Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология учебной деятельности




Познание

Познание — это процесс постижения действительности и приобретения знаний.

Функции знаний

· Репрезентативная функция — представление, указание предмета познания, называние его особенностей, качеств.

· Эвристическая функция — показ нахождения пути к разрешению возник­шей проблемы, помощь в нахождении способа решения задачи.

· Руководящая функция — указание на направление действий в-тех или иных условиях для получения определенного результата.

· Прогностическая функция — предвидение результата того или иного дей­ствия, поступка в тех или иных обстоятельствах.

· Оценочная функция — оценивание того или иного явления, действия, по­ступка на основе знания принятых норм, установленных правил, внутрен­них убеждений.

Результатом познания может быть:

· обыденное знание — формируется в повседневном опыте, на основе которого отражаются, главным образом, внешние стороны и связи окружающей дей­ствительности;

· научное знание — представляет собой систематизированные, обобщенные раз­ряды знаний, формирование которых основано не только на опытных, эмпи­рических, но и на теоретических формах отражения мира и закономернос­тей его развития;

· учебное знание — является производным от научного и в отличие от после­днего является познанием уже известного. Учебное знание порождается в результате преднамеренного изменения, реорганизации научного знания с учетом психологических особенностей и возможностей обучаемых.

Сравнительная характеристика научного и учебного знания

 

Научное звание Учебное знание
Основной целью научного знания яв­ляется создание или описание моде­лей мира Основной целью учебного знания яв­ляется приобретение определенного уровня общей или профессиональной квалификации
Научное познание связано с поиско­выми задачами, решаемыми с привле­чением особых исследовательских методов Учебно-познавательная деятельность осуществляется с помощью учебных приемов, умений и действий

Формы учебного знания

Учебное знание существует в трех формах: в форме учебной дисциплины, в форме учебного текста и в форме учебной задачи.

Адаптированная форма научного знания образует учебную дисциплину, вклю­чающую закономерности познавательной деятельности учащихся и саму пред­метную форму научного знания.

Языковая форма выражения учебного знания образует текст. По виду учеб­ные тексты бывают:

• письменные (алфавитные, формульные, пиктографические);

• устные;

• технотронные (радио, звукозапись).

Учебная задача как форма учебного знания может быть определена:

• как некоторый этап учебно-познавательной деятельности;

• как упрощенная, рафинированная форма реальных проблемных ситуаций;

• как учебный текст или его часть.

Этапы учебного познания

1. Восприятие объекта — выделение его из общего фона и определением его существенных свойств.

2. Осмысление — установление наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений.

3. Процесс запоминания — выделение свойств и отношений в результате их многократного восприятия и фиксации.

4. Активное воспроизведение воспринятых и понятых субъектом существен­ных связей и отношений — включение вновь воспринятого знания в струк­туру прошлого опыта либо использование его в качестве средства построения или выделения нового знания.

Учебная деятельность


Учебная деятельность — процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых [38, с. 491].


 


Деятельность обучающихся является подлинно учебной, если она созна­тельно направлена на осуществление целей обучения, принимаемых ими как личностно значимые. Д. Б. Эльконин указывал, что учебная деятель­ность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой про­исходят изменения в самом ученике. Эта деятельность по самоизмене­нию, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в самом субъекте.

Основные характеристики учебной деятельности

· Учебная деятельность специально направлена на овладение учебным матери­алом и решение учебных задач.

· В процессе учебной деятельности осваиваются общие способы действий и научные понятия.

· Общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхожде­ние от общего к частному.

· Ведет к изменениям в самом человеке — ученике.

· Происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.

· Продукт учебной деятельности непосредственно не пополняет общественно­го богатства; человек изменяет самого себя, приобретая новые знания.

· Учение направлено на удовлетворение познавательной потребности. (Если познавательной потребности у ученика нет, то он или не будет учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой-то другой потребности. В послед­нем случае учение уже не является деятельностью, так как овладение знани­ями само по себе не приводит к удовлетворению потребности субъекта, а
служит лишь промежуточной целью.)

· Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью.

Учебная деятельность носит общественный характер:

• по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;

• по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема;

• по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях.

Предметом изменений в учебной деятельности является сам субъект, осущест­вляющий эту деятельность. Самое главное в учебной деятельности — это пово­рот на себя, оценка собственных изменений, рефлексия на себя.

Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:

1. интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обоб­щение, классификация и т. д.);

2. знаковые, языковые средства, в форме которых усваиваются знания.

Способы учебной деятельности могут быть разнообразные: репродуктивные, про­блемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В. В. Давыдов).

Продуктом учебной деятельности являются:

· структурное и актуализированное знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики;

· внутренние новообразования психики и деятельности в мотивационном, цен­ностном и смысловом планах.

Структура учебной деятельности

Учебная мотивация.

Учебная ситуация.

Контроль самоконтроль).

Оценка (самооценка).

Компонентный состав учебной деятельности

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включен­ный в деятельность учения.

В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Б. В. Шорохова, В. Г. Асе­ев, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя и др.).

Мотивы учебной деятельности — это все факторы, обуславливающие про­явление учебной активности. Согласно Л. И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания — словом, все то, в чем нашла воплощение потребность.

Классификация мотивов

Мотивы могут быть:

· внешние — наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода,давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние к непо­средственной цели учения. Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей;

· внутренние — интерес к своим знаниям, любознательность, стремление по­высить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели.

 

Е. П, Ильин, вслед за Г. Розенфельдом, выделяет следующие категории мотива­ции учения [17, с. 253]:

1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.

2. Обучение-без личных интересов и выгод.

3. Обучение для социальной идентификации.

4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.

5. Обучение по принуждению или под давлением.

6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на обще­принятых нормах.

7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни.

8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.

 

Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огром­ное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди за­рубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж.Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентнос­ти (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые ученый связывал с интересом.

Сильный внутренний мотив — познавательный интерес. Г. И. Щукина счи­тает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест сре­ди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный харак­тер. Другие исследователи (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова) отмечают, что для формирования теоретического познавательного интере­са немалое значение имеет характер учебной деятельности. Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа: ситуа­тивный, познавательный интерес, возникающий в условиях новизны; устой­чивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности; включение познавательного интереса в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...