Принципы программированного обучения
О Последовательность. О Доступность. Ф Систематичность. О Самостоятельность. Достоинства и недостатки программированного обучения (Б. Б. Айсмонтас)
Формы программированного обучения / Линейное программирование. / Разветвленное программирование. / Смешанное программирование. Характеристика линейной программы (Б. Ф. Скиннер, В. Оконь) □ Дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые учащиеся преодолевают относительно легко, шаг за шагом. □ Вопросы или пробелы, содержащиеся в отдельных рамках программы, недолжны быть очень трудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе. □ Учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимую информацию. □ В ходе обучения учащихся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы. □ Обучающиеся проходят по очереди все рамки программы, но каждый делает это в удобном для него темпе. □ Значительное в начале программы число указаний, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается. □ Во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы.
В основе линейного программирования лежит бихевиористское понимание научения как установления связи между стимулом и реакцией. Характеристика разветвленной программы (Н. Краудер) □ Полнее учитывает особенности научения человека (мотивацию, осмысленность, влияние темпа продвижения), чем линейная. □ Отличается от линейной программы множественностью выбора шагов, ориентирована не столько на безошибочность действия, сколько на уяснение причины, которая может вызвать ошибку. □ Подтверждение правильности ответа является в этой форме программирования обратной связью, а не только положительным подкреплением. □ Может представлять собой большой текст, содержащий много ответов на вопрос к тексту. Вопросы, в понимании Н. Краудера, имеют цель: >■ проверить, знает ли учащийся материал, содержащийся в данной рамке; >- в случае отрицательного ответа отослать учащихся к координирующим и соответственно обосновывающим ответ рамкам; >• увеличить усилия учащихся и одновременно ликвидировать механическое >■ закрепить основную информацию с помощью рациональных упражнений; обучение через многократное повторение информации; >- формировать требуемую мотивацию учащихся. Смешанное программирование и другие его формы в целом соотносятся с рассмотренными выше. ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ П. Я. ГАЛЬПЕРИНА
Исходные положения cw Всякое внутреннее психическое есть превращенное, интериоризированное внешнее, сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая (Л. С. Выготский).
су Психика (познание) и деятельность суть единство, а не тождество: психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим — образом, мыслью, планом (С. Л. Рубинштейн). е- Психическая, внутренняя деятельность имеет такую же структуру, что и внешняя, предметная (А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина). су Психическое развитие имеет социальную природу. су Деятельностная природа психического образа позволяет рассматривать в качестве его единицы — действие. В результате проведенных П. Я. Гальпериным и его учениками исследований [14] было установлено следующее: / Вместе с действиями формируются чувственные образы и понятия о предметах этих действий. Формирование действий, образов и понятий составляет разные стороны одного и того же процесса. Более того, схемы действий и схемы предметов могут в значительной мере замещать друг друга. • Умственный план составляет только один из идеальных планов, другим является план восприятия. Возможно, что третьим самостоятельным планом деятельности отдельного человека является план речи. / Действия переносятся в индивидуальный план или целиком, или только в своей ориентировочной части. • Перенос действия в идеальный, в частности, в умственный план совершается путем отражения его предметного содержания средствами каждого из этих планов и выражается многократными, последовательными изменениями формы действия. • Перенос действия в умственный план, его интериоризация составляют только одну линию его изменений. Другие неизбежные и не менее важные линии составляют изменения: полноты звеньев действия, меры их дифференцировки, меры овладения ими, темпа, ритма и силовых показателей. Эти изменения обуславливают, во-первых, смену способов исполнения и форм обратной связи, во-вторых, определяют достигнутые качества действия.Первые из этих изменений ведут к преобразованию идеально выполняемого действия в нечто, что в самонаблюдении открывается как психический процесс; вторые позволяют управлять формированием таких свойств действия, как гибкость, разумность, сознательность, критичность и т. д.
Задачи обучения ф Описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию. р£> Создать условия для формирования этих свойств. ф Разработать систему ориентиров, необходимых и доступных для управления правильностью формирования действия и избежания ошибок. П. Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть) и умение его выполнять (исполнительная часть). Автор придавал особое значение ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией». Ориентировочная основа действия (ООД) — это та система условий, на которую опирается человек при выполнении действия. Ориентировочная часть действия направлена: • на правильное и рациональное построение исполнительной части; • на выбор одного из возможных исполнений. Эффективность ориентировочной основы зависит: ♦ от степени общности входящих в нее знаний (ориентиров); * от полноты отражения в них условий, объективно определяющих успешность действия; ♦ от способа получения обучаемым ориентировочной основы. Классификация ООД С точки зрения полноты (достаточности) ООД может быть полной, неполной, избыточной. По общности ООД может быть представлена в частном виде и поэтому пригодна для единичного, конкретного случая, но может быть представлена в общем виде, отражающем сущность целого класса частных случаев, и, следовательно, пригодна для ориентировки в каждом из них. По способу получения могут быть следующие случаи: а) ООД дается обучаемому в готовом виде; б) составляется им самостоятельно. Самостоятельное составление ООД может происходить двумя разными путями: путем «проб и ошибок» в самом процессе выполнения действия или путем сознательного применения общего приема (метода). Типы ориентировочной основы действия Различия в общности, полноте и способе получения ООД служат основанием для выделения разных ее типов. Первый тип ООД характеризуется неполным составом ориентировочной основы, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб. Процесс формирования действия на такой ориентировочной основе идет очень медленно, с большим количеством ошибок. Сформированное действие оказывается чувствительным к малейшим изменениям условий выполнения.
Второй тип ООД характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются субъекту, во-первых готовыми, во-вторых, в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. Формирование действия при такой ориентировочной основе идет быстро и безошибочно. Сформированное действие более устойчиво, чем при первом типе ориентировки. Однако сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения. Третий тип ООД имеет полный состав, ориентиры представлены в общем виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Действию присущи не только быстрота и безошибочность процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса. Действие представляет собой целостную систему взаимосвязанных элементов. В ходе выполнения действия эти элементы обеспечивают три основные функции'. >- ориентировочную, >■ исполнительную, >• контрольно-корректировочную.
Первичные свойства составляют группу основных свойств. Это независимые Вторичные свойства всегда являются следствием одного или нескольких первичных. Особенность этих свойств состоит в том, что их нельзя сформировать непосредственно: путь к ним лежит через первичные характеристики. Главное изменение действия связано с его формой. Усвоение знаний и включающих их действий идет успешней, когда исходная форма является материализованной. Порядок перехода таков: от материальной (материализованной) к дептивной, от нее к внешне речевой, затем через форму внешней речи про - к умственной. Мера обобщенности — это как бы отношение субъективно возможных границ применения действия к объективно возможным. Обобщение идет не по любым общим свойствам предметов, а лишь по тем из них, которые вошли в состав ориентировочной основы действий, направленных на анализ этих предметов. Обычно процесс сокращения происходит постепенно. Он неразрывно связан с автоматизацией действия: ряд операций постепенно уходит из поля осознавания, остается лишь контроль сознания за автоматизированным их выполнением.
Мера разделенности (самостоятельности) действия — в начале ученик нуждается в помощи учителя, который разделяет с ним выполнение действия, берет на себя некоторые операции. Постепенно эта помощь ослабевает: ученик / приобретает все большую степень самостоятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|