Изменение культуры во времени. 30. - :-;-. н •-. *.-. ,;.-:-,. --••,• ^r'U':^-. ГАЗМ 3. Рамочная конструкция конкурирующих ценностей
Изменение культуры во времени Другой результат, обнаруженный $ процессе исследований с использованием этой конструкции, заключается в том, что новые и/или малые организации проявляют тенденцию добиваться прогресса, проходя предопределенную схему культур- 30 . -: -; -.. н •-. *... -. ,; . -: -,.. --••, • ^r'U': ^-. ГАЗМ 3 шве изменений < см., например: Л Д (Hunn & К. S. Cameron, 19#3). Освежите в памяти то, что вам известно о становлении любой новой организации, мысленно проследите пройденный ею путь от малого предприятия до превращения со временем в более крупную организацию. Проверьте, насколько отличается приведенное ниже описание и предлагаемые иллюстрации от картины, которую вам довелось наблюдать лично. На самых ранних стадиях своего жизненного цикла организации стремятся к доминанте, определяемой адхократиче-ским квадрантом, — никакой формальной структуры и неприкрытый предпринимательский настрой. Они совершенно не придерживаются какой-то официальной политики, не имеют структуры и зачастую управляются одним сильным лидером-Провидцем. Развиваясь с течением времени, они дополняют эту ориентацию клановой культурой — чувством семьи, сильным ощущением единения с коллективом и личной причастности к организации. Члены коллектива удовлетворяют многие свои социальные и эмоциональные нужды именно в организации, их обуревает ощущение общности и личной дружбы. Однако по мере роста в подобной организации зачастую зреет датенциальный кризис. Постепенно она все чаще оказывается перед необходимостью сделать акцент на структуре и стандартных процедурах, без которых невозможно контролировать расширяющиеся сферы ответственности. Стремление к порядку и предсказуемости вызывает смещение к иерархической культуре. Такая переориентация часто вызывает у членов коллектива ощущение, -будто организация теряет дух дружеских отноше-ний» личного сочувствия, которые были так характерны для этого места-работы; В результате падает удовлетворенность людей условиями труда. Иерархическая ориентация постепенно дополняется сосредоточением внимания на рыночной культуре^-конкурентоспособности, стремлении добиваться результатов и акценте на внешних взаимосвязях. Фокусировка настроя культуры смещается с безликости и официального контроля внутри организации к ориентации на потребителя И конкуренцию вне организации. Конечно, в подобных ситуациях зрелые и высокоэффективные организации стремятся создавать структурные блоки или сегменты, в которых представлен каждый
Рамочная конструкция конкурирующих ценностей *1 из этих четырех типов культур. Например, подразделение исследований и развития может продолжать оставаться адхо-кратическим, а бухгалтерии больше подойдет иерархический тип культуры. Однако в организации в целом почти всегда преобладает один тип культуры, хотя-в той или иной мере проявляется и каждый из трех других. Примером смещения культуры на протяжении жизненного цикла может послужить кратко изложенная ниже история развития Apple Computer Company. Вспомним, чт Стивен. Джобе к Стивен Вознях изобрели первый персональный компьютер в гараже родительского дома Стиве Джобса. Apple Computer Company как организация по производству персональных компьютеров последовательно формировалась молодыми, динамичными, действовавшими не по принуждению калифорнийскими сородичами, которые гордились своей свободой от руководства по корпоративной политике и сводов правил. На рис. 3. 5 культура того периода характеризуется профилем А. Как и свойственно большинству йд-хократий, один-единственный предприимчивый, харизматический лидер установил направление деятельности и компания совершенно свободно шла вперед, оставаясь гибкой. Пресса характеризовала членов этой группы не иначе как вероотступниками и сумасшедшими.
В течение всего нескольких лет после регистрации Apple Computer Company учредила одно из самых успешных предприятий, когда-либо существовавших в индустрии, — образование, представлявшее собой группу «пиратов», дублировавшую бригады компьютера Macintosh. Перед этой бригадой из специально отобранных наемных работников была поставлена задача: разработать компьютер, который люди пожелали бы приобрести для домашнего использования. До того времени компьютеры были большими, цены аппаратного оборудования, всего лишь заменявшего логарифмическую линейку, отпугивали покупателей, которыми могли быть только инженеры и математики. Да и занимало это оборудование целые' помещения. Очень немногие подумывали об использовании такой аппаратуры для личных целей или в домашней обстановке. Однако эта небольшая группа пиратов Apple Computer Глава 3
Профиль А Профиль В
Профиль С Профиль D Рис. 3. 5. Жизненный цикл Apple Computer. Company Рамочная конструкция конкурирующих ценностей спроектировала и разработала, «Macintosh Computer» — за* бавную, подходящую на любой случай жизни машину, в единственном корпусе которой было все необходимое. Она первой обрела мышку, экранные иконки-картинки и программное обеспечение для раскрашивания картинок (MacPaint), что прежде было по силам только специальному компьютерному устройству. Старания этой бригады оказались настолько успешными (как и остальной бизнес Apple), что вся организация приняла бригадную форму культуры » обрела черты, определяемые на рис. 3. 5 профилем В, — предельно сплоченный клан. Наемные работники носили на одежде логотип Apple, ездили на автомобилях с бамперными наклейками Apple и с теплотой говорили о семье Apple. Однако этот невероятный успех компании привел ее к предпочтению третьего рода культуры. При сотнях тысяч организаций, готовых к продаже компьютеров, и громадном числе появившихся на том же рынке серьезных конкурентов каналы распределения распространились по всему миру (например, IBM, Compaq, Wang). Этот клан, гордившийся свободой, столкнулся с необходимостью внедрения некоторыхase-ментов контроля и стандартных процедур. Потребовались корпоративная политика и правила регулирования. Другими словами, в культуре организации стала развиваться иерархическая ориентация (см. профиль С на рис. 3. 5). Главный управляющий Apple Стивен Джобе, безусловный новатор и лидер бригадных форм деятельности, превосходно руководил организацией, пока в ней доминировали адхократическая и клановая культуры. Не будучи ни специалистом по рентабельности, ни профессиональным администратором, он не был склонен управлять иерархией. Пришлось нанять Джона Скалли из PepciCo, который возглавил направление смещения политики к стабильности и контролю. Вполне понятно, что оно — по существу вытеснено иерархией клановой и ад-хократической ориентации — стало причиной кризиса в организации, последствия которого фактически вытеснили из компании ее основателя Стивена Джобса. Новый набор ценностей и приоритетов, отражавших пришедшую культуру, сделал ориентацию Джобса не соответствующей теку-
94____________________ - ______________________ Глава 3 щим требованиям. Обычно смещение к иерархической культуре связано с возникновением дурных предчувствий, отказом от стержневых ценностей, заменой чувства семьи правилами и политическими установками. Джон Скалли был мастером -рентабельности и знатоком маркетинга, поэтому его профессиональный < шыт тем более соответствовал смещению культуры Apple, чем ближе- продолжавшая расти компания соответствовала новой культурной ориентации. По мере того как под руководством Джона Скалли компания Apple развилась в большую зрелую организацию, культура еще раз сместилась, обретя представленный на рис. 3. 5 профиль D. Она перестала быть той подвижной новаторской компанией, которую создала группа молодых «мвероотступ-ников» на заре становления организации, являя теперь выдающийся пример рентабельности и маркетингового здравомыслия. Этот профиль становится нормой для многих организаций, где сводятся к минимуму проявления клановой и адхократической культур и делаетея^акцент на иерархической и рыночной культурах. Многие консультанты по менеджменту и гуру, толкующие феномен лидерства, израсходовали немереное количество энергии, помогая компаниям развивать способности перестраивать атрибуты клана и адхократии таким образом, чтобы добиться организационного баланса. Задача состоит не в том, чтобы расставить акценты в равной мере на всех четырех типах культур. Скорее, необходимо, чтобы организация обрела способность смещать акценты, когда этого требует конкурентное внешнее окружение.
Одна из причин недавних затруднений в деятельности Apple состоит в том, что культура компании продолжает быть ориентированной на два нижних квадранта (рис. 3. 5). В ее индустрии, оказавшейся в конце 1990-х гг. перед необходимостью постоянного новаторства при очень быстрых временных циклах морального старения продукции, длящееся предпочтение культуры двух нижних квадрантов вместо смешения вверх, снова к адхократическому квадранту, скорее всего, грозит серьезными негативными последствиями для долгосрочных показателей деятельности компании Apple.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|