Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет, объект и задачи методики

Методика

Развития речи

Дошкольников

С нарушениями слуха

 

 

Допущено Министерством образования и науки

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальностям

032000 «Специальная дошкольная педагогика

и психология», 031600 «Сурдопедагогика»

 

 

Москва

ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

ВАЛДОС

2004

УДК 376.3(075.8)

ББК 74.3я73

Н84

 

Руководитель издательской программы подготовки учебников

и учебных пособий для высших и средних специальных учебных

заведений по коррекционнои педагогике и специальной психологии

лауреат Государственной премии в области образования

Российской Федерации, заслуженный работник высшей школы

Российской Федерации, профессор В.И. Селиверстов

 

 

Носкова Л.П.

Н84 Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Л.П. Нос­кова, Л.А. Головчиц. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 344 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-01334-3 (в пер.). Агентство CIP РГБ.

В учебном пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словес­ной речи глухих и слабослышащих дошкольников.

Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, сурдо­педагогам, воспитателям специальных (коррекционных) дошкольных уч­реждений. Будет полезно родителям детей с недостатками слуха.

 

УДК 376.3(075.8)

ББК 74.3я73

 

 

© Носкова Л.П., Головчиц Л.А., 2004

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Серия «Коррекционная педагогика» и се­рийное оформление.

ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Макет. ООО «Гуманитарный издатель-
ский центр ВЛАДОС», 2004

 

 

ISBN 5-691-01334-3 (в пер.)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

РАЗДЕЛ I. Теоретические основы методики развития речи

дошкольников с нарушениями слуха 5

Глава 1. Научные основы методики развития речи 6

Глава 2. Характеристика современной системы развития
речи дошкольников с нарушениями слуха 51

Глава 3. Разные формы словесной речи в системе

обучения дошкольников с нарушениями слуха   69

РАЗДЕЛ П. Организация и формы работы по речевому развитию неслышащих и слабослышащих дошкольников..... 89

Глава 1. Условия речевого развития детей

с недостатками слуха 90

Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха

в семье  113

РАЗДЕЛ III. Методика развития речи дошкольников

на разных возрастных этапах  137

Глава 1. Развитие речи в разных видах

деятельности детей 138

Глава 2. Особенности организации и содержания

занятий по развитию речи 157

Глава 3. Первоначальный этап развития речи    171

Глава 4. Содержание и методы развития речи детей

среднего дошкольного возраста 209

Глава 5. Особенности работы по речевому развитию

детей старшего дошкольного возраста 255

Приложение  317

 

 

Введение

 

В учебном пособии, разработанном в соответствии с про­граммой вузовского курса «Методика развития речи до­школьников с нарушениями слуха», раскрываются совре­менные научно обоснованные подходы к организации, отбо­ру содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

Материалы пособия представляют собой единство иссле­дования психического развития при данной структуре на­рушения с экспериментально проверенным проектируемым процессом воспитания и обучения на разных возрастных сту­пенях (младший, средний и старший дошкольный возраст).

С позиций общей и возрастной психологии, сурдопсихологии, языкознания, психолингвистических учений, про­грессивных сурдопедагогических систем определяются роль и место языка в личностном развитии ребенка с нарушен­ным слухом.

Процесс речевого развития при использовании рекомен­дуемых методов обучения на каждом возрастном этапе рас­сматривается в соотнесении с другими психическими про­цессами (деятельностями) — познавательным, эмоциональ­ным, волевым. Специфика формирования словесной речи на ранних возрастных этапах, в отличие от систематическо­го обучения языку в период школьного образования, рас­крывается не через совокупность знаний, умений, навыков по данному учебном предмету, а через развитие фундамен­тальных человеческих способностей как синтеза качествен­ных новообразований в структуре речемыслительной дея­тельности ребенка, своеобразных задатков и предпосылок для дальнейшего усвоения языка.

Главный смысл всего представленного в методике мате­риала заключается в доказательстве, что сопутствующее глухоте и тяжелой тугоухости глубокое недоразвитие или полное отсутствие речи могут быть успешно скорректиро­ваны при квалифицированном подходе к обучению детей.

 

НАУЧНЫЕ

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

Предмет, объект и задачи методики

Преодоление или достаточно заметное сглаживание тя­жёлых последствий врождённого или приобретённого в ран­нем возрасте нарушения слуха возможны при своевремен­ной организации квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи глухим и слабослышащим детям. Процесс психофизического развития таких детей, страдаю­щих полным отсутствием или глубоким недоразвитием речи, специфическим нарушением мышления, неадекватностью многих компонентов личности, может быть направлен в нужное русло исключительно при правильной диагностике дефекта и создании условий для направленного коррекци-онно-педагогического воздействия.

Опираясь на представления о полноценной личности как «системном качестве» (А.Н. Леонтьев), понимая, что любой дефект в развитии имеет, как правило, системный характер (поскольку при этом следует учитывать не только первич­ные, но и последующие нарушения), наибольшего эффекта в развитии глухих и слабослышащих детей можно ожидать только при целостной системе коррекционно-воспитатель-ных воздействий, а не за счёт суммы отдельных приёмов и методов работы.

Творческому овладению сурдопедагогической системой помощи детям с нарушенным слухом способствует подго­товка специалистов на дефектологическом факультете в вузах, а также длительное накопление опыта в процессе последующей самостоятельной работы с такими детьми.

 

6

Глава 1. Научные основы методики развития речи

 

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха входит в число педагогических дисциплин и базиру­ется на общих дидактических принципах. Вместе с тем она основательно и в значительном объёме использует достиже­ния смежных наук: психофизиологии, нейро- и психолинг­вистики, языкознания, акустики, семиотики и др.

Предметом данного учебного курса, составляющего ядро современной дошкольной сурдопедагогики, является осве­щение исторически сложившейся научно обоснованной си­стемы формирования словесной речи у дошкольников с на­рушениями слуха.

В целостной многоуровневой системе внимание акценти­руется на основных аспектах языковой действительности и на специальных методах приобщения детей, естественный ход речевого развития которых заторможен, к содержанию и к самой материи языка как универсальному знаковому образованию, которым «пронизаны решительно все сторо­ны мозговой деятельности человека»1.

 

Методическое пособие направлено на решение следующих задач:

формирование исходных теоретических позиций, бази­рующихся на фундаментальных исследованиях психо­физиологических и языковедческих наук;

обогащение общепсихологических представлений, лин­гвистических знаний и коммуникативных умений;

понимание принципов, задач, содержания и методов со­временной системы обучения языку дошкольников с на­рушениями слуха с учетом закономерностей речевого развития на ранних возрастных стадиях;

ознакомление с условиями речевого развития детей с на­рушенным слухом при условии варьирования форм пе­дагогической помощи глухим и слабослышащим до­школьникам;

формирование устойчивых профессиональных умений в плане специального обучения детей словесной речи;

 

 

________________

1 Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. — М., 1967.

 

 

7

Раздел I

 

формирование практических умений обследования ре­чевых возможностей детей с нарушениями слуха и оп­ределения адекватных условий обучения; анализ про­граммного материала, планирования содержания и методов работы; освоение способов учета реальных до­стижений детей в речевом развитии;

развитие способности к восприятию и объективному ана­лизу нетрадиционных способов обучения глухих и сла­бослышащих детей словесной речи;

формирование навыков самостоятельной работы с науч­ной и методической литературой, умение анализировать, обобщать и творчески применять полученные знания в работе с детьми;

выработка оптимистического взгляда на возможности детей в овладении словесными средствами общения и развития их речемыслительной деятельности как важ­нейшего фактора социального развития.

Решению данных задач должно способствовать не толь­ко глубокое, вдумчивое освоение представленных в методи­ке научных сведений по проблеме и методических рекомен­даций, выполнение заданий ко всем главам, но и системати­ческое изучение как обязательной литературы по программе учебного курса, так и разнообразной альтернативной мето­дической документации в целях сравнительного анализа и обоснованности избрания определённых педагогических подходов к работе с детьми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...