Формирование способов поведения
Посредством овладения доступных способов и форм поведения у детей формируются привычки. Сами качества личности и черты характера рассматриваются как закрепившиеся привычные формы поведения. Ценность привычки в том, что при ее наличии многое выполняется автоматически, ребенку не надо задумываться — поступить так или иначе. Он поступает определенным образом в соответствии с тем, какая форма поведения для него характерна. Иначе он поступить не может в силу сложившегося стереотипа. Критерии воспитанности Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек — содержание нравственной сферы: то, чем руководствуется человек. Уровень преднамеренности, произвольности поведения —моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями, своим поведением. Психологические условия формирования личности v Воспитание предполагает воздействие на эмоциональную сферу. Это воздействие должно затронуть всю личность, весь субъективный мир человека. Следует установить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьника, и тем, что субъективно значимо для него. <у Другое условие формирования личности — активность и самостоятельность самих учащихся. Если они сами проанализировали факты, самостоятельно сделали выводы, а еще лучше, если в споре проявили собственное отношение и дали собственную оценку, то можно говорить о том, что были созданы благоприятные условия для формирования убеждений. <г Психология исходит из принципа развития в деятельности. При этом надо иметь в виду, что, для того чтобы сформировать нужные мотивы, деятельность должна быть соответствующим образом организована. В ней формируются не только мотивы, но и привычные способы поведения. Как и при обучении, в процессе воспитания огромную роль_ играет подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.
Закономерности и принципы воспитания Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. Можно выделить следующие закономерности воспитания (П. И. Пидкасистый): • Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально- • Содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на • Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педа Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха — это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученными результатами. Положительное подкрепление — самое общее условие создания ситуации успеха.
Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувство Целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний. Педагогические принципы воспитания — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах. Выделяют следующие основные принципы (П. И. Пидкасистый): □ Ориентация на ценностные отношения — постоянство профессионального □ Принцип субъектности — педагог максимально содействует развитию спо □ Принцип принятия ребенка как данность — признание за ним права на суще Методы и формы воспитания Методы воспитания — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач, общения воспитанников с педагогом-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.
Для практической работы педагога более всего подходит следующая классификация методов воспитания: > методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представле > методы упражнений, с помощью которых организуется деятельность воспи > методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка по Формы воспитания — способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: • массовая (участие всего класса); • кружковая, групповая; • индивидуальная. Самовоспитание Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. J Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками самовоспитания. Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля над выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.
Методы самовоспитания • Самопознание, включающее самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, • Самообладание, опирающееся на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, • Самостимулирование, предполагающее самоутверждение, самообрдрение, са Приемы самовоспитания >• Самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества). >■ Самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь). >• Осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач). >■ Самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий). Раздел 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|