Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличительные характеристики учебной задачи




□ Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее чет­кую цель. По мнению А. Н. Леонтьева, задача — это цель, данная в определенных условиях.

□ Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д. Б. Эльконину, заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.

□ Учебная задача является неопределенной или неоднозначной.

□ Для достижения какой-либо учебной цели необходимо решение набора за­дач, где каждая занимает определенное место.

Структура учебной задачи

Учебная задача в настоящее время рассматривается как системное образование (А. Г. Балл), в котором обязательны два компонента:

· предмет задачи в исходном состоянии;

· модель требуемого состояния предмета задачи.

 


  Компоненты задачи  
  (Л. М. Фридман)  
       
* Предметная область
Совокупность фиксированных и предполагаемых объектов разного характера, о которых явно или неявно идет речь в задаче.
> Отношения, которыми связаны объекты предметной области.
   
*■ Требование или вопрос задачи
Указание о цели решения задачи, то, что необходимо установить в, результате решения задачи.
—» Оператор задачи
       

Совокупность тех действий, которые надо произвести над условия­ми задачи, чтобы выполнить ее требование. Оператор задачи — это общие правила, формулы, теоремы, вообще общие знания (положе­ния) некоторой области, соответствующей данной задаче, на основе которых строится система действий по решению задачи. Оператор задачи, как правило, не задан в самой задаче — его должен найти решающий. Собственно говоря, решение задачи и состоит в том, чтобы найти оператора задачи и применить его к данной задаче.

Элементы предметной области и отношения


Постоянные


Известные (данные)


 


Элементы и отношения, кото­рые вполне определены услови­ями задачи.

Переменные


В самой формулировке задачи точно указаны их значения.

Неизвестные


 


Элементы и отношения, кото­рые могут принимать любые значения из некоторого множе­ства (области изменения пере­менной).


искомые

(т. е. которые нужно найти)

вспомогательные, или промежуточные

неопределенные


СПОСОБ решения учебной задачи

Всякая процедура, которая при ее осуществлении решателем может обес­печить решение данной задачи. При решении задачи одним способом цель учащегося — найти правильный ответ. Решая задачу несколькими способами, ученик стоит перед выбором наиболее краткого, экономич­ного решения, что требует актуализации многих теоретических знаний, известных способов и приемов и создания новых для данной ситуации.

 

  МОДЕЛЬ решения учебной задачи  
           
Ориентировочная часть   Исполнительная часть   Контрольная часть
               

СРЕДСТВА решения учебной задачи


Материальные

(инструменты,

машины)


Материализованные

(тексты, схемы,

формулы)


Идеальные

(знания, которые

привлекаются решателем)


В учебной задаче могут быть использованы все средства, но идеальные в вер­бальной форме являются ведущими.

Решение задачи, выполнение учебной деятельности возможно только на основе осуществления учебных действий и операций.

Действие — это единица анализа деятельности учащихся. Учитель должен уметь не только выделять действия, входящие в различные виды познава­тельной деятельности учащихся, но и знать их структуру, функциональные части, основные свойства, этапы и закономерности их становления. Любое человеческое действие всегда направлено на какой-то предмет. Это может быть внешний материальный предмет, слова, представления, поня­тия. Действие всегда целенаправленно. В результате выполнения действия всегда получается какой-то продукт, результат. Он может совпадать с по­ставленной целью, но может и не совпадать. Цель действия неразрывно связана с таким важным компонентом действия, как мотив. Мотив побуж­дает человека ставить и достигать различные цели, выполнять соответству­ющие действия. В состав любого действия входит та или иная система опе­раций, с помощью которых действие и выполняется.


 

 

 

  Классификация учебных действий  
  Действия, входящие в деятельность учения  
      ■т \    
  Общие видыпознавательной деятельности (общие приемы) Используются в разных облас­тях, при работе с разными зна­ниями.   Специфические виды познавательной деятельности Отражают особенности изучае­мого предмета и поэтому исполь­зуются в пределах данной обла­сти знаний. Примерами могут служить звуковой анализ, сло­жение и др.  
  • умение планировать свою дея­тельность • умение контролировать выпол­нение любой деятельности • все приемы логического мыш­ления (сравнение, подведение под понятие, выведение след­ствий, приемы доказательства, классификации и др.) • «психологические» приемы (уме­ние запоминать, умение быть внимательным, умение наблю­дать и др.)  
       
             

КОНТРОЛЬ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Контроль — важный компонент учебной деятельности, осуществляемый в начале педагогом и в дальнейшем переходящий в самоконтроль.

В первую очередь контроль связан с оценкой реализации учебных целей, решения поставленных учебных задач. Он имеет место везде, где факти­ческое сравнивается с намеченным, а главная задача контроля сводится к уменьшению разницы между ними.

Структурные компоненты

• Модель результата действия.

• Процесс сличения образа и реального действия.

• Принятие решения о продолжении или коррекции действия.

• Обратная информация, на основе которой изменяется отношение к результа­ту и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и ко­нечных целей и решения учебных задач.


Свойства

О Полнота. е£> Релевантность. t£> Адекватность. О Объективность. Ф Точность.


Ф Своевременность. с£> Доступность. О Непрерывность. Ф Структурированность.


Виды контроля

 

По масштабу целей обучения ♦стратегический ♦ тактический ♦ оперативный
По этапам обучения ♦ начальный (отборочный) ♦ учебный (промежуточный) ♦ итоговый (заключительный)
По временной направленности ♦ ретроспективный ♦ предупредительный (опережающий) ♦ текущий
По частоте контроля * разовый * периодический ♦ систематический
По широте контролируемой области ♦ локальный ♦ выборочный ♦ сплошной

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...