ВТОРОЙ ЭТАП (конец XIX в. — начало 50-х гг. XX в.)
Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов этого периода создали базис педагогической психологии. Это работы А. П. Нечаева, А. Вине, Б. Анри, Э. Меймана, Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, А. Валлона, Дж. Дьюи, Э. Клапареда, Дж. Уотсона, Э. Толмена, Г. Газри, Т. Халла, Б. Скинера, Л. С. Выготского, П. П. Блонского, В. Штерна, М. Монтессори и др. Период характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления — педологии. В исследованиях (Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.) комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики развития.
В 1954 г. Б. Ф. Скиннер на основе психологической теории бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения. В 1960-х гг. Л. Н. Ланда сформулировал теорию алгоритмизированного обучения, десятилетием позднее В. Оконь и М. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения. В 1960-1970-х гг. П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина разработали основные положения теории поэтапного формирования умственных действий. В этот период получили экспериментальное обоснование два основных направления развивающего обучения: в 1950-1960-х гг. — дидактико-методическая система Л. В. Занкова, в 1970-х гг. — теория развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Концепция экстериоризации знаний разрабатывалась Н. А. Менчинской, Д. Н. Богоявленским. Появилась концепция суггестопедии Г. К. Лозанова, метод активизации резервных возможностей личности Г. А. Китайгородской. Таким образом, на современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения — учебной деятельности, развития способностей и личности учащегося.
Психология образовательной деятельности Образование В педагогической психологии отмечается многоаспектность понятия «образование» (И. А. Зимняя, Л. Д. Столяренко и др.). Образование как система может рассматриваться в трех измерениях (Н. С. Розов), в качестве которых выступают: ♦ социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т. д. Здесь же система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и других видов образования; ♦ ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и среднюю школу; высшее с различными уровнями: бакалавриат, магистратура; повышение квалификации; аспирантура, докторантура; углубленная подготовка специалиста и т. д.); ♦ профиль образования: общее, специальное (например, математическое, гуманитарное, естественнонаучное). Основные характеристики образования как системы: Q уровневость (ступенчатость), в основе которой преимущественно лежит возрастной критерий; □ преемственность выделяемых уровней; □ управляемость; □ эффективность; □ направленность. Образование как процесс предполагает: ♦ Протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса, технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования. ♦ Разграничение двух его сторон: обучения и научения, учения, где сами термины трактуются неоднозначно. ♦ Со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда единство обучения и воспитания. ♦ С позиции обучающегося процесс обучения включает в себя: освоение знаний, практические действия, выполнение учебных исследовательско-преобразующих задач, а также личностные и коммуникативные тренинги.
Основные характеристики образовательного процесса: Q управляемость; Q соотнесенность с психологическими особенностями освоения, в частности, особенностями мыслительной деятельности; □ программируемость; □ активность; □ самостоятельность; □ учет индивидуальных особенностей обучающихся. Образование. как результат может рассматриваться: 1. Как образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой и зафиксирован в форме стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. 2. Как сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на основе этих знаний в любой ситуации. Итогом такого образования является образованность, которая может быть рассмотрена как общая, так и Под содержанием образования в педагогической психологии понимается триединый целостный процесс, характеризующийся: • во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений (обучение); / во-вторых, воспитанием типологических качеств личности (воспитание); / в-третьих, умственным и физическим развитием человека (развитие). Следствием этого целостного процесса являются три компонента образования: обучение, воспитание, развитие, которые более подробно анализируются далее. Содержание образования
Развитие — это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Виды развития ♦ Физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека). ♦ Физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварения, деторождения и пр.). ♦ Психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации).
♦ Социальное развитие (потенциальное вхождение человека в общество —в экономические, производственные, правовые, идеологические и другие отношения). ♦ Духовное развитие (осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному, нравственному самосовершенствованию). * Развитие, особенно личностное, не прекращается на протяжении всей жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общие характеристики развития (Л. И. Анциферова) □ Необратимость. □ Неравномерность. □ Сохранение предыдущего в новом. □ Единство изменения и сохранения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|