Разработка конструкции конкурирующих ценностей
Разработка конструкции конкурирующих ценностей Разработка рамочной конструкции конкурирующих ценностей^ изначально подкреплялась исследованием главных индикаторов эффективных организаций. Ключевыми вопросами, которые задавались в процессе исследования овганнзациД, ¥ » Рамочная конструкция конкурирующих ценностей 65 были следующие: каковы главные критерии того, эффективна организация или нет? какие ключевые факторы определяют оргаяизацяонщтюэффектнв1гость? кв8^ люди выносят суждение о признании организации эффективной, какие именно индикаторы они имеют в виду? Джон Кзтпбелл я его коллега (/. Campbell, Е, Broamas, N. Peterson, М Durmette, 1914) вредло-жили список из тридцати девяти индикаторов, определяющих, по их мнению, исчерпывающий набор мыслимых измерите* лей организационной эффективности. Этот список был яро-анализирован s работе, авторами которой являются,?. £. Кугт яДж. Рвхрбвуч (A E. Quinn & J. Rohrbaugh, 1983% с целы» установить, нельзя ли выделить определенные образцы или группы индикаторов. Поскольку тридцать девять индикаторов — это слишком много для постижения существа дела или ' практического использования в организациях, авторы ^боп», -попытались найти более экономный способ ндеятнфй»|й|» ключевых факторов эффективности. , Каждый из тридцати девяти индикаторов эффективнее»^ Подвергся статистическому анализу, что шевелило выделить цва главных измерения, ло которым рассматривавшиеся инди- , каторы оказались в одной из четырех главных групп. (Более •детальное объяснение статистического анализа в этом и других •исследованиях в доддержку данной рамочной конструкции см.
1|рок и контроль. То есть некоторые организации считаются эффективными, если они склонны к переменам, отличаются " адаптивностью и органической цельностью, например, в та-Йсих фирмах, как Microsoft или Nike, ни ассортимент продук-;? ции, ни организационная форма слишком долго не стоят на • Месте. Другие организации рассматриваются эффективными, , например, большинство университетов, правительственные • органы и конгломераты вроде Boeing характеризуются долго -; ре, так и во конечным результатам. Континуум этого изме-> рения простирается от организационной многогранности и 66 ______ ^ >; , Глава 3 пластичности на «ином краю до организационной неколебимости идол говечиости на другом. Второе измерение отделяет критерии эффективности, которые подчеркивают внутреннюю ориентацию, интеграцию и единство, от критериев, ассоциируемых с внешней ориентацией, 'дифференциацией и соперничеством. То есть некоторые организации видятся эффективными, если они обладают характеристиками внутренней гармонии, например IBM и Hewlett-Packard традиционно осознаются их соответствием корпоративным догматам «Путь IBM* иди «Путь ЯР». Суждение об эффективности других соответствует тому, насколько фокус их деятельности настроен на взаимодействие или конкуренцию вне их собственных границ, — например, Toyota и Honda известны стремлением «думать глобально, но действовать локально», т. е. слывут обладателями подразделений, которые больше принимают атрибуты локального внешнего окружения, чем следуют централизованно пред-. пнсанному подходу. Континуум этого измерения простирается от организационной сплоченности и согласованности на одном краю до организационной разобщенности и независимости на другом.
Оба измерения образуют четыре квадранта, каждый из которых представляет собой четко различимый набор индикаторов организационной эффективности. Взаимосвязь измерений иллюстрируете» рис. 3. 1, на котором обозначенные 'индикаторы эффективности определяют, что именно люди ценят в Показателях деятельности организации. Они характеризуют то, каким образом людям видится хорошее, правильное к приемлемое. Другими словами, эти четыре группы критериев определяют стержневые ценности, по которым выносится суждение об организации. Самым примечательным в названных четырех стержневых ценностях является их противоположность или конкурирующие допущения. Стержневые ценности, лежащие на разных краях каждого континуума, отвергают друг Друга, т. е. гибкость противостоит стабильности, внутренняя ориентация — внешней направленности. В результате оба измерения формируют квадранты, отрицающие один другой к конкурирую- Рамочная конструкция конкурирующих ценностей щие друг с другом па диагонали. Например, верхний левый квадрант определяет ценности, которые подчеркивают внутренний, органичный фокус, тогда как нижний правый квадрант концентрирует в себе ценности, ассоциируемые с внешним, контролируемым фокусом. Точно так же верхний правый квадрант идентифицирует ценности, акцентирующие внешний, органичный фокус, а нижний левый квадрант определяет ценности внутренней ориентации и контроля. Разнесение ценностей по конкурентным и противостоящим один другому квадрантам и подсказало название описываемой здесь модели — рамочная конструкция конкурирующих ценностей.
Каждому квадранту на рис. 3. 1 было дано обозначение, определяющее его наиболее примечательные характеристики, — клан, адхократия, рынок и иерархия. На нем клан находится наверху слева, адхократия — наверху справа, иерархия—внизу слева, и рынок — внизу справа. Важно заметить, что названия квадрантов были выбраны не случайно. Более того, они! * взяты из научной литературы, в которой объясняется, как с
6§^___________ _t ________ у. . - , ЙЦ*»3 течением времени различные организационные ценности ассоциируются с разными формами организаций. Мы обнаружили, что четыре квадранта, возникшие в результате этого анализа, точно соответствуют главным организационным формам, разрабатываемым наукой об организации. Кроме того, они соответствуют ключевым теориям менеджмента об организационном успехе, подходах к организационному качеству, ролях лидерства и профессионального опыта менеджмента. Более того, в ряде ранее выполненных исследований по развитию ребенка (например, J. Piaget, 1932), карт познания (например, С. Hampton-Turner, 1981) и процесса переработки информации (например, /. /. Mvtroff, 1983) были выявлены похожие измерения» которые помогал Смоделировать работу мозга, тела и поведения. Измерения, представленные на рис, 3. 1, и образуемые ими квадранты выглядят слишком грубой моделью для объяснений различий в ориентации или конкурентных ценностях, которыми характеризуется поведение человека. Тем не менее они привели нас к определению явно различимых типов культуры. Иначе говоря, каждый квадрант представляет собой средоточие базисных допущений, ориентации и ценностей, т. е. как раз тех элементов, которые образуют организационную культуру. Следовательно, наше средство оценки OCAI является именно тем инструментом, который дазволит вам диагностировать доминирующую ориентацию организации на базе этих стержневых типов культуры. Он также окажется полезным в деле диагностики мощности культуры, куЛьтур-ного типа и согласованности культуры вашей организации. В следующем разделе мы поясняем смысл и иллюстрируем кажды& из четырех типов культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|