Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВТОРОЙ ЭТАП (конец XIX в. — начало 50-х гг. XX в.)




Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов этого периода создали базис педагогической психологии. Это работы А. П. Неча­ева, А. Вине, Б. Анри, Э. Меймана, Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, А. Валлона, Дж. Дьюи, Э. Клапареда, Дж. Уотсона, Э. Толмена, Г. Газри, Т. Халла, Б. Скинера, Л. С. Выготского, П. П. Блонского, В. Штерна, М. Монтессори и др. Период характеризуется формированием особого психолого-педагоги­ческого направления — педологии. В исследованиях (Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.) комп­лексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики развития.

ТРЕТИЙ ЭТАП (50-е гг. XX в. — наши дни)

В 1954 г. Б. Ф. Скиннер на основе психологической теории бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения. В 1960-х гг. Л. Н. Ланда сформулировал теорию алгоритмизированного обучения, десятилетием позднее В. Оконь и М. Махмутов построили целостную систему проблем­ного обучения. В 1960-1970-х гг. П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина разра­ботали основные положения теории поэтапного формирования умствен­ных действий. В этот период получили экспериментальное обоснование два основных направления развивающего обучения: в 1950-1960-х гг. — дидактико-методическая система Л. В. Занкова, в 1970-х гг. — теория раз­вивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Концепция экстериоризации знаний разрабатывалась Н. А. Менчинской, Д. Н. Богоявлен­ским. Появилась концепция суггестопедии Г. К. Лозанова, метод активи­зации резервных возможностей личности Г. А. Китайгородской. Таким образом, на современном этапе происходит теоретическое обосно­вание наиболее эффективных систем обучения — учебной деятельности, развития способностей и личности учащегося.


Психология образовательной деятельности Образование

В педагогической психологии отмечается многоаспектность понятия «образова­ние» (И. А. Зимняя, Л. Д. Столяренко и др.).

Образование как система может рассматриваться в трех измерениях (Н. С. Ро­зов), в качестве которых выступают:

♦ социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т. д. Здесь же система государ­ственного, частного, общественного, светского, клерикального и других ви­дов образования;

♦ ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и среднюю школу; высшее с различными уровнями: бакалавриат, магистратура; повышение квалификации; аспиран­тура, докторантура; углубленная подготовка специалиста и т. д.);

♦ профиль образования: общее, специальное (например, математическое, гу­манитарное, естественнонаучное).

Основные характеристики образования как системы:

Q уровневость (ступенчатость), в основе которой преимущественно лежит воз­растной критерий;

□ преемственность выделяемых уровней;

□ управляемость;

□ эффективность;

□ направленность.

Образование как процесс предполагает:

♦ Протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояни­ями участников этого процесса, технологичность, обеспечивающую измене­ния, преобразования.

♦ Разграничение двух его сторон: обучения и научения, учения, где сами термины трактуются неоднозначно.

♦ Со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда един­ство обучения и воспитания.

♦ С позиции обучающегося процесс обучения включает в себя: освоение знаний, практические действия, выполнение учебных исследовательско-преобразующих задач, а также личностные и коммуникативные тренинги.

Основные характеристики образовательного процесса:

Q управляемость;

Q соотнесенность с психологическими особенностями освоения, в частности, особенностями мыслительной деятельности;

□ программируемость;

□ активность;

□ самостоятельность;

□ учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Образование. как результат может рассматриваться:

1. Как образ того результата, который должен быть получен конкретной обра­зовательной системой и зафиксирован в форме стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям.

2. Как сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной сис­теме. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личност­ных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно дей­ствовать на основе этих знаний в любой ситуации. Итогом такого образования является образованность, которая может быть рассмотрена как общая, так и
профессионально-содержательная.

Под содержанием образования в педагогической психологии понимается три­единый целостный процесс, характеризующийся:

• во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений (обучение); /

во-вторых, воспитанием типологических качеств личности (воспитание);

/ в-третьих, умственным и физическим развитием человека (развитие). Следствием этого целостного процесса являются три компонента образования: обучение, воспитание, развитие, которые более подробно анализируются далее.


Содержание образования

РАЗВИТИЕ

Развитие — это объективный процесс внутреннего, последовательного ко­личественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Виды развития

Физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела чело­века).

Физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварения, деторождения и пр.).

Психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком дей­ствительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, вообра­жения, а также более сложные психические образования: потребности, мо­тивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации).

Социальное развитие (потенциальное вхождение человека в общество —в экономические, производственные, правовые, идеологические и другие отношения).

Духовное развитие (осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному, нрав­ственному самосовершенствованию).

*

Развитие, особенно личностное, не прекращается на протяжении всей жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

Общие характеристики развития (Л. И. Анциферова)

□ Необратимость.
Q Прогресс/регресс.

□ Неравномерность.

□ Сохранение предыдущего в новом.

□ Единство изменения и сохранения.

Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, главная за­кономерность психического развития состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической, совместной с взрослым и опосредованной знаками деятельности. Само понятие «развитие» опре­деляется исследователем как сложное инволюционно-эволюционное посту­пательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрес­сивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...