Четыре главных типа культуры
Иерархическая культура Самый ранний подход к трактовке организации в совр^мен-ную эпоху базировался На работе немецкого социолога jlfexco Вебера (Max Weber), который изучал европейские правительственные организации 1800-х гг. Главный вызов времени, пе- Рамочная конструкция конкурирующих ценностей ред лицом которого они оказались в начале промышленной революции, — времени, в которое творил Вебер, — состоя» в необходимости продуктивно производить товары и услуги во все более усложнявшемся обществе. Для соответствия такому требованию в полной мере Вебер предложил семь характеристик, со временем признанных классическими атрибутами бюрократии (правила, специализация, система отбора по оценкам, иерархия, раздельная собственность, обезличивание, учет)((см.: Af. Weber, 1947). Соответствиеэтим характеристикам гарантировало высокую эффективность. Они широко использовались организациями, главной целью которых было обеспечение рентабельного, надежного, плавно текущего и предсказуемого выпуска продукции. Вплоть до 1960-х гг. фактически в любой книге по менеджменту и организационным наукам принималось допущение, что иерархия, или бюрокра-! *- тия Вебера, есть идеальная форма, организации, поскольку она приводит к стабильному, рентабельному, в высокой степени единообразному выпуску продукции и предоставлению услуг. Принимая во внимание относительную стабильность внешнего окружения, можно было интегрировать и координировать задачи и функции, поддерживать единообразие продукции и услуг, держать под контролем рабочих и выполняемые работы. Ключевыми ценностями успеха считались четкие линии распределения полномочий по принятию решений, стандартизованные правила и процедуры, механизмы контроля и учета.
Совместимая с этой формой (и ее оценкой в ОСА! ) органй-" зационная культура характеризуется как формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, руководят процедуры. Эффективные лидеры — это хорошие координаторы и организаторы. Важным является поддержание плавного хода деятельности организации. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности, предсказуемости и рентабельности. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Диапазон организаций, представляющих собой характерные примеры иерархической культуры, простирается от типичного для США ресторана быстрого питания (например, McDonalds) до главных конгломератов (например, Ford Motor то_____ - ______ '. 'r^L: " ^'^ *'. '. j'^, -ll-. ^-i'-fra^3 ' Company) я правительственных органов (иаяример, департамент юстиции). ^ основном иерархическая культура доминирует в больших организациях и правительственных органах, о чем свидетельствует громадное количества стандартизованных процедур/ множество иерархических уровней (например, Ford имеет семнадцать уровней менеджмента) и акцент на подкреплении правилами всех сторон деятельное-, тн. Однако к и небольших организация», таких как ресторан McDonalds, может преобладать культура иерархии. Например, многие наемные работники типичного ресторана AfcЈ> o-nalds — это молодые люди, которые не получили предварительного обучения или рабочей практики, « своего рода клеймом данного вида бизнеса является единообразие нро-дукции во всех его заведениях. Ключевые ценности кони^н-трируются вокруг поддержки рентабельности, надегрюети, быстроты обслуживания, ила«ности производстланого процесса. Новые наемные работники начинают с выполнения только одной конкретной операции (например» такой как приготовление картофеля фри). Почти иолность» от-
~ сутствует сопровождение выполняемой работы какими-то полномочиями, поскольку картофель, предназначенный для преврандания в картофель фри, отгружается центральным поставщиком в стандартных упаковках, температура масла устанавливается заранее, а специальный зуммер извещает наемного рагёотанка о том, когда лора вынимать поджарив-Ш^слифтбфель. Правилами определяется, сколько секунд может нстечьсжшента, когда зуммер умолкнет, до того момента, когда из масла должна быть извлечена последняя долька картофеля. В результате ему остается только сидеть и ждать сигнала. Свод правил, которые изучает каждый на- , емный работник и по которым он проходит испытание, со-стадляет более 350 страниц и охватывает все стороны-жизни организации, включая выбор одежды и поведение на работе. ' " Единственное требование, удовлетворение которому заслуживает продвижения по служебной лестнице, состоит & знании этих правил и политики компании. Продвижение в пределах ресторана имеет особую последовательность. Необходимо неоднократное повышение в " самом ресторане, Рамочная конструкция конкурирующих ценностей прежде чем наемный работник сможет достичь управленчес Рыночная культура Другая форма организации стала обретать популярность в конце 1960-х г. по мере того, как организации все более оказывались перед лицом новых вызовов конкуренции. Она опиралась на иной набор основополагающих допущений, чем иерархия, и в значительной мере базировалась на работе Оливера Уилъямсо-на, Билла Оучи и их коллег (О. Williamson, 1975; В, G. ОисЫ, 1981). Специализируясь на изучении организаций, эти ученые установили альтернативный набор видов деятельности, который, как они утверждали, может служить фундаментом для обеспечения организационной эффективности. Самыми важными они считали операционные издержки. Эта новая конструкция получила название рыночной формы организации. Термин «рыночная организация» не имеет ничего общего ни с понятием маркетинговой функции, ни с представлением о потребителях на рынке. Он просто определяет тип организации, функционирующей как рынок, т. е. ориентированной на внешнее окружение, а не на свои внутренние дела; В основном ее внимание фокусируется на операциях с внешними клиентами, включая поставщиков, потребителей, подрядчиков, лицензиатов, профессиональные союзы, органы правового регулирования и т. д. В отличие от иерархии, где внутренний контроль поддерживается правилами, специализированными задачами и централизованными решениями, рынок работает, прежде всего используя механизмы рыночной экономики, в первую очередь монетарный обмен. То есть главный фокус рынка настроен на проведение операций (обменов, продаж, контрактов) с другими клиентами с целью достижения конкурентного преимущества. Прибыльность, итоговые результаты, сила в рыночных нишах, растяжимые цели и безопасные потребительские базы являются главными установками бизнеса организации.
**„. • •:.. -. -. лез».. -Г..,,; -'* ? . -. . -. " ".. Д. j/> r> . r. -a^-4~x4a^rfcit-*-^^P> B " ^1Ь$вдр*яь^-^ о^ета^шша цежшщ«огф1«> да*«и-АФРТТ в «ййанизациях рыночного типа, являются конкурен-1ресж> себностьи лродуктивносгь. Они, достигаются благодаря сальному акценту на внешних позициях и контроле (нижний правый квадрант на рис. 3. 1). Например, в ##ps fteranies потеря рыночной доли в Европе и первое же отрицательное годовое сальдо в. 1991 г. привели к охватившему всю корпорацию стремлению улучшить конкурентное аоложение фирмы. Под руководством нового главного управляющего эта раекйнув-•шаяся ц? всему миру организация учредила деюисй «poi^eee» «мучивший название СедШпов. В его рамках были предприняты, усилия, направленные на сдвиг самодовольней И самонадеянной иерархической культуры компании к культуре, приводимой а движение настройкой фокуса я» потребителя, прибыльными оборотами активов и повышением корпоративной вшпд^штосяохзобиости^ f. е. к рн«оади»й ^удшурв, Для оцееки показателей деятельности я установления йовых растяжимых целей ежегодно проводились три совещания. Оценка с испояьзовдниеи ОС AI доказывает существенный сдвиг к культуре, движимой рынком, е начала до серединьг 1990-х it.
Подобный пример рыночной культуры явдагет собой кеш-Kyspe»f JfnjEpr комваяия General Electric. В. конце 198в-х ее r3a^^y^z»mKmH»^^KyM4j^i^HcmnoHSTb, ^ofKSK как»е-т»направлеиия бизяеса GE не будут на своих рыщ& к первыми или вторыми, то они пойдут с молотка; За вршя пребывания на посту главного управляющего Ушч кушед и продал более 30G направлений бизнеса. Культура 6Я под предводительствомУилча была отнесена к типу культуры, настроенной на жестокую конкуренцию под лозунгами < все или ничего» и «пленных т брать». Это стереотда рыяечивй кул** туры. Базисные допущения рыночной культуры заключаются в следующем: 1)внешнее окружение — этояе милость свыше, а враждебный вызов; 2) потребители pa36op4HBHH3a«HTepjeco-ваны в приобретении ценностей^ 3) организация занимается бизнесом сцелыоусиления своего иоложения в конкуренции; 4) главная задача менеджмента — вести организацию Кирова» водительности, результатам и прибылям. Предполагается, Рамочная конструкция конкурирующих ценностей что очевидная цель и агрессивная стратегия — это путь к продуктивности и прибыльности. По словам генерала Джорджа Паттона, рыночные организации «не интересует сохранение [своих] позиций. Пусть этим занимаются другие [враги]. [Они] непрестанно идут вперед, побеждая противника, неукоснительно маршируя к цели». Рыночная культура оценивается в OCAI как месгОдая работы, ориентированной на результаты. Лидеры являются твердыми хозяевами и суровыми конкурентами. Они неколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино стремление побеждать. Долгосрочная забота концентрируется на конкурентных действиях и достижении растянутых во времени целей. Успех определяется в терминах рыночной доли и проникновения на рынки. Важным считается опережение соперников по конкурентной борьбе и лидерство на рынке. Клановая культура Третья идеальная форма организации представлешурвирйв. З.! верхним левым квадрантом: Она называется клановой, витому что напоминает организацию семейного типа. После изучения японских фирм в конце 1960-х и начале 1970-х гг. ряд исследователей пришли к заключению о существовании фундаментальных различий между рыночными и иерархическими формами организационных конструкций в Америке и клановыми форма-мизтих конструкций в Японии ( W. G. Ouchi, 1981; R. Pascale & A. Atftos, 1981; J. Lincoln* 1990). Формы кланового типанроник-нуты разделяемыми всеми ценностями и целями, сплоченностью, соучастием, индивидуальностью и ощущением организации как-«мы». Они больше похожи на большие семьи, чем на объекты экономической деятельности. Вместо правил и процедур иерархии или конкурирующих прибыльных центров рынка типичными характеристиками фирм клановою типа являются бригадная работа, программы вовлечения наемных работников в бизнес и корпоративные обязательства перед нями. О том, что эти характеристики действительно таковы, свидетельствовали полуавтономная работа бригад, которые Получали вознаграждение на базе бригадного (не индивидуального) подряда; самостоятельные наем и увольнение брига-
74____________________________________________ 1лаюЗ дамн своих членов, существование кружков качества, которые поощряли рабочих высказывать предложения по улучшению собственной работы и повышению показателей деятельности компании. Це оставляла сомнения и окружающая наемных работников корпоративная среда, доверявшая им определенные властные полномочия. Основные базисные допущения в клановой культуре состоят в том, что с внешним окружением лучше всего справиться, организуя бригадную работу и заботясь о повышении квалификации наемных работников; что потребителей лучше всего воспринимать как партнеров; что организация действует в бизнесе, < х> здающем для рабочего гуманное внешнее окружение; и что главная задача менеджмента состоит в делегировании наемным работникам полномочий и облегчении условий их участия в бизнесе, проявления преданности делу и преданности организации. Эти характеристики не новы, конечно, илля американских организаций. В их поддержку десятилетиями высказывались многие авторы исследований, касавшихся движения за гуманность отношений в бизнесе < D. McGregor, 196ft; R. LHkert, 497Q; C. Agyris, 1962). Однако успехи японских фирм, которые приняли и реализовали эти принципы сразу же после второй мировой войны, добившись положительных результатов, организации США и Западной Европы разглядели тоямго в конце 1970-х и а 1980-е гг. Они смогли понять, что клановые культуры не лишены здравого смысла с точки зрения хорошего ведения бизнеса. 1ылогяапрлщр, установлено, что кода бурная, быстро меняющаяся внешняя среда создает менеджерам трудности в долгосрочном планировании и когда принятие решений сопряжено с неопределенностью, эффективным способом координации организационной деятельности становится несомненная уверенность в том, что все наемные работники разделяют одни и те же ценности, заповеди и цели. Внешняя среда после второй мировой войны оказалась такой, что японским организациям пришлось ухватиться заэтооткрытиезадолго до западных организаций. Примером организаций кланового типа в Соединенных Штатах была People Express Airlines в течение первые пяти лет Рамочная конструкция конкурирующих ценностей своих операций, пока ее основатель Дон Бёрр не столкнулся с финансовыми затруднениями, которые вынудили его продать' компанию, чтобы избежать банкротства. Оставляя в 1980 г. TextisAir, Бёрр мечтал не только о создании прибыльной авиалинии, но и о построении модели идеально функционирующей организации. Бёрр привел с собой из Texas Air еще несколько руководящих работников и в течение двух лет игнорировал пророчества всех экспертов, пуская в оборот прибыль. Это был самый впечатляющий успех в истории индустрии авиаперевозок. Наиболее значимыми характеристиками People Express Airlines были: (1) минимум уровней менеджмента — Бёрра и экипаж самолета разделяло всего три уровня менеджмента; (2) неофициальность и самоуправление—кабинет Бёрра был просто еще одним задом для заседаний, и когда он использовался для этой цели, хозяин кабинета удалялся в какее-нибудь другое место; (3) собственность наемных работников—все они владели акциями компании и имели пожизненную гарантию занятости; (4) рабочие бригады—вся рабочая сила была организована в бригады по три-четыре человека, которые комплектовались главным образом на основе добровольного отбора; (5) учаетце наемных работников в принятии решений — принимать реащ» ния компании помогало по крайней мере четыре, отдельны» управленческих совета; и (6) ротация участников выполнения зздмн|й — сотрудники регулярно переключались с выполнения одних заданий на другие таким образом, что пилоты, например, занимались обработкой багажа и резервированием мест. Граничившая с обожанием преданность Бёрру и концепции People Express Airlines позволяла Держать заработки наемных работников на существенно более низком уровне, чем у соперничавших авиалиний, но моральный климат в организации оставался по-прежнему высоким. Эти характеристики не оставляют сомнения в том, что People Express был а организована на базе клановой модели. Несовместимость этой клановой культуры с тем сортом компании, которая возникла после слияния People Express с глубоко проникнутой профсоюзным движением и соперничавшей с ней компанией Frontier AirHnes, поставила детище Бёрра на грань банкротства. 76 _______ ^_________________________ Глава 3 Клановая культура, согласно оценке в OCAI, характеризуется как дружное место работы, где люди имеют много общего и доверяют друг другу. Она напоминает большую семью. Лидеры мыслят как воспитатели и, возможно, даже как родители. Организация держится вместе, благодаря преданности и традиции. Высока обязательность организации. Она делает акцент на долгосрочной выгоде от совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется в терминах здорового внутреннего климата и заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие. Адхократическая культура По мере того как развитой мир переходил из эры индустрии в эру информации, сформировался четвертый тип идеальной организации, наиболее адекватно реагирующей на чрезвычайно бурные, все интенсивнее меняющиеся внешние условии, которыми 8 большей мере характеризуется мир организаций XXI в. -На фоне быстро снижающегося измерителя преимущества продукции или услуги на отрезке половины ее жизненного цикла был разработан некий набор допущений, который в корне отличался от допущений всех* трех рассмотренных выше форм организации. Они состояли в том, что новаторские и опережающие время решения — это именно то, что ведет к успеху; что организация функционирует главным образом в бизнесе разработки новой продукции, совершен* ствования услуг и подготовки к будущим свершениям; что главная задача менеджмента заключается в ускорении предпринимательства, поощрении творчества и деятельности на передовых рубежах. Предполагалось, что адаптация к внешней среде и новаторство ведут к обретению новых ресурсов и повышению прибыльности, поэтому акцент должен делаться на предвидении будущего, на некоторой организационной анархии, но с внутренним подчинением определенной дисциплине. Слово, «адхократия» происходит от латинского выражения ad hoc (по случаю) и определяет некую временную, специа- Рамочная конструкция конкурирующих ценностей лизированную, динамичную организационную единицу. Большинство людей выполняют свои обязанности в составе адхо-кратической целевой бригады или комитета, ко*орые распускаются, как только выполнена поставленная задача Адхократии сродни временным структурам. Их характеризуют^ как «шатру, а не дворцы», т. е. структуры, которые можно быстро реконфи-гурировать, едва возникнут новые обстоятельства. Главная цель адхократии - ускорять адаптивность, обеснечивать гибкость и творческий подход к делу в ситуациях, для которых типична неопределенность, двусмысленность и/или перегрузка информацией. Адхократическую организацию часто можно обнаружить в таких направлениях бизнеса, как аэрокосмическая индустрия, разработка программного обеспечения, высокопрофессиональные консультационные услуги и кинопроизводство. Важнейшим вызовом, перед которым оказываются подобные организации, является необходимость производства новаторской продукции и услуг, так же как и быстрая адаптация к новым возможностям. В отличие от рынка или иерархии ад-хократия не использует централизованную власть и авторитарные взаимоотношения. Власть перетекает от индивида к индивиду или от одной целевой бригады к другой в завдение-сти от проблемы, которая заявляет о себе в данный момеях времени. Ярко выражен акцент на индивидуальности, поощрение риска и предвидение будущего, поскольку почти тсаж-дый работник адхократической организации оказывается причастным к производству, общению с клиентами, исследованиям и развитию и т. д. Например, обращение отдельного клиента к консалтинговой фирме трактуется как независимая программа и на удовлетворение его требований ориентируется временная организационная структура. Сразу же после выполнения программы структура расформировывается. Точно так же успешно закончившаяся история с неполадками космической миссии Apollo 13 отчетливо иллюстрирует, как лидерство может меняться настолько регулярно, зачастую даже непредсказуемо, а членство в бригадах быть таким временным, что невозможно составление никакой достаточно четкой картограммы, которая идентифицировала бы комму- те_____________ . ..,.. •. :, *±~^'„. & ** $^ , i_, л_ _........., _.. ™ j_u.. -i. . . - •. тптлипчВД-r ; -mjTrmi Tiir^ipj -. ^i-Л ТЩ-^ vv _i, ТПЦ^Ш,,.., лу. . . «LU. ДЯ1Щ. '. ГЛ. . Л г ~~ - " * 'i-. ^ никацию цодай$|(! М$Ш^^ находившиеся 8 к< х^»чн^йай каплет так же как й1)(^нал наземной п^ержки^ не представляли собой стабильную организаций сколько-нибудь долгое время. Разрешение разных проблем требовало разлйчного. типа целевых бригад, лидерство часто смещалось и даже пилотирование космического корабля Переходило от одного астронавта к другому. В агент стве NASA это было типично для все|Х), чем занимался центр ^ космических полетов с человеком на борту. В течение первых восьми лет существования формальная структура этого центра менялась семнадцать раз. Никакая организационная схема даже не рисовалась, потому что она оказалась бы устаревшей, еще не успев быть отпечатанной. Линии юрисдикция, прецеденты и политика трактовались как временные. Названия должностей, ответственность за выполнение заданий и Даясе уровни подразделений иногда менялись каждую неделю. Любой блок этой организации работал как адхоКратическая конструкция и проявлял предрасположенность к ценностям, которые типичны для адхократической культуры. Время от времени адхократические блоки возникают и в достаточно крупных организациях, где доминирует иной тип культуры. Например, существование адхократической культуры внутри иерархии было описано в исследовании о революционных изменениях (А Е. Quinn & K. S. Cameron, 1983). Авторы наблюдали этот случай в департаменте ментальной гигиены правительства штата Нью-Йорк. В течение первых пяти лет своего сущ0@йк»ания этот орган имел я& Ибадхо^фа-тическую органвааюкю. Среди характеристик, 1Й*6р^ мы обнаружили в реа^иадарсвоегоанализа, оказалисы(; 1^< й|^гг-ствие какой-либо оретюизационной схемы — ее невощЦ^ю было вычертить, поскольку департамент менялся часто ибы-стро; (2) временное физическое пространство — директор не имел офиса и организовывал временную базу для своих операций всякий раз, когда считал это необходимым; (3> временные роли — возложение ответственности на членов штата и освобождение от нее зависело от изменения проблем клиентов; и (4) творчество и новаторство — наемные работники получали стимулы, поощрявшие формулировку ими новатор-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|