Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В разных видах деятельности

ДЕТЕЙ

 

 

Деятелъностный принцип отражает основную направ­ленность коммуникативной системы обучения языку и предполагает развитие речи в тесной связи со всеми видами детской деятельности (С.А. Зыков). «Деятельность в соб­ственном смысле — это предметная деятельность, это прак­тика» (С.Л. Рубинштейн). Из психологии известно, что дея­тельность и сознание образуют органическое целое — не тож­дество, но единство. Разум человека является не только предпосылкой практической предметной деятельности, ко­торой человек преобразовывает мир; он также ее продукт.

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста тес­но связано с разными видами деятельности: игрой, рисова­нием, конструированием, различными видами труда, озна­комлением с окружающим и др. Познавательная деятель­ность, как и обслуживающая ее речь, зарождается и развивается сначала как сторона, аспект практической дея­тельности. Она первоначально вплетена в практическую деятельность, а затем из нее выделяется. «Речью, родным языком человек первоначально овладевает, не учась ему спе­циально, а пользуясь им в общении, в деятельности. В ходе этой деятельности достигается овладение речью, науче­ние, но оно выступает в ней не как цель, а как результат деятельности, непосредственно направленной на иные цели»2. Таким образом, сама речь выступает как входя­щая в теоретическую деятельность — особая, речевая де­ятельность.

 

__________

1  Рубинштейн СП. Основы общей психологии. — М., 1989. — Т. 1. —
С. 206.

2  Там же. С. 179.

 

138

Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей

 

Необходимо помнить о том, что в дошкольном возрасте речевая деятельность обслуживает разные виды детской де­ятельности, и с учетом этого положения организовывать пе­дагогическую работу по развитию речи детей с нарушения­ми слуха. В детском саду во время различных режимных моментов, на занятиях и в свободной деятельности детей учат действовать с предметами, игрушками. Практическая деятельность помогает осознать реальные неязыковые от­ношения между предметами, понять их функции и свой­ства. Условия деятельности делают мотивированным и ус­воение сообщений взрослых, комментирующих ее, подра­жание речи взрослых также становится осмысленным. Коллективный характер большинства видов детской дея­тельности способствует возникновению желания обменять­ся впечатлениями, спросить, узнать, попросить что-либо. Таким образом, развитие разных видов детской деятель­ности является одним из важнейших условий речевого раз­вития дошкольников с нарушенным слухом.

 

Развитие речи в быту

Большая часть времени в дошкольных учреждениях от­водится на проведение режимных моментов. Примерно 7 ча­сов в течение дня занимают такие бытовые процессы, как подъем детей после сна, утренняя гимнастика, завтрак, обед, полдник, ужин, прогулки, подготовка ко сну и др. Условия непосредственного общения детей с воспитателями, кото­рые создаются при этом, наиболее полно способствуют усво­ению норм поведения, формированию простейших трудо­вых умений и навыков самообслуживания, расширению представлений детей об окружающем. Бытовые ситуации, в которых систематически оказывается ребенок, становятся основой для создания чувственной базы речи. Здесь знаком­ство со словом, включение его в разные коммуникативные конструкции происходит одновременно с выполнением дей­ствий, исследованием реальных предметов, которыми он многократно пользуется, таким образом познавая их свой­ства, сферу употребления. Обучая ребенка умываться, есть,

 

 

139

 

Раздел III 

 

одеваться, взрослые одновременно сообщают ему слова и выражения, которые необходимы для общения в данных ситуациях.

При правильно организованной работе воспитателя все ситуации, связанные с выполнением режима дня, могут быть основой для знакомства со словом, обогащения и кон­кретизации его значения, включения в активную речь де­тей еще до проведения различных занятий, в том числе и по развитию речи, где данный речевой материал предъявляет­ся в другой логике и последовательности.

Организовывая детский коллектив в различных быто­вых ситуациях, воспитатели пользуются устной речью, со­общая детям слова, обозначающие названия необходимых предметов, их свойств и качеств, комментируя выполняе­мые действия, оценивая поступки и действия детей. Из общего речевого потока выделяются отдельные слова, по­ручения, вопросы, которые отражают содержание данно­го режимного момента, и детям необходимо их запомнить. Этот речевой материал предъявляется и в письменной фор­ме в более ограниченном объеме. Количество слов и фраз в письменном виде не должно быть велико, чтобы искусст­венно не удлинялось время, отведенное на режимные мо­менты.

Отбор речевого материала, предъявляемого в быту, вос­питатель осуществляет заранее вместе с сурдопедагогом на основе общего словаря к программе. Этот материал фикси­руется на табличках. В помещениях группы, где дети раз­деваются, умываются, спят, обедают, располагаются набор­ные полотна, в которых хранятся таблички с необходимы­ми по ходу данного процесса словами, поручениями, сообщениями, вопросами. По мере усвоения слов и выраже­ний они заменяются на новые. Речевой материал, представ­ленный в письменном виде, должен быть прочитан.

Для старших глухих дошкольников, владеющих устно-дактильной формой речи, речевой материал, необходимый для усвоения в быту, может сообщаться и уточняться устно-дактилъно. По мере его усвоения он может предлагаться воспитателем устно и воспроизводиться детьми также в ус­той форме.

 

 

140

Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей

 

При отборе речевого материала, планировании способов его предъявления воспитатель руководствуется рекоменда­циями сурдопедагога, в основу которых положены требова­ния программы по развитию речи.

Отбор речевого материала тесно связан с ситуацией его использования, т. к. в различных бытовых моментах он предъявляется ситуативно. Воспитатель не стремится до­биться полного усвоения слов и выражений сразу. Регуляр­ность использования одних и тех же фраз и слов в тех же ситуациях будет способствовать лучшему запоминанию их детьми, пониманию в структуре различных высказываний. В дальнейшем уровень усвоения этого материала будет по­вышаться за счет его использования на занятиях по разным видам деятельности, в процессе ознакомления с окружаю­щим, на специальных занятиях по развитию речи. Иногда наблюдаемое в практике искусственное деление словаря на «воспитательский» и «педагогический» неправомерно, так как заранее ограничивается сфера использования речевого материала. При правильном подходе одни и те же слова и выражения необходимо использовать и в быту, и на разных занятиях.

Учитывая содержание деятельности детей, воспитатели намечают и методические приемы раскрытия значений слов, стремясь обеспечить формирование точных наглядных представлений, стоящих за словом. Вводя новое слово, пе­дагог предлагает детям рассмотреть предмет, по возможно­сти потрогать, демонстрирует способ его использования. Так, знакомя младших дошкольников с полотенцем в процессе умывания, воспитатель покажет его, назовет (это полотен­це), развернет во всю длину, предложит детям потрогать и почувствовать его мягкость, затем покажет, как правильно пользоваться полотенцем. После этого детям будет предло­жено взять и рассмотреть свои полотенца, вытереть руки. Табличка со словом полотенце прочитывается воспитате­лем вместе с детьми и располагается рядом с соответствую­щим предметом. В соответствии с необходимостью исполь­зования данного предмета гигиены и общением с детьми в связи с данным режимным моментом воспитатель в даль­нейшем использует разные по характеру коммуникативные

 

 

141

Раздел III

 

высказывания со словом полотенце (возьми полотенце, где полотенце?, полотенце упало). Введение этих фраз тесно связывается с ситуацией, где их использование уместно и необходимо. Последовательность введения фраз, их лекси­ческая наполняемость зависят от этапа обучения, возраста и уровня речевого развития дошкольников.

Характеризуя речевой материал, который мо­жет быть введен при проведении режимных мо­ментов, следует отметить, что он должен:

· быть актуальным для общения детей со взрослыми и между собой, соответствовать задачам проведения соот­ветствующего режимного процесса;

· включать разные коммуникативные конструкции (по­ручения, сообщения, вопросы, отрицания), в состав ко­торых входят разные грамматические категории (суще­ствительные, глаголы, прилагательные, наречия и др.) в зависимости от ситуации общения;

· быть обеспечен повторяемостью в различных ситуациях общения.

Как правило, воспитатели работают с одной группой де­тей в течение всего периода обучения или нескольких: лет. Осуществляя вместе с сурдопедагогом речевое развитие вос­питанников группы, воспитатель на каждом последую­щем этапе работы с детьми расширяет объем материала, используемого в быту, обогащает лексический состав и грам­матическую сложность высказываний. Речевое оформление одной и той же ситуации с детьми разных лет обучения вы­глядит по-разному. Например, во время сборов на прогулку с детьми младшей группы воспитатель использует следую­щие слова и выражения: Пойдем гулять. Будем одеваться. Сядьте. Наденьте кофту С штаны, сапоги, шапку, курт­ку). Возьмите варежки. Алеша, ты надел шапку неправиль­но. Сними. Я помогу. Молодцы, оделись быстро. Идите гу­лять.

В старшей группе речевое оформление этой же ситуации выглядит по-другому: Сегодня пойдем на прогулку в парк. Нужно одеваться быстро. Наденьте сапоги. Алеша, непра-

 

142

Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей

 

вилъно. Ты перепутал сапоги. Таня, где твоя шапка? Мари­на — молодец, оделась первая. Дима, застегни куртку. У те­бя оторвана пуговииа. Вечером пришьем пуговииу. я тебе помогу. Все оделись?

В бытовой деятельности используются слова, в значени­ях которых может быть отражена различная степень обоб­щения. В одних случаях это слова с конкретными значения­ми (рубашка, туфли, ешь, не плачь...), в других — с более высокой степенью обобщения (работать, умываться, оде­ваться, одежда, вещи...). Раскрывая значения слов с высо­ким уровнем обобщения, необходимо показывать те конк­ретные действия, которые обобщены в данном слове. На­пример, предъявляя детям инструкцию «умывайтесь», воспитатель демонстрирует ряд действий: открыть воду, взять мыло, намылить руки, сполоснуть руки, намылить лицо и т. д. Вначале все действия обобщаются одним словом умываться, затем, на последующих годах обучения, значе­ние слова конкретизируется: детям сообщаются названия конкретных действий. Также, например, постепенно рас­крывается обобщающее значение глагола работает. В млад­шей группе с его помощью обозначаются многие профессии и действия: варит, строит, убирает. С детьми старшего возраста, наблюдая за действиями няни, повара, дворни­ка, воспитатель конкретизирует их: «Няня работает. Она моет пол».

Однако только часть слов и фраз, с которыми знакомят­ся дети в течение выполнения режимных мероприятий, мо­жет быть запрограммирована заранее. В процессе нерегла-ментированного общения при проведении различных ре­жимных моментов постоянно создаются условия, когда по ходу деятельности можно и целесообразно ввести новые сло­ва и выражения, обогащающие разговорную речь детей (хочу пить, устал, потерял, забыл, обидел, ударил и др.). Чаще всего эти слова вводятся в непреднамеренных ситуациях, которые не могут быть учтены заранее. Используя сложив­шуюся конкретную ситуацию, воспитатель вводит новое сло­во. Например, придя с прогулки, дети увидели заплакан­ную няню. Они хотели выяснить у воспитательницы, что случилось. Она пояснила, что тетя Катя расстроена, у нее

 

 

143

Раздел III

 

заболела дочка. Слово расстроена было записано, прочита­но детьми, повторялось в соответствующих ситуациях. Так оно вошло в словарь детей сначала на уровне понимания в определенной ситуации, а затем и в активную речь. В дру­гой ситуации в словарь детей средней группы было введено слово дерутся. Девочка за руку подвела воспитательницу к окну и жестами показала, что на улице дерутся двое маль­чишек. Дети очень заинтересованно с помощью выразитель­ной мимики и жестов обсуждали и имитировали их дей­ствия. В этой ситуации значение слова дерутся, сообщен­ное воспитательницей в устной и письменной форме, было адекватно понято детьми.

В другой раз предметом внимания детей на прогулке ста­ла красивая птица. Воспитатель, наблюдая с детьми за дей­ствиями птицы, назвал ее: «Эта птица называется сорока. Сорока клюет хлеб». Следует заметить, что необычные ситу­ации и события, воздействующие на эмоциональную сферу детей, способствуют лучшему усвоению и быстрому запоми­нанию слов и выражений, связанных с ними. Предъявляя в таких непредусмотренных условиях новые слова и выраже­ния, воспитатель следит, чтобы они «не потерялись» и не сгла­дились из памяти детей, предусматривает их повторение в других условиях: рассматривая картинки и читая подписи и тексты к ним, делая и подписывая рисунки.

В быту воспитатель не только вводит новые слова, необ­ходимые для обеспечения различных речевых ситуаций, но и формирует у детей представления о речевом этикете. Он в реальных бытовых ситуациях демонстрирует детям, как нужно поздороваться, попрощаться, извиниться, поблаго­дарить. (Тетя пришла: «привет». Воспитатель произно­сит слово, демонстрирует табличку и использует соот­ветствующий жест.) Однако недостаточно только дать де­тям образец, необходимо постоянно учить их речевому общению с незнакомыми и знакомыми людьми. Вначале дети делают это по напоминанию взрослого (скажи «при­вет», поздоровайтесь), а затем дети начнут соблюдать эти нормы по собственной инициативе.

Организовывая бытовую деятельность детей, воспита­тель в первую очередь направляет внимание на обеспечение

 

144

Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей

 

режима дня, формирование навыков самообслуживания, норм поведения и взаимодействия детей. Речь же использу­ется в связи с организацией деятельности и подчиняется ей. Поэтому в процессе организации режима не следует зани­маться многократным повторением слов и фраз: напри­мер, во время обеда отвлекать детей просьбами назвать блю­да, во время сборов на прогулку — повторением названий одежды. Речевой материал, используемый в различных бы­товых ситуациях, не доводится здесь до уровня отработки, это первичный этап работы над ним, дальнейшее его усвое­ние будет обеспечиваться на занятиях по различным видам деятельности, развитию речи, в процессе ознакомления с окружающим.

 

Речевое развитие детей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...