Психолого-педагогическое исследование
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Нестерова, О. В. Н56 Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие для вузов / О.В.Нестерова. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с. — (Высшее образование). Содержание Введение.................................................................................... Раздел I. Педагогическая психология как наука Предмет и задачи педагогической психологии....................... Психолого-педагогическое исследование............................... Этапы становления педагогической психологии.................... Раздел II. Психология образовательной деятельности Образование.............................................................................. Содержание образования.......................................................... Развитие..................................................................................... Обучение.........:.......................................................................... Воспитание.................................................................................. Раздел III. Психология учебной деятельности Познание.................................................................,................. Учебная деятельность.............................................................. Компонентный состав учебной деятельности......................... Учебная мотивация................................................................... Учебная ситуация..................................................................... Контроль в структуре учебной деятельности................................... Оценка и самооценка учебной деятельности.......................... Психология усвоения знаний................................................... Общая характеристика усвоения...............;............................. Формирование и развитие навыков в процессе усвоения....... Стратегии формирования новых знаний и способностей................... Заучивание................................................................................ Обучаемость.............................................................................. Неуспеваемость.........................................................................
Раздел IV. Психология педагогической деятельности и личности преподавателя Педагогическая деятельность................................................... Педагогическая деятельность как организационно-управленческая (как средство управления учебной деятельностью)................ Структура педагогической деятельности......................................... Прогнозирование в педагогической деятельности............................. Контроль в педагогической деятельности............................... Педагогическая оценка....................«,...................................... Стиль педагогической деятельности.../....*............................. Личность педагога..................................................................... Педагогические способности...................... *..... !.:.....,................. Профессиональная Я-концепция педагога............................... Раздел V. Социальная педагогическая психология Педагогическое общение.......... '.............................................. Стили педагогического общения.............................................. Оптимизация педагогического общения.................................. Конфликты между учителем и учениками.............................. Педагогическая социальная перцепция.................................... Психология педагогического коллектива................................ Раздел I Педагогическая психология Как наука П редмет и задачи педагогической психологии
Предмет педагогической,психологии определяется различными исследователями по-разному.
/ Закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, индивидуальные различия в этих процессах; закономерности формирования творческого мышления [25, с. 7]*. • Закономерности присвоения общественно выработанных способов действий и используемых в них знаний той или иной стадии развития, а также взаимосвязь процессов учения и развития [13, с. б]. / Закономерности развития в условиях обучения и воспитания [9, с. 124]. / Психологические закономерности обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны педагога [15, с. 13]. / Факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человека, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса [21, с. 30]. Задачи педагогической психологии (И. А. Зимняя) су Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого. су Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях. су Определение связи между уровнями интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и т. д.). су Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияния этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность. су Изучение психологических основ деятельности педагога. су Определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения. су Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на основе процесса решения задач. су Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами. су Разработка психологических основ совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
Структура педагогической психологии Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: >- психология обучения; >- психология воспитания; >- психология учителя. И. А. Зимняя в структуру педагогической психологии включает следующие компоненты [21, с. 35]: • психология образовательной деятельности (как единства учебной и педаго • психология учебной деятельности и ее субъекта — обучающегося (ученика, • психология педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспи • психология учебно-педагогического сотрудничества и общения. На современном этапе педагогическая психология все более дифференцируется и представлена тремя направлениями: □ психология высшей школы (высшего образования); □ педагогическая психология школьного обучения; □ психология профессионального образования. Психолого-педагогическое исследование
J Основываясь на таких методологических принципах психологии, как системность, комплексность, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, педагогическая психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов. Однако один из методов всегда выступает в качестве основного, а другие — дополнительных.
Житейское наблюдение Научное наблюдение Включенное наблюдение Невключенное наблюдение
□ Житейское наблюдение ограничи □ Научное наблюдение является орга Педагогическая наблюдательность учителя предполагает два взаимосвязанных компонента: перцептивный и эмпатийный. Основные требования к психолого-педагогическому наблюдению 1. Наблюдение должно иметь конкретную цель. Чем уже и точнее цели наблю 2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. 3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны 4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в естественных усло 5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравни 6. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут иметь место при
Виды эксперимента □ Лабораторный вид протекает в спе □ Естественный вид предполагает О Констатирующий вид предполагает изучение необходимых психолого-педагогических явлений, определяет факты. О Формирующий вид предусматривает, что в процессе эксперимента развиваются определенные качества обучаемых. О Контрольный вид предусматривает, что по результатам эксперимента определяются изменения, свидетельствующие об эффективности предложенной развивающей программы.
Основные требования к организации психолого-педагогического эксперимента 1. Заманчивость деятельности, выполняемой ребенком. 2. Кратковременность экспериментальной процедуры. 3. Постоянство стимульного материала по содержанию на протяжении несколь 4. Легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в 5. Возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для
Метод опосредованного изучения психолого-педагогических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности обучающихся. Целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов, устных и письменных сообщений (ответов) учащихся. Анализ содержания, формы этих сообщений способствуют пониманию педагогом личностной и учебной направленности обучающихся, глубины и точности освоения ими учебного предмета, их отношения к учебе, школе, институту, самому учебному предмету и педагогу.
Метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге, и устным (интервью/беседа), во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.
Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.
Широко используется среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, и является описательно-технической и психофизиологической характеристиками профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о педагогической деятельности и ее организации с различных сторон. Результатом профессиограммирования являются профессиограммы или сводки данных о процессе труда учителя и его организации, а также психограммы. В состав последних входят профессионально важные качества (ПВК) и психологические и психофизиологические составляющие, актуализируемые педагогической деятельностью и обеспечивающие ее исполнение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|