Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки становления личности




И кризис трех лет


Вопросы и задания

 

 

1. Назовите основные отличия отношения ребенка 1

никам от его отношения ко взрослым и к предмету.


2. Когда складывается потребность в общении со сверстником и ка- ковы основные этапы ее становления?

3. В чем заключаются специфические особенности общения малень- ких детей?


Ситуативность как главная характеристика раннего возраста

На протяжении всего раннего возраста поведение ребенка является


4. Каковы главные условия формирования потребности в общении со сверстником в раннем возрасте?


ситуативным, зависящим от того, что происходит здесь и сейчас. Пер- вым обратил внимание на эту особенности ребенка раннего возраста выдающийся немецкий психолог Курт Левин. В своих оригинальных экспериментах он показал, что поведение ребенка целиком определя- ется воспринимаемой ситуацией и неразрывно связано с ней. Он на-

зывал действия ребенка в ситуации «полевыми», то есть определяемы-

ми тем зрительным полем, в котором он сейчас находится. Каждый предмет «тянет» ребенка к тому, чтобы он его потрогал, взял в руки, пощупал или, наоборот, отошел подальше и не касался его. По словам Левина, в раннем возрасте каждый предмет приобретает известный по- велительный характер. Всякой вещи присущ какой ко побудительный, что он приобретает для ребенка характер «прину- дительного» аффекта. Поэтому ребенок в этом возрасте находится как

бы в силовом поле вещей и предметов, где на него постоянно действуют

«магнитные» силы, притягивающие или отталкивающие его. У него нет равнодушного или отстраненного отношения к вещам. Эта фиксиро ванность ребенка на окружающих предметах была названа своеобраз-

ным «предметным фетишизмом».

К. Левин описывал опыт, показывающий, какую трудность представляет для ребенка до двух лет задача сесть на предмет, находящийся вне поля его зрения. Так, ребенок никак не может сесть на камень, потому что, как только поворачивается к нему спиной, он теряет его из виду. Он пытается держаться за этот камень и поворачивается, не отрывая от него рук, но это плохо получается. Наконец, один ребенок выходит из затруднения свое- образным путем: он пригибается, смотрит между ног так, чтобы, стоя спи- ной к камню, все же видеть его, и только тогда ему удается сесть. В другом случае экспериментатор сам кладет руку ребенка на камень, и ребенок садится на собственную руку, потому что у него нет уверенности, что за частью камня, которая у него под рукой, есть камень в целом.


 



Часть III. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)


Глава 6. Предпосылки становления личности и кризис трех лет



Аналогичные эксперименты Л. С. Славиной с более старшими детьми


не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство,


приводит Л. С. Выготский. Задачей этих экспериментов было выяснить, может ли ребенок сказать не то, что он видит перед собой, а как бы «от-


которое вызывает третий момент — непосредственное действие в ситу-

ации. Именно притягательная сила вещей, аффективная заряженность


лететь» в своих словах от конкретной ситуации. Предварительно выяс- нялось, что дети без труда повторяют за взрослым простые фразы типа «Курица идет», «Собака бежит» и пр. Но сказать «Таня идет» тогда, когда Таня тут же перед глазами сидит, ни один ребенок не смог. Малышу было невозможно, глядя на сидящую Таню, произнести «Таня идет». То, что он видел, действовало на него гораздо сильнее, чем слова. Слова ребенка 2возрасте дети совсем не могут обманывать. Только к концу этого периода


каждой вещи таит в себе источник притяжения для ребенка. В отличие от Пиаже, который в качестве начала сенсомоторного интеллекта рас- сматривал упражнение рефлексов, навыки и циркулярные реакции, Выготский полагал, что связь восприятия и действия осуществляется

через аффект. Именно аффективный характер восприятия и приводит

к сенсомоторному единству.

Таким образом, в раннем возрасте наблюдается совершенно особое


появляется способность говорить не то, что есть не самом деле. Но до трех ребенок не может говорить ни и чем другом, кроме того, что находится

у него перед глазами, или о том, что звучит в его ушах.

Ситуативность характеризует не только поведение, но всю психи-


отношение ребенка к действительности. Такого отношения еще нет

в младенческом возрасте (во всяком случае в первой его половине): спеленутый ребенок может часами водить глазами, рассматривая окру- жающее. Нет этой особенности и в более старшем возрасте, когда дети


ческую жизнь ребенка. Память в раннем возрасте проявляется толь- ко при активном восприятии — в факте узнавания знакомых пред- метов или явлений. Впечатления младенческого и раннего возраста, как правило, не сохраняются в памяти человека, кроме каких ключительных случаев или особо одаренных личностей (например,


привносят в ситуацию свой замысел и свое знание о других вещах, не

находящихся здесь и сейчас непосредственно. Ситуативность — спе-

цифическая особенность именно раннего возраста.

На протяжении раннего детства эта особенность постепенно преодо- левается. Становление собственной речи ребенка, выполнение речевых


Л. Н. Толстого).

Мышление в раннем возрасте проявляется исключительно как на- глядно ми в наглядной ситуации. Мыслить для маленького ребенка не значит думать или вспоминать, а значит действовать здесь и сейчас, с конкрет- ными, воспринимаемыми предметами.

Эмоции и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативны и пре- имущественно проявляются в момент сиюминутного восприятия объ-


инструкций взрослого, появление игровых замещений являются важны- ми шагами по освобождению малыша от власти воспринимаемой ситуа- ции и по овладению собой и своим поведением. Серьезные успехи ребен- ка в предметных действиях, в речевом развитии, в символической игре

и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего детства, качественно изменяют все его поведение. Хотя роль взрослого по мостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без


екта, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать изтого, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой. Он радуется новой игрушке, энергично бросает ее на пол и совершенно не боится ее сломать или потерять.

Что же обусловливает столь явную ситуативность ребенка во всех сферах его психической жизни?

Отвечая на этот вопрос, Л. С. Выготский в качестве главного объяс-


них. К концу раннего возраста это находит свое выражение в словах «Я сам», которые являются свидетельством кризиса трех лет.

Основные феномены кризиса трех лет

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, не- посредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем воз- расте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхожде-


нения выдвигает своеобразие сознания ребенка раннего возраста, суть которого заключается в единстве между сенсорными и моторными функциями: за каждым восприятием немедленно следует действие. Это единство сенсорного и моторного начала не возникает из простого условного рефлекса. В отличие от рефлекса, действие ребенка является

не автоматическим, а аффективно окрашенным. Восприятие и эмоции


ний. Если ребенок хотел чегопереключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми «Я хочу».

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятель-

ности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях


192 Часть III. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) Глава 6. Предпосылки становления личности и кризис трех лет 193


ребенка приводит к существенным осложнениям в отношениях ребен-


Четвертый симптом — своеволие. Ребенок все хочет делать сам,


ка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса

трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяже-

нии всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребен- ка и его отношения с окружающими людьми. Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет.

Первый из них — негативизм. Это не просто непослушание или


отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

Остальные симптомы встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей:

бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоя- нии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссо-


нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать на- оборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чегопричем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывает-


рится с ними, ведет себя очень агрессивно;

обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может на- чать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отно- шение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они жи-


ся идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!».

При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр — это масло, что синее — это зеленое, что лев — это собака и пр. Но как только взрослый соглашает- ся с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Ребенок,


вые, отказывается играть с ними;

в семьях с единственным ребенком встречается стремление к дес-

потическому подавлению окружающих', вся семья должна удовле-

творять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, кри- ки и пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется


действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но противоречит очевидности. Но это поведение вызвано не предметной ситуацией, а от- ношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям

и наперекор очевидности, чтобы выразить свое отношение другому.

Второй симптом кризиса трех лет — упрямство, которое следует

отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой


в ревности или в агрессии к младшему ребенку, в требованиях по- стоянного внимания к себе.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что да- леко не всегда трехлетние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их лич- ностное развитие происходит нормально. В этой связи М. И. Лисина предложила различать объективный и субъективный кризис.


будь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется,

а потому, что он этого потребовал, — это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первона- чальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь опять же можно видеть прямо противоположную картину ситуативное™ по- ведения и желаний ребенка 1

Третий симптом этого возраста — строптивость. Этот симптом


Субъективный кризис — это конкретная картина поведения ребенка и его

отношений с близкими взрослыми, которая зависит от частных субъек- тивных факторов.

Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития

личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровож- дается негативным поведением.

Какие же личностные новообразования возникают в этот период?


является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный


возраст называют возрастом строптивости. От негативизма стропти- вость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начина- ет отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать


Личностные новообразования

в период кризиса трех дет

Нетрудно видеть, что все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близкИхМ взрослым и к самому себе.


тапочки и пр. Он «бунтует» против всего, с чем имел дело раньше.


Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми

 

 


194 Часть III. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) Глава 6. Предпосылки становления личности и кризис трех лет 195


раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Соб- ственное «Я» ребенка эмансипируется от взрослых и становится пред- метом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я


Во стрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи

в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или без-


могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «Я» (до этого они говорили о себе

в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»). Д. Б. Эльконин опреде- ляет новообразование кризиса трех лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное «Я» ребенка может выделяться и осознаваться, только отталкиваясь и противопоставляясь другому «Я», отличному от


различное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

Вдостоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувстви- тельности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в бахвальстве и преувеличении собственных успехов.


его собственного. Отделение (и отдаление) себя от взрослого приводит

к тому, что ребенок начинает по лого. Раньше ребенка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действиями и «совпа-


Описанный поведенческий комплекс был назван «гордостью за до- стижения». Этот комплекс охватывает одновременно три главные сфе- ры отношений ребенка — к предметному миру, к другим людям и к са- мому себе. В работе Т. В. Ермоловой было выдвинуто предположение


дал» с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и собственное «Я» ребенка. В кризисе трех лет с отделением себя от своего действия и от взрослого происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит

в мир взрослых людей, где его «Я» занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.

Л. И. Божович связывает новообразования кризиса трех лет с появ- лением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации

и утверждении собственного «Я». Как следствие возникновения «сис-


о том, что «гордость за достижения» является поведенческим корреля- том главного личностного новообразования кризиса трех лет. Суть это- го новообразования состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Для проверки этого предположения был проведен эксперимент, в кото- ром детям предлагались разнообразные задачи (собрать сложную пира- мидку

и пр.), а взрослый оценивал достигнутые им результаты. В экспериментах принимали участие дети трех возрастных групп: 2 года б месяцев — 2 года 10 месяцев; 2 года 10 месяцев


темы Я» появляются другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление «быть хо- рошим». Появление этого стремления к концу третьего года жизни приводит к существенному усложнению внутренней жизни ребенка:

с одной стороны, он хочет действовать по своему усмотрению, с дру- гой — соответствовать требованиям значимых взрослых. Это приводит

к усилению амбивалентных тенденций в поведении и к новым отноше- ниям со взрослым.

В чем же заключается положительное значение новых отношений со


3 года б месяцев. При проведении экспериментов фиксировались пока-


затели предметной деятельности детей (принятие и понимание задачи, настойчивость, включенность, самостоятельность) и показатели отно- шения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).

Результаты этого эксперимента показали, что, несмотря на неболь- шой возрастной интервал (всего 4 ней возрастными группами наблюдаются статистически значимые разли- чия. Показатели настойчивости, самостоятельности и реакции на оценку взрослого увеличиваются примерно в два раза. При переходе от средней


взрослым?

Этот вопрос был исследован в работе Т. В. Гуськовой (Ермоловой).

В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения.

Во сти: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нуж- ный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намерений и конечной цели.


к старшей группе темпы изменений снижаются (все эти показатели воз- растают всего в 1,2 раза).

Материалы данного исследования показали, что в трехлетнем воз- расте для детей становится значимой результативная сторона дея- тельности, а фиксация их успехов взрослым — необходимым момен- том ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффектив- ные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки


196 Часть 111. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) Глава 6. Предпосылки становления личности и кризис трех лет 197


обесценить свои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске оцен- ки взрослого.

Итак, данные, полученные в этом исследовании, показывают, что


идеальном плане как акт самоанализа, а имеет развернутый вовне ха- рактер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оцен- кой окружающих.и тем самым себя с другими людьми.


в период кризиса трех лет возникает личностное новообразование, про- являющее себя в форме гордости за достижения. Оно интегрирует сло- жившиеся у детей на протяжении раннего детства предметное отно- шение к действительности, отношение ко взрослому как к образцу


Становление такой системы «Я», где точкой отсчета является дости- жение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошколь- ному детству.


является новое видение мира и себя в нем.


и отношение к себе, опосредованное своим достижением. У ребенка по-


Резюме


Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые открывает


Главной возрастной особенностью раннего возраста является ситуа


материальную проекцию своего «Я», которое теперь может быть вопло- щено вовне, а его мерой могут служить собственные конкретные воз-


тивность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Это связано с аффективным ха-


можности и достижения. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каж- дый результат деятельности становится и утверждением своего «Я», которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, ма-


рактером восприятия детей раннего возраста.

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и не- зависимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, уп- рямство, строптивость и своеволие ребенка, бунт против окружающих.


териальное воплощение, то есть через его достижения в предметной деятельности. Главным источником такой оценки является взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отно- шение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чув- ство гордости и собственного достоинства. Признание окружающих пе-


За этими негативными симптомами стоят личностные новообразова- ния: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.

Новое видение себя через призму своих достижений кладет начало бурному росту самосознания: «Я» ребенка, «опредмечиваясь» в резуль- татах своей деятельности, предстает как объект, не совпадающий с ним.


рестраивают чувства ребенка, испытываемые при достижении резуль- тата: из радости или огорчения от того, что чтополучилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или не-


Ребенок становится способным осуществить элементарную рефлек- сию, которая разворачивается не во внутреннем плане, а имеет развер-


успеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого — взрослого. Ведь успех (или неуспех) — это всегда результат, замеченный и оце- ненный кемперед лицом кого ставляет, как его достижения будут оценены другими. Переживание


нутый вовне характер оценки своего достижения, то есть элементарной самооценки.

Становление системы «Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития — дошкольному детству.


таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок практически, в действии, присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе. Это «чужое» от- ношение стало его собственным достоянием и собственным отноше- нием к себе.

Новое видение «Я» через призму своих достижений кладет начало


Вопросы и задания

1. В чем заключается ситуативность ребенка раннего возраста?

2. Назовите основные симптомы кризиса трех лет.

3. Какие личностные новообразования возникают в этот период?

4. Что нового появляется в предметной деятельности ребенка после


бурному развитию детского самосознания. «Я» ребенка, опредмечива ясь в результате деятельности, предстает перед ним как объект, не сов- падающий с ним. А это значит, что ребенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем,


трех лет?


 

 

Рекомендуемая литература

 

 

1. Выготский Л. С, Собр. соч., Т. 4.


2. Галигузова Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего воз-

раста // Вопросы психологии, 1993. — №2. — С. 17

3. Галигузова Л. Н. Формирование потребности в общении у детей

раннего возраста // Развитие общения дошкольников со сверст- никами / Под ред. А. Г. Рузской. Глава 3. — М., 1989. — С. 54


ЧАСТЬ IV

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ


4. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей

в период кризиса трех лет // Вопросы психологии, 1987. — №5.

5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1989.

6. Обухова Л. Ф. Детская психология: факты, теории, проблемы. —

М., 1995.

7. Общение и речь: развитие речи детей в общении со взрослыми /

Под ред. М. И. Лисиной. Главы 3

8. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960.

9. Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем

возрасте // Избранные психологические труды. — М., 1989. —

С. 130

10. Эльконин Д. Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные пси-

хологические труды. — М., 1989. — С. 363


Глава 1 i Сюжетно 201


Глава 1


котором смысле тоже можно рассматривать как «воспроизводящее


чаях ребенок действует в плане образов и представлений. Память в не-


Сюжетно


воображение». Но, помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что гинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и пред- посылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Еще одним важнейшим новообразованием этого периода является


Новообразования дошкольного возраста


возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведе-


и роль игры в их становлении


ние ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосред- ствованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возника-


Дошкольное детство — совершенно своеобразный период развития че- ловека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребен- ка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки за-

ключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя

психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем

возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрос-


ет вопрос о том, как надо себя вести, то есть создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок на- чинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с об-

разцом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и от-

ношение к нему с точки зрения этого образца.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно


лыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном он сам начи- нает определять собственное поведение.

Становление внутренней психической жизни и внутренней саморе- гуляции связано с целым рядом новообразований в психике и в созна- нии дошкольника. Л. С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических


из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошколь- ник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограничен- ное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, пред- почтения, настроения и пр. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей


функций, а изменением отношения между отдельными функциями. На каждом этапе развития та или иная функция выходят на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с его


внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально

развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжет

но Сюжетно


точки зрения, является то, что здесь складывается новая система пси-

хических функций, в центре которой становится память.

То, что память становится в центр сознания ребенка, приводит к су- щественным изменениям в психической жизни дошкольника. Прежде

всего, ребенок приобретает способность действовать в плане общих пред-


дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специаль- но создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.


ставлений. Его мышление перестает быть наглядно

отрывается от воспринимаемой ситуации и способно действовать в пла- не образов. Ребенок может устанавливать простые причино ные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стрем-


Игровая деятельность влияет на формирование произвольности по-

ведения и всех психических процессов — от элементарных до самых слож-

ных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои

сиюминутные, импульсивные действия. Игра оказывает влияние на ум-


ление как

образом, возникает первый абрис целостного детского мировоззрения.

Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного

возраста. Этот процесс имеет много общего с памятью — в обоих слу


ственное развитие дошкольника. Действуя с предметами

ми, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предметигровые действия сокращаются и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому,


202 Часть IV. Дошкольный возраст Глава 1. Сюжетно 203


что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на


ным травмирующим воздействиям: травма рождения, травма отнятия от груди, травма «неверности» любимой матери, всевозможные травмы


разные точки зрения и начинает видеть предмет в разных сторон. Это способствует развитию децентрации — важнейшей мыслительной спо- собности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую


строгостей и наказаний и пр. Все эти травмы взрослые наносят ребенку, препятствуя удовлетворению детской сексуальности. Игра в свете этих положений выступает как естественное терапевтическое средство про-


точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.

Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации;


тив возможных неврозов. Повторяя в игре свои травматические пере- живания, ребенок овладевает ими и изживает их.

Эти идеи Фрейда оказали огромное влияние на представления об игре


реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным об-


Ж. Пиаже. Путь развития ребенка с позиции Пиаже в упрощенном, при- митивном виде может быть представлен следующим образом. Сначала ребенок живет в своем собственном, аутичном мире своих грез и жела- ний, затем под давлением со стороны мира взрослых возникают два мира — мир реальности и мир игры. Этот мир игры есть нечто вроде ос-


разом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учи- тывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку


татков аутического мира. Этот мир не менее реален для ребенка, чем мир взрослых. Наконец, под давлением мира реальности происходит вытес-


зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра ока- зывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые

потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно сли- ты с игрой. Только к старшему дошкольному возрасту результат про-


нение и этих остатков, и тогда остается только реальный мир с вытеснен- ными желаниями, приобретающими характер сновидений и грез.

Таким образом, в дошкольном возрасте, по мысли Пиаже, ребенок живет одновременно в двух мирах — в своем, детском мире игры и в мире взрослой реальности. Борьба этих сфер есть выражение борьбы врож- денной асоциальности ребенка, его аутической замкнутости, «вечно


дуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение. Имеющиеся в современной детской психологии данные о значении игры для развития всех психических процессов и личности ребенка

в целом дают основание считать, что именно эта деятельность является

в дошкольном возрасте ведущей.

В отечественной психологии наиболее ярким теоретиком и исследо-


детского» с навязанным извне социальным, логическим, причинно обу- словленным взрослым миром.

Как можно видеть, концепции Фрейда и Пиаже, несмотря на прин- ципиальные различия, имеют существенное сходство, которое заклю- чается в изначальном антагонизме ребенка и общества. Если для пси- хоаналитиков ребенок бежит от тяжелой действительности в мир игры,


вателем детской игры яляется Даниил Борисович Эльконин, который

в своих работах продолжал и развивал традиции Л. С. Выготского. Приведенное в данной главе содержание во многом построено на мате-


то для Пиаже мир игры есть остатки еще не вытесненного взрослыми изначального собственного мира ребенка. Однако в обоих случаях мир взрослых и мир ребенка противостоят друг другу как враждебные силы.


риале его монографии «Психология игры» (Педагогика, 1978).

Социальная природа ролевой игры дошкольника

Согласно взглядам большинства зарубежных психологов детская игра —


Взрослые вытесняют и подавляют собственный мир ребенка, который по возможности сопротивляется этому, и способом такого сопротивле- ния является уход в свой мир игры. Построенные на принципиально разных основах, эти два мира чужды друг другу и непримиримы. Меж- ду ними возможны только отношения противостояния и вытеснения.


это выстраивание своего собственного, отдельного от взрослых детско- го мира. Так, с.позиции психоанализа детская игра является одним из


Но мир маленького ребенка — это прежде всего мама, папа, то есть близкие люди, которые удовлетворяют все его биологические и психо-


механизмов выхода запрещенных влечений. В основе игр ребенка, по Фрейду, как и в основе снов невротика, лежит одна и та же тенденция

к навязчивому повторению травмирующих воздействий. Согласно

3. Фрейду, ребенок с самого своего рождения подвергается всевозмож


логические потребности. Только через общение и отношения со взрос- лым ребенок приобретает свой собственный, субъективный мир. Даже

в случаях противостояния и противодействия взрослому этот взрослый совершенно необходим ребенку, так как именно он дает возможность


204 Часть IV. Дошкольный возраст Глава 1. Сюжетно 205


почувствовать свою автономность и независимость. Ребенок живет не

в воображаемом мире грез, а в обществе людей PI В обстановке челове-


Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеет- ся тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем более сокра-


ческих предметов. Именно они и составляют главное содержание мира ребенка. Специфика этого детского мира заключается не во враждеб- ности миру взрослых, а в особых способах существования в нем и сред-


щенными и условными являются игровые действия, тем глубже отра- жена в игре система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых.

И наоборот — чем более конкретны и развернуты игровые действия,


ствах его освоения. С этой точки зрения детская игра — это не уход от

мира взрослых, а способ вхождения в него. В ролевой игре выражается

стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может


тем больше уходят на второй план отношения между людьми.

При анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание.

Сюжет игры — это та область социальной действительности, кото-


быть реализовано непосредственно в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка.

Д. Б. Эльконин, исследуя этнографические аспекты данной проблемы, обращает внимание на то, что в более примитивных обществах, где дети


рая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин

и пр.). Здесь отражаются конкретные условия жизни ребенка. Сюжеты измен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...