Обучение как педагогический процесс
Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов [53, с. 137]. Существенные признаки процесса обучения (СП. Баранов) / Обучение — это специально организованная познавательная деятельность (в отличие от научения). / Обучение — ускорение познания в индивидуальном развитии. / Обучение — это усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества. Обучение как процесс включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансляция) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты: ♦ постановка целей учебной работы; ♦ формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом; ♦ определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися; ♦ организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом; ♦ придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера; ♦ регулирование и контроль учебной деятельности учащихся; ♦ оценивание результатов деятельности учащихся. Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов: ♦ осознание целей и задач обучения; ♦ развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
♦ осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; ♦ восприятие, осмысление и запоминание учебного материала; ♦ применение знаний на практике и последующее повторение; ♦ проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; ♦ самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность; ♦ самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности. Психолого-педагогическая структура педагогического процесса Педагогическая структура Цель
Психологическая структура Познавательные процессы (восприятие, мышление, осмысление, запоминание, усвоение информации) Мотивация учения (проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамики эмоционального настроя) \ Напряжение (подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления) ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ Традиционное обучение — целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков посредством осмысления и запоминания учебного материала. В основе традиционного обучения лежит ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатлевать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то сходны или различны. Процесс образования ассоциаций (приобретение знаний, умений и навыков) в традиционном обучении имеет определенную логическую последовательность [45]: • восприятие учебного материала; • осмысление; • запоминание и сохранение; • применение усвоенного в практической деятельности.
При этом выделенная последовательность подчиняется дидактическому требованию, отражающему последовательность двигаться в обучении от частного tc общему. «Общее» выступает здесь как результат сравнения единичных или нлх предметов, как результат выделения их одинаковых свойств, становя-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|