Построение профиля организационной культуры
Тенденции В процессе наблюдений более чем за тысячью организаций нам удалось выявить несколько тенденций, которые выглядят типичными. Их может вовсе и не быть в вашей фирме, но мы представляем здесь их перечень, чтобы еще подробнее разъяснить сущности культурных профилей. 1. Высшие менеджеры стремятся обладать повышенными 2. Адхократаческая составляющая обычно получает самый 3. С течением времени в компаниях появляется тенденция 4. Несколько консультантов по менеджменту и авторов на < венства между «лидерством» и культурами, которые ассоциируются с верхними двумя квадрантами, а понятие «менеджмента» сделали тождественным культурам двух нижних квадрантов. Становится, например, весьма популярным пропагандировать лидерство, а не менеджмент; т. е. специалисты и аналитики бизнеса ратуют за перенос акцентов на бригадную работу, новаторство и
tjy_.... ^ ^ _ ц ^> _•• ^. '.... -•^.? '..! л. '> Л.?!.. '' f.. '. '> Al. 'J!. -J' r^JjfeSJy готовность к изменениям (клан и адхократия) вместо. поддержания стабильности, продуктивности и status-quo. (иерархия и рынок), у. нас нет желания соглашаться с этим общепринятым противопоставлением дилерства менеджменту. Нап^иесде& ованне доказывает, wo и лидерство, и менеджмент в равной мещ принимают участие в усилении, поддержке, изменении или создании культуры в любом квадранте. Лидеры, не умеющие быть менеджерами, заведомо обречены н& неудачу, так же как и менеджеры, не способные быть лидерами, сталкиваются с • неудачами повсеместно. Изменения без стабильности — это просто хаос. Новаторство без продуктивности — мечта о пирожках, падающих с Неба. Следовательно, такое противопоставление не очень полезно. Дляорганйзаци-~ онной эффективности необходимы и лидерство, и менеджмент. Есть и еще одно обстоятельство, выявлен-ное с помощью каркаса конкурентных ценностей куль-' туры, Все четыре типа культуры (и соответствующая 'компетенция менеджмента) одинаково ценны и необхо-' д*»*ы. Ни один не является лучшим шш худшим по срав- х нению с другими. 5. Культурные профили зачастую выглядят парадоксальными. Нет, например, ничего удивительного в том, что их форма иапоминаетсигару. Во»ое«е^язательно, чтобы в организации доминировала та или'другая сторона формы профиля или чтобы был акцент на верхней либо нижней его долях. Многие организаций высокой продуктивности одновременно подчеркивают и клановую, и рыночную культуру или предпочитак^ иерархическую культуру вместе с адхократической. Это в равной мере может быть признаком силы и симптомом слабости. Например, в результате некоторых наших исследований (К S. Cameron, 1986) мы обнаружили, что эффективность учреждений высшего образования была наивысшей в организациях, которые делали акцент на новаторстве и готовности к изменениям (адхоКратия), оставаясь в то же время стабильными и контролируемыми (иерархия). Мы также обнаружили эффективные организации,
Построение профиля организационной культуры которые поддерживали своих наемных работников и заботились о повышении их квалификации (клан), но вместе с тем требовали от них конечных результатов и достижений (рынок). Другими- словами, в этом исследовании мы пришли к выводу, что эффективные организации обладают способноствло вести себя^гибко и*я? случая к случаю идти внутренне противоречивыми путями. Они мо-гут TBef^ertSt^poWft* п^звощйЩЫ^ость труда и достижение результатов, но еще и делегировать наемным работникам полномочия, поддерживая при этоюкнзйеут-верждающий, проникнутый неформальными отношениями моральный климат. Подвозя итог этой главе, можно сказать, что она представ-* ляет собой краткое пояснение снособов, позволяющих анализировать профиль культуры вашей организации. Мьк^ЩЩЬ -лись помочь вам понять силу и потенциал; 1Й»сей||^в||_ее культуры. Достижение понимания того, в каких (ВДЭ< в1Ввеяиях ваша фирма отличается от других подобных< ^^^^а^й"; и в чем она на них похожа, насколько различные зтяв? |т* Вашей фирмы соответствуют таковым других организаций и каким" путем могло бы пойти изменение культуры, — все это важные результаты проведения краткого анализа профилей. В следующей главе мы опишем процедуру систематического построения самого процесса изменения культуры. Для его иллюстрации мы приведем примеры практических действий по изменению организационной культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|