Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование способов поведения




Посредством овладения доступных способов и форм поведения у детей форми­руются привычки.

Сами качества личности и черты характера рассматриваются как закрепивши­еся привычные формы поведения. Ценность привычки в том, что при ее нали­чии многое выполняется автоматически, ребенку не надо задумываться — по­ступить так или иначе. Он поступает определенным образом в соответствии с тем, какая форма поведения для него характерна. Иначе он поступить не может в силу сложившегося стереотипа.


Критерии воспитанности

Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек — содержание нравственной сферы: то, чем руководствуется человек. Уровень преднамеренности, произвольности поведения —моральная устойчи­вость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управ­лять своими желаниями, своим поведением.

Психологические условия формирования личности

v Воспитание предполагает воздействие на эмоциональную сферу. Это воздей­ствие должно затронуть всю личность, весь субъективный мир человека. Сле­дует установить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьника, и тем, что субъективно значимо для него.

<у Другое условие формирования личности — активность и самостоятельность самих учащихся. Если они сами проанализировали факты, самостоятельно сделали выводы, а еще лучше, если в споре проявили собственное отношение и дали собственную оценку, то можно говорить о том, что были созданы благоприятные условия для формирования убеждений.

Психология исходит из принципа развития в деятельности. При этом надо иметь в виду, что, для того чтобы сформировать нужные мотивы, деятель­ность должна быть соответствующим образом организована. В ней формиру­ются не только мотивы, но и привычные способы поведения. Как и при обучении, в процессе воспитания огромную роль_ играет подкрепление. От­сутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.

Закономерности и принципы воспитания

Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Можно выделить следующие закономерности воспитания (П. И. Пидкасистый):

Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-
психологических новообразований совершается только путем его активнос­
ти.
Мера усилий ребенка должна соответствовать мере его возможностей.

Содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на
каждый момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая
актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассив­
ность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребен­
ка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается.

Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педа­
гога в совместной деятельности:
на начальном этапе доля активности педа­
гога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает и
на заключительном этапе он все делает сам под контролем педагога. Совмест­
но разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом дея­
тельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития
личности.


Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выра­жает свои отношения, благоприятно развивается.

Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуаци­ей успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха — это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полу­ченными результатами. Положительное подкрепление — самое общее усло­вие создания ситуации успеха.

Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувство­
вать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны
постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим
влияниям. с

Целостность личности предписывает педагогам целостность воспитатель­ных влияний.

Педагогические принципы воспитания — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и об­стоятельствах.

Выделяют следующие основные принципы (П. И. Пидкасистый):

Ориентация на ценностные отношения — постоянство профессионального
внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социаль­
но-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию)
и ценностным основам жизни (добру, истине, красоте).

Принцип субъектности — педагог максимально содействует развитию спо­
собности ребенка осознавать свое «Я» в связях с людьми и миром, осмысли­
вать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей
судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений.

Принцип принятия ребенка как данность — признание за ним права на суще­
ствование таким, как он есть; уважение его истории жизни, которая сформиро­
вала его на данный момент именно таким, каков он есть; признание ценности
его личности; сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости
от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности.

Методы и формы воспитания

Методы воспитания — это конкретные пути влияния на сознание, чув­ства, поведение воспитанников для решения педагогических задач, обще­ния воспитанников с педагогом-воспитателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения пе­дагогических задач.


Для практической работы педагога более всего подходит следующая классифи­кация методов воспитания:

> методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представле­
ния, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией
(внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждения);

> методы упражнений, с помощью которых организуется деятельность воспи­
туемых, стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на
индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований,
состязаний, показа образцов и примера, создания ситуаций успеха);

> методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка по­
ступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в
саморегуляции их поведения (критика, поощрения, замечания, наказания,
ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

Формы воспитания — способы организации воспитательного процесса, спо­собы целесообразной организации коллективной и индивидуальной дея­тельности учащихся.

В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспита­тельной работы нет. Наиболее распространенной является классификация орга­низационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы уча­щиеся:

массовая (участие всего класса);

кружковая, групповая;

индивидуальная.

Самовоспитание


Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сло­жившимися идеалами и убеждениями.


J


Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее са­мосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциаль­ным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками самовоспитания. Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля над выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.


Методы самовоспитания

Самопознание, включающее самонаблюдение, самоанализ, самооценивание,
самосравнение.

Самообладание, опирающееся на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ,
самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование, предполагающее самоутверждение, самообрдрение, са­
мопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Приемы самовоспитания

>• Самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества).

>■ Самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь).

>• Осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успе­хов и неудач).

>■ Самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).


Раздел 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...