139  дочь царя страны мадров Мадри… - Мадры – крупное племя, жившее на территории Пенджаба, центром их поселения был город Шакала (совр. Сиалкот). Мадри – младшая жена царя Панду, ее имя – от названия ее народа.

140  Гандхари родила сто прекрасных сыновей… - эти сто Кауравов и стали основными противниками пандавов. Наиболее известны из них – Дурьодхана и Духшасана.

141  Юютсу – «воинственный», сражался на стороне пандавов в великой битве.

142  Кунти, будучи девушкой, и находясь в доме отца, // Дала жизнь своему первенцу Карне, от бога Солнца, прекрасному… - Карна – «ухо, чуткий», старший сын Кунти, был рожден ей до брака с Панду от бога Солнца. Сражался на стороне Кауравов и был убит Арджуной. Часто Карну сравнивают с Ахиллом.

143  Кунтибходжа – «кормилец Кунти», царь из рода ядавов, правитель кунтиев, царствовавший в Бходже (совр. Мальва), воспитал как приемный отец мать пандавов Кунти (см. примеч. 138), которая была отдана в его семью отцом Шурасеной (см. примеч. 137), дедом Кришны, согласно обычаю     отдавать        первенца   на   воспитание бездетному знатному родственнику.

144  Дурвасас – «имеющий плохую одежду», мудрец, инкарнация (воплощение) Шивы, стереотип связанных с ним сюжетов построен на том, что Дурвасас, гостеприимно принятый в чьем-либо доме, длительно живя там, сурово испытывает терпение хозяев, а при успешном завершении испытаний дарует им беспрецендентный дар, так, в сюжете о Кунти он сообщает ей мантру, произнеся которую, она может вызвать любого бога.

145  Девственность твоя не будет нарушена… - см. выше, примеч. 50.

146  Катьяяни – букв. «из рода Ката» (мифического мудреца) – имя БогиниМатери в ее проявлении супруги Шивы. Катьяяна – потомок древнего мудреца Ката, сына Вишвамитры. Кате принадлежит несколько гимнов третьей мандалы Ригведы. Собственно, вся третья мандала Ригведы принадлежит роду Вишвамитры. Особая связь Богини с родом Вишвамитры заключается прежде всего в том, что Вишвамитра является получателем мантры гаятри (Ригведа, 3, 62, 10). Будучи самой священной мантрой Вед, гаятри напрямую соотносится с Богиней и является ее мантрическим образом.

147  Мать трех миров – эпитет Богини-Матери. Три мира – это небо, земля и подземный мир.

148  Шивани – «супруга Шивы», эпитет Богини-Матери.

149  А корзину, плывущую [с ребенком по Гангу], выловил [возничий] Адиратха. (37) – Этот возничий впоследствии и воспитал Карну, за что последний получил прозвище «сын возничего» и третировался пандавами. Подобная легенда, в которой будущий вождь и великий воин в детстве был покинут матерью и воспитывался как приемный сын, была распространена у разных народов. Ср. легенды о Саргоне в Месопотамии, Моисее у евреев, Ромуле и Реме у римлян.

150  Радха – супруга Адиратхи.

151   сваямвара – «собственный выбор», свадебный обряд, при котором девушка сама выбирает себе жениха из числа претендентов, которые должны показать свое воинское умение, был распространен лишь среди кшатриев и упоминается как привилегия царского дома.

152  Дхармашастры – раздел индуистской литературы, в которой входят законодательные трактаты, формулирующие морально-этические требования общества к его членам и освещающие основные социальные установления.

153  Для не имеющего сына нет ли рая, ни пути… - см. примеч. 101.

154  Известно, что сын рожденный из семени отца, сын дочери, сын жены от родственника, специально назначенного для продолжения рода, сын вдовы, // Рожденный вследствие супружеской измены, зачатый до свадьбы, рожденный незамужней девушкой, купленный, [сын], найденный в лесу, (47) и отданный кем-либо при неспособности его прокормить, имеют право наследовать имущество [отца], // Но в порядке перечисления они обладают убывающим достоинством - таково решение. (48) – ср. с «Законами Ману», IX, 158 – 160 (10).

155  прежде великий духом царь // Саудаса имел сына благодаря Васиштхе. (50) – Саудаса – патронимическое имя царя Калмашапады (его отец – Судаса). Однажды Васиштха проклял Калмашападу, и тот обратился в людоеда и пожрал одного за другим сыновей Васиштхи. Из-за этого Васиштха хотел покончить с собой, но ему это не удалось. Затем, узнал, что жена его старшего сына Шанти беременна и что род его будет продолжен, он обрадовался и расколдовал Калмашападу (38, с. 159 – 162).

156  сиддха-мантра - мантра, дарующая сверхъестественные способности.

157  Дхарма – бог, персонофицирующий мировой нравственный закон, высшую справедливость (дхарма). Дхарма – отец одного из героев эпоса Юдхиштхиры.

158  Юдхиштхира – «стойкий в битве», сташий из пяти братьев-пандавов, сын Кунти от бога Дхармы, отличался умом и справедливостью.

159  Вайю – бог Ветра, отец Бхимы.

160  Врикодара – «имеющий брюхо волка», прозвище Бхимы, данное ему за его прожорливость.

161  Джишну - «победоносный», эпитет Арджуны.

162  Ашвины – двое божественных братьев-близнецов, ассоцииируются в вечерними и предрассветными сумерками. Являются сыновьями бога солнца Савитара и божественной кобылицы Саранью.

163  Накула и Сахадева – младшие из пандавов, братья-близнецы, рожденные Мадри от божественных близнецов Ашвинов, отличались особой красотой.

164  См. примеч. 38.

165  Совершили должным образом обряд кремации тела на берегу Ганга. (63) – Кремация – основной элемент индуистского погребального обряда. Наиболее предпочтительной считалась кремация на берегу Ганги. 166 И вместе [с мужем] Мадри взошла [на погребальный костер]…- Речь идет о индуистском обычае сати, когда вдова входила на погребальный костер мужа. Обычай сати восходит к глубокой древности и связан, повидимому, с практикой аборигенных племен. В ведической литературе ссылки на него единичны, а в эпосе и пуранах этот обряд совершают жены знатных кшатриев. Позднее он широко распространился в индийском обществе, но был запрещен англичанами в 1829 году.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...