Предмет, объект и задачи методики
Методика Развития речи Дошкольников С нарушениями слуха
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология», 031600 «Сурдопедагогика»
Москва ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВАЛДОС 2004 УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 Н84
Руководитель издательской программы подготовки учебников и учебных пособий для высших и средних специальных учебных заведений по коррекционнои педагогике и специальной психологии лауреат Государственной премии в области образования Российской Федерации, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор В.И. Селиверстов
Носкова Л.П. Н84 Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 344 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-01334-3 (в пер.). Агентство CIP РГБ. В учебном пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников. Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, сурдопедагогам, воспитателям специальных (коррекционных) дошкольных учреждений. Будет полезно родителям детей с недостатками слуха.
УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73
© Носкова Л.П., Головчиц Л.А., 2004 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 © Серия «Коррекционная педагогика» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
© Макет. ООО «Гуманитарный издатель-
ISBN 5-691-01334-3 (в пер.)
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 4 РАЗДЕЛ I. Теоретические основы методики развития речи дошкольников с нарушениями слуха 5 Глава 1. Научные основы методики развития речи 6 Глава 2. Характеристика современной системы развития Глава 3. Разные формы словесной речи в системе обучения дошкольников с нарушениями слуха 69 РАЗДЕЛ П. Организация и формы работы по речевому развитию неслышащих и слабослышащих дошкольников..... 89 Глава 1. Условия речевого развития детей с недостатками слуха 90 Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье 113 РАЗДЕЛ III. Методика развития речи дошкольников на разных возрастных этапах 137 Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей 138 Глава 2. Особенности организации и содержания занятий по развитию речи 157 Глава 3. Первоначальный этап развития речи 171 Глава 4. Содержание и методы развития речи детей среднего дошкольного возраста 209 Глава 5. Особенности работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста 255 Приложение 317
Введение
В учебном пособии, разработанном в соответствии с программой вузовского курса «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха», раскрываются современные научно обоснованные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста. Материалы пособия представляют собой единство исследования психического развития при данной структуре нарушения с экспериментально проверенным проектируемым процессом воспитания и обучения на разных возрастных ступенях (младший, средний и старший дошкольный возраст). С позиций общей и возрастной психологии, сурдопсихологии, языкознания, психолингвистических учений, прогрессивных сурдопедагогических систем определяются роль и место языка в личностном развитии ребенка с нарушенным слухом.
Процесс речевого развития при использовании рекомендуемых методов обучения на каждом возрастном этапе рассматривается в соотнесении с другими психическими процессами (деятельностями) — познавательным, эмоциональным, волевым. Специфика формирования словесной речи на ранних возрастных этапах, в отличие от систематического обучения языку в период школьного образования, раскрывается не через совокупность знаний, умений, навыков по данному учебном предмету, а через развитие фундаментальных человеческих способностей как синтеза качественных новообразований в структуре речемыслительной деятельности ребенка, своеобразных задатков и предпосылок для дальнейшего усвоения языка. Главный смысл всего представленного в методике материала заключается в доказательстве, что сопутствующее глухоте и тяжелой тугоухости глубокое недоразвитие или полное отсутствие речи могут быть успешно скорректированы при квалифицированном подходе к обучению детей.
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Предмет, объект и задачи методики Преодоление или достаточно заметное сглаживание тяжёлых последствий врождённого или приобретённого в раннем возрасте нарушения слуха возможны при своевременной организации квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи глухим и слабослышащим детям. Процесс психофизического развития таких детей, страдающих полным отсутствием или глубоким недоразвитием речи, специфическим нарушением мышления, неадекватностью многих компонентов личности, может быть направлен в нужное русло исключительно при правильной диагностике дефекта и создании условий для направленного коррекци-онно-педагогического воздействия. Опираясь на представления о полноценной личности как «системном качестве» (А.Н. Леонтьев), понимая, что любой дефект в развитии имеет, как правило, системный характер (поскольку при этом следует учитывать не только первичные, но и последующие нарушения), наибольшего эффекта в развитии глухих и слабослышащих детей можно ожидать только при целостной системе коррекционно-воспитатель-ных воздействий, а не за счёт суммы отдельных приёмов и методов работы.
Творческому овладению сурдопедагогической системой помощи детям с нарушенным слухом способствует подготовка специалистов на дефектологическом факультете в вузах, а также длительное накопление опыта в процессе последующей самостоятельной работы с такими детьми.
6 Глава 1. Научные основы методики развития речи
Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха входит в число педагогических дисциплин и базируется на общих дидактических принципах. Вместе с тем она основательно и в значительном объёме использует достижения смежных наук: психофизиологии, нейро- и психолингвистики, языкознания, акустики, семиотики и др. Предметом данного учебного курса, составляющего ядро современной дошкольной сурдопедагогики, является освещение исторически сложившейся научно обоснованной системы формирования словесной речи у дошкольников с нарушениями слуха. В целостной многоуровневой системе внимание акцентируется на основных аспектах языковой действительности и на специальных методах приобщения детей, естественный ход речевого развития которых заторможен, к содержанию и к самой материи языка как универсальному знаковому образованию, которым «пронизаны решительно все стороны мозговой деятельности человека»1.
Методическое пособие направлено на решение следующих задач: формирование исходных теоретических позиций, базирующихся на фундаментальных исследованиях психофизиологических и языковедческих наук; обогащение общепсихологических представлений, лингвистических знаний и коммуникативных умений; понимание принципов, задач, содержания и методов современной системы обучения языку дошкольников с нарушениями слуха с учетом закономерностей речевого развития на ранних возрастных стадиях; ознакомление с условиями речевого развития детей с нарушенным слухом при условии варьирования форм педагогической помощи глухим и слабослышащим дошкольникам;
формирование устойчивых профессиональных умений в плане специального обучения детей словесной речи;
________________ 1 Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. — М., 1967.
7 Раздел I
формирование практических умений обследования речевых возможностей детей с нарушениями слуха и определения адекватных условий обучения; анализ программного материала, планирования содержания и методов работы; освоение способов учета реальных достижений детей в речевом развитии; развитие способности к восприятию и объективному анализу нетрадиционных способов обучения глухих и слабослышащих детей словесной речи; формирование навыков самостоятельной работы с научной и методической литературой, умение анализировать, обобщать и творчески применять полученные знания в работе с детьми; выработка оптимистического взгляда на возможности детей в овладении словесными средствами общения и развития их речемыслительной деятельности как важнейшего фактора социального развития. Решению данных задач должно способствовать не только глубокое, вдумчивое освоение представленных в методике научных сведений по проблеме и методических рекомендаций, выполнение заданий ко всем главам, но и систематическое изучение как обязательной литературы по программе учебного курса, так и разнообразной альтернативной методической документации в целях сравнительного анализа и обоснованности избрания определённых педагогических подходов к работе с детьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|