Организация педагогической
Работы в семье с детьми, Не посещающими Дошкольные учреждения В настоящее время в связи с интенсивной разработкой методов раннего выявления и коррекции нарушений слуха методическое освещение получили вопросы коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста в семье (Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шмат-ко и др.) Организация педагогической помощи детям младенческого возраста тесно связана с организацией режима и деятельности ребенка. На первом году жизни формируются важнейшие предпосылки речи, к которым относятся эмоциональное общение взрослого с ребенком, сенсорное и моторное развитие, предметные действия. Особое значение в первые месяцы жизни малыша имеет формирование зрительного и слухового сосредоточения, связанного с приучением фиксировать взгляд и следить за перемещением ярких игрушек, говорящих взрослых, прислушиваться к громким звукам. Умение сосредоточиваться на зрительных и слуховых раздражителях приводит к появлению у ребенка комплекса оживления, который всячески должен поддерживаться и развиваться взрослыми. Появление развернутого комплекса оживления связано с положительной эмоциональной реакцией на взрослого в виде улыбки, смеха, а позднее и двигательных и голосовых реакций. Поддержание комплекса оживления у малыша с нарушенным слухом предполагает длительный эмоциональный контакт взрослого, подкрепляемый ласковыми касаниями и нежным тормошением ребенка, длительным разговором с ним. Активизация голосовых реакций малыша требует постоянного эмоционального контакта, положительных эмоций, поддержания гуления и побуждения к нему.
Основные средства формирования предпосылок возникновения речи у детей младенческого возраста — эмоциональное общение матери с малышом во время осуществления гигиенических и других режимных процедур; привлечение внимания к лицу говорящих взрослых, подхватывание зву-
115 Раздел II
ков, издаваемых ребенком; разнообразные действия с предметами и игрушками. Особое значение на первом году жизни ребенка имеет формирование у него возможности подражать звукам, что тесно связано с формированием сенсомо-торных умений, возможностями восприятия голоса и речи взрослых на основе зрения и слуха. Появление звукосочетаний, лепета у неслышащего ребенка возможно только в результате систематической работы по развитию движений, восприятия, вовлечения его в эмоциональное общение, сопровождаемое интонированной речью, песенками, короткими стишками. Важное значение на первом году жизни ребенка имеет организация всевозможных пальчиковых игр, сопровождаемых эмоциональным произнесением потешек и стишков («Сорока-белобока», «Пальчики гуляют», «Пальчики в лесу» и др.). Эти игры основаны на движениях прикосновения к пальчикам на руках или ногах, выполняются сначала взрослым своими руками, а затем ручками малыша. Возникшая у ребенка потребность в общении со взрослым — источник его психического развития, в том числе и речевого. В игры с малышом должны включаться все члены семьи, особенно внимателен малыш к действиям старших братьев и сестер, пытаясь подражать им. Первый год жизни ребенка — период овладения пониманием обращенной речи. В работе с малышом с нарушенным слухом этому аспекту речевого развития уделяется самое серьезное внимание. Этому способствует повторение матерью слов и коротких фраз во время постоянно повторяющихся ситуаций кормления, умывания, одевания и др. Взрослым необходимо тщательно отбирать часто повторяющиеся слова, необходимые для общения с младенцем в ходе режимных процедур. Количество их первоначально невелико, они используются в виде звукоподражаний, лепетных и полных слов, включаются в состав простых фраз. Многократное использование слов в одних и тех же моментах постепенно приведет к их ситуативному пониманию малышом.
Важнейшим условием психического развития малыша первого года жизни является овладение предметными действиями, что связано с развитием двигательной сферы
116 Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье (прежде всего развитием функций руки, овладением ползанием, сидением, вставанием, а к году и ходьбой), формированием восприятия. Манипулирование предметами создает основу для связи воспринимаемого предмета с его названием. Разнообразные предметы домашнего обихода и действия с ними могут стать объектами внимания ребенка: сбрасывание предметов со стола или выбрасывание игрушек из кроватки, игры с коробками, небьющимися предметами посуды, игры типа «Ку-ку» и др. Взрослые, вступая в игру с малышом, насыщают ее звукоподражаниями, короткими эмоциональными восклицаниями, координируя произносимые звуки с длительностью и интенсивностью движений и действий малыша. Взрослые направляют внимание на предметы и их названия, нужные для обеспечения режимных процессов: посуды, одежды, еды и др. Многократность действий с предметом в сочетании с предъявляемым взрослым его названием способствует тому, что ребенок постепенно начнет ориентироваться на слово, в ответ на него направлять взгляд на предмет. Постепенно взрослый учит искать предмет или игрушку, сначала постоянно располагающуюся на одном месте, а через некоторое время прослеживать за ее перемещением на другое место, сначала вместе со взрослым, а затем с помощью или самостоятельно находить ее по слову-названию. Эта работа может быть включена в режимные процедуры, проводиться в период бодрствования малыша, а также выноситься и на занятия, которые можно организовывать несколько раз в день. Их длительность — от 3-5 мин. в первом полугодии до 8-10 мин. во втором. Эти занятия носят комлексный характер: взрослый учит малыша манипулировать с игрушками, развивая его восприятие, внимание, мышление, соединять название с предметом. Разнообразие действий с ними обусловливает постепенное понимание коротких фраз побудительного характера: Дай ав-ав, дай мяу... Обыгрывание игрушек взрослым, многократное сопровождение игровых действий постепенно подводят малыша к пониманию фраз-сообщений («ляля ам-ам, мишка бах» и т. п.), которые включают лепетные, усеченные, в некоторых случаях и полные слова. Запоминанию назва-
117 Раздел II
ний игрушек и предметов способствует систематическая работа по развитию речевого слуха, в ходе которой ребенок учится реагировать на звучания слов, поворачивая голову или протягивая руки к названному предмету, а затем и дифференцировать названия двух игрушек на слух. Обучение пониманию слов и фраз малышом со сниженным слухом — длительный процесс, требующий от родителей настойчивой систематической работы и терпения. В процессе общения с малышом мать поддерживает и стимулирует голосовые реакции малыша. Для этого она сопровождает свои действия эмоциональной речью, дополняя ее выразительной мимикой лица, естественными жестами, подхватывая звуки и лепет ребенка, побуждая ребенка к их повторению. Видя и слыша выразительный голос матери, реагируя на ее эмоциональные действия, ребенок по подражанию пытается повторить отдельные звуки или слогосочетания. Этому способствуют двигательные ритмические действия, сочетаемые с произнесением звуков и слогов, чтением взрослым коротких рифмизованных стихов и потешек, подкрепляемым игровыми действиями. Первый год жизни, как подчеркивается в исследованиях устной речи неслышащих детей (Ф.Ф. Pay, T.B. Пелымская), имеет особое значение для формирования ритмико-интонационной стороны речи детей с нарушенным слухом, при более позднем начале специальной педагогической работы с малышом именно эта сторона устной речи вызывает затруднения. Таким образом, педагогическая работа с детьми младенческого возраста с нарушенным слухом в семье направлена на формирование голосовых реакций и лепета, внимание ребенка к обращенной речи, обучение ситуативному пониманию слов и простых фраз, активизацию собственной речи в виде звукоподражаний, лепетных и усеченных слов. Работа по речевому развитию теснейшим образом связана с различными направлениями общеразвивающей и коррекционной работы.
Формы организации педагогической работы с детьми раннего возраста могут носить более вариативный характер: целесообразно работу в семье сочетать с посещением
118 Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
занятий в сурдокабинете или центре, группе кратковременного пребывания. Однако основная работа по воспитанию и обучению ребенка осуществляется родителями. В настоящее время в большинстве случаев начало педагогической работы с плохо слышащими детьми приходится на второй или третий год жизни. Этот период жизни ребенка особо сензитивен к усвоению языка и формированию различных функций речи, прежде всего коммуникативной. Это положение относится к детям с нормальным и нарушенным слухом. Однако по отношению к детям с недостатками слуха достижения этого периода могут быть обеспечены только в результате специальной работы, направленной на всестороннее развитие ребенка. Как уже подчеркивалось, работа по развитию речи ребенка в семье сочетается с физическим и моторным развитием, сенсорным воспитанием, развитием предметной деятельности и игры, ознакомлением с окружающим миром, развитием изобразительной деятельности, музыкальным воспитанием. В каждом из названных направлений работы наряду с задачами, присущими данному виду деятельности, решаются и задачи речевого развития. Работа по развитию речи является частью комплексной системы, объединяющей речевое развитие с развитием слухового восприятия, обучением произношению. Основными задачами работы по развитию речи детей раннего возраста в семье являются следующие: · развитие потребности в общении с окружающими с использованием устной речи; · накопление словаря, уточнение значений слов и высказываний в разных бытовых ситуациях, в связи с разными видами детской деятельности, ознакомлением с окружающим миром; · развитие связной речи, прежде всего разговорно-обиходной, и ее активизация в различных условиях практической деятельности; · формирование предпосылок и начало обучения письменной форме речи в виде глобального чтения.
119
Раздел II
Разумеется, объем и темпы развития речи ребенка в значительной степени будут зависеть от сроков начала педагогической работы. Если родители стали заниматься с ребенком на первом году его жизни, на втором-третьем годах темпы речевого развития будут значительно выше. Если начало занятий пришлось на второй или, что значительно хуже, на третий год жизни ребенка, то первоначально необходимо и в обучении детей этого возраста сформировать те предпосылки речевого развития, о которых говорилось раньше применительно к детям младенческого возраста. Родителям, начинающим работу с детьми с нарушениями слуха второго-третьего года жизни, необходимо помнить, что в речевом развитии их ребенка должны быть обеспечены общие для всех детей предпосылки возникновения речи, которые формируются на первом году жизни. Поэтому стремление «перепрыгнуть» через генетически обусловленные стадии и этапы формирования речи может не принести ожидаемого эффекта. Первоначально работа с ребенком второго года жизни также направлена на активизацию голосовых реакций малыша, появление лепета и стимулирование его разнообразия. Конечно, это в значительной степени будет зависеть не только от действий родителей, но и от уровня психофизического развития ребенка, состояния его слуха.
Как на первом году, так и в последующие годы важнейшими условиями развития языковой способности являются моторное развитие ребенка, развитие различных видов ощущений и восприятия свойств и качеств окружающих предметов, формирование предметной деятельности. Родителям необходимо помнить о смене формы общения ребенка раннего возраста со взрослым, в основе которого лежат действия с предметами и усвоение способов действий с ними. На втором году жизни значительно расширяется круг предметов и явлений, которые привлекают внимание ребенка, что связано с овладением ходьбой, развитием предметных действий. Разнообразие действий с предметами, связанное с обогащением его сенсорного опыта, предполагает развитие различных ощущений: трогание и ощупывание мягких, твердых, пушистых, скользких, мокрых, холодных, теплых предметов и игрушек. Для развития ося-
120 Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
зания полезно формировать вкусовые ощущения, предлагая попробовать пищу или овощи сладкие, кислые, горькие и др. акнсе важно развитие обоняния в процессе нюхания разных по запаху шампуней, мыла, цветов и др. Для детей с нарушенным слухом очень важно развитие вибрационной чувствительности, поэтому в игры целесообразно включать действия, связанные с прикосновением к вибрирующим предметам: звучащим музыкальным инструментам, коробочкам с насыпанными в них мелкими предметами и т. д. Расширение способов познания окружающего стимулирует речевую активность малыша, попытки собственного говорения. Внимание ребенка необходимо привлекать к говорящим игрушкам (игрушки типа бибабо), которые могут сопровождать слова взрослого и побуждать ребенка к подражанию. Дети раннего возраста, будучи на руках у взрослого, очень любят трогать лицо, прикасаясь к движущимся частям лица не только руками, но и щечками, носом. Поддержание такого ознакомления с органами артикуляции очень полезно для малышей. Формирование речи детей с нарушенным слухом раннего возраста прежде всего тесно связано с организацией его жизни в многократно повторяющихся процедурах кормления, одевания, ухода за телом и др. Для лучшего понимания значений и фраз и их запоминания специалисты советуют использовать одни и те же слова и фразы в повторяющихся бытовых ситуациях. Это должны быть фразы различной коммуникативной направленности: вопросы, побуждения, сообщения, отрицания. Общение с ребенком в этих ситуациях ни в коем случае не должно сводиться к отдельным словам — названиям предметов. Предъявление необходимых для общения с ребенком в быту фраз сочетается со взглядом на необходимые предметы, указаниями на них, при необходимости подкрепляется мимическими реакциями взрослого. Постепенно, по мере развития ребенка и расширения словаря в речевое общение включаются новые слова и фразы. Однако это должно происходить при условии усвоения тех, которые многократно предъявлялись раньше. Например, если ребенок научился правильно реагировать на вопрос «Где коф-
121 Раздел II
та?» ситуации сборов на прогулку, глядя на предмет, протягивая руку, взрослый может использовать новое слово «шапка», многократно обыгрывая его при надевании на малыша, другого ребенка, куклу, включив в простые конструкции «Это шапка. Надень шапку». Обыгрывание предметов в новых ситуациях позволяет включать мотивированное повторение слов, естественную стимуляцию попыток малыша называть слово в лепетной или усеченной форме. В бытовых и игровых ситуациях взрослый называет слово или фразу несколько раз, что необходимо, чтобы у ребенка формировался звуковой и зрительный образ слова. Первоначально предмет называют так, чтобы ребенок видел его и соотносил название с движениями губ, потом оно предъявляется на слух, чтобы у ребенка формировался слуховой образ названия предмета, затем еще раз, чтобы ребенок воспринимал слово с опорой и на зрение, и на слух, т. е. чтобы он учился воспринимать его слухо-зрительно. Это правило должно относиться и к предъявлению слов в быту и играх, на занятиях, на улице. Так же и в работе с младенцами взрослые повторяют слова и фразы и за себя, и за ребенка, и за игрушку, естественным образом стимулируя его подражание, формы которого могут быть различны: вместе со взрослым, за взрослым, попытки самостоятельного называния в виде артикулирования, звукосочетаний, звукоподражаний, лепетных и усеченных слов. Все попытки говорения малыша активно поддерживаются всеми взрослыми, окружающими ребенка. Подражание речи тесно связано с обучением малыша подражанию предметным, игровым действиям, в процессе которого действия взрослого и ребенка могут чередоваться или выполняться вместе. По мере расширения жизненного опыта ребенка на втором и третьем году жизни его привлекает все большее количество предметов и явлений не только дома, но и на улице, на детской площадке. Его внимание привлекают животные, птицы, явления природы, транспорт, дети и взрослые и многое другое. Взрослый использует интерес ребенка к познанию окружающего мира и организует наблюдения за кошкой, собакой, птичкой, вводя слова — их названия и обозначение
122 Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
действий (бежит, лежит...). Для детей второго года жизни эти названия могут быть даны в упрощенной форме — лепетные или усеченные слова: Мяу (киса) бай-бай. Речевой материал, вводимый в быту, играх дома и на прогулках, нуждается в систематизации и уточнении. Все слова, вводимые в словарь малыша, нуждаются в многократном повторении, закреплении на новом материале. Систематическое проведение занятий по развитию речи и другим направлениям воспитания и обучения ребенка способствует более регламентированному усвоению речевого материала, отработке в разных видах речевой деятельности. Малыша учат воспринимать знакомые слова на слухо-зрителъной основе, только на слух, произносить в доступной для него форме. Взрослым необходимо тщательно продумывать содержание занятий по развитию речи: какие слова и фразы будут предъявляться ребенку, каковы предположительные речевые реакции ребенка, какие методические приемы будут использоваться. На специальных занятиях уточняются названия знакомых игрушек и предметов, вводятся новые. Вначале детей второго-третьего года жизни учат запоминать и воспроизводить названия игрушек в виде звукоподражаний, сочетая их с обыгрыванием предмета, его обследованием и многократным повторением слова. Очень важным направлением работы является формирование обобщающей функции слова, умения обозначать одним и тем же словом предметы, различные по величине, цвету, ситуации использования. Дома нужно иметь запас игрушек, например, собачек разного цвета, разных пород, в разных позах (лежащих, бегущих и др.) и стремиться менять игрушки, соотнося их с тем же словом. По мере обыгрывания игрушки и запоминания ее названия она включается в простые фразы (Где ав-ав? Дай ав-ав). Усвоению этих конструкций способствует игровой характер проведения занятий, где собачка убегает, прячется от малыша. По мере запоминания и усвоения названия предмета на занятиях по развитию речи детей учат различать их названия: из двух находящихся перед ребенком игрушек его учат указывать на ту, которую называет взрослый. Ребенок учится находить игрушку, с названием которой он знакомится,
123 Раздел II
в комнате, на улице, в гостях. По мере накопления запаса лепетных слов постепенно в словарь ребенка начинают включаться усеченные и полные слова. С детьми второго года жизни проводятся три-четыре занятия длительностью от 10 до 15 мин., третьего года — 15-20 мин. На эти занятия выносится речевой материал по различной тематике: «Животные», «Семья», «Одежда» и др., с которым ребенок уже знакомился в практических и бытовых ситуациях. Взрослый обыгрывает предметы, включает их в игры с куклами, животными, используя простые фразы с названиями предметов и действий с ними, их свойств (красивый, вкусный). Понимание речи развивается и за счет слов, оценивающих действия ребенка (но не речь): хорошо, плохо, верно, молодец, ура. Занятия с детьми раннего возраста в основном проводятся с использованием игрушек, однако постепенно ребенка учат соотносить игрушки с их изображениями, узнавать знакомые предметы на картинках. Этому необходимо уделить специальное время, так как дети часто не узнают знакомые предметы на картинке, данные в новом ракурсе или в другой ситуации. На занятиях по развитию речи с раннего возраста проводится работа по развитию связной речи. На первом месте должна оказаться разговорная речь, обслуживающая потребности общения. Поэтому в процессе игр и игровых упражнений ребенку предлагаются простые по форме и содержанию поручения со знакомыми игрушками (дай или возьми зайку, лялю, кошку и др.), вопросы (где ляля? кто там? и др.), сообщения (кукла плачет). Этому способствует рассматривание картинок со знакомыми сюжетами, описание действий людей и животных простыми короткими предложениями, знакомыми ребенку. Дети этого возраста проявляют большой интерес к рассматриванию выразительных картинок в детских книжках, охотно повторяют за взрослым эмоционально произнесенные ими слова и фразы. На этом этапе средством развития связной речи может явиться рассказывание. Методика проведения рассказывания связана с инсценированием простых, доступных ребенку ситуаций и событий. Как подчеркивается специалиста-
124 Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
ми, использование в процессе рассказывания игрушек, выразительных движений, мимики облегчает понимание содержания рассказа, делает малыша соучастником происходящего, побуждает эмоционально следить за сюжетом и реагировать на него. При повторных воспроизведениях рассказа взрослый привлекает малыша к участию в рассказывании сначала в виде проговаривания отдельных слов, подкрепляемых естественными жестами и мимикой, а затем и коротких фраз. Увеличивающийся словарь ребенка с нарушенным слухом, с которым рано начата коррекционная работа, необходимость восприятия большего количества речевого материала на слухо-зрительной основе приводят к необходимости подкрепления неточно воспринимаемой устной речи более точной письменной. Однако для родителей важно понять, когда ребенок готов к восприятию письменной речи. Этот вопрос необходимо тщательно обсудить с сурдопедагогом, получить его конкретные рекомендации по подготовке к введению письменной речи. Специалисты рекомендуют вводить письменную речь в работу с детьми не младше 1,5 года, с которыми до этого момента проводились занятия в течение 3-4 месяцев (Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, 1995). Родителям необходимо понимать, что восприятие слов и фраз на табличках, которые малыш учится воспринимать глобально, — это сложная аналитико-синтетическая деятельность, обусловленная уровнем развития восприятия, внимания, памяти, мышления. В процессе всей педагогической работы с ребёнком нужно проводить разнообразные игры, направленные на развитие зрительного восприятия (прослеживание пути движущихся игрушек, сравнение фигурок, выкладывание вместе с ребенком простых узоров и др.), зрительной памяти (запоминание места спрятанных игрушек) и др. Первоначально детей начинают учить целостно воспринимать слова, написанные на табличках печатными буквами черного цвета высотой 2-3 см и соотнесить их с предметами, действиями. В методической литературе достаточно подробно описаны последовательность и приемы обучения
125 Раздел II
глобальному чтению (Л.П. Носкова, 1993; Э.И. Леонгард и Е.Г. Самсонова, 1991; Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, 1995). Укажем лишь на наиболее важные моменты введения письменной речи в обучение языку детей раннего возраста: · в письменной форме вводятся слова и фразы, наиболее актуальные с точки зрения общения с малышом и обслуживающие ежедневные ситуации (привет, пока, иди, беги, ешь и др.);. · табличка с написанным словом предъявляется параллельно с устным произнесением так, чтобы ребенок видел и губы говорящего, и написанное слово; · после введения написанное слово должно многократно использоваться в соответствующих ситуациях; · нельзя вводить одновременно много табличек с написанными словами, это затрудняет их восприятие и различение. В занятия по развитию речи включается работа по обучению различать написанные слова и соотносить их с названиями игрушек, действиями ребенка. Для детей раннего возраста это первоначально действия с парными табличками, т. е. ребенок вместе со взрослым подбирает табличку к предмету и называет его, а затем малышу дается дубликат одной из них, которую он подкладывает к парной табличке. Необходимо помнить, что темпы, усвоения написанных слов и фраз у все детей разные: они зависят от уровня умственного развития, состояния слуха, сроков начала педагогической работы, педагогического мастерства взрослых и ряда других факторов. Детей третьего года жизни, успешно овладевающих глобальным чтением письменных слов, начинают учить складывать слова из букв разрезной азбуки. Как правило, последовательность работы следующая: сначала ребенок учится составлять слово по табличке-образцу, подложенной к картинке или предмету, из ограниченного количества букв, затем — из все увеличивающегося количества букв, и, наконец, его учат составлять слово без таблички-образца, по
126 Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
памяти. По мере формирования умения работать с буквами их количество увеличивается. Необходимо помнить, что с ребенком не разучиваются отдельные буквы, он узнает их названия постепенно, по мере овладения звуко-буквенным составом слова. Таким образом, ребенок, с которым педагогическая работа в семье начата на первом-втором годах жизни, к трем годам может пользоваться в общении с другими людьми короткими предложениями, имеет запас слов, с помощью которых обозначает окружающие предметы, действия, свойства, использует усвоенный словарь для обозначения событий в семье, на прогулке, при рассматривании картинок. У неслышащего ребенка этого возраста можно сформировать навыки целостного, глобального восприятия знакомых слов и фраз, представленных в письменной форме на табличках. На этом же этапе с помощью разрезной азбуки начинают практически формироваться навыки анализа слова, лежащие в основе дальнейшего обучения чтению. Переход к дошкольному возрасту знаменует значительные изменения в познавательном развитии ребенка с нарушенным слухом, его социальных представлениях и взаимоотношениях с окружающими, формировании личностных качеств. Это период развития основных видов деятельности ребенка: игры, рисования, конструирования, труда и др. Для родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста в семье, важно определить степень их участия в обучении и воспитании ребенка. Наиболее распространенный вариант — воспитание и обучение ребенка в детском саду или группе компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей. В этом случае родители являются активными помощниками сурдопедагога группы и осуществляют в семье работу под его руководством, направленную на закрепление, расширение речевых умений и навыков, сформированных в детском саду. Другой вариант — продолжение родителями педагогической работы с ребенком в семье, начатой в предыдущие годы. В этом случае на родителей возлагается ответственность за уровень развития ребенка, его обучение и подготовку к школе. Воспитание ребенка в семье может сочетаться с его интеграцией в массовый
127 Раздел II
детский сад. Такой вариант обучения потребует от всей семьи значительной и по объему, и по содержанию работы, педагогического творчества, реальной критической оценки своих педагогических возможностей и способностей и возможностей ребенка. Прежде чем решиться на такой шаг, родителям необходимо тщательно проконсультироваться с сурдопедагогом, который следит за развитием ребенка и может оценить возможности его обучения и воспитания в семье. В некоторых случаях это обусловлено сложившимися обстоятельствами: наличием у ребенка сложных нарушений в развитии, противопоказаниями к посещению детского сада, отдаленностью специального дошкольного учреждения. Если ребенок не посещает специальное дошкольное учреждение или группу, особое значение приобретает систематическое консультирование родителей сурдопедагогом сурдологического центра или посещение ребенком группы кратковременного пребывания, которая может функционировать при дошкольном учреждении компенсирующего или комбинированного вида. Сурдопедагог не только ориентирует родителей в задачах работы с ребенком на определенный период, но демонстрирует адекватные возрасту и виду деятельности ребенка методы и приемы, характеризует и по возможности показывает необходимый дидактический материал, объясняет требования к нему. В системе коррекционно-педагогической работы с ребенком с нарушенным слухом работа по развитию речи занимает одно из центральных мест. Однако родители должны понимать, что речь не существует изолированно от других психических процессов, и успех в речевом развитии ребенка с нарушенным слухом может быть обеспечен только в результате комплексной работы. Родителям необходимо учесть то обстоятельство, что в условиях детского сада ребенок находится в детском коллективе, организация коллективной деятельности способствует формированию у него определенных мотивов и потребностей. Это касается как формирования мотивацион-ной стороны деятельности — игры, рисования, лепки, труда, так и развития коммуникации. Эти мотивы лежат в основе
128 Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
усвоения слов и выражений, необходимых для обеспечения общения. Родители прежде всего должны обеспечить полноценную речевую среду, т. е. максимально расширить круг людей (бабушек, дедушек, родственников, знакомых), общающихся с ребенком, вовлекаемых в совместные игры, рисование, занятия. Ценным условием воспитания в семье является то, что ребенок имеет возможность участвовать в реальных делах семьи, видеть ежедневно мир за границами квартиры. Родителям целесообразно обеспечить общение ребенка с другими детьми даже в том случае, если ребенок мало или совсем не пользуется устной речью. Важны развитие речевой активности ребенка, поддержание всех попыток говорения и общения с окружающими, сколь несовершенными бы они ни были. В данной главе будут лишь обозначены основные направления работы по развитию речи детей дошкольного возраста в семье, содержание и методические приемы будут описаны в разделе, посвященном методике развития речи на разных возрастных этапах. Наблюдая за различными явлениями, предметами, взрослые сообщают ребенку их названия, накапливают словарный запас, необходимый ему для обозначения предметов окружающего мира. Важно следить, чтобы накопление словаря не превращалось в набор «этикеток» различных предметов, не было только средством обозначения окружающих предметов. В этом случае ребенок с нарушенным слухом знает много слов, но не может ими пользоваться. Безусловно, знакомство с новыми и хорошо известными в быту предметами должно являться основой для знакомства со словами. Взрослые должны стремиться показывать сферу использования данных слов, включать их в доступные для ребенка фразы, многократно повторять в общении с ребенком. В процессе свободного общения и занятий взрослым необходимо не только расширять сферу использования слов, но и постоянно уточнять понимание их значений ребенком через действия, рисование, движения тела, мимику и др. В отличие от дошкольника, воспитывающегося в детском саду, ребенок, не посещающий дошкольное учреждение, может постоянно участвовать в разных бытовых и житейских ситуа-
5—2461 129 Раздел II
циях, где возникает потребность в использовании усвоенных слов и выражений, уточнении нового контекста. Эти же ситуации могут и должны стать основой для формирования познавательной активности ребенка, интереса к общению с детьми и взрослыми. Одной из основных задач речевого развития ребенка является овладение разговорной речью, необходимой для общения. В быту и на занятиях взрослые учат его пониманию и выполнению поручений, умению формулировать просьбы и поручения, понимать вопросы, а позднее и самому задавать и# • Развитие разговорной речи происходит в бытовых ситуациях, когда взрослые показывают ребенку, как воспользоваться уже знакомыми словами, например, попросить что-то» выразить желание или нежелание участвовать в чем-то. Д^я обучения обиходно-разговорной речи также полезно использовать преднамеренно созданные взрослым ситуации: он убирает или случайно «забывает» дать какие-либо необходимые предметы, например, карандаши, и ребенок поставлен перед необходимостью попросить, узнать, достать, что возможно только после обращения к взрослому. Для закрепления и автоматизации усвоенных речевых умений используются разнообразные сюжетные и дидактические игры. С ребенком с нарушенным слухом, как бы ни варьировались формы его воспитания и обучения, специально проводится работа по развитию устной и письменной форм речи. В существующих методических рекомендациях описаны методы развития устной речи детей с нарушениями слуха в ремье (Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова; Н.Д. Шматко, Т.р. Пелымская и др.). В организации обучения произношению особенно важны рекомендации сурдопедагога, так как это наиболее специфическая и сложная для родителей часть работы над речью. Плохоелышащие дети, с которыми рано начата работа в сетлье, как правило, к 3,5-4 годам овладевают техникой чтения. Овладение чтением знаменует важный этап в речевое развитии ребенка: он получает новый способ познания окружающего мира, формирования представлений и знаний. В семье проводится систематическая работа по обучению
130 Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
чтению, прежде всего направленная на овладение пониманием читаемого. Чтение и письмо формируются у детей с нарушенным слухом прежде всего как способ усвоения нового речевого материала. Они способствуют развитию познавательных интересов, стремлению посредством чтения расширить кругозор, овладеть новой информацией. В результате систематической педагогической работы в семье должна быть сформирована психологическая готовность глухого или слабослышащего ребенка к школе, в структуре которой наряду с мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой важное место занимает речевая готовность. Понятие речевой готовности включает в себя разные аспекты: это желание пользоваться речью в общении, это и большой словарный запас, и овладение навыками диалогической, разговорной речи, а также элементами монологической (описанием, повествованием), сформированность навыков чтения и письма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|