Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение как педагогический процесс




Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащих­ся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взгля­дов [53, с. 137].

Существенные признаки процесса обучения (СП. Баранов)

/ Обучение — это специально организованная познавательная деятельность (в отличие от научения).

/ Обучение — ускорение познания в индивидуальном развитии.

/ Обучение — это усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте че­ловечества.

Обучение как процесс включает в себя две части: преподавание, в ходе которо­го осуществляется передача (трансляция) системы знаний, умений, опыта дея­тельности, и учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие ком­поненты:

♦ постановка целей учебной работы;

♦ формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

♦ определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;

♦ организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;

♦ придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;

♦ регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;

♦ оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, ко­торая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов:

♦ осознание целей и задач обучения;

♦ развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

♦ осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

♦ восприятие, осмысление и запоминание учебного материала;

♦ применение знаний на практике и последующее повторение;

♦ проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;

♦ самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;

♦ самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.


Психолого-педагогическая структура педагогического процесса

Педагогическая структура

Цель


 

/   t   \   \   N.
Принципы   Содержание   Методы   Средства   Формы

Психологическая структура

Познавательные

процессы

(восприятие,

мышление,

осмысление,

запоминание,

усвоение информации)


Мотивация учения

(проявление учащимися интереса,

склонностей, мотивации учения,

динамики

эмоционального

настроя)


\

Напряжение (подъемы и спады

физического и нервно-психического напряжения, динамика

активности,

работоспособности

и утомления)


ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Традиционное обучение — целенаправленный процесс формирования зна­ний, умений и навыков посредством осмысления и запоминания учебного материала.

В основе традиционного обучения лежит ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатле­вать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то сходны или различны.

Процесс образования ассоциаций (приобретение знаний, умений и навыков) в тра­диционном обучении имеет определенную логическую последовательность [45]:

• восприятие учебного материала;

• осмысление;

• запоминание и сохранение;

• применение усвоенного в практической деятельности.

При этом выделенная последовательность подчиняется дидактическому требо­ванию, отражающему последовательность двигаться в обучении от частного tc общему. «Общее» выступает здесь как результат сравнения единичных или нлх предметов, как результат выделения их одинаковых свойств, становя-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...