Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4 Общение дошкольников со взрослыми





витию творческого воображения ребенка.

И сверстниками

Вопросы и задания

 

 

1. В чем заключается специфика воображения дошкольника?

2. Почему источником воображение дошкольника является сюжет-

но


3. Как связано развитие воображения с речевым развитием ребенка?

4. Где и как проявляется воображение ребенка?


Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослыми


5. Назовите основные способы решения задач на воображение.

6. Как можно способствовать развитию творческого воображения ребенка?

7. Назовите основные функции воображения и этапы их развития

в дошкольном детстве.


Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит

к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации разви- тия.

Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного круга и уста- навливает новые отношения с более широким миром взрослых людей.


8. В чем проявляется аффективная функция воображения. В чем ее позитивные и негативные моменты?


Общение ребенка со взрослыми усложняется и приобретает новые формы и новое содержание. Дошкольнику уже недостаточно внимания


9. Как проявляется познавательная функция воображения дошколь- ника? Каковы ее преимущества и ограничения?


взрослых и совместной деятельности с ними. Благодаря речевому раз- витию значительно расширяются возможности общения с окружаю- щими. Теперь ребенок может общаться не только по поводу непосред- ственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов только представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации

взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным,

выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

М. И. Лисина выделяет две внеситуативные формы общения, харак-

терные для дошкольного возраста, — познавательную и личностную.

В первой половине дошкольного возраста (3

внеситуативно ребенка со взрослым.

В отличие от предыдущей (ситуативно тическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое». Обострен- ная познавательная потребность ребенка и расширение его познава- тельных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Детей этого возраста иногда называют «по- чемучками».

Вопросы, которые задают дети, чрезвычайно разнообразны и охва- тывают все области знаний о мире, природе и обществе.

«Почему рыбы в воде не тонут?»

«Почему деревья не ходят?»


 


Часть IV. Дошкольный возраст

Глава 4. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками



«Правда, что апельсин — папа мандарина?» «А на чем пирожные растут?»


тивностороной какой


«Из чего машины делают?» и пр.


тельной), а представляет собой самостоятельную ценность. Однако,


Все, что ребенок слышит от взрослых и что видит сам, он пытается


в отличие от младенческого возраста, взрослый выступает для ребенка


привести в порядок, установить закономерные отношения, в которые укладывается наш непостоянный и сложный окружающий мир. Веду-

щий для этой формы мотив общения — познавательный. Взрослые на-


не как абсолютная, абстрактная личность, а как конкретный индивид

и член общества. Ребенка интересует не только его ситуативные прояв- ления (его внимание, доброжелательность, физическая близость, нали-


чинают выступать перед ребенком в новом качестве — как источник

новых знаний, как эрудиты, способные разрешить детские сомнения

и ответить на возникающие у них вопросы. А поскольку в ходе «теоре- тического сотрудничества» обсуждаются темы, далекие от окружающей обстановки, общение впервые приобретает внеситуативный характер. Для внеситуативно


чие интересных игрушек), но и самые различные аспекты его суще- ствования, которые не видны в конкретной ситуации и никак не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и пр.). Столь же охотно он рассказывает и о себе самом (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).

Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доб-


требность в уважении взрослых, которая проявляется в повышенной обидчивости детей. Очень важной для них становится оценка взрос- лых — любое замечание дети начинают воспринимать как личную оби- ду. Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, по- казали, что дети с познавательными мотивами общения демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечанием. Аффек-


рожелательному вниманию и уважению взрослого, но PI К его взаимо-

пониманию и сопереживанию. Эта потребность проявляется в желании

поделиться со взрослым своим мнением, оценками, своим отношением

к тому или иному событию. Для старших дошкольников становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит критерием


тивные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших многие еще остаются на уровне ситуативно деловой формы). Таким образом, для внеситуативно

формы общения характерны познавательные мотивы и потребность

в уважении взрослых. Главным средством такого общения, естественно,

является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы си-

туации и осуществить внеситуативное общение.

Внеситуативно


ее правильности. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативноЧто касается средств общения, то они, как PI на предыдущем этапе, оста-

ются речевыми.

Внеситуативно ное значение для развития личности дошкольника.

Вонормы и правила поведения, что способствует формированию мораль-


крыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических яв-


тельно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приот-


ного сознания.


лений вскоре перестает исчерпывать интересы детей; их все больше привлекают события, происходящие среди людей.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для


Вокак бы со стороны, что является важным условием развития самосо- знания и самоконтроля.


дошкольного возраста внеситуативно В от- личие от предыдущей, ее содержанием является мир людей, вне вещей. Если в 4

о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родите-


В ные ролР1 взрослых — воспитателя, врача, продавца, учр1теля и пр. и в со- ответствии с этим по

Между двумя внеситуативными формами общения нет четких воз- растных границ: нередко случается, что внеситуативно


лях и пр. Ведущими мотивами становятся личностные. Это значит, что главным побудителем общения, как и в младенческом возрасте, явля- ется сам человек, независимо от его конкретных функций. Внеситуа


щение не возникает до 6встречается уже у трехлеток. Однако общая возрастная тенденция все

же свидетельствует о последовательном появлении ЭТРТХ форм общения

в онтогенезе.


246 Часть IV Дошкольный возраст Глава 4. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками 247


В исследовании Е. О. Смирновой, проведенном под руководством М. И. Ли-


Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошколь-


синой, детям предлагались три ситуации взаимодействия, каждая из кото- рых являлась моделью определенной формы общения: поиграть вместе со взрослым, посмотреть с ним книжку или просто побеседовать. Отме- чалось, какую из трех ситуаций предпочитают дети разного возраста (от

3 до 7 лет), насколько увлечен ребенок предложенным взаимодействием


ном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение

и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми. Сфера общения до- школьника со сверстником имеет свои специфические особенности,


и, главное, каково содержание его контактов с взрослым. Критерием фор- мы общения служили интерес и эмоциональная вовлеченность ребенка

в общение, его инициативность в разных ситуациях и чувствительность

к действиям партнера. В результате оказалось, что в младшей группе

у 70 % детей осуществлялась только ситуативно ния, в средней группе эта форма общения была отмечена у 30 % детей,

в внеситуативно


которые будут рассмотрены ниже.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Начиная с 3 щению, который с возрастом становится все более значимым. Это сверст-


общение было отмечено только у б % младших и 20 % средних дошкольни-


ков. В старшей группе эта форма общения наблюдалась уже у 60 % детей,


ник. Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей,


а ситуативно дают основание полагать, что внеситуативно лее характерно для старших дошкольников.

Это лишь общая, усредненная возрастная последовательность, отра-


качественно отличающих его от общения с взрослым. Эти особенности были исследованы в цикле работ, проведенных под руководством М. И. Лисиной и А. Г. Рузской.

Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит


жающая нормальный ход развития ребенка. Отклонения от нее на не- значительный срок (полгода или год) не должны внушать опасений. Однако «застревание» на уровне ситуативнодошкольного возраста, когда интересы ребенка ограничиваются играми

и игрушками, а его высказывания связаны только с ситуативными дей- ствиями, свидетельствует о явной задержке в развитии общения, а зна- чит, и общей мотивационной сферы ребенка. С другой стороны, пре- ждевременный переход к внеситуативнополноценного проживания предыдущих его форм, также ведет к дефор-


в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно

широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать

множество действий и обращений, которые практически не встречают- ся в контактах со взрослыми. Общаясь со сверстниками, ребенок спо- рит с ними, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстниками впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стрем- ление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, ко- кетство, фантазирование и др. Столь широкий диапазон детских кон- тактов определяется богатым функциональным составом общения


мациям в развитии личности ребенка.

Нормальный ход развития общения заключается в последователь-

ном и полноценном проживании каждой формы общения в соответ-

ствующем возрасте. Конечно, наличие ведущей формы общения вовсе не

означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия (например, что ребенок, достигший внеситуативно


сверстников, большим разнообразием коммуникативных задач. Если взрослые до конца дошкольного возраста остаются в основном источ- ником оценки, новой информации и образцов действия, то по отноше- нию к сверстникам уже с 3 но более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление


будет постоянно разговаривать со взрослым на личностные темы). Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается

в том, насколько поведение человека соответствует реальной обстанов- ке и интересам партнера, насколько широко способен человек варьиро- вать деловые, познавательные и личностные контакты. Главным пока- зателем развития общения является при этом не преобладание тех или

иных контактов, а возможность и способность общаться по поводу раз-


действиями партнера, и контроль за их выполнениями, и оценка конк- ретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание соб- ственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуни- кативных действий.

Второе яркое отличие общения в среде сверстников заключается

в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная

эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает


личных содержаний — в зависимости от ситуации и от партнера.


их от взаимодействия со взрослым. В среднем в общении сверстников


248 Часть IV. Дошкольный возраст Глава 4. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками 249


(по данным В. В. Ветровой) наблюдается в 9 сивно


в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существен- но меньше в сфере общения со сверстниками, чем со взрослыми. Такая


циональные состояния от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстни- кам, характеризуются значительно большей аффективной направлен- ностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесников

и в девять раз чаще вступают с ними в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.

Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольни-


несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

Перечисленные особенности отражают специфику детских контак- тов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от 3 к 6

Развитие общения со сверстником


та сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным


ков, по


в дошкольном возрасте


партнером по общению. Значимость общения, которая выражает сте- пень напряженности потребности в общении и меру устремленности

к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником,


На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут проте-


чем со взрослым.

Треть я специфическая особенность контактов детей заключается

в их нестандартности и нерегламентированности средств общения.

Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придержива- ются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверст- никами дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскован- ность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают


кать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, «переломы». От 2 до 7 лет отмечаются два таких перелома: один происходит приблизительно в четыре года, второй — около шести лет.

Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании зна-

чимости сверстника в жизни ребенка. Если к моменту своего возник-

новения потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку 2

и играть с игрушками), то у четырехлетних детей эта потребность вы- двигается на первое место. Теперь уже дети начинают явно предпочи-


друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет

предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить

свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет

для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверст- ник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свобод- ных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность общения, использование непредсказуемых и не- стандартных средств остается отличительной чертой детского общения


тать общество сверстника взрослому или одиночной игре.

Второй «перелом» внешне выражен менее четко, однако он не ме-

нее важен. Его внешние проявления связаны с появлением избиратель-

ных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых

и глубоких отношений между детьми.

Эти переломные моменты можно рассматривать как временные гра- ницы трех этапов развития общения детей. Эти этапы, по аналогии со

сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошколь-

ников со сверстниками.

Первая из них — эмоционально де-


до конца дошкольного возраста.

Еще одна отличительная особенность общения сверстников — пре-

обладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это

проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из бенка значительно важнее его собственное действие или высказывание,

а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживает- ся. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно


тей со сверстниками (2 расте содержание потребности в общении сохраняется в том виде, как оно сложилось к концу раннего возраста: ребенок ждет от сверстника

соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо

и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, дей- ствуя с ним вместе или попеременно, поддерживал и усиливал общее веселье. Каждый участник такого эмоционально ния занят прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить


250 Часть IV. Дошкольный возраст Глава 4. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками 251


эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настрое- ния), как правило, не замечают.

Эмоционально ситуативно как по

своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком


ет отличать от соучастия. При эмоциональнодети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и со- участие сверстника. При ситуативнозаняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учи- тывать активность своего партнера для достижения общего результата.


зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодей- ствие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодей- ствие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из

с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения детей — локомоции или экспрессивноПосле трех лет общение детей все больше опосредствуется речью, од- нако речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения


Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Потреб-

ность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения

детей.

Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо

выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок

стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и ми- мике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на не- внимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превра- щается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В 4


только при наличии зрительного контакта и выразительных движе- ний.

Следующая форма общения сверстников — ситуативно Она

складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Дети сознательно предпочитают общество сверстника одиночной игре или взаимодействию с взрослым. Напомним, что этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетностановится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не

в одиночку.

Общение с другими в ролевой игре разворачивается на двух уровнях:


возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляет- ся конкурентное, соревновательное начало.

Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать рече- вые — дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться си- туативной. Если в сфере общения со взрослым в этом возрасте уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками оста- ется преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основ- ном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных

в наличной ситуации.

В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей склады-


на уровне ролевых взаимоотношений и на уровне реальных, то есть су-

ществующих за пределами разыгрываемого сюжета. С одной стороны, дети общаются от лица взятых ролей (врач — больной, продавец — по- купатель, мама — дочка и пр.), а с другой, они распределяют роли, до- говариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других и пр. В совместной игровой деятельности постоянно происхо-


вается новая форма общения, которая была названа внеситуативно

деловой. К 6

контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику при- обретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтения- ми, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте стано-


дит переход с одного уровня на другой — переходя на уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации и пр. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчетливо раз- деляют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отноше- ния направлены на общее для них дело — игру.

Таким образом, в середине дошкольного возраста общение со сверст- никами становится содержательным, и главным содержанием обще- ния детей является общее дело — игра. Деловое сотрудничество следу


вится возможным «чистое общение», не опосредствованное предмета- ми и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических дей- ствий.

Однако, несмотря на эту возрастающую тенденцию к внеситуативно сти, общение детей в этом возрасте происходит, как и в предыдущем, на фоне совместного дела, то есть общей игры или продуктивной деятель- ности (поэтому данная форма общения и сохранила название деловой).


252 Часть IV. Дошкольный возраст Глава 4. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками 253


Но сама игра и форма ее осуществления к концу дошкольного возраста


в детской группе выделяются 2


меняются. На первый план в них выступают правила поведения игро- вых персонажей и соответствие игровых событий реальным. Соответ- ственно, подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил начинает занимать значительно большее место, чем на предыдущем эта- пе. Все больше контактов детей осуществляется на уровне реальных


привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охот- но выполняют их просьбы. Таких детей называют лидерами. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой ганизацией какой нимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в част-


отношений, и все меньше — на уровне ролевых.

Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении де- тей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляет- ся умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но

и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существо- вания — его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не


ности к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач,

у нее нет какой деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния.

Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных

детей, их особой притягательности. Поданного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или


только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстни- ку: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и пр.

К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. До- школьники «собираются» в небольшие группы (по 2 зывают явное предпочтение своим друзьям.

Таким образом, развитие внеситуативное™ в общении детей проис- ходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число внеситу- ативных, речевых контактов, а с другой — сам образ сверстника стано- вится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает понимать и чувствовать внутреннее


популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда

связана с решением групповой задачи и с руководством какойдеятельностью.

Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные — их не прини- мают в игры, с ними мало общаются, не хотят уступать игрушки. Ос- тальная часть детей располагается между этими двумя «полюсами». Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются с помощью социометрических методик, адаптированных для дошкольного возраста. Например, каждого ребенка в группе спра- шивают, кого бы он хотел пригласить на день рождения, или с кем бы хотел дружить, или жить в общем красивом доме и пр. Членов группы,


состояние другого, которое хотя и не представлено в ситуативных про- явлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимым для ребенка.

Дифференциация детей в детском коллективе

На протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) повышаются


получивших наибольшее число положительных выборов в данной группе, можно считать популярными. В этих методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых

и не предпочитаемых членов группы.

Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное

и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на


устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и ко- личественный состав детских объединений, содержательность обоснова- ния выборов детей (от чисто внешних, предметных качеств до личност- ных характеристик).

Стремительно увеличивается структурированность детского кол- лектива (одни дети становятся все более предпочитаемыми большин- ством детей, другие находятся в положении «отверженных»). К стар- шему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемы- ми для большинства сверстников, другие — не пользуются особой попу-


положение ребенка в группе сверстников, почему одни дети становятся

предпочитаемыми и вызывают симпатии сверстников, а другие наобо- рот, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способ- ности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать распо- ложение сверстников. Этот прием неоднократно использовался в пси- хологических исследованиях.

Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преиму-

щественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социаль-

ной активности и инициативности дошкольников в сюжетно


лярностью, либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно


играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной,


254 Часть IV. Дошкольный возраст Глава 4. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками 255


Т. В. Антоновой и др. Исследования этих авторов показывают, что по-


ся удовлетворить. Следует подчеркнуть, однако, что в этих работах


ложение детей в ролевой игре неодинаково: одни выступают в роли ведущих, другие — в роли ведомых. Предпочтения детей и их популяр-

ность в группе во многом зависят от их способности придумать и орга-

низовать совместную игру.

В работах Т. А. Репиной позиция и положение ребенка в группе ис-

следовались в связи с успешностью ребенка в деятельности. Было по-

казано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический


речь идет не о популярности, а о лидерских качествах отдельных де- тей, которые определяются через степень социальной воздейственно сти. Дети

и разнообразием инициативных воздействий на партнера, общитель- ностью.

Итак, психологические исследования показывают, что в основе из- бирательных привязанностей детей могут лежать самые разные каче- ства. Среди них — инициативность, успешность в игровой или конструк-


статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверст- ников.

Однако при оценке успешности в какой

столько ее объективный результат, сколько признание этой успешности

со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружаю- щими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. Как полагает В. С. Мухина, успешность в деятельности повышает актив- ность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает ак- тивность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстни-


тивной деятельности, потребность в общении и в признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворять коммуникативную по- требность ровесников, способности к самовыражению и др. Очевидно, что столь широкий (хотя и далеко не полный) перечень этих качеств не

позволяет выделить главного условия детской популярности и понять

ее психологическую основу.

Для выяснения этого вопроса было предпринято специальное экспе- риментальное исследование (Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина), в кото- ром выяснялись психологические особенности, которые отличают по- пулярных детей от непопулярных. Здесь сравнивались такие качества этих двух групп дошкольников, как уровень умственного развития, ак- тивность в общении, стремление занять лидирующую роль в игре, от-


ками. Все это сказывается на положении ребенка в группе.

Феномен детской популярности связан не только с успехами ребен-

ка в деятельности, но и с потребностью детей в общении и главное —

с их способностью удовлетворять потребности других. М. И. Лисина

высказала предположение о том, что в основе формирования межлич-

ностных привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных по-

требностей партнеров. Если содержание общения не соответствует


ношение к сверстникам, способность к сопереживанию и пр. Полученные результаты показали, что далеко не все из этих качеств отличают популярных детей от непопулярных. Так, эти две группы де- тей практически не различались по уровню развития мышления. Это может свидетельствовать о том, что когнитивные способности, такие как уровень развития интеллекта и способность к разрешению соци- альных проблем, не обеспечивают популярности ребенка в группе сверст-


потребностям ребенка, то расположение к партнеру ослабляется, и на- оборот, адекватное удовлетворение основных потребностей ведет к сим- патии и предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности. Данная гипотеза была подтверждена в эксперименталь- ных работах Р. А. Смирновой и Р. К. Терещук, результаты которых по- казали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирую- щие доброжелательное внимание партнеру. Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, авторы выделяют такие главные качест- ва, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения. Другие исследования, выполненные под руководством Т. А. Репи-

ной, показали, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко


ников. Результаты показали, что по степени общительности и ини- циативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстников. Однако среди непопулярных детей по этим показателям отчетливо выделились две крайние группы — замкнутых и совершенно пассивных и чрезмерно общительных детей, стремящихся к руковод- ству. Можно полагать, что обе эти крайние стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребенка отвергаемым. Стремление ребенка к лидерству и руководству далеко не всегда обеспечивают при- знание и симпатии сверстников. Все популярные дети занимали сред- ние позиции по этим показателям. Однако на этом основании нельзя сделать вывода о том, что эти средние показатели (которые были за- фиксированы у многих других детей в группах) сами по себе обеспечи-


выраженную потребность в общении и в признании, которую стремят


вают популярность ребенка в группе сверстников.


256 Часть IV. Дошкольный возраст Глава 4. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками 257


лярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверст-


Наиболее существенные различия между популярными и непопу-


ний детей распределяется примерно поровну среди всех членов груп- пы. По


никам:

1. популярные дети, в отличие от непопулярных, практически ни-

когда не были безразличны к действиям сверстника, проявляли

интерес к тому, что он делает. Причем эта эмоциональная вовле-

ченность имела положительную окраску — они одобряли и под- держивали других детей, в то время как непопулярные осуждали

и навязывали свой замысел;

2. популярные дети сопереживали другим: успехи сверстников от-

нюдь не обижали, а напротив радовали их, а промахи огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно (радовались неудачам

и обижались при похвале другого);

3. все популярные дети, независимо от уровня общительности и ини-

циативности, отвечали на просьбы сверстников и очень часто бес-

корыстно помогали им. Непопулярные не делали этого никогда;

4. популярные дети даже в позиции «обиженного» предпочитали

разрешать конфликты мирным путем., не обвиняя и не наказывая

других. Непопулярные, как правило, находили разрешение кон- фликта в агрессивных действиях и угрозах.

Данные результаты свидетельствуют о том, что в основе популярно-


ванных и отвергаемых и когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, более благоприятна для развития личности ре- бенка.

Резюме

В дошкольном возрасте общение со взрослым приобретает внеситуа- тивный характер. Выделяются две внетсиуативные формы общения ребенка со взрослыми — познавательная и личностная. В 4 дывается внеситуативно ны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослых. К стар- шему дошкольному возрасту появляется внеситуативноформа общения, которую отличают потребности во взаимопонимании

и сопереживании и личностные мотивы общения. Главным средством для внеситуативных форм общения является речь.

В дошкольном возрасте общение со сверстниками становится важ- ной частью жизни ребенка. Примерно к четырем годам сверстник яв- ляется более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстниками отличает ряд специфических особенностей, среди которых: богатство и разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерег-


сти дошкольников лежат не развитие интеллекта и даже не организа-


ламентированность коммуникативных проявлений; преобладание ини-


торские способности, а прежде всего эмоцион<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...