Занятие 4. Кто это – «бродяжки»?
Проблема: Почему животные становятся «бродяжками»? Цель: вызвать у детей сочувствие к животным. Задачи: - обеспечение активного, осмысленного восприятия информации; - формирование толерантности, представления о том, что мир множествен; - воспитание чувства ответственности за животных; - развитие логического мышления, воображения, речи; - развитие антиципации. Ход занятия I этап. Вызов. Учитель: Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом Игоря Куцевалова «Бродяжки». Обратим внимание на заголовок. Кто такие бродяжки? Дети: - Одинокие люди, которые бродят по лесам. - Это те, у кого нет семьи. - Это те, кого бросили. - Это люди, которые бродят сами по себе. - Это собаки, у которых нет хозяев. Учитель: Кого, по-вашему, можно назвать бродяжками? Дети: - Тех, кому некуда идти. - Тех, у кого нет дома - Тех, кого бросили. Учитель: Подумайте, о ком же будет наш рассказ? Дети: - О собаках. - Об одиноких собаках. - О людях. II этап. Осмысление. Учитель: Итак, вы начинаете читать первую часть рассказа (дети читают первую часть рассказа) Учитель: Почему собака считала дождь «бродяжкой»? Дети: - Он был тоже один. - Дождь, наверное, тоже одинокий, как и собачка. - Потому что он сам грустный и других заставляет грустить. - У него нет друзей. Учитель: Читаем дальше (учитель выдает текст второй части рассказа). Учитель: Собака увидела котенка. Как вы думаете, что может произойти дальше? Дети: - Собака возьмет его и перенесет в сухое место. - Что она, дождь и котенок станут друзьями. - Наверное, они помогут друг другу. - Собака спасет котенка. - Они подружатся, и будут бродить вместе. Учитель: Продолжаем читать рассказ (учитель выдает текст третьей части рассказа)
Учитель: Почему Шарик оказался на улице? Дети: - Хозяева бросили. - Не понравился хозяйке. - Котенок потерялся. - Умерла мама. Учитель: Как вы представляете себе историю котенка? Дети: - Был домашний, а потом потерялся. - Его выгнали. Учитель: Читаем текст дальше (учитель выдает текст четвертой части) Учитель: Почему бродяжить вместе веселее? Дети: Можно легче найти еду. - Потому что они могут помочь друг другу. - Будет не так одиноко. Учитель: Читаем дальше (выдает пятую часть). Учитель: О чем могла вспомнить Рыжуня? Дети: О своих хозяевах. - Как ей было тепло и сытно у своих хозяев. - Свою маму. Учитель: Продолжаем чтение (выдает шестую часть). Учитель: Почему Рыжуня не озлобилась? Дети: - Потому что она была добрая. - Не хотела причинять никому боль. - Ей было жалко людей. - Она думала, что если станет плохой, то с ней не будут дружить. Учитель: Хорошо, читаем дальше (выдает седьмую часть). Учитель: Почему Шарик стал для нее подарком? Дети: - Он напоминает о прошлом. - Ей с ним было тепло. - Он мог стать другом. - Он спасал от одиночества. Учитель: Читаем восьмую часть. Учитель: Где и как жил Шарик? Дети: - На улице. - В дупле дерева. - В подвале. - В подъезде дома. Учитель: Читаем рассказ дальше. Учитель: Бомж…Что вы знаете об этих людях? Дети: - Это люди, которые потеряли работу. - Это люди без дома. - Те, у кого нет еды и дома и старая одежда. - Это нищие люди. - Они тоже живут на улице. Учитель: Давайте продолжим чтение. Учитель: Запах беды…что может случиться, если в воздухе появился запах беды? Дети: - Они попадут в беду. - Их поймают плохие люди. -Подъедет машина с мусором и их завалит. Учитель: Продолжаем чтение (учащиеся читают). Учитель: Что же могло произойти вдруг? Дети: - Появился друг Рыжуни и спас ее. - Добрый человек заступился. - Заступились девочки
- Рыжуню поймали. - Выскочил Шарик и набросился на человека. Учитель: Продолжим чтение. Учитель:Сан Ваныч... Кто он такой? Дети: - Добрый человек. - Бывший хозяин Рыжуни. Учитель: Куда он мог повести животных? Дети: К себе домой, - Куда-нибудь покормить, - Туда, где жил сам. Учитель: Проверим, кто же из вас оказался прав, продолжаем читать. Учитель: Кто же угадал продолжение? Учитель: Чем заканчивается рассказ? Напишите его окончание. III этап. Рефлексия. Учитель: Ребята, мы закончим знакомство с этим рассказом работой в «центрах». Каждая из групп решает, в каком из центров будет работать. Центр письма: ваша задача - придумать загадки про героев рассказа. Центр искусства: изобразите главных героев рассказа. Идет работа в «центрах», затем каждая группа представляет результаты своей работы). Учитель: Ребята, пожалуйста, обсудите в группах и попытайтесь вспомнить, какие действия мы выполняли? Дети: - Думали, читали текст. - Отвечали на вопросы. - Придумывали продолжение рассказа. - Рисовали. Учитель: Ребята, как вы сами оцениваете свою работу? Дети: - Мне кажется, что я работала хорошо. - Мне очень понравилось так работать, - Мне было легко и у меня все получалось. Учитель: Какой главный вывод вы сделали сегодня, после прочтения рассказа? Дети: …. Учитель: - А теперь домашнее задание: Дома составьте синквейн о главных героях рассказа; или нарисуйте иллюстрации к рассказу; или выполните такую работу, которую вам захочется; или расскажите о том, что вы узнали сегодня, своим родителям.
Приложение 9.11 Рассказ И. Куцевалова «Бродяжки» Часть Рыжуня торопилась куда-то по своим собачьим делам. Два дня назад ее выгнали из подъезда пятиэтажки, в котором она жила последние недели две. Но это пока ее не особенно волновало: был только конец августа, до наступления холодов было еще далеко, а приближающиеся осенние дожди ее не пугали - привыкла, знаете ли. Рыжуня была обычной беспородной псиной, каких много жмется в подворотнях любого города. Рыжуня - не красавица, но с шармом. Когда-то были у нее хозяева, и теплый дом, и неплохая ежедневная кормежка. Но хозяева, уезжая из города и не сумев подыскать собаке новый дом, как водится, выгнали ее на улицу. С той поры прошло уже около трех лет.
Дождь застал Рыжуню у одного из городских долгостроев. Забившись под какой-то бетонный блок она с интересом наблюдала за шелестящими струями воды. «Дождь - он ведь такой же бродяжка, как и я»,- думала собака. Часть Сегодня он здесь, а завтра - за много-много моих шагов отсюда - обнимает какую-нибудь псину... или даже человека, Ведь и среди людей бывают бродяжки! Они тоже живут под скамейками в парках и тоже голодны... Интересно, знает ли об этом дождь? Есть ли у него дом, и бит есть на завтрак? Умеет ли он говорить? Рыжуня уже совсем собралась спросить обо всем этом у дождя, как вдруг где-то рядом раздалось слабое «Мяу-у-у!» Выглянув, она заметила неподалеку на пригорке котенка, которого заливало водой - вокруг уже скопилось целое озеро, и вода продолжала прибывать. Часть Рыжуня неторопливо выбралась из своего укрытия и побежала к нему. Она была довольно высокой собакой, но и ей в одном месте вода залила плечи. Рыжуня взяла котенка зубами за загривок и понесла к себе, а он - надо же! - не испугался и спокойно висел у нее в зубах.. Рыжуня опустила котенка на землю в своей «времянке». - Ты кто? — спросила она. - Шарик, - отозвался котенок. - Бродяжка Шарик. Меня назвала так мама, потому что я очень пушистый. Сейчас я мокрый и этого не видно, а когда высохну - посмотришь, какой круглый стану! - А где сейчас твоя мама? - Рыжуня принялась вылизывать его мягкую шерстку. Часть - Не знаю, - Шарик грустно опустил голову. - Моя мама тоже была бродяжкой. Однажды у нее родились мы - я и четверо моих братьев и сестер. Пока мы были маленькие, жили вместе в котельной, а когда подросли и научились кушать сами, нас растащили кого куда. Я сначала думал, что поодиночке нам будет легче пробиться... Может, думал, подберет кто-нибудь. А сам уже месяц бродяжу. Рыжуня, подбери меня, а? Ведь даже бродяжить на двоих веселей! Часть - Для начала давай-ка выспимся, - улыбнулась в ответ Рыжуня, - а завтра решим, что делать! Они забрались поглубже в свою нору; Шарик уснул, прижавшись подсыхающим боком к Рыжуни, а та, слушая его довольное урчание, вспоминала.
Часть С каким трудом давалась поначалу ей самой жизнь беспризорной бродяги. Как бежала она за машиной уезжающих хозяев, недоумевая, как же это: куда-то уехать и без нее; как приползла потом, еле живая от усталости, в свой подъезд, решив дождаться их там; как выла на луну от обиды и страха, поняв, что хозяева не вернутся уже никогда; как гнали ее отовсюду ее бывшие соседи, еще вчера казавшиеся лучшими друзьями и ласково трепавшие ее по загривку... Вдоволь наплакавшись, Рыжуня ушла тогда на недалекую помойку. Понемногу привыкала к жизни побирушки. Она научилась избегать людей, слишком часто пинавших ее, если она подходила слишком близко, а в темных ее глазах постоянно бились страх и недоумение. И еще - обида: за что?! Люди, что сделала я вам, что вы стали такими злыми и жестокими? Кто научил вас обижать тех, кто слабее вас? Нет, Рыжуня не озлобилась и не стала сама такой же жестокой, каким был мир, окружавший ее бродяжничество. Часть Но она превратилась в угрюмого, замкнутого, не верящего никому зверя. Шарик стал для нее подарком судьбы… Часть Она вдруг почувствовала, что все еще может быть кому-то нужна, прикорнула рядом с котенком, закрывая его собой от холода и дождя, и крепко уснула. Серое утро разбудило бродяжек одновременно. Шарик, высохнув, действительно сделался круглым от покрывающей его густой шерсти, но Рыжуня все-таки заметила, что он сильно исхудал. Стряхнув остатки сна, собака повела своего нового друга к мусорным бакам возле недалекой столовой - там, как она успела усвоить, всегда можно разжиться косточек, а если повезет, то и маленькой горсточкой мясных обрезков. - А где ты все это время жил? - спрашивала она у товарища. Часть Когда как, - отзывался Шарик, быстро перебирая пушистыми лапками. - Под скамейками, в подвале на трубах, в дупле дерева, на чердаке. А как-то два дня прожил у мальчика и девочки - они подобрали меня, принесли домой, накормили... Никогда больше так хорошо не ел!.. А потом приехала их мама из...как это?.. из командировки и выгнала меня. - У людей это сплошь и рядом, - грустно улыбнулась Рыжуня. - Они подбирают тебя, чтобы поиграть, а когда ты им надоедаешь, выбрасывают обратно. А многие еще и слишком часто лгут – и себе и другим. Проще всего, знаешь ли, с теми из них, кого остальные зовут странным словом «бомж». Часть -Ты знаешь, сколько таких? Намного больше, чем шерсти у меня на лапах. Вот, кстати, еще пример бесконечной жестокости двуногих: они выгоняют из дому не только нас, но и друг друга. Но именно они, эти беспризорные мира двуногих, частенько оказываются добрее всех остальных по отношению к нам.
На столовской помойке уже копошились три-четыре угрюмые псины и два облезлых кота. Заметив новеньких, собаки навострили уши, но Рыжуня, прикрыв собой испугавшегося Шарика, оскалила крупные желтоватые клыки и угрожающе зарычала. Бродяжки вернулись к своим делам, а Рыжуня и Шарик, раскопав в мусоре кучку каких-то объедков, принялись за еду. Вдруг Рыжуня насторожилась; остальное население помойки тоже тревожно принюхивалось и заметно нервничало. Рыжуня вдруг учуяла запах, долетевший до нее вслед за рокотом мотора какой-то большой машины, - густой, неприятный запах, запах опасности. Плохой и очень страшный. Так пахнет беда. Часть Мотор гудел все громче, и в переулок свернул большой грузовик. И Рыжуня, поумневшая за годы своего бродяжничества, сразу поняла, почему от него пахнет опасностью, - на таких грузовиках ездили те, кого четвероногие беспризорники называли «ТЕ-КТО-СНИМАЕТ ШКУРЫ», проще говоря, собачники. Переулок заканчивался тупиком, но коты сумели ускользнуть с помойки сквозь какие-то одним им знакомые щели, а собаки метались кругами, скуля от страха. Из кабины фургона вышли двое - один нес дробовик, другой - большой сачок, а из задней двери столовой вышел толстяк в белом фартуке - видимо, повар. Рыжуня не растерялась - она схватила Шарика в зубы и, отбежав в сторону, засунула его в дыру под крыльцом одного из домов, - Сиди и молчи, - сказала она котенку, - что бы ты ни увидел.. Если я не вернусь - сиди до темноты, а потом беги. И запомни этот запах! Держись от него подальше! Сзади что-то ухнуло, и Рыжуне обожгло бок; взвизгнув, она отскочила и оглянулась. Один из собачников успел подхватить сачком двух небольших бродяжек, а второй выстрелил из ружья в третью, бросившуюся бежать в сторону Рыжуни, и одна из дробинок вырвала клок кожи из бока подруги Щарика. Человек с сачком, забросив пленников в грузовик, направился к ней, Повар подначивал его, крича что-то о бешеных собаках и заразе. Рыжуня присела на задние лапы, собираясь броситься на человека с сачком, как вдруг… Часть «Интересно, думала Рыжуня, - куда идем? И как выглядит берлога двуногих бродяжек? Нам, четвероногим, это проще - залез под скамейку и спи себе! Но ведь они-то - люди, хоть и нищие, и им мало травки под лавочкой! И где сейчас ученики и бывшие друзья Сан Ваныча? Почему никто не может помочъ ему?»... Конечной целью их пути оказался подвал одной из новостроек, заселенной пока только наполовину. Судя по всему, кроме Сан Ваныча, в этом подвале жили еще четыре или пять человек. Пристанище хоть и временно, но действительно было надежнее других: немногочисленные новоселы еще плохо знали друг друга, и разобраться, кто свой, кто чужой, было сложно. Человек провел Рыжуню и Шарика в свой уголок, уселся на кучу тряпья, снял пиджак и сказал: - Располагайтесь…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|