Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава пятая 19 страница




167  Сатья[лока] – «мир истины», обитель Брахмы.

168  Совершив возлияние воды в честь умерших… - Возлияние воды (удакакарма) – один из элементов индуисткого погребального обряда. Участники церемонии с лицом, обращенным к югу, погружаются в воду и, называя умершего по имени, совершают возлияние пригоршеней воды.

Этот обряд имеет целью дать усопшему новое тело (29, с. 202 – 203). 169 Хастинапур – см. примеч. 107.

170  Драупади – общая супруга пятерых пандавов, дочь царя Друпады. Считается воплощением богини Лакшми.

171   Кришна – «черный», восьмая аватара Вишну, сын царя вришниев Васудевы и Деваки, брат второй жены Арджуны – Субхадры. От 16108 жен имел многочисленное потомство. Кришна – великий воин, с именем которого связано множество интересных и занимательных мифов, и чей образ стал объектом самостоятельного культа.

172  Субхадра – «счастливая», одна из жен Арджуны, сестра Кришны. Счастливой называли девочку, у которой есть брат.

173  которая была похищена прежде Джишну с разрешения Хари … похищение невесты было таким же обычаем среди кшатриев, как и сваямвара. Арджуна увидел прекрасную Субхадру на пиру и влюбился в нее. По совету Кришны он похитил ее, когда она выезжала за город, а затем женился на красавице.

174  Абхиманью – сын Арджуны от Субхадры, отец Парикшита.

175  [И в том же сражении] погибли сыновья Драупади. (3) – Пятеро сыновей Драупади погибли во время побоища, которое устроили ночью в лагере пандавов трое воинов, оставшихся от воинства Кауравов, Ашваттхаман, Крипа и Критаварман. Об этом рассказывается в десятой книге «Махабхараты» – «Сауптика-парве» («Книге о спящих») (20). 176 Супруга Абхиманью, прекрасная дочь Вираты… - Уттара, дочь царя Вираты.

177  Но наделенный удивительной мощью Кришна оживил // Внука своей сестры, сожженного огненной стрелой сына Дроны. (5) - Преследуемый пандавами, воин Ашваттхаман, сын Дроны, выпустил ужасное оружие «брахмаширас» (голова Брахмы»), которое, в конечном итоге, поразило нерожденных младенцев в чревах жен пандавов. Уттара, жена Абхиманью, сына Арджуны от Субхадры, была беременна, и плод в ее чреве тоже был поражен этим оружием, но не погиб благодаря сверхчеловеческой силе Кришны (20, с. 34 – 50).

178  Так как ребенок родился после гибели его рода, // То поэтому на земле он стал известен по имени Парикшит. (6) – Имя «Парикшит» означает «испытанный».

179  также напился крови из сердца Духшасаны – из-за того, что Духшасана нанес Драупади тяжкое оскорбление, Бхимасена поклялся убить его и напиться его крови. На поле битвы Курукшетра он выполнил свое обещание (38, т. 2, с. 165, 256).

180  Подобно вороне или собаке…- вороны и собаки у индийцев считаются презираемыми и нечистыми существами.

181  сын Ветра – Бхима.

182  Дурьодхана – “дурно сражающийся», главный из ста братьев-Кауравов.

183  Это по твоему дурному совету мы переживали бедствия в лесу… После того как Юдхиштхира второй раз проиграл в кости, пандавы вынуждены были уйти в изгнание и жить тринадцать лет в лесах, подвергаясь многочисленным опасностям.

184  Драупади… была притащена [в зал собрания] злодеем (23) – После того как Юдхиштхира первый раз проиграл в кости дяде пандавов Шакуни, и все их имущество, они сами и их общая женя Драупади перешли в собственность Кауравов, один из Кауравов, Духшасана, приволок за волосы Драупади в зал собрания и пытался раздеть ее, крича: «Рабыня! », но Кришна, присутствовавший на этом собрании, сделал сари ее бесконечным, и усилия Духшасаны были тщетны (38, т. 2, с. 165). 185 И по твоей милости, о обладатель великой доли, [была наша] жизнь во дворце Вираты, // И мы, исполненные неизмеримой силы, были слугами царя матсьев. (24) - об этом рассказывается в четвертой книга Махабхараты – «Вирата-парве» («Книге о Вирате»). Дабы остаться неузнанными, пандавы проводят тринадцатый год изгнания при дворе царя матсьев Вираты в качестве его слуг под чужими именами. Так, Юдхиштхира был игроком в кости под именем Канка, Бхимасена – поваром по имени Баллава, Арджуна – учителем танцев под именем Бриханнада, Сахадева – пастухом по имени Тантикала, Накула – конюхом по имени Гандхика, а Драупади – служанкой царицы по имени Малини

(38, т. 2, с. 178 – 180).

186  победивший царя Магадхи… - Магадха – совр. штат Бихар. Царь Магадхи – Джарасандха, долгое время воевавший с Кришной (он был отцом двух жен Кансы, убитого Кришной), и убитый в поединке Бхимой.

187  Васава – имя Индры как предводителя божеств Васу (см. примеч. 68) 188 Бриханнала – имя Арджуны во время его жизни у царя Вираты. 189 Гандива – название волшебного лука Арджуны, совпадает с названием лука, появившегося, согласно преданию, вместе с амритой при пахтании океана. По другой версии, лук создан Брахмой и получен героем от Агни.

190  Не спросившись царя, я бросил огонь во дворец, // И грешник Пуроджана, желающий, чтобы мы сгорели, сгорел сам. (29) – Дурьодхана, желая погубить пандавов, отправил их вместе с матерью в город Варанавату, а советник Дурьодханы по имени Пуроджана выехал туда раньше и построил смоляной дом, чтобы затем, когда пандавы будут спать, поджечь этот дом и умертвить их всех. Однако Видура ранее предупредил Юдхиштхиру о плане коварного Дурьодханы. По просьбе Юдхиштхиры землекоп выкопал подземный ход из этого дома. Пандавы решили опередить Пуроджану: имитировать собственную гибель и уйти незамеченными в леса. Однажды ночью Бхима поджег дом, который сгорел дотла вместе с Пуроджаной, а пандавы и Кунти ушли по подземному ходу (38, т. 2, с. 135 – 136).

191  Не спросившись тебя, о царь, я убил всех родственников Кичаки… Кичака – военачальник царя Вираты, который преследовал Драупади во время жизни пандавов при дворе царя матсьев. Кичака, а затем и его родственннки, были убиты Бхимой (38, т. 2, с. 179).

192  Индра среди людей - Индра в Пуранах и Махабхарате не столько личное имя, сколько титул, обозначение статуса: «вождь», «царь», «лучший из.. »

193  Скованные гандхарвами, их враги Дурьодхана и другие были освобождены [тобой]. (31) – Однажды между гандхарвами (см. примеч. 92) и кауравами (см. примеч. 196) произошла ссора, в результате которой кауравы были разгромлены и взяты в плен. Но по инициативе Юдхиштхиры пандавы пришли на помощь своим родственникам и освободили их (22, с. 466 – 494).

194  Санджая – «победоносный», возница Дхритараштры, который, благодаря полученному им от Вьясы дару, видел все, что происходит на поле куру во время знаменитой битвы, и пересказывал своему господину.

195  дочь царя Шурасены – т. е. Кунти (см. примеч. 138).

196  Кауравы – прозвище потомков куру, царя Лунной династии – родоначальника прославленного рода Куру и предка Дхритараштры и Панду. В широком смысле это прозвище распространяется также и на пандавов – сыновей Панду и племянников Дхритараштры.

197  благой ашрам Шатаюпа… - Ашрам – обитель мудрецов (не путать с ашрамом – стадией жизни). Шатаюпа – букв. «имеющий сто столбов».

198  Дочь Вираты – т. е. Уттара.

199  Кшаттар – «подрывающий [касту]», прозвище, котрое давалось человеку, рожденному женщиной-шудрой от мужчины из высшей касты. Здесь обычное прозвище Видуры, родившегося от служанки из варны шудр.

200 Дхарманандана – «сын Дхармы», эпитет Юдхиштхиры, бывшего сыном бога Дхармы.

201  И когда настало время сандхьи… - см. выше, примеч. 27.

202 Матерь всего… - эпитет Богини-Матери.

203 Пракрити, покоящейся на Пуруше, наделенной качествами и лишенной качеств… Пракрити – «природа», одна из двух высших безначальных реальностей в санкхье, одной из шести ортодоксальных систем индийской философии, женский принцип, наряду с Пурушей, («духом»), мужским принципом. В шактизме Пракрити, активный принцип, персонофицируется как Богиня-Мать, заботящаяся о всех существах, и частично само слово Пракрити выступает как одно из имен Богини-Матери. Пуруша – «дух, человек, мужчина», одна из двух высших безначальных реальностей в Санкхье, мужской принцип, наряду с Пракрити («природой»), женским принципом. Наделенной качествами и лишенной качеств… - имеются ввиду две основные формы проявления Богини-Матери: обладающая качествами (сагуна) и свободная от качеств (ниргуна).

204 Богиня богов – эпитет Богини-Матери.

205 пребывающяя в форме Брахмана… - В шактизме Богиня-Мать ассоциируется в своей безличной форме с безличной формой Брахмана ведантистов (Ниргуна-Брахман), а в личной форме – с личной формой (Сагуна-Брахман).

206 Манидвипа – «жемчужный остров».

207 гуны – три основных природных начала, составляющие принципы Пракрити, первичной природы: 1. Тамас, источник невежества, косности, заблуждений, 2. Раджас – активное, деятельное, стимулирующее начало, 3. Основа умиротворенности, терпения, благости. Гуны – неотъемлимая часть индуистского мышления, важная не только в религии и философии, но и в медицине и искусствах. Все вещи и личности – суть комбинации этих качеств в природе, и соответственно, поддаются классификации по гунам.

208 Индрии, или джанеиндрии, органы познания. Всего их насчитывается пять: чакшус (зрение), шротра (слух), твак (осязание), расана (вкус), гхрана (обоняние). В санкхье это таттвы с 6 по 10. 209 Ахамкара – «самость, эго», в санкхье четвертая таттва.

210  Манас – в санкхье пятая таттва, порождаемая из ахамкары при доминировании гуны саттва.

211   Буддхи – в общеязыковом значении – интеллект. В санкхье – третья таттва, первый продукт эволюции Пракрити, с одержательность в отдельности от сознания, ибо буддхи в той системе неосознающий материальный орган.

212  Кальпа – день Брахмы, составляющий 4320000000 лет, или 17 манвантар, или 1000 махаюг (циклов из четырех юг).

213  Здесь мы видим нечто сходное со спиритическими сеансами.

214  Махамайя - одна из двух форм Богини-Матери, сила вуалирования, сокрытия, она приводит к инволюции души из более тонких во все более грубые планы бытия, опутывает душу узами и являет собой весь проявленный мир сансары.

215  И в Прабхаса-[тиртхе] Ядавы все погибли из-за проклятия брахмана. (3) – Однажды в город ядавов Двараку пришли три мудреца, и сыновья Кришны, желая посмеяться над ними, нарядили Самбу беременной женщиной и спросили, что она родит. Мудрецы же, разгневавшись, ответили, что он родит железную палицу, которая станет причиной гибели рода Яду. И назавтра Самба родил железную палицу. Через восемнадцать лет род Ядавов развратился и пришел в упадок. Тогда Кришна велел отправиться всем в Прабхасу, место паломничества, лежащее на берегу океана недалеко возле Двараки (совр. Сомнатх на полуострове Катхиавар, известная святыня кришнаитов). Там Ядавы, напившись пальмового вина, перебили друг друга дубинками, и в живых остались лишь Кришна,

Баладева и еще несколько человек (23; 38, т. 2, с. 301 – 306).

216  …а лотосоокий Кришна, бхагаван Хари // Был убит стрелой охотника, выказывая уважение к проклятию. (5) – После битвы на Курукшетре царица Гандхари прокляла Кришну, обвинив его в том, что он попустительствовал междуусобице. Она предсказала, что его род, также как и род Куру, будет уничтожен, а сам он будет убит стрелой охотника. Так и произошло. После гибели рода Яду Кришну убил в лесу охотник, принявший его за оленя. Причем стрела, выпущенная им, попала в левую пятку - единственное уязвимое место. В свое время мудрец Дурвасас, обмазав Кришну жертвенным молоком, сделал его тело неуязвимым, и лишь на левую пятку молока не хватило (ср. аналогичный случай с Ахиллом) (20, с. 90).

217  Васудева – отец Кришны (от Деваки) и Баларамы (от Рохини), брат Кунти, царь вришниев. Вришнии – известный род, входивший в племя ядавов.

218  Бхуванешвари – одна из десяти Махавидий, великих форм знания, проявлений Богини-Матери. Имеет раджасическую природу, дарует богатство, процветание, райские наслаждения и успех в благих предприятиях.

219  Предав огню тело [Баларамы] вместе с его женой Ревати… - Баларама (Баладева) – старший брат Кришны, в генетическом аспекте – родственное Кришне божество, связанное с земледелием (отсюда его имя-эпитет Плугоносец, приписываемое ему изменение русла рек, ассоциация со змеями, пристрастие к вину). Считается воплощением Шешы – вселенского змея. Согласно преданию, Баладева умер после великого побоища, в результате которого был уничтожен род Яду, после того как из его рта вышел белый змей.

220 Дварака – город – столица рода Ядавов, располагавшаяся на берегу океана.

221  Абхиры – скотоводческое племя, занимавшее территорию юговосточной части современного Гуджарата (устье реки Нармада)

222  см. 23; 38, т. 2, с. 307.

223  Анируддха – сын Кришны.

224 Ваджра - правнук Кришны.

225  Когда ты и Хари, о многомудрый, перевоплотитесь

В следующей юге, тогда твоя грозная сила снова будет явлена… - речь идет о перевоплощении, учение о котором является неотъемлимой частью индуизма (см. примеч. 314)

226 Дхармараджа – «царь справедливости», эпитет Юдхиштхиры, бывшего сыном бога Дхармы.

227  сын Уттары – то есть Парикшит.

228 сыновья Притхи – то есть Юдхиштхира, Бхима и Арджуна.

229 Этот мудрец носил имя Шамика.

230 с сердцем, наполненным Кали… - Кали – олицетворение Калиюги.

231  погруженный в самадхи… - Самадхи – глубокая медитация, полное сосредоточение как завершающая форма йоги, восьмая ступень йоги Патанджали.

232  Этот мальчик носил имя Шринга.

233  сын, рожденный коровой… - см. примеч. 31.

234 прикоснувшись к воде… - Прикосновение к воде – очень важная часть любого индуистского ритуала. Приступая к выполнению обряда, индуист обязательно совершает омовение. Перед произнесением мантр совершается ачамана – три маленьких глотка воды с целью ритуального очищения. При обрядах, связанных с такими действиями, как благословение, проклятие, принятие обета, избавление от обета и т. д. в свидетели призываются боги, люди, земля, небо и все элементы и прежде всего вода. Вода – один из символов Брахмана, всепорождающего и разлитого всюду. Это символ жизни и смерти, бытия и небытия. Магически, вода – символ скрытой световой энергии Брахмана – брахматеджас, проводниками которой считаются мудрецы, брахманы и гуру. В Бхагавадгите (7, 8) Кришна говорит: «Я вкус воды», имея в виду прежде всего эту жизненную энергию воды как символа жизни. Эта энергия и призывается через воду при произнесении проклятия и благословения, понимая, что личность проклинающего и благословляющего всего лишь проводник ануграха-шакти – энергия милости и откровения божества. Таким образом вода используется одновременно для проклятия и благословения.

235  Такшака - змей, сын Кадру, из-за проклятия брахмана ужаливший отца царя Джанамеджаи Парикшита.

236 Шастры – «священный текст, учение». 1. Любой религиозный или философский трактат или корпус писаний. 2. Раздел знания, научная дисциплина, напримар: дхарма-шастра – религиозные законы и предписания, артха-шастра – политика. В данном случае имеются ввиду сочинения традиционных школ индуистской философии.

237  Знание свойств драгоценных камней является одним из 64 кала (традиционных ремесел, искусств и наук) у индуистов. Камни имеют пол, соотносятся с определенными лунными домами, божествами, благоприятными или неблагоприятными днями, стихиями и меют еще десятки характеристик. Правильно применяемые, они усиливают действие мантр или ослабляют чужеродное воздействие. Камни – важнейший элемент расаяны – древнеиндийского варианта алхимии.

238 Некогда жена мудреца, укушенная змеей и умершая, была оживлена

Мудрецом, отдавшим половину своей жизни ей, прекрасной апсаре (34 – 35) – см. ниже

239 " Такова не моя судьба", - пусть на этой мысли основывается мудрый – см. примеч. 38.

240 Бхригу – восьмой сын Брахмы, мудрец, основатель рода бхаргавов, отец Чьяваны.

241  Пулома – супруга мудреца Бхригу.

242 Чьявана - известный мудрец, сын Бхригу. Был женат на Суканье, дочери царя из Солнечной династии, четвертого сына Ману Шарьяти. По преданию, излагаемому в третьей книге Махабхараты, некогда царевна Суканья нечаянно нанесла оскорбление подвижнику Чьяване, и во искупление ее вины отец царевны вынужден был отдать эту юную красавицу в жены дряхлому и нищему старцу.

243 [супругой] Чьяваны стала [дочь] Шарьяти, красавица Суканья. (42) – см. выше, примеч. 242.

244 Прамати – сын Чьяваны и Суканьи.

245 Пратапи – супруга Прамати.

246 Руру – сын Прамати и Пратапи, известный подвижник, сумевший оживить свою возлюбленную, укушенную змеей.

247 Стхулакеша – мудрец.

248 Менака – одна из прекраснейших апсар (примеч. 25)

249 Вишвавасу – один из вождей гандхарвов (см. примеч. 92)

250 Прамадвара – дочь Вишвавасу и Менаки, воспитанница Стхулакеши. 251 увидев ту деву, был поражен стрелами Камы. (49) - быть пораженным стрелами Камы – значит влюбиться.

252  Я отдам ее в благоприятный день – благоприятный с точки зрения астрологии.

253  Какая будет польза от моей смерти, и трудно совершить самоубийство. (18) – самоубийство в индуистских священных текстах всегда сурово осуждалось, за исключением прайопавеши – добровольной смерти от голода для неизлечимо больных людей.

254 Ачамана – обряд полоскания рта.

255  прикоснувшись рукой к воде… - см. примеч. 234.

256 Гаятри-мантра – важнейшая ведическая мантра, известная также под названиями Ведаматри («Матерь Вед») и Савитри. В «Законах Ману» сказано: «Кто ежедневно неустанно повторяет его («Савитри») три года, тот соединяется с высшей брахмой, став подобным ветру,

превратившись в эфир». (II, 82)

257  Руру совершает магический акт заклятия истиной (сатьявада), состоящий в том, что исполнитель его делает то или иное заявление относительно своих подлинных чувств, мыслей или намерений либо какихлибо поступков в прошлом, призывая в свидетели богов. Если утверждаемое истинно, боги магией правдивого слова вынуждаются исполнить желание произнесшего заклятия.

258 Индра среди брахманов - Индра в Пуранах и Махабхарате не столько личное имя, сколько титул, обозначение статуса: «вождь», «царь», «лучший из.. »

259 Дхармараджа – «царь справедливости», в данном случае эпитет бога смерти Ямы.

260 Брахмачарья – обет целомудрия. По мнению индуистов, половое воздержание помогает накоплять духовную силу.

261  Гаурамукха – букв. «со светящимся ликом».

262 Кашьяпа – брахман.

263 Ньягродха – «растущее вниз», другое название – вата – Ficus indica, баньян, священное дерево вишнуитов.

264 Индра среди брахманов- Индра в Пуранах и Махабхарате не столько личное имя, сколько титул, обозначение статуса: «вождь», «царь», «лучший из.. »

265 …Прежде Рагху все отдал брахманам ради славы. (21) – Рагху – царь из Солнечной династии, предок Рамы.

266 Харишчандра и Карна огромное [богатство раздали] ради славы… Харишчандра – см. выше. Карна (см. примеч. 142) тоже прославился своей щедростью. Он родился с чудесным панцирем и серьгами, в которых он был неуязвим. Индра же, радея о благе своего сына Арджуны, обернулся брахманом, пришел к Карне и попросил у него эти драгоценности. Карна, хотя и был ранее предупреждаем отцом, отдал панцирь и серьги Индры, ибо он никогда не отказывал просителю (22, с. 572 – 589).

267 Если смерть предначертана неодолимой Судьбой… - см. примеч. 38.

268 … чтобы продлить его жизнь благодаря мантрам из Атхарваведы. (45) Атхарваведа – четвертая Веда (см. примеч. 39), содержит магические заклинания.

269 Бхарата – «воспитанный, взлелеянный», легендарный герой, сын царя Душьянты из Лунной династии и прекрасной Шакунталы, основатель прославленного рода, истории которого посвящено основное сказание Махабхараты. От его имени берет свое начало название Индии – Бхаратаварша, или просто Бхарата. Оба эти названия, сохранившиеся и поныне, означают «Страна Бхараты».

270 Алоэ – Amyrus Agalloha.

271  пурохита – жрец, специализирующийся на домашних церемониях.

272  львиный трон – на санскрите siMhAsana, особое сиденье, на котором восседают цари.

273  Джанамеджая - «приводящий людей в трепет», правнук Арджуны и сын Парикшита, царь Лунной династии, Махабхарата впервые исполняется сказителем Вайшампаяной во время жертвоприношения змей, устроенного этим царем для того, чтобы отомстить змею Такшаке за смерть отца.

274 Дхатрейи – здесь, по-видимому, имя Крипы.

275  Когда он достиг одиннадцати лет…- в грихьясутрах возраст одиннадцати лет называется оптимальным для кшатрия для проведения упанаяны – посвящения, после он считался полноправным членом своей варны и для него начинался период ученичества или ашрам брахмачарья.

Для брахмана аналогичная церемония должна была проходить в возрасте восьми, а для вайшьи – одиннадцати лет (29, с. 116 – 117).

276 Крипа полностью преподал ему Дханурведу, // Как Дрона - Арджуне, а Бхаргава – Карне. (9) Дханурведа – см. выше. – Крипа – брахман-воин, сын мудреца Шарадвана, как и Дрона, его родственник, Крипа обучал кауравов и пандавов военному искусству, считается воплощением Рудры, от которого он и унаследовал знание военной науки. Дрона – «кадушка», брахман воитель, сын Бхарадваджи, наставник кауравов и пандавов в военной науке. Его отец при виде апсары испустил семя в кадушку, и где и развился плод (отсюда и его имя). Был убит Дхриштадьюмной в великой битве на Курукшетре.

277  Сведущий в Дханурведе и других [упа]ведах… - Упаведы – «вспомогательные Веды» – класс текстов, содержащих практические знания. Есть четыре главных упаведы, каждая из которых включает в себя множество текстов: Артхаведа (наука об управлении государством), Аюрведа (медицина), Дханурведа (военная наука) и Гандхарваведа (музыка и искусство). Также иногда классифицируются как Упаведы: Стхапатьяведа (архитектура) и Камашастры (трактаты по эротической любви).

278 Хорошо осведомленный в [дхарма] и [артха]шастрах… - см. выше, примеч. 236.

279 Каши – иное название города Варанаси (совр. Бенарес) и страны, столицей которой этот город являлся.

280 Вапуштама – «прекраснейшая», супруга царя Джанамеджаи.

281  Подобно тому, как заполучив прекрасную дочь царя Каши,

Радовался Вичитравирья, и как Арджуна - заполучив Субхадру. (13 – 14) – Три дочери царя Каши – Амба, Амбика и Амбалика - были похищены Бхишмой на сваямваре и привезены Вичитравирье. Амбику затем он отпустил по ее просьбе, а Амбика и Амбалика стали женами Вичитравирьи (38, т. 2, с. 124). Субхадра, сестра Кришны, была похищена с его согласия Арджуной во время ее поездки в храм за город.

282 Уттанка – мудрец, чья обитель находилась влзле песчаного океана Уджанака.

283 дундубха – вид неядовитой змеи.

284 Кхага – отшельник.

285 Агнихотра – «жертвоприношение огню», ежедневный обряд возлияния коровьего молока в огонь.

286 Ахимса – ненасилие, важнее из составных морального кодекса индуистов.

287 Индра среди брахманов - Индра в Пуранах и Махабхарате не столько личное имя, сколько титул, обозначение статуса: «вождь», «царь», «лучший из.. »

288 жертвоприношение Матери – имеется в виду жертвоприношение Богини-Матери.

289 мандапа – зал или крытое помещение для торжественных мероприятий.

290 род Яявара – род, к которому принадлежал Джараткару. 291 Джараткару – мудрец.

292 Астика – сын человека Джараткару и змеи Джараткару, спасший змеиный род от истребления на жертвоприношении Джанамеджаи. 293 Вайшампаяна [тогда] пересказал [Маха]бхарату. (61) – см. выше, примеч. 59, 63.

294 отец [мой], сын сына Партхи… - отец Джанамеджаи Парикшит был сыном сына Арджуны Абхиманью.

295 От слушания ее достигается дхарма, кама, артха и мокша. – см. примеч. 8.

296 Агамы – канон священный писаний в шиваизме и шактизме, называемый пятой Ведой, разновидность Тантр. Характерная черта агам – то, что в них дает наставления Шива, а его супруга выслушивает.

297 Мудрец Джараткару, умиротворенный, не вел жизни домохозяина, // [И однажды], в лесу, в яме, он увидел [своих] предков, [висящих вниз головой]. (7)

Они сказали ему: " Женись, о сын, и мы будем довольны в высшей степени, // И в рай войдем мы тогда, освободившись от горя, если ты пойдешь по верному пути. " (8) – см. примеч. 101.

298 Кашьяпа - – мифический мудрец, сын Маричи или Брахмы, дед Ману, прародителя человечества, от своей супруги Адити породил богов вместе с Индрой, от других двенадцати дочерей Дакши произвел на свет разнообразные существа (не путать с брахманом, носившим то же самое имя).

299 Кадру – одна из супруг Кашьяпы, прародительница змей.

300 Вината – одна из супруг Кашьяпы, праодительница гигантских птиц – супарнов, главный из которых – Гаруда.

301  Тогда прилетел ее могучий сын Гаруда… - Гаруда – царь птиц, сын мудреца Кашьяпы и Винаты, вахана (ездовое животное) Вишну, непримиримый враг демонов-змей (нагов) (см. примеч. 94), похитивший у них амриту.

302 другой твой сын – Аруна.

303 Матерью было принято называть не только свою собственную мать, но и других жен отца, если таковые имелись.

304 Амрита – напиток богов, добытый ими при пахтании молочного океана. 305 лучший из птиц - Гаруда

306 Вайнатея – матронимическое имя Гаруды, его мать Вината. 307 Царь птиц - Гаруда

308 Куша – называемая также дарбха, обычно используемая во время жертвоприношений трава с длинными игольчатыми листьями (poa cyposuroides). Обычно эту траву рассыпают (без корней) на алтаре, а в конце ритуала сжигают на жертвенном огне.

309 Васуки - один из нагараджей (царей змеев-оборотней), включенных в пантеон индуизма местных божеств – подателей дождя (см. примеч. 94). 310 Отдайте ему в жены сестру Васуки, носящую ту же самое имя. (33) – то есть имя Джараткару (только с долгой гласной «у» на конце).

311   Солнце начало садиться, и приблизилось время Сандхьи – см. примеч.

27.

312  Ср. с Мбх XYIII, 5, 62 – 63.

313  ты обретешь все сиддхи… - Сиддхи («совершенства») - мистические сверхспособности и силы, обретаемые в результате упорных занятий йогой. Всего их насчитывается восемь: 1. Анима – способность делаться невидимым на уровне физического тела, 2. Махима – способность становиться громадным, 3. Лагхима – способность становиться крайне легким, 4. Гарима – способность становиться сверхтяжелым, 5. Вьяпти – способность проникать во все, 6. Пракамья – способность обретать все желаемое, 7. Ишитва – превосходство над другими, 8. Вашитва способность влиять на других.

314  Сансара – от глагольной основы «сан-сри» – «проходить через ряд последовательных состояний», трансмиграция, бесконечная цепь существований и их совокупность, мир рождения и смерти. В индуизме сансаре противопоставляется идеал мокши – освобождения – состояния, достижение которого знаменует освобождение от круговорота перерождений.

315  полное многочисленных рас … - Расы – поэтическое переживание, эмоция, или аффект. В теории поэзии и драмы насчитывают 8 – 10 рас: шрингара – любовь, вира – героизм, бибхатса – отвращение, рога – гнев, хасья – радость, бхаянака – страх, каруна – жалость, сострадание, адбхута – удивление, изумление, шанта – спокойствие, ватсалья – родительская нежность.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.      Девибхагавата-пурана (текст памятника на санскрите).

2.     Айравата дас. Ведическая космология. – М.: Йамуна Пресс, 1998.

3.     Бонгард-Левин Г. М. Ильин Г. Ф. Индия в древности. - М.: Наука, 1985.

4.     Бируни. Индия / Пер. с. араб. – М.: Ладомир, 1995.

5.     Бхагавадгита. Книга о Бхишме. – 3-е изд., доп. – СПб.: «A-cad», 1994.

6.     Вальмики. Рамаяна. – М.: Гаудия-веданта Пресс, 1999.

7.     Горохов С. А. Тантризм // Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аванта, 1996.

8.     Древняя Индия: Страна чудес. - М.: ТЕРРА, 1997.

9.     Древняя Индия: Три великих сказания. – 2-е изд., доп. – СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1995.

10.    Законы Ману. \Пер. с санскр. - М.: Наука, 1969.

11.    Ильин Г. Ф. Старинное индийское сказание о героях древности «Махабхарата». – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958.

12.    Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. - М.: Республика, 1996.

13.    Исаева Н. В. Слово, творящее мир. – М. : Ладомир, 1996.

14.    История Востока. Т. 1. Восток в древности. -М.: Восточная литература, 1997.

15.    Калидаса. Род Рагху. – СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996.

16.    Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь. – 3-е изд., испр. и доп.

– М.: Филология, 1996.

17.    Лунный свет санкхьи. – М.: Ладомир, 1995.

18.    Махабхарата. – М.: Азбука, 2001.

19.    Махабхарата. Книга девятая. Шальяпарва, или Книга о Шалье/ Пер. В.

И. Кальянова. – М.: Ладомир, 1996.

20.   Махабхарата. Книга десятая. Сауптикапарва, Или Книга об избиениии спящих воинов. Книга одиннадцатая. Стрипарва, или Книга о женах. -/ Пер. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. – М.: Янус-К, 1998.

21.    Махабхарата. Книга седьмая. Дронапарва, или Книга о Дроне / Пер.

В. И. Кальянова.: Наука, 1992.

22.   Махабхарата. Книга третья. Лесная [Араньякапарва] /Пер. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. - М.: Наука, 1987.

23.   Махабхарата. Пер. Б. Л. Смирнова. – Т. 4. – Ашхабад: Издательство Академии наук Туркменской ССР, 1958.

24.   Махабхарата. Пер. Б. Л. Смирнова. – Т. 7, ч. 2. – Ашхабад:

Туркменское издательство, 1963.

25.   Махабхарата. Поэтическое переложение С. Л. Северцева. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000.

26.   Махабхарата. Рамаяна. – М.: Художественная литература, 1974.

27.   Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. – М.: Сов. Энциклопедия, 1992.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...