Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия развивающего обучения




Все компоненты обучения (программы, учебники, методики, школьная прак­
тика) должны быть пронизаны идеей формирования у школьников системы
приемов учебной работы разной степени обобщенности (внутрипредметные и
межпредметные).,

<з- В каждом учебном предмете важно выделить основные приемы учебной ра­боты и сформировать их у учащихся.

<эг Знания должны обеспечивать взаимодействие мышления и чувственной сто­роны умственной деятельности учащихся.

су У учащихся должны быть сформированы приемы управления учебной дея­тельностью.

Приемы учебной работы

>- Сравнение.

>• Обобщение.

>■ Раскрытие причинно-следственных связей.

>■ Наблюдение.

>■ Составление характеристик изучаемых явлений.

>■ Разделение существенных и несущественных признаков понятий.

Приемы управления учебной деятельностью

>■ Планирование.

>■ Самоконтроль, включающий оценку своих действий.

>■ Управление своими познавательными интересами и вниманием.

ТЕОРИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л. М. ФРИДМАНА

Теория развивающего обучения Л. М. Фридмана — дидактическая систе­ма, направленная на воспитание всесторонне развитой и социально зре­лой личности в процессе учебного взаимодействия.

Принципы обучения

Принцип самостоятельности учащихся в учебном процессе предполагает его ориентацию таким образом, чтобы они принимали непосредственное участие в целеполагании своей деятельности, а цели обучения, задаваемые извне, стано­вились бы их собственными, личными целями.

Принцип самоорганизации характеризует операциональную сторону учебно­го процесса. Исходя из этого принципа, учитель не учит, а помогает учиться..


Он демонстрирует учащимся необходимость усвоения навыков рационального учения, самостоятельного выполнения не только учебно-тренировочных, но и продуктивных действий.

Принцип развития определяет ряд требований к организации учебного про­цесса:

• учитывать возрастные и индивидуально-типологические особенности учащихся;

• развивать у них потребность в преодолении посильных трудностей, в овладе­
нии новыми способами действий, умениями, навыками;.,

• ориентироваться на зону ближайшего развития; направлять учебный про­
цесс ц& формирование социальной зрелости каждого ученика.

Принцип коллективизма устанавливает, что центральной, ведущей формой организации учебного процесса является коллективная (групповая, парная) форма.

Принцип ролевого участия предполагает равномерное и добровольное распре­деление ролей между учащимися класса. Один и тот же ученик должен высту­пить ив роли ответственного, и подчиненного.

Принцип ответственности участников учебного процесса важен с точки зре­ния развития социально зрелой личности.

Принцип психологического обеспечения предполагает эмоциональное удовле­творение каждого ученика и тем самым развитие мотивации учения.

Важное место в теории Л. М. Фридмана отводится контрольно-оценочной деятельности как учителя, так и учащихся.

Требования к контрольно-оценочной деятельности

1. Текущую контрольно-оценочную деятельность должны выполнять сами уча­
щиеся уже в начальной школе. Участие учителя состоит в обучении школьни­
ков рациональным методам и приемам этой деятельности, в формировании у
них правильных и разумных эталонов контроля, нормативных критериев оцен­
ки, способов корректировки своей учебной деятельности, потребности и при­
вычки самоконтроля и самооценки.

2. Итоговый контроль и оценка знаний учащихся по каждойтеме проводятся
учителем при активном участии школьников. Он связан с обобщением прой­
денного материала, с коллективным обсуждением результатов текущей конт­
рольно-оценочной деятельности учащихся.

3. Учет результатов текущего и итогового контроля и оценка работы уча­
щихся ведутся самими учащимися. Задача учителя состоит в осуществлении
систематического диагностического контроля за формированием у школьников
учебных умений и психических процессов, развитием их способностей, интере­
сов и склонностей, социальным становлением и образованием у них значимых
личностных качеств.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...