Психология учебной деятельности
Познание Познание — это процесс постижения действительности и приобретения знаний. Функции знаний · Репрезентативная функция — представление, указание предмета познания, называние его особенностей, качеств. · Эвристическая функция — показ нахождения пути к разрешению возникшей проблемы, помощь в нахождении способа решения задачи. · Руководящая функция — указание на направление действий в-тех или иных условиях для получения определенного результата. · Прогностическая функция — предвидение результата того или иного действия, поступка в тех или иных обстоятельствах. · Оценочная функция — оценивание того или иного явления, действия, поступка на основе знания принятых норм, установленных правил, внутренних убеждений. Результатом познания может быть: · обыденное знание — формируется в повседневном опыте, на основе которого отражаются, главным образом, внешние стороны и связи окружающей действительности; · научное знание — представляет собой систематизированные, обобщенные разряды знаний, формирование которых основано не только на опытных, эмпирических, но и на теоретических формах отражения мира и закономерностей его развития; · учебное знание — является производным от научного и в отличие от последнего является познанием уже известного. Учебное знание порождается в результате преднамеренного изменения, реорганизации научного знания с учетом психологических особенностей и возможностей обучаемых. Сравнительная характеристика научного и учебного знания
Формы учебного знания
Учебное знание существует в трех формах: в форме учебной дисциплины, в форме учебного текста и в форме учебной задачи. Адаптированная форма научного знания образует учебную дисциплину, включающую закономерности познавательной деятельности учащихся и саму предметную форму научного знания. Языковая форма выражения учебного знания образует текст. По виду учебные тексты бывают: • письменные (алфавитные, формульные, пиктографические); • устные; • технотронные (радио, звукозапись). Учебная задача как форма учебного знания может быть определена: • как некоторый этап учебно-познавательной деятельности; • как упрощенная, рафинированная форма реальных проблемных ситуаций; • как учебный текст или его часть. Этапы учебного познания 1. Восприятие объекта — выделение его из общего фона и определением его существенных свойств. 2. Осмысление — установление наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений. 3. Процесс запоминания — выделение свойств и отношений в результате их многократного восприятия и фиксации. 4. Активное воспроизведение воспринятых и понятых субъектом существенных связей и отношений — включение вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта либо использование его в качестве средства построения или выделения нового знания. Учебная деятельность Учебная деятельность — процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых [38, с. 491].
Деятельность обучающихся является подлинно учебной, если она сознательно направлена на осуществление целей обучения, принимаемых ими как личностно значимые. Д. Б. Эльконин указывал, что учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Эта деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в самом субъекте.
Основные характеристики учебной деятельности · Учебная деятельность специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач. · В процессе учебной деятельности осваиваются общие способы действий и научные понятия. · Общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному. · Ведет к изменениям в самом человеке — ученике. · Происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий. · Продукт учебной деятельности непосредственно не пополняет общественного богатства; человек изменяет самого себя, приобретая новые знания. · Учение направлено на удовлетворение познавательной потребности. (Если познавательной потребности у ученика нет, то он или не будет учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой-то другой потребности. В последнем случае учение уже не является деятельностью, так как овладение знаниями само по себе не приводит к удовлетворению потребности субъекта, а · Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Учебная деятельность носит общественный характер: • по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; • по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; • по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях. Предметом изменений в учебной деятельности является сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Самое главное в учебной деятельности — это поворот на себя, оценка собственных изменений, рефлексия на себя.
Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются: 1. интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. д.); 2. знаковые, языковые средства, в форме которых усваиваются знания. Способы учебной деятельности могут быть разнообразные: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В. В. Давыдов). Продуктом учебной деятельности являются: · структурное и актуализированное знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики; · внутренние новообразования психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Структура учебной деятельности Учебная мотивация. Учебная ситуация. Контроль самоконтроль). Оценка (самооценка). Компонентный состав учебной деятельности УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Б. В. Шорохова, В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя и др.). Мотивы учебной деятельности — это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности. Согласно Л. И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания — словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. Классификация мотивов Мотивы могут быть: · внешние — наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода,давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние к непосредственной цели учения. Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей; · внутренние — интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели.
Е. П, Ильин, вслед за Г. Розенфельдом, выделяет следующие категории мотивации учения [17, с. 253]: 1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету. 2. Обучение-без личных интересов и выгод. 3. Обучение для социальной идентификации. 4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач. 5. Обучение по принуждению или под давлением. 6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах. 7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. 8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж.Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые ученый связывал с интересом. Сильный внутренний мотив — познавательный интерес. Г. И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова) отмечают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа: ситуативный, познавательный интерес, возникающий в условиях новизны; устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности; включение познавательного интереса в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|