Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение обучения и развития




В зависимости от понимания развития различные ученые по-разному раз­решают одну из основных проблем педагогической психологии — пробле­му соотношения обучения и развития.

Обучение и есть развитие (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коф-фка).

Предполагалось, что любое обучение является развивающим. Каждый шаг обу­чения считался и шагом развития.

Обучениеэто только внешнее условие созревания, развития (В. Штерн, А. Гезелл, 3. Фрейд).

Развитие создает возможности — обучение их реализует. Согласно данной по­зиции детей можно и нужно учить лишь тому, к чему у них созрели определен­ные способности.

Развитие не зависит от обучения (Ж. Пиаже).

Развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния.

Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Л. С. Выготский, Дж. Брунер).

Процесс развития ребенка не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Соответственно выделяются два уровня развития:

♦ уровень актуального развития, определяемый самостоятельным решением
ребенком интеллектуальных задач;

♦ зона ближайшего развития, обнаруживаемая при совместном со взрослым
решении задач.

Именно зону ближайшего развития и должно создавать обучение. Тогда обу­чение будет двигать развитие, опираясь не только на созревшие, но и на созревающие психические функции.

Развивая идеи Л. С. Выготского, отечественные авторы выделяют различные показатели развития человека в процессе обучения:

♦ способность человека к движению от абстрактного к конкретному и обратно, дисциплинированность мышления (П. П. Блонский);

♦ обучаемость, т. е. способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения (Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская);

♦ сочетание системности и динамичности знаний, т. е. умения их применять в разнообразных условиях (Ю. А. Самарин);

♦ перенос приемов умственной деятельности (Е. Н. Кабанова-Миллер); чувственный опыт, познание сущности явлений, решение практических за­дач, связанных с материальным воздействием на окружающее (Л. В. Занков);

теоретическое мышление, в том числе способность к «внутреннему плану действий» (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);

фонд оперативных знаний и обучаемость, включающая ряд качеств ума (3. И. Калмыкова).


ОБУЧЕНИЕ Научение

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального жизнен­ного опыта.

Научение отличается от учения, как приобретения опыта в деятельности, на­правляемой познавательными мотивами и целями. Как всякое приобрете­ние опыта (знаний, умений, навыков, форм поведения), научение включает протекающие неосознанно процессы уяснения содержания материала и его закрепления.

Выработка реактивных форм поведения образуется, когда мозг пассивно вос­принимает внешние воздействия. Это приводит:

1. К изменению существующих связей, следствием которого являются:

сенсибилизация — усиление реакции после многократного повторения
раздражителя;

привыкание — ослабление психомоторных реакций.

2. К формированию новых нервных путей условных рефлексов.

Условные рефлексы образуются, если безусловный стимул связывается с ин­дифферентным стимулом и индифферентный стимул начинает сам по себе вы­зывать рефлекторную реакцию. При этом возможно: О угасание — постепенно прекращается поведенческая реакция, если за ней не

следует безусловный стимул или подкрепление;

О дифференцировка — затормаживаются те реакции, которые не сопровожда­ются безусловным стимулом или подкреплением, а сохраняются только те, которые подкрепляются;

О генерализация — реакцию вызывает любой стимул, сходный с условным, реакция возникает в любых ситуациях, сходных с той, в которой происхо­дит подкрепление.

Выработка оперантного поведения образуется, когда индивид активно осущест­вляет какие-то действия (случайные) и в зависимости от последствий этих дей­ствий данное поведение закрепляется или отбрасывается. Выделяют три разновидности выработки оперантного поведения:

1. Научение методом проб и ошибок, в процессе которого совершаются попытки действий: если случайное действие приводит к желательным последствиям, вероятность его повторения возрастает; при этом происходит отказ от неэффек­тивных действий при нахождении решения.

2. Научение путем формирования реакций — поэтапное формирование нужного поведения с подкреплением каждого действия, приближающего к желаемому результату.

3. Научение путем наблюдения и подражания модели имеет две разновидности:

А подражание — воспроизведение действий модели, не всегда понимая их

значение;

А викарное научение — усвоение и понимание последствий действий.

Когнитивное научение происходит, когда оценивается ситуация, используется прошлый опыт, анализируются имеющиеся возможности.

Формы когнитивного научения

Латентное обучение на основе выработки когнитивных карт, которые отражают значения субъектов и существующие между ними связи.

Выработка двигательных сенсомоторных навыков на основе когнитивных стратегий, включающая следующие стадии:

 

♦ когнитивную — выработка когнитивных стратегий строгой последовательности действий, движений, их программирования в зависимости от желаемого результата;

♦ ассоциативную — постепенное улучшение координации и интеграции различных элементов навыков;

♦ автономную — навык становится автоматическим, без ошибок.

 

Инсайт — форма научения, при которой определенная информация, имеющаяся в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации, синтезируясь с информацией, располагаемой индивидом при решении проблемы. Решение проблемы происходит внезапно, без проб и ошибок, без логи­
ческих рассуждений.

Рассуждение — форма научения, характеризующаяся нахождением решения на основе мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения, логических рассуждений.

Перцептивное научение, для которого характерно изменение восприятия какого-либо объекта в результате предшествующих восприятий этого же объекта. При этом выдвигаются гипотезы, определяющие, к какой категории можно отнести воспринимаемое с наибольшей вероятностью.

Концептуальное научение, при котором происходит формирование понятий на основе абстрагирования (поиска черт сходства между двумя объектами) и обобщения (подведение под понятие новых предметов, имеющих общее свойство с предметами, послужившими основой для выработки данного понятия).

 

 

 

             
    Типы научения    
  \
  Выработка реактивных форм поведения   Выработка оперантного поведения   Когнитивное научение  
L            
               
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...