Соотношение обучения и развития
В зависимости от понимания развития различные ученые по-разному разрешают одну из основных проблем педагогической психологии — проблему соотношения обучения и развития. Обучение и есть развитие (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коф-фка). Предполагалось, что любое обучение является развивающим. Каждый шаг обучения считался и шагом развития. Обучение — это только внешнее условие созревания, развития (В. Штерн, А. Гезелл, 3. Фрейд). Развитие создает возможности — обучение их реализует. Согласно данной позиции детей можно и нужно учить лишь тому, к чему у них созрели определенные способности. Развитие не зависит от обучения (Ж. Пиаже). Развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния. Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Л. С. Выготский, Дж. Брунер). Процесс развития ребенка не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Соответственно выделяются два уровня развития: ♦ уровень актуального развития, определяемый самостоятельным решением ♦ зона ближайшего развития, обнаруживаемая при совместном со взрослым Именно зону ближайшего развития и должно создавать обучение. Тогда обучение будет двигать развитие, опираясь не только на созревшие, но и на созревающие психические функции. Развивая идеи Л. С. Выготского, отечественные авторы выделяют различные показатели развития человека в процессе обучения: ♦ способность человека к движению от абстрактного к конкретному и обратно, дисциплинированность мышления (П. П. Блонский);
♦ обучаемость, т. е. способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения (Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская); ♦ сочетание системности и динамичности знаний, т. е. умения их применять в разнообразных условиях (Ю. А. Самарин); ♦ перенос приемов умственной деятельности (Е. Н. Кабанова-Миллер); чувственный опыт, познание сущности явлений, решение практических задач, связанных с материальным воздействием на окружающее (Л. В. Занков); теоретическое мышление, в том числе способность к «внутреннему плану действий» (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов); фонд оперативных знаний и обучаемость, включающая ряд качеств ума (3. И. Калмыкова). ОБУЧЕНИЕ Научение Научение — процесс и результат приобретения индивидуального жизненного опыта. Научение отличается от учения, как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями. Как всякое приобретение опыта (знаний, умений, навыков, форм поведения), научение включает протекающие неосознанно процессы уяснения содержания материала и его закрепления. Выработка реактивных форм поведения образуется, когда мозг пассивно воспринимает внешние воздействия. Это приводит: 1. К изменению существующих связей, следствием которого являются: • сенсибилизация — усиление реакции после многократного повторения • привыкание — ослабление психомоторных реакций. 2. К формированию новых нервных путей условных рефлексов. Условные рефлексы образуются, если безусловный стимул связывается с индифферентным стимулом и индифферентный стимул начинает сам по себе вызывать рефлекторную реакцию. При этом возможно: О угасание — постепенно прекращается поведенческая реакция, если за ней не следует безусловный стимул или подкрепление; О дифференцировка — затормаживаются те реакции, которые не сопровождаются безусловным стимулом или подкреплением, а сохраняются только те, которые подкрепляются;
О генерализация — реакцию вызывает любой стимул, сходный с условным, реакция возникает в любых ситуациях, сходных с той, в которой происходит подкрепление. Выработка оперантного поведения образуется, когда индивид активно осуществляет какие-то действия (случайные) и в зависимости от последствий этих действий данное поведение закрепляется или отбрасывается. Выделяют три разновидности выработки оперантного поведения: 1. Научение методом проб и ошибок, в процессе которого совершаются попытки действий: если случайное действие приводит к желательным последствиям, вероятность его повторения возрастает; при этом происходит отказ от неэффективных действий при нахождении решения. 2. Научение путем формирования реакций — поэтапное формирование нужного поведения с подкреплением каждого действия, приближающего к желаемому результату. 3. Научение путем наблюдения и подражания модели имеет две разновидности: А подражание — воспроизведение действий модели, не всегда понимая их значение; А викарное научение — усвоение и понимание последствий действий. Когнитивное научение происходит, когда оценивается ситуация, используется прошлый опыт, анализируются имеющиеся возможности. Формы когнитивного научения ♦ Латентное обучение на основе выработки когнитивных карт, которые отражают значения субъектов и существующие между ними связи. ♦ Выработка двигательных сенсомоторных навыков на основе когнитивных стратегий, включающая следующие стадии:
♦ когнитивную — выработка когнитивных стратегий строгой последовательности действий, движений, их программирования в зависимости от желаемого результата; ♦ ассоциативную — постепенное улучшение координации и интеграции различных элементов навыков; ♦ автономную — навык становится автоматическим, без ошибок.
♦ Инсайт — форма научения, при которой определенная информация, имеющаяся в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации, синтезируясь с информацией, располагаемой индивидом при решении проблемы. Решение проблемы происходит внезапно, без проб и ошибок, без логи
♦ Рассуждение — форма научения, характеризующаяся нахождением решения на основе мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения, логических рассуждений. ♦ Перцептивное научение, для которого характерно изменение восприятия какого-либо объекта в результате предшествующих восприятий этого же объекта. При этом выдвигаются гипотезы, определяющие, к какой категории можно отнести воспринимаемое с наибольшей вероятностью. ♦ Концептуальное научение, при котором происходит формирование понятий на основе абстрагирования (поиска черт сходства между двумя объектами) и обобщения (подведение под понятие новых предметов, имеющих общее свойство с предметами, послужившими основой для выработки данного понятия).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|