Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава пятая 30 страница




xcix 4. 48. Ты моя спасительница из этого океана бытия (trAtA tvam eva mama moha-mayAd bhavAbdhes)- см. примеч. к 1. 49-50. c 5. 6. приняв всевозможные облики, играешь и прекращаешь игру … ради своего удовольствия (vividha – veSa – vilAsa – kutUhalair viramase ramase (…) yathAruci) – см. примеч. к 3. 54.

ci    5. 10. Друхина (druhina) – Брахма.

cii   5. 12. Ты постоянно даешь возможность наслаждаться твоему супругу пуруше… (ramayase sva-patiM puruSaM sadA) - взаимоотношения пуруши и пракрити часто символизируются отношениями мужчины и женщины. Внесение половой символики в религию и философию считается одной из характерных черт процесса слияния доарийской и арийской культур на Индостанском полуострове, см. также примеч. к 3. 60.

ciii  5. 14. над тройственным мирозданием (tri-bhuvanasya) – см. примеч. к 3. 12.

civ  5. 17. желает здесь царства без шипов… (iha vAJchati rAjyam akaМtakam) - в индуистских текстах, как, например, в Артхашастре, " шипами" именуются ненадежные элементы, препятствующие установлению общественного порядка (Артхашастра, с. 562). cv 5. 19. освобождение из океана бытия (muktir... bhava - sAgarAt) – см. примеч. к 1. 49 – 50.

cvi  5. 20. мантру… состоящую из девяти слогов… (mantram … navArNam) - это мантра oM aiM hrIM klIM cAmuNDayai vicce. Согласно Нилакантхе, девятислоговая мантра обращена к Шакти, проявляющей себя в образах Махакали, Махалакшми и Махасарасвати, которые символизируются тремя биджа-слогами. Из них Макакали олицетворяет силу разрушения (самхара-шакти), Махалакшми – силу поддержания (стхитишакти), Махасарасвати – силу творения (сриштишакти). Кроме того, девять слогов мантры вместе с десятым слогом связываются с десятью инкарнациями (даша махавидья) Богини. Поэтому повторением девятислоговой мантры удовлетворяют все проявления Шакти. Затем, три части ВИЧЧЕ (ВИТ-ЧА-И) обозначают САТ, ЧИТ и АНАНДА (" бытие-сознание-блаженство" ), а все вместе они обозначают Чамунду. Нилакантха дает и другое толкование: для обретения брахмавидьи следует созерцать Чамунду, которая в форме ЧИТ есть Махасарасвати, в форме САТ - Махалакшми и в форме АНАНДА - Махакали. Эту мантру повторяют в течение всех дней праздника Наваратри, а также перед ритуальным чтением Девимахатмьи и по его завершению. Также ее можно повторять в любое время по собственному желанию. Как и большинство других тантрических мантр, эту мантру необходимо получить непосредственно со слуха от гуру – духовного наставника (Браун, с. 153; Тантрический путь, с. 128-135).

cvii 5. 24. мантру… наделенную семенем… (mantram bIja-yuRtaM)мантра, «наделенная семенем», значит мантра, содержащая биджамантру («биджа» - на санскрите «семя»). Биджа-мантра - это однослоговая мантра типа hrIM и т. п. В шактизме особенно развито учение о «биджа» в мистических спекуляциях о слове как о творческом логосе (ср. концепции эллинизма и учение Филона о «словах-семенах» – Logos spermatikoi). Одним из наиболее ранних зачатков упомянутых спекуляций является шлока БГ, VIII, 10. Девятислоговая мантра, упомянутая здесь, содержит четыре биджи: oM, aiM, hrIM и klIM.

cviii 5. 26. поэтому они не упоминают тебя (yatas te nocus tvAM) – в Ведах есть гимны, посвященные женскому началу, но их количество невелико. cix 5. 31. четырьмя видами [живых существ] (caturdhA) - см. примеч. к 2. 34.

cx   5. 31. прости же мне, грех, порожденный моей самостью (kSamasvAparAdhaM tvaMahaMkAra-jaM me) – самость – ментальная способность индивидуализации, чувство двойственности и отдельности от других. Для самости характерно отождествление себя с телом, стремление к своему личному счастью, собственничество.

cxi  5. 32. идя по пути восьмеричной йоги (aSTadhA yoga-mArge pravRttAH) – восьмеричная йога – это классическая йога, описанная Патанджали в его труде «Йога-сутры» (III век до н. э. ) Ее восьмью ступенями являются: 1. Яма – соблюдение моральных заповедей, 2. Нияма – кодекс личного поведения на основе самодисциплины, 3. Асаны – позы, 4. Пранаяма – управление дыханием с помощью системы дыхательных упражнений, 5. Пратьяхара – освобождение ума от влияния чувств, 6. Дхарана – сосредоточение, 7. Дхияна – созерцание – процесс вникания в сущность объекта сосредоточения, 8. Самадхи – состояние сверхсознания в результате глубокого созерцания, в котором занимающийся сливается с объектом сосредоточения. Эти ступени описываются в Деви-гите, V, 4 - 26.

cxii 5. 32. произнесение твоего имени ведет к освобождению, даже неискреннее (te nAma-mokSa-pradam… miSena) - ср. с ролью повторения божественного имени у кришнаитов.

cxiii 5. 34. Шива (zivA)- здесь zivA, с долгим " а" на конце, «благая», одно из имен Богини-Матери. cxiv 5. 34. Иша (IzA) – “Владычица”, одно из имен Богини-Матери.

cxv  5. 35. Четырехчастную вселенную (vizvam... caturdhA - vibhaktam)- то есть населенную четырьмя видами живых существ, см. примеч. к 2. 34

(1).

cxvi 5. 36. Разве не ты спасла Хари, охранителя, от Мадху и Кайтабхи посредине океана?

(hariH pAlakaH kiM tvayA `sau madhor vA tathA kaiTabhAt rakSitaH madhye) – см. примеч. к 2. 21.

cxvii 5. 36. он был рожден из места посередине моих бровей (me bhruvor madhya – dezAt sa jAtaH) – cогласно Бхагавата-пуране, Брахма был разгневан на четырех своих сыновей: Санаку, Санатану, Санандану и Санаткумара за то, что те дали обет безбрачия и отказались иметь потомство, и в этот момент из места между бровями появился Рудра (Шива, Хара), воплощение гнева (III, 12, 6 - 10).

cxviii 5. 42. Изречение Вед не может считаться ложным никогда (na mithyA veda – vAkyaM vai kaipanIyaM kadAcana) – для ДБП характерно в целом признание абсолютного авторитета Вед, ср. Деви-гита, IX, 16. cxix 6. 2. Всегда есть единство, и нет различия между мной и этим [Брахманом]. Кто я, есть тот [Брахман], и кто тот [Брахман], то есть я – различие же является из-за помрачения разума (sadaikatvaM na bhedo

`sti sarvadaiva mamAsya ca / yo `sau sA `ham ahaM yo `sau bhedo `sti mati - vibhramAt) – в шактистской философии Шива и Шакти вместе мыслятся как единый, гомогенный Брахман. Иногда Шива отождествляется с Ниргуна-Брахманом адвайтистов, а Шакти – с Сагуна-Брахманом. По другой версии, Деви сама неотличима от Брахмана, который и есть единственная подлинная реальность, определяемая как саччидананда (бытие-сознание-блаженство). И два аспекта Брахмана соотносятся с Шакти, лишенной качеств, и Шакти, обладающей качествами (Радхакришинан, т. 2, с. 663-663). Как указывает Дж. Н. Тивари, философия шактизма является монистической, и она совмещает в себе концепцию Брахмана, взятую из упанишад, и концепцию Пракрити, происходящую из санкхьи

(Тивари, с. 68). cxx 6. 4-6. Брахман свободен как от тождества, так и от различия с чемлибо, у него нет никаких внутренних различий. У дерева, например, есть внутреннее различие-многообразие его листьев, плодов и цветов. Оно находится в отношениях сходства с другими деревьями и в отношениях несходства с объектами иного рода, например, с камнями. У Брахмана же отсутствуют как сходства так и различия такого рода: он не содержит в себе также никакой внутренней дифференциации, потому что все это представляет собой эмпирические различия. Шанкара отказывается характеризовать Брахмана даже как единственного в своем роде, за исключением той характеристики, что Брахман не имеет ничего себе равного, и называет его недвойственным-адвайтой (Радхакришнан, т. 2, с. 481).

Брахман невечен в смысле постоянного отсутствия изменения во времени, но он вечен в смысле абсолютной вневременности и неподверженности разложению или распаду. Брахман вечен, потому что его полнота и совершенство не соотносятся со временем

(Радхакришнан, т. 2, с. 482).

Брахман нельзя полагать как целое, включающее части, ибо он по природе единообразен (ekarasa). Он реален и все же не содержит в себе картины мира (Радхакришнан, т. 2, с. 483).

Брахман – одновременно ниргуна и сагуна. Ниргуна-Брахман, или Парабрахман, - это гомогенный абсолют, Брахман без Шакти.

Когда же появляется Шакти, Брахман становится сагуна. Хотя в состоянии ниргуна Брахман описывается без Шакти, Шакти уже потенциально в нем заложена. При этом следует заметить, что подобное утверждение очень условно, посколько Брахман и Шакти – есть единое целое. Шакти- Брахма-рупа, которая есть одновременно ниргуна и сагуна. Первым актом миропроявления служит появление Шакти. Из Брахмана и Шакти возник нада (Шива-Шакти в образе «Слова или звука»), а из нады – бинду. Далее следует сложнейший процесс миропоявления (эманации абсолюта), изложенный в тантрических текстах (Маханирвана, с. 14-16). cxxi 6. 7. Во время гибели мира я ни женщина, ни мужчина и ни евнух (nAhaM strI na pumAzcAhaM na klIbaM sarga-saMkSaye) – во время разрушения мироздания все разрушения мироздания все различия между материальными формами исчезают, и восстанавливается первозданное единство. Ср. также Деви-гита, I, 29(2). Высшая же реальность в индуизме находится выше половых различий (Браун, с. 217). cxxii 6. 8. Я – Разум, красота, стойкость, слава и память, / Вера, мудрость, милосердие, стыдливость, голод, жажда и прощение… (buddhir … zrIz ca dhRtiH kIrtiH smRtis tathA // zraddhA medhA dayA lajjA kSudhA tRSNA tathA kSamA) - ср. Бхагавад-гита, X, 20 – 39.

cxxiii 6. 10. Пара, Мадхьяма, Пашьянти (parA madhyA ca pazyantI) – три градации звука, исходящего от абсолюта: Пара - высшая божественная речь, слышимая лишь в тонком теле и вибрирующая в пране, это звук как чистая потенция, происходящий от соединения Шивы и Шакти. Это уровень тонкого внутреннего звука (нада). Пашьянти - это тонкая форма звуковой вибрации, слышимая на ментальном уровне и предшествующая мысли. Это уровень семени (бинду), возникающего из тонкого звука. Мадхьяма - звуковая вибрация, слышимая в индриях. Образуется при соединении Пашьянти с буддхи. Здесь не упомянута вайкхари - обычная человеческая речь, разделенная на слогообразующая звуки, именуется также " грубый звук" (стхулашабда), конечная ступень в процессе эманации звука (Маханирвана, с. 86; Тантрический путь, с. 90 - 91; Ферштайн, с. 602 - 603). cxxiv 6. 13. [Воплощенная в образы] всех богов (sarveSu deveSu) – а в Деви-махатмье Деви является из совокупности сияний, изошедших из тел различных богов (II, - 18).

cxxv 6. 14. (Я) – Гаури, Брахми, Раудри, Варахи, Вайшнави, Шива, / Варуни, Каубери, Нарасимхи и Васави (gauri brAhmI tathA raudrI vArAhI vaiSNavI zivA / vAruNI cAtha kauberI nArasiMhi ca vAsavI) перечисляются матрики – шакти различных богов, см. примеч. к 1, 34. cxxvi 6. 18. Ср. Деви – гита, II, 5.

cxxvii 6. 18. шакти (zakti) – здесь «сила, энергия», обезличенное проявление Высшей Шакти. cxxviii 6. 20. Упавший, споткнувшийся, испуганный, спокойный, попавший во власть врага / Именуются ашактами людьми, но никто из них не зовется арудрами (patitaH skhalito bhItaH zatru-vazaM gataH / azaktaH procyate loke nArudraH ko `pi kathyate)- слово azakta буквально означает «без шакти, бессильный» = а pref. " без, не" + zakta, ppp. от корня zak «мочь, быть в состоянии». То же и слово arudra «без Рудры» = а pref. " без, не" + rudra " Рудра" (одно из имен Шивы). cxxix 6. 24. Курма (kurma) – «черепаха», вторая аватара Вишну. Вишну в виде черепахи погружается на дно молочного океана, чтобы спасти погибшие во время потопа ценности. Боги и асуры устанавливают на черепахе гору Мандара в качестве мутовки и, обматав вокруг нее змея Васуки, начинают пахтать океан, из которго добывают напиток бессмертия амриту, богиню Лакшми, луну, апсару Рамбху, корову Сурабхи и некоторые другие священные существа и предметы (Бхагавата-пурана, II, 7, 13; Вишну-пурана, У, 9). Далее, этого черепаха стоит на змее Шеше, а на ней в свою очередь стоят четыре слона, на которых держится земля (Мифы народов мира, т. 1, с. 24). cxxx 6. 24. все слоны стран света (sarve ca dig-gajAH) - четыре слона, на которых держится земля: Айравата (на востоке), Махападма (на юге), Вамана (на западе), Сарвабхаума (на севере).

cxxxi 6. 29(2). Подразделяющейся на семь видов, первым из которых является аханкара… (ahaMkArAgrimaM caiva sapta-bhedair vivakSitam) см. выше, примеч. 4. 31. cxxxii 6. 31. Судьба (daiva) – «даива», по мнению академика Б. Л. Смирнова, понятие " дайва" (судьба) в индийской философии не носит фаталистического характера и не соответствует понятию мойра древних греков. Мойра, как он указывает, неумолимая и слепая сила, которой подвластны и боги. Дайва же является частной модификацией кармы, индивидуальной кармой, вытекающей из совершенных деяний, а следовательно, справедливой, а не слепой силой. Однако, с моей точки зрения, Б. Л. Смирнов ошибается, ибо он рассматривается в данном случае мировоззрение эпоса и пуран как нечто застывшее, без учета его исторического развития. Более правильной мне представляется точка зрения Я. В. Василькова, который, напротив, противопоставляет фаталистическую концепцию дайвы, присущую эпосу, концепции кармы, которая, как он считает, является более поздним явлением (Махабхарата 1998, с. 142).

cxxxiii 6. 36. Тонкие тела и кармические оболочки смешаны друг с другом… (LiMga-kozAz ca jIvais taiH sahitAH karmabhis tathA) - тонкое тело (сукшма-шарира) включает в себя пранамайя-кошу (оболочку из праны, эфирное тело), маномайя-кошу («оболочку, образуемую умом», астральное тело, инстинктивно-интеллектуальная оболочка обычного мышления, желаний и эмоций) и виджнянамайя-кошу («оболочку познания», ментальное тело, познавательно-интуитивную оболочка). Кармическая оболочка более точно называется анандамайя-кошей («телом блаженства» или карана-шарирой («причинным», или каузальным телом) или кармашайей, так как является держателем карм этой и прошлых жизней. После смерти живого существа распадается только его физическое тело (стхула-шарира) и эфирное тело (пранамайя-коша), остальные три коши продолжают существовать. cxxxiv 6. 37. в соответствии с основаниями, называющимися временем, кармой и собственной природой (kAla-karma-svabhAvAkhyaiH kAraNaiH) – время, карма и собственная природа - категории, в равной мере свойственные санкхье, веданте и ньяе. Речь идет о вторичных материальных причинах мира, связанных с развитием и трансформацией пракрити, в отличие от высшей природы mahAkAraNa. Соотношение материальной и действенной причин и степень их реальности является центральной онтологической темой любой даршаны, в том числе и тантрического, шактистского умозрения.

cxxxv 6. 38. Ты должен постоянно оказывать уважение Вишну и почитать его, Ибо он управляет саттва-гуной и, следовательно, выше тебя во всех отношениях (mAnanIyas tvayA viSNuh pUjanIyaz ca sarvadA / sattva-guNa-pradhAna-tvAd adhikaH sarvataH sadA) – поскольку саттвагуна считается как бы наиболее оптимальной из гун (8, 12) Вишну, « ответственный» за эту гуну, превосходит Брахму, управляющего раджо-гуной, и Шиву, управляющего тамо-гуной. cxxxvi 6. 39-40. Всякий раз, когда у тебя возникнет труднопреодолимое затруднение, / Хари будет воплощаться на Земле. // Выйдя из лона зверей или находясь в человеческом теле, / Джанардана будет уничтожать данавов… - речь идет о концепции аватар, ср. Бхагавадгита, IV, 7 – 8; Деви-махатмья, XI, 54 - 55; Деви-гита, IX, 22(2) - 23(1). cxxxvii 6. 45. – 46(1) Эти матрики - шакти различных богов – в Девимахатмье выступают как соратницы Деви в ее борьбе с асурами (VIII, 13-21).

cxxxviii       6. 47(1).       Девятислоговую мантру,      содержащую биджу

(navAkSaram... mantraM bIja... yutaM) – см. примеч. к 5. 20, 5. 24. cxxxix 6. 54. Ад в индуизме не мыслится как нечто вечное, как у христиан, после получения соответствующего наказания по закону кармы следует новое перевоплощение (Сомадева, с. 520). cxl 6. 55. Кто Хари, тот Шива, а тот, кто воочию Шива, тот Хари, / И человек, который проводит между ними различия, будет в аду (yo hariH sa zivaH sAkSAd yaH zivaH sa svayaM hariH // etayor bhedam AtiSThan narakAya bhaven naraH) – часто в индуистских священных текстах встречается утверждение, что Хари (Вишну), Шива и Брахма являются нечто единым. Так, в «Брахма-самхите» говорится, что Вишну и Шива неоличимы друг от друга, хотя и являются различными персонами. В «Брахма-самхите» это объясняется на примере йогурта и молока. Йогурт и молоко по сути неотличимы друг от друга, так как йогурт делается из молока.

Определенно впервые мысль о единстве Шивы, Вишну, а также Брахмы прозвучала в дополнительной книге Махабхараты-Харивамше: «Вишну есть также Шива, а Шива-Брахма; они – единый образ, но и три бога: Шива, Вишну, Брахма» (цит. по Древо индуизма, с. 148).

Доктрина тримурти как единства трех проявлений единого божественного начала по существу сложилась в пуранах. В некоторых из них (Калика-пурана, 9, 32-33) излагалось учение об идентичности Брахмы, Вишну и Шивы. Подобные места имелись и в других пуранах. Например, в Ваю-пуране о трех верховных богах сказано: «Они существуют посредством друг друга и поддерживают один другого, они близнецы и ни на мгновение не расстаются, они не покидают друг друга» (цит. по Древо индуизма, с. 149). Подобные утверждения содержатся и в текстах иного рода, например в Катхасаритсагаре: «Пока вы не осознаете, что Вишну, Шива и Брахма в действительности одно, вы будете видеть, что польза от поклонения каждому из них в отдельности недолговечна и неопределенна (цит. по Древо индуизма)». cxli 6. 59(1). Вагбиджей, Камараджей и Майябиджей – третьей… (vAgbIjaM kAma-rAjaM ca mAyA-bIjaM tRtIyakam) - Перечисляются три биджа-мантры – Вагбиджа – биджа-мантра Сарасвати aiM, Камараджа – klIM, Майябиджа – биджа-мантра Богини-Матери в ее проявлении Махамайи - hrIM. cxlii 6. 59(2). супруг Рамы (ramA-kAnta) – Вишну, супруг Лакшми (или Рамы ramA, с долгой гласной на конце) cxliii 6. 61. Когда эта моя игра будет закончена (yAvad eSa vihArо me bhaviSyati su-nizcayaM) – см. примеч. к 3. 54. cxliv 6. 66. И для тебя главной [гуной] пусть будет тамо-гуна, а саттва- и раджо- гуны будут находиться в подчиненном положении (mukhyas tamo-guNas ta 'stu gauNau sattva-rajo-guNau) – Шива управляет тамогуной, см. также примеч. к 6. 38.

cxlv 6. 73(2) – 75. В классической санкхье же, напротив, первым продуктом развития пракрити является махат (букв. «великий») или махаттаттва. Он основа интеллекта. В то время как термин «махат» употребляется в космологическом аспекте, его психологическим соответствием, относящимся к каждому индивиду, является буддхи. А уже из буддхи возникает аханкара как принцип индивидуального, и махат относится к аханкаре как сознание к самосознанию (Радхакришнан, т. 2, с. 234, 236). А в ДБП, как мы видим, напротив, аханкара является родоначальником махата. Правда, Свами Виджнянананда в своем переводе пишет, что из аханкары является махат, а затем делает от себя вставку, что из махата происходит другая аханкара: «From Mahattattva arises again another Ahamkara» (Виджнянанда, с. 140), но это не находит подтверждения в тексте оригинала. Из аханкары происходят пять танматр, в соответствии системой развертывания таттв классической санкхьи (Радхакришнан, т.

2, с. 237).

cxlvi 6. 76(1). пяти элементов (paJca-bhUtAnAM) - AkAza – эфир, vAyu – воздух, tejas – огонь, Apas – вода, pRthivI – земля, в шиваитскошактистской системе миропроявления - таттвы с 32 по 36, а в классической санкхье – с 21 по 25. Возникают вследствие процесса панчикараны из пяти тонких элементов.

cxlvii 6. 76(2). Пяти органов действия и пяти органов чувств (karmendriyANi paJcaiva paJca jJAnedriyANi ca) - пять органов действия: vak – речь, pANi – руки, pAda – ноги, pAyu – анус, upastha

– гениталии, в шиваитско-шактистской системе миропроявления таттвы с 22 по 26, а в классической санкхье – с 11 по 15. Пять органов чувств: zrotra – слух (уши), tvac – осязание (кожа), cakSus – зрение (глаза), rasanA (язык) – вкус, ghrANa – обоняние (нос), в шиваитско-шактистской системе миропроявления - таттвы с 32 по 36, а в классической санкхье – с 6 по 10.

cxlviii 6. 85(2). Где были убиты трудноодолимые недруги богов, звавшиеся Мадху и Кайтабха (yatra hatau duratyayau surAriNA tau madhu-kaiTabhAkhyau) – см. примеч. 2. 13-30. cxlix 7. 5. Шветадвипа (zveta-dvIpa) – букв. «белый остров», мифический остров, расположенный в молочном океане или океане нектара, простирающийся к северу от космической горы Меру. В Махабхарате об этом острове сказано: «На севере молочного моря есть большой остров, известный под именем Шветадвипа. Он расположен к северу от Меру на тридцать две тысячи йоджан, по словам брахманов. Там живут благоуханные… белые мужи, удаленные ото всякого зла… к честибесчестью равнодушные, дивные видом, преисполненные жизненной силой; крепки, как алмаз, их кости…» (цит. по Бонгард-Левин, Грантовский, с. 44 – 45). Подобные предания о «стране блаженных» на севере бытовали и у древних греков (Бонгард-Левин, Грантовский, с. 43 – 47). Шветадвипа находится ниже, чем Манидвипа. Эта обитель принадлежит Вишну. Согласно версии ДБП, Нарада однажды отправился на Шветадвипу, чтобы достичь лицезрения Хари (УI, 28, 1 31, 22). Более рання версия путешествия Нарады содержится в Махабхарате (ХII, 325, 1 - 326, 101).

cl    7. 11(1). Пракрити и пуруша, знай, не имеют ни конца, ни начала… (anAdi nidhanau viddhi sadA prakRti-puruSau) - ср. Бхагавад-гита, XIII, 20.

cli   7. 12. Знай же, сознание во всех существах есть высшая суть, / Оно блеск, повсюду распростертый и во всех сущностях (caitanyaM sarvatragaM nityaM nAnA-bhAveSu) – чистое сознание (чайтанья) в адвайтаведанте есть Атман, существенная природа которого - самосвечение (svayaMjyotis sva-rUpatvat, Прашна – упанишада, VI, 3). (Радхакришнан, т. 2, с. 430). Сознание не есть знание и не есть побочный атрибут и не функция, а высший озаряющий принцип или недоказуемая сущность (Шанкарачарья, с. XX).

clii  7. 13-16. В классической санкхье же, напротив, пуруша и пракрити четко противопоставляются друг другу, и характеристики пуруши и пракрити по природе противоположны. Пракрити бессознательна (ачетанам), а пуруша наделен сознанием (сачетанам). Пракрити активна, находится в постоянном движении, а пуруша бездеятелен (акарта). Пракрити находится в постоянном изменении, а пкруша неизменно постоянен. Пракрити наделена тремя гунами, а пуруша лишен гун, пракрити это объект, а пуруша – субъект (Радхакришнан, т. 2, с. 249).

cliii 7. 22-38. Джнанашакти, крияшакти и артха – или дравьяшакти (в других текстах чаще именуемая иччхашакти) – три аспекта шакти, символизируемые тремя зубцами тришулы (трезубца) Шивы. Здесь они соотносятся с саттвическим, раджасическим и тамасическим проявлениями аханкары. Схема развертывания таттв, приведенная в третьей книге ДБП, отлична и от схемы классической санкхьи, и от схемы адвайта – веданты. Согласно Санкхья-карике, из аханкары в аспекте саттвы возникают манас, пять органов восприятия и пять органов действия, тогда как в ДБП – пять божеств, управляющие органами восприятия, четыре божества, управляющие четырьмя подразделениями антахкараны и манас. Из аханкары в аспекте тамас возникают пять танматр, из которых затем вследствие процесса панчикараны возникают пять грубых элементов (в этом Санкхьякарика и ДБП совпадают), а аспект раджаса принимает участие в обоих и присутствует в результатах (в ДБП из раджасической крияшакти возникают пять органов восприятия, пять органов действия и пять пран) (Лунный свет санкхьи, с. 173-181; Радхакришнан, т. 2, с. 237).

В еще большей степени схема, содержащаяся в третьей книге ДБП, отлична от схемы адвайта-веданты (сходной, между прочим, с порядком миропроявления, описанным в другой части ДБП – Девигите). В адвайта-веданте (как и в Деви-гите, II) первым продуктом пракрити оказываются ни махат и ни аханкара, а так называемые чистые, или несмешанные элементы, возникающие в последовательности: эфир (АkAza), воздух (vAyu), огонь (agni), вода (jala), земля (pRthivI). Далее из этих тонких элементов в аспекте саттва возникают органы восприятия (включая и то, что в санкхье и в третьей книге ДБП возникло в качестве первых эволютов пракрити, а именно буддхи-интеллект и аханкара-принцип индивидуализма), а в аспекте раджас возникают органы действия. В аспекте тамас проходит уже вышеупомянутый процесс панчикарана (Костюченко, с. 115-116; Шанкарачарья, с. 156). cliv 7. 27 – 29. ср. Деви-гита, II, 27-30; Законы Ману, I, 75-78. Как пишет

С. Радхакришнан, первым продуктом пракрити выступает первичная акаша. Акаша представляет собой и пространство и чрезвычайно тонкую материю, наполняющую все пространство. Но как бы не была разрешена субстанция акаша, все же она представляет собой явление того же порядка, что и элементы воздуха, огня, воды и земли. Из акаши в восходящем порядке возникают другие тончайшие элементы. Следуя данному в упанишадах описанию, Шанкара указывает, что из акаши возникает воздух, из воздуха-огонь, из огня-вода, из воды-земля (Тайттирия-упанишада, II, 1; Чхандогья-упанишада, VI, 2, 2-3). Так как эти пять элементов сравнительно более постоянны, чем их видоизменения, они символически называются бессмертными и негибнущими (Чхандогья-упанишада, VI, 3; Брихадараньякаупанишада, I, 5, 22). Акаша обладает качеством звука, воздухкачеством сжатия и давления, свет-лучистостью и теплотой, водавкусом, а земля – запахом. Отношение свойств к элементам аналогично отношению семени к растению. Так, шабдатанматра, или сущность звука, вызывает появление акаши, которая в свою очередь производит внешнюю форму звука (Радхакришнан, т. 2, с. 533-534). clv 7. 33. Прана, упана, вьяна, самана и удана – жизненные дыхания… (prANo ‘pAnaz ca vyAnaz ca samAnodAna-vAyavaH) - эти пять пран выполняют различные функции. Собственно прана осуществляет вдох и выдох, апана обеспечивает работу выделительной системы, самана – пищеварительной, удана отвечает за глотание, а также отделение тонкого тела от плотного в момент смерти, и наконец, самана управляет сокращением мыщц и суставами (Пахомов 2002, с. 112).

clvi 7. 34. чид-анувритти (cid-anuvRttir) – означает следование сознанию, духу, устремленность к духу.

clvii 7. 34. Кшетраджна (kSetra-jGa) – «знающий поле», иное название пуруши как одной из двух основ мироздания в философии санкхья. См. Бхагавад-гита, гл. 13.

clviii 7. 37. четырьмя подразделениями антахкараны: буддхи, [манасом, аханкарой и читтой]. – антахкарана, или внутренний орган, называется так потому, что он является центром функций чувств в отличие от их органов (кармендрии и джнянендрии, см. примеч. к 6. 76(2). Внутренний орган воспринимает и упорядочивает то, что передается ему через чувства (Радхакришнан, т. 2, с. 433). Он подвержен изменениям, или модификациям формы. Модификация, раскрывающая формы объекта (вишая), называется вритти. Вритти, или модусы внутреннего органа, бывают четырех родов: неопределенность (саншая), определенность (нишчая), самосознание (гарва) и воспоминание (смарана). Единый внутренний орган именуется манасом, когда у него есть модус неопределенности, буддхи, когда у него есть модус определенности, аханкарой, когда у него есть модус самосознания, и читтой (вниманием), когда у него есть модус умственной сосредоточенности и воспоминания. Причиной познаваемости служит не одно только чистое сознание, но сознание, определяемое внутренним органом (Радхакришнан, т. 2, с. 434-435). Манас автоматически регистрирует информацию, поступающую от органов чувств. Буддхи, на основании этой информации, распознает объект, дает ему определение и затем постигает. Аханкара устанавливает характер отношений между объектом и субъективным " я". Функция читты - размышление, под которым понимается способность ума и создавать мысленный образ и сосредотачиваться на нем (Маханирвана, с. 51).

clix 7. 43-46. Панчикарана (paJcI-karaNa) – процесс, проходящий в аспекте тамас, в ходе которого из пяти тонких элементов возникают пять грубых, каждый из которых представляет собой смесь из одной второй преобладающего элемента и восьмых частей всех остальных. Эти пять грубых элементов служат основными строительными элементами для формирования физической вселенной и образуют грубое тело космоса вират (Костюченко, с. 116; Шри Шанкарачарья, с. 156). См. Деви-гита,

II, 32(2) - 35(1).

clx  7. 39-41. предлагаю такую версию толкования этих стихов. В данных шлоках говорится о двух природах (rUpa) Брахмана (=Параматман= Деви): тонкой и грубой. Грубая природа, в свою очередь, включает в себя тонкое тело (sUkSma zarIra) и грубое тело (sthUla zarIra). Тонкая природа подразумевает причинный план. На индивидуальном уровне он представлен причинным телом (kAraNa ZarIra). Джива, входя в причинное тело, именуется праджня, и единство всех праджнь составляет космическое причинное тело – ишу. Что же до первого аспекта грубой природы, тонкого тела, то индивидуальное тонкое тело, когда в него входит джива, определяется как тайджаса, а единство всех тайджасов составляет сутратму (или сутру, или хираньягарбху) – космическое тонкое тело Брахмана, или Деви в шактизме. Наконец, второй аспект грубой природы – грубое тело Брахмана – есть вират, состоящий из вишв (индивидуальных грубый тел, наделенных дживой). Это проявленный космос, слагаемый из пяти грубых элементов (Радхакришнан, т. 2, с. 408, 497). Ниже речь идет о панчикаране – процессе образования этих элементов. clxi 7. 48-51. ср. Деви-гита, II 28(2)-30(1); комментарий на карику 22 Вачаспати Мишры (Лунный свет санкхьи, с. 174).

Грубая материя (mahAbhUTaS) состоит из изменяющихся комбинаций этих тончайших рудиментарных зачатков (sUkSmabhUtAs). Грубая субстанция – акаша – проявляет звук, воздух-звук и давление; огонь – все это и, кроме того, форму, вода и в добавление к этим трем качествам обладает вкусом, земля – качествами четырех предыдущих таттв и своим особенным качеством запаха. Каждому предмету присущи свойства звука, осязаемости, формы, вкуса и запаха. Если тончайшие рудиментарные зачатки являются однородными, постоянными формами материи, не допускающими никакой атомичности в своей структуре, то грубые субстанции сложны, хотя, как утверждается, они также должны быть постоянными и лишенными атомарной структуры. Грубые элементы благодаря видоизменениям (паринама) порождают различного рода предметы. Материя постоянно претерпевает изменение своего состояния (Радхакришнан, т. 2, с. 534). clxii 7. 52. их восемь миллионов четыреста тысяч видов (catur-azItilakSAz … jIva-jAtayaH) - это фиксированная цифра встречается в индуистских текстах. clxiii 8. 2-11. ср. Бхагавад – гита, XIV, 5-18.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...