Отличительные характеристики учебной задачи
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 □ Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель. По мнению А. Н. Леонтьева, задача — это цель, данная в определенных условиях. □ Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д. Б. Эльконину, заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. □ Учебная задача является неопределенной или неоднозначной. □ Для достижения какой-либо учебной цели необходимо решение набора задач, где каждая занимает определенное место. Структура учебной задачи Учебная задача в настоящее время рассматривается как системное образование (А. Г. Балл), в котором обязательны два компонента: · предмет задачи в исходном состоянии; · модель требуемого состояния предмета задачи.
Совокупность тех действий, которые надо произвести над условиями задачи, чтобы выполнить ее требование. Оператор задачи — это общие правила, формулы, теоремы, вообще общие знания (положения) некоторой области, соответствующей данной задаче, на основе которых строится система действий по решению задачи. Оператор задачи, как правило, не задан в самой задаче — его должен найти решающий. Собственно говоря, решение задачи и состоит в том, чтобы найти оператора задачи и применить его к данной задаче.
Элементы предметной области и отношения Постоянные Известные (данные)
Элементы и отношения, которые вполне определены условиями задачи. Переменные В самой формулировке задачи точно указаны их значения. Неизвестные
Элементы и отношения, которые могут принимать любые значения из некоторого множества (области изменения переменной). искомые (т. е. которые нужно найти) вспомогательные, или промежуточные неопределенные СПОСОБ решения учебной задачи Всякая процедура, которая при ее осуществлении решателем может обеспечить решение данной задачи. При решении задачи одним способом цель учащегося — найти правильный ответ. Решая задачу несколькими способами, ученик стоит перед выбором наиболее краткого, экономичного решения, что требует актуализации многих теоретических знаний, известных способов и приемов и создания новых для данной ситуации.
СРЕДСТВА решения учебной задачи Материальные (инструменты, машины) Материализованные (тексты, схемы, формулы) Идеальные (знания, которые привлекаются решателем) В учебной задаче могут быть использованы все средства, но идеальные в вербальной форме являются ведущими. Решение задачи, выполнение учебной деятельности возможно только на основе осуществления учебных действий и операций. Действие — это единица анализа деятельности учащихся. Учитель должен уметь не только выделять действия, входящие в различные виды познавательной деятельности учащихся, но и знать их структуру, функциональные части, основные свойства, этапы и закономерности их становления. Любое человеческое действие всегда направлено на какой-то предмет. Это может быть внешний материальный предмет, слова, представления, понятия. Действие всегда целенаправленно. В результате выполнения действия всегда получается какой-то продукт, результат. Он может совпадать с поставленной целью, но может и не совпадать. Цель действия неразрывно связана с таким важным компонентом действия, как мотив. Мотив побуждает человека ставить и достигать различные цели, выполнять соответствующие действия. В состав любого действия входит та или иная система операций, с помощью которых действие и выполняется.
КОНТРОЛЬ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Контроль — важный компонент учебной деятельности, осуществляемый в начале педагогом и в дальнейшем переходящий в самоконтроль. В первую очередь контроль связан с оценкой реализации учебных целей, решения поставленных учебных задач. Он имеет место везде, где фактическое сравнивается с намеченным, а главная задача контроля сводится к уменьшению разницы между ними. Структурные компоненты • Модель результата действия. • Процесс сличения образа и реального действия. • Принятие решения о продолжении или коррекции действия.
• Обратная информация, на основе которой изменяется отношение к результату и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей и решения учебных задач. Свойства О Полнота. е£> Релевантность. t£> Адекватность. О Объективность. Ф Точность. Ф Своевременность. с£> Доступность. О Непрерывность. Ф Структурированность. Виды контроля
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|