Организация в семье работы
По развитию речи детей с Нарушенным слухом, Посещающих специальные Дошкольные учреждения
Как отмечалось выше, в настоящее время большинство детей с нарушениями слуха посещают дошкольные учреждения, и работа в семье проводится под руководством сурдопедагогов. Сочетание работы по развитию речи в детском саду и семье позволяет сделать ее более эффективной. Сурдопедагоги постоянно информируют родителей об успехах и проблемах в воспитании и обучении ребенка, придавая важное значение характеристике его речевого развития. Родители получают рекомендации по проведению работы дома, содержание которых в значительной степени зависит от режима работы дошкольного учреждения (ежедневное, недельное, интернатное). Чаще всего это касается пребывания ребенка дома в выходные и праздничные дни, во время каникул и отпуска родителей.
131 Раздел II
Работа по развитию речи в семье проводится в разных направлениях. Это, во-первых, создание в семье слухо-речевой среды, привлечение всех членов семьи к речевому общению с ребенком. Постоянное речевое общение с ним всех членов семьи создает мотивацию для овладения словами и выражениями. Важным условием развития речи ребенка является предъявление одинаковых требований к речи ребенка со стороны всех взрослых, идентичных тем, которые есть в детском саду. Взрослые не должны забывать о важности использования ребенком слуховых аппаратов в процессе речевого общения и занятий дома, следить за режимом усиления. Другое направление работы по развитию речи в семье — закрепление и расширение речевых умений и навыков, сформированных в детском саду. Эта работа связана с выполнением заданий сурдопедагога и воспитателей и сводится чаще всего к повторению и закреплению речевого материала, усвоенного на занятиях. Как правило, родители ведут специальные тетради и альбомы, в которые по заданию сурдопедагога подбирают или рисуют картинки по темам и делают подписи к ним в виде слов, предложений, небольших текстов. Этот материал рассматривается с детьми, они прочитывают подписи или подбирают таблички, повторяют слова устно, а старшие дети записывают слова в тетради или словарики. Однако нередко, желая добиться повторения материала, родители сводят эту работу к дублированию занятий в детском саду, многократному повторению и заучиванию слов и предложений, что не вызывает интереса у детей, а часто, наоборот, приводит к нежеланию заниматься дома.
Значительно больший интерес для ребенка представляет участие в бытовых делах дома, в которых принимают участие другие члены семьи. Необходимо стремиться к расширению сферы использования речевого материала в связи с привлечением разных видов деятельности, созданием ситуаций общения ребенка с детьми и взрослыми. Например, во время приготовления обеда мама просит ребенка принести овощи, названия которых он усвоил в детском саду {принеси морковь, лук)', дать или поставить на
132 Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
стол посуду (положи ложки, поставь тарелки). Ситуации купания, стирки, приема пищи, сборов на прогулку — наиболее подходящие моменты для повторения и закрепления слов и предложений, активизации их в разговорной речи. Каждый раз в этих бытовых моментах создаются условия не только для повторения знакомых слов и фраз, но и для введения новых (оторвал, уронил, обрадовался, соскучился, разлил, рассыпал, испачкал). Реальная, наглядная ситуация позволяет лучше осознать значение слова, а чтобы оно «не потерялось», его необходимо записать, предложить ребенку прочитать, использовать в необходимых ситуациях, а иногда и специально создавать их.
Наряду с рекомендациями по закреплению материала, предъявляемого детям на занятиях, целесообразно просить родителей знакомить ребенка с теми явлениями, наблюдения за которыми сложно организовать в условиях дошкольного учреждения. Посещение с мамой рынка, магазина, наблюдения за деятельностью людей, участие в некоторых действиях, например покупке продуктов, создает основу для обогащения словаря, включения слов в разговорную и повествовательную речь ребенка. Расширению представлений об окружающем способствуют посещения парикмахерской, аптеки, химчистки и других бытовых учреждений, находящихся недалеко от дома. Однако ситуативного введения слова или фразы недостаточно для их запоминания ребенком, поэтому вечером можно побеседовать с ребенком об увиденном, включив в беседу других членов семьи. Такую беседу можно дополнить рассматриванием картинок. Хорошим средством уточнения представлений ребенка об увиденном является рисование с обсуждением содержания рисунка, подготовкой подписей. Сначала подписи к рисункам из 1-2 предложений делают родители, старшие дошкольники способны сами подписывать свои рисунки после уточнения содержания подписей со взрослыми. Важным средством эмоционального, познавательного и речевого развития ребенка с нарушенным слухом являются посещения зоопарка, театра, цирка и других культурных и развлекательных учреждений. Родителям необходимо за-
133 Раздел II
ранее планировать такие мероприятия, продумывая, что должно стать объектом внимания ребенка, какой речевой материал можно ему сообщить. Предварительно нужно рассказать ребенку, куда они пойдут, что будут делать. Вечером можно обсудить увиденное, уточнить значения слов и выражений, записать и прочитать их, подобрать картинки. Результатом посещения и последующей беседы может стать подготовка книжки-самоделки, рисунки для которой готовит ребенок, а подписи к ним обсуждаются вместе со взрослым. Как правило, в старших группах в понедельник педагоги выделяют время для рассказов детей о событиях выходных дней. Они помогают рассказать о том, что было в выходные дни, задают уточняющие вопросы, вместе с детьми рассматривают рисунки ребенка, другие атрибуты (билеты, программки, рекламные буклеты и др.). В зависимости от уровня речевого развития одни дети могут показать рисунки и рассказать об их содержании, другие — прочитать подписи.
Педагоги должны поддерживать проведенную в семье работу по развитию речи, демонстрировать интерес к тому, что дети узнали и сделали дома. Поддержка и одобрение педагогами стремления детей рассказать о событиях выходных дней, даже если их высказывания и рассказы не всегда соответствуют программным требованиям, формируют у детей дополнительную мотивацию и желание познать новое. Сурдопедагог и воспитатели, руководствуясь стремлением помочь родителям в организации работы в семье, организуют консультации, родительские конференции, дни открытых дверей, где демонстрируют виды работы по раз Важной частью этой работы является популяризация опыта родителей по развитию речи детей в семье в процессе организации родительских конференций, на которых родители делятся своим опытом работы по речевому развитию детей, демонстрируют изготовленные ими пособия, дидактические игры, книжки-самоделки и др.
134 Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1.Назовите образовательные учреждения, в которых организуется коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха. 2.Каковы условия проведения работы по развитию речи в детских садах компенсирующего вида, образовательных учреждениях «Школа — детский сад»? 3.Определите контингент дошкольников с нарушениями слуха, воспитание и обучение которых может осуществляться совместно со слышащими детьми в массовых детских садах. 4.Как организуется работа по речевому развитию детей в условиях сурд о логических кабинетов, центров, групп кратковременного пребывания?
5.Определите варианты семейного воспитания ребенка с нарушенным слухом. 6.Определите основные направления работы по развитию речи детей младенческого возраста с нарушениями слуха в семье. 7.Каково содержание и методические приемы развития речи плохослышащих детей раннего возраста в семье? 8.Как организуется работа по речевому развитию детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, не посещающими дошкольные учреждения? 9.Назовите формы и приемы работы по развитию речи в семье детей с нарушениями слуха, посещающими дошкольные учреждения.
Литература
1. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни: Методическое пособие / Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. — М., 2001. 2. Дошкольное воспитание аномальных детей. Книга для учите- ля и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.
135
Раздел II
3. Исенина ЕМ. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — Иваново, 1996. 4. Корсунская БД. Воспитание глухого дошкольника в семье. — М., 1970. 5. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушен- ным слухом в семье. — М., 1991. 6. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдо- логических кабинетах: Инструктивно-методическое письмо. — М., 1990. 7. Черкасова Е.Л. Минимальные нарушения слуха у детей с рече- вой патологией // Дефектология. — 2000. — № 3. 8. Шматко НД. Для кого может быть эффективным интегриро- ванное обучение // Дефектология. — 1999. — № 1, 2. 9. Шматко НД., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит... — М., 1995, 2003.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|