Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация педагогической помощи

Детям с нарушениями слуха

В сурдологических кабинетах

И центрах

Педагогическая помощь детям раннего и дошколь­ного возраста с нарушенным слухом оказывает­ся в сурдологических кабинетах, центрах, ста­ционарах лор-отделений детских больниц.

В этих учреждениях системы здравоохранения, как правило, получают помощь дети, не посеща­ющие специальные дошкольные учреждения, вос­питание которых осуществляется в семье или в массовых детских садах. Контингент детей, по­лучающих педагогическую помощь в сурдологи­ческих кабинетах и центрах, очень неоднороден:

· дети младенческого и раннего возраста с нарушенным слухом, которые воспитываются в семье до поступления в детский сад;

· дети с комплексными недостатками, сложная структу­ра нарушений которых не позволяет осуществлять их обучение в дошкольных учреждениях;

· дети с легкой степенью тугоухости, посещающие массо­вые дошкольные учреждения;

· позднооглохшие дети, сохранившие речь;

· дети, которые по желанию родителей воспитываются дома в силу отдаленности специальных дошкольных уч­реждений или по другим причинам;

· дети с нарушенным слухом, имеющие противопоказа­ния к посещению детского сада.

 

 

105

Раздел II

 

Задачи работы учителей-дефектологов сурдо-кабинетов многообразны. Подробно они раскры­ты в инструктивно-методическом письме «Пе­дагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах» (1990). Укажем на некоторые из них, имеющие важное значение для организации педагогической помо­щи детям:

· участие в психолого-педагогическом изучении детей, об­следование слуха и речи ребенка с использованием спе­циальных приемов обследования;

· проведение диагностических занятий с детьми, направ­ленных на подготовку ребенка к аудиологическому ис­следованию тонального слуха и уточнение состояния ре­чевого слуха;

· проведение занятий с детьми по развитию речи, слухо­вого восприятия и другим направлениям коррекционно-развивающей работы;

· консультирование родителей, направленное на органи­зацию общения с ребенком в семье, обучение методам проведения занятий в семье, ознакомление родителей с системой обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, ориентация в существующих видах дошкольных учреждений, программах и технологиях воспитания и обучения;

· участие в работе психолого-медико-педагогической ко­миссии и определение вместе с другими специалистами наиболее соответствующего уровню психофизического и слухоречевого развития ребенка типа дошкольного уч­реждения (специальный детский сад, массовое дошколь­ное учреждение, группа кратковременного пребывания и др.).

Перечисление этих функциональных обязанностей сур­допедагога сурдологического кабинета наглядно демонстри­рует значение педагогической помощи в этих учреждениях для развития ребёнка. Важнейшим условием эффективной помощи ребёнку с нарушенным слухом, посещающим заня-

 

 

106

Глава 1. Условия речевого развития детей
    с недостатками слуха

 

тия в сурдокабинете, являются тесный контакт и взаимо­связь в работе сурдопедагога с семьей ребёнка, педагогами массовых и специальных дошкольных учреждений. Сурдо­педагог должен объяснять родителям важность и необходи­мость пребывания ребенка в дошкольном учреждении, зна­чение систематической организованной педагогической ра­боты с ребенком в связи с разными видами коллективной деятельности для познавательного и социального развития ребенка с нарушенным слухом.

Важным аспектом коррекционно-развивающей деятельно­сти в условиях сурдокабинетов и центров является развитие речи детей. Эта работа включает тщательное обследование со­стояния речи ребёнка с нарушенным слухом, планирование речевого развития в тесной связи с другими направлениями работы, консультирование родителей по вопросам развития речи в семье. Содержание и методы развития речи зависят от ряда факторов: возраста ребенка, его психофизического со­стояния, исходного состояния слуха и речи, посещаемого им вида дошкольного учреждения, эффективности занятий в се­мье.

Особое значение имеет организация всесторонней рабо­ты, в том числе и по развитию речи, с детьми младенческо­го и раннего возраста. Важным позитивным моментом яв­ляется то, что помощь детям может осуществляться еще до начала систематического обучения ребенка в детском саду. Основной формой помощи детям младенческого возраста яв­ляется организация педагогической работы в семье под ру­ководством сурдопедагога сурдологического центра. Он на­правляет внимание родителей на формирование общения и эмоциональных контактов малыша с близкими людьми, раз­витие движений, сенсорное воспитание, обогащение пред­метных действий и др. В ходе проведения этой работы со­здаются предпосылки для возникновения речи. Сурдопеда­гог акцентирует внимание на организации речевого общения с ребенком, сопровождающего все бытовые процедуры, сти­муляции голосовых реакций малыша, обучении пониманию слов и коротких простых фраз. Роль сурдопедагога сурдо-кабинета важна в процессе слухопротезирования малыша. Он не только объясняет родителям важность раннего слухо-

 

107

 

Раздел II

 

протезирования ребенка для его речевого и познавательно­го развития, но и помогает родителям надеть аппараты на ребенка, уточняет, как приучить малыша к ним, как разви­вать восприятие речи и окружающих звуков в быту и на специально организованных занятиях.

Особое внимание родителей обращается на отбор рече­вого материала, предъявляемого в процессе ухода за ма­лышом, и на коротких занятиях. Сурдопедагог дает реко­мендации по обучению пониманию, а впоследствии и приближенному воспроизведению доступного ребенку ре­чевого материала (звукоподражаний, лепетных и полных слов).

С детьми раннего возраста, помимо систематических занятий в семье, проводятся занятия в сурдокабинете, на которых осуществляется целенаправленная работа по раз­витию слухового восприятия, развитию речи, формирова­нию произносительной стороны речи. Несмотря на то, что речевое развитие ребенка этого возраста происходит наибо­лее интенсивно в процессе организации его жизнедеятель­ности, на специальных занятиях этот материал уточняется, закрепляется. Детей знакомят с названиями игрушек, свой­ствами предметов, особенно интенсивная работа ведется по пониманию и использованию глаголов, что обеспечивает вве­дение в работу фраз. Основными методами развития речи являются подражание речи взрослого и совместное с ним проговаривание, игровые приемы, действия с предметами, демонстрация картинок. У детей этого возраста стимулиру­ются и поддерживаются все попытки говорения, в какой бы форме они ни появлялись: произнесения отдельных звуков и звукосочетаний, артикулирования, приближенных слов и т. д. На занятиях с ними проводится работа по развитию фразовой речи, способствующая активизации речевого об­щения.

Особое внимание должен уделить сурдопедагог подготов­ке и методам введения письменной речи в виде табличек с написанными словами и фразами. Родителям должны быть объяснены не только требования к оформлению табличек, но и возможности ребенка раннего возраста в глобальном восприятии речевого материала.

 

 

108

Глава 1. Условия речевого развития детей
    с недостатками слуха

 

Позднооглохшие дети, потерявшие слух после овладе­ния речью (старше 2-3 лет) и в разной степени сохранив­шие ее, нуждаются в незамедлительном включении в си­стему педагогических занятий. В зависимости от возраста, когда произошла потеря слуха, тяжести основного заболе­вания, психофизических особенностей ребенка период рас­пада речи может быть различным, однако в любом случае реабилитационная работа с ребенком должна быть органи­зована как можно раньше. Имеются рекомендации по орга­низации коррекционных занятий с позднооглохшими деть­ми (Э.В. Миронова, 1990), которые используются специали­стами сурд о логических кабинетов.

Задачами занятий с позднооглохшими детьми являются сохранение имеющейся речи и форми­рование новых способов восприятия устной речи. В содержание занятий включены следующие на­правления работы по развитию речи:

сохранение и развитие имеющейся устной речи;

· обучение восприятию устной речи с помощью различ­ных способов: зрительно-слухового, зрительного, зри­тельно-вибрационного;

· обучение речевому поведению в условиях устного обще­ния;

· обучение грамоте.

Эти направления работы по развитию речи сочетаются с работой по развитию слухового восприятия и обучением про­изношению.

Занятия в сурдологических кабинетах посещают глухие и слабослышащие дошкольники, которые по различным причинам не посещают детские сады и воспитываются дома. Посещение занятий сочетается с систематической работой родителей в семье.

При работе с детьми дошкольного возраста учителя-дефектологи сурдоцентров ориентируются на задачи и содер­жание воспитания и обучения детей дошкольного возраста, они самостоятельны в выборе коррекционных и общеразвивающих программ, ориентируясь при этом на возрастные и

 

109

Раздел II

 

индивидуальные психофизические особенности, уровень слухо-речевого развития ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа в условиях сурдо-кабинетов предполагает тщательный контроль за развити­ем ребенка по различным направлениям с тем, чтобы не допустить отставания ребенка, воспитывающегося в семье, от их сверстников в специальных дошкольных учреждени­ях или группах.

Несколько другим оказывается содержание работы с детьми, воспитывающимися в массовых дошкольных уч­реждениях. Чаще всего это слабослышащие дети со средней и легкой степенью тугоухости, однако в последние годы мас­совые сады посещают и дети с тяжелыми нарушениями слу­ха, имеющие высокий уровень психоречевого развития. За­нятия в сурдокабинетах посещают те дети, которые не по­лучают коррекционную помощь в детском саду. Работа по развитию речи включает в себя ряд направлений: это и лексико-семантическая работа, направленная на обогащение словаря за счет введения новых слов и расширения смысло­вых связей уже известных слов; формирование практиче­ских грамматических представлений; обучение чтению и письму; развитие связной описательной и повествователь­ной речи. В работе со старшими дошкольниками актуаль­ной задачей становится формирование речевой готовности к школе, особенно если речь идет о массовой школе.

Педагог сурдологического кабинета, организующий за­нятия с детьми, посещающими массовый детский сад, ра­ботает в тесном контакте с педагогами этих дошкольных учреждений (воспитателями, логопедом, педагогом-психо­логом), консультирует их по вопросам воспитания и обуче­ния ребенка, выявляет трудности как учебного характера, так и возможные проблемы в общении со слышащими деть­ми, вместе с педагогами группы намечает пути их устране­ния.

Организация занятий, их количество зависят от возраста ребенка, его психофизического состояния, отдаленности ме­ста жительства от сурдокабинета, возможностей родителей и др. Как правило, в большинстве случаев дети посещают занятия 1-2 раза в неделю.

 

110

Глава 1. Условия речевого развития детей
    с недостатками слуха

 

В последние годы получила распространение новая фор­ма педагогической помощи детям с нарушениями слуха — группы кратковременного пребывания, которые организу­ются при специальных и комбинированных дошкольных учреждениях, детских садах и дошкольных отделениях при коррекционных (специальных) школах, научных центрах. Эти группы организуются с целью оказания систематиче­ской психолого-педагогической помощи детям с нарушени­ями слуха, консультативно-методической поддержки их ро­дителей, социальной адаптации детей, подготовки их к шко­ле. Рекомендации по организации и содержанию работы групп содержатся в письме Министерства образования РФ «Об организации в дошкольных учреждениях групп крат­ковременного пребывания для детей с отклонениями» от 29.06.99 № 129/23-16. Предпочтительным вариантом явля­ется открытие групп при образовательных учреждениях компенсирующего вида, где имеются необходимые матери­ально-технические условия и подготовленные специалисты. Контингент групп кратковременного пребывания тот же, что и сурдологических кабинетов. Предполагается проведе­ние 5 часов занятий в неделю для каждого ребенка, к заня­тиям помимо учителя-дефектолога могут привлекаться дру­гие специалисты дошкольного учреждения. Основное вни­мание уделяется проведению коррекционной работы с ребенком, в том числе развитию речи. Группы кратковре­менного пребывания при детских садах для глухих или сла­бослышащих детей располагают большими возможностями по сравнению с сурдоцентрами, так как родители могут зна­комиться с методами работы по развитию речи и другим разделам, используемыми сурдопедагогами детского сада, могут сопоставлять уровень развития своего ребенка, в том числе и речевого, с темпами развития воспитанников детс­кого сада.

Помимо названных форм педагогической работы с деть­ми коррекционная помощь детям с нарушенным слухом ока­зывается в разнообразных по названиям центрах (кор­рекции; развития; психолого-педагогической помощи и др.), где также организуются занятия с детьми и оказывается консультативная помощь родителям.

 

111

Раздел II

 

Специалисты отмечают позитивные стороны и некото­рые недостатки организации обучения ребенка в сурдологи-ческих кабинетах, разнообразных центрах, группах крат­ковременного пребывания (Н.Д. Шматко, 2001).

В плане развития речи слабослышащих и неслышащих детей названные формы обучения имеют ряд положитель­ных сторон, к которым относятся пребывание ребенка в нор­мальной речевой среде; возможность постоянного взаимо­действия со слышащими нормально говорящими людьми; учет индивидуальных возможностей и темпов речевого раз­вития.

Среди негативных факторов специалисты отмечают сле­дующие: проведение работы по развитию речи только на занятиях, в отрыве от наиболее типичных условий усвое­ния языка в связи деятельностью ребенка; фрагментарность работы по развитию речи вследствие отсутствия ежеднев­ных занятий по развитию речи со специалистом; отсутствие коллективных видов детской деятельности, способствующих развитию и активизации речи; недостаточный учет уровня и темпов речевого развития сверстников ребенка, воспиты­вающихся в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В СЕМЬЕ

Раннее начало коррекционной работы с плохослышащим ребенком является условием нормализации его психическо­го развития, уменьшения отрицательного влияния сниже­ния слуха на речь и общение. В научной и методической литературе имеется значительное количество рекомендаций по организации воспитания детей с нарушениями слуха в семье (Н.А. Pay, Е.Ф. Pay, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др.)

Воспитание ребенка в семье может по-разному сочетаться с посещением ребенком дошкольного учреждения. Это, во-первых, работа с ребенком младенческого или раннего воз­раста до определения его в дошкольное учреждение. Ранняя коррекционная и общеразвивающая работа в этих случаях по­зволит не допустить отставания в развитии малыша от слыша­щих сверстников, сделает переход к педагогической работе в условиях дошкольного учреждения более естественным.

Другой вариант — организация педагогической работы в семье с ребенком дошкольного возраста, по каким-то при­чинам не посещающим дошкольное учреждение. В этом слу­чае родители проводят систематическое целенаправленное воспитание и обучение ребенка, его реабилитацию, подго­товку к школьному обучению. По-другому организуется ра­бота с ребенком с нарушенным слухом, если он посещает массовое дошкольное учреждение.

Наиболее распространенным вариантом является сочета­ние воспитания и обучения ребенка в детском саду компен­сирующего вида с занятиями в семье, когда развивающая и коррекционная работа проводится родителями под руковод­ством сурдопедагога дошкольного учреждения.

 

 

113

 

Раздел II  

 

Каждый из названных вариантов обусловливает различ­ную степень участия специалистов в воспитании ребенка и их взаимосвязи с родителями.

Рано начатое воспитание глухого или слабослышащего ребенка в семье имеет ряд позитивных сторон: воспитание протекает в наиболее естественной для ребенка среде — се­мье; малыш не разлучается с близкими людьми, что поло­жительно отражается на его эмоционально-личностном раз­витии. Коррекционная и развивающая работа тесно связана с естественной для малыша обстановкой и привычным рас­порядком жизни в семье; к общению с ребенком привлека­ется достаточно большой круг людей, он постоянно слышит естественную речь и т. д.

Однако воспитание в семье плохослышащего ребенка мо­жет быть осложнено и некоторыми проблемами: родители не всегда правильно и полно понимают рекомендации спе­циалистов, адекватно оценивают свои педагогические воз­можности и потенциальные возможности ребенка; не могут организовать режим дня ребенка, последовательно реализо­вать педагогические задачи.

При любых вариантах взаимосвязи родителей со специа­листами воспитание и обучение ребенка в семье должны но­сить целостный комплексный характер, включать все на­правления педагогической работы.

Важными условиями речевого развития ребенка в семье, как и в дошкольном учреждении, являются создание рече­вой среды, речевое общение с ребенком всех членов семьи, вовлечение его в этот процесс, какими бы минимальными ни были его речевые возможности.

Другие важные условия эффективности коррекционной работы —раннее качественное слухопротезирование ребен­ка с помощью аппаратов заушного типа, установление пра­вильного режима работы, приучение малыша к длительно­му пользованию ими.

Рассмотрим различные варианты организации в семье помощи детям с нарушениями слуха.

 

 

114

Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...